В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Депутат ГД Хафиз Салихов: Инновационное развитие страны невозможно без создания реальных механизмов государственно-частного партнерства Назад
Депутат ГД Хафиз Салихов: Инновационное развитие страны невозможно без создания реальных механизмов государственно-частного партнерства
И Н Т Е Р В Ь Ю

Инновационное развитие страны невозможно без создания реальных механизмов государственно- частного партнерства (ГЧП), заявил в интервью корреспонденту "ФК-Новости" член комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Хафиз Салихов. Он выступил с предложением более активно создавать такие механизмы на парламентских слушаниях: "Законодательное обеспечение инновационного развития экономики".

Депутат заявил, что "мои предложения были поддержаны. И в рекомендации слушаний был включен пункт о необходимости стимулирования частных инвесторов к софинансированию создания объектов интеллектуальной собственности совместно с государством". Он напомнил, что Президент Дмитрий Медведев отмечал, что основной движущей силой перехода России к инновационному пути развития должны стать малые и средние предприятия, которые благодаря своей мобильности и гибкой организационной структуре способны к образованию бизнес-инкубаторов, ориентированных на внедрения инноваций.

Но, по словам Сахилова, пока еще существует большое количество административных, налоговых и финансовых барьеров, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса. Поэтому, полагает он, надо активнее привлекать деловые круги к работе над совершенствованием законодательства в сфере социально-экономической, инвестиционной и инновационной политики. "Ведь только сами предприниматели могут дать необходимую информацию о том, что конкретно надо сделать по изменению ситуации".

Кроме того, депутат уверен, что запустить механизмы развития национальной инновационной системы невозможно без привлечения реального бизнеса. Роль же государства состоит в том, чтобы сбалансировать интересы бизнеса с общенациональными приоритетами, а краткосрочные тактические приоритеты со стратегическими долгосрочными перспективами. Он рассказал, что в последние три года в России приняты некоторые меры по созданию механизмов, обеспечивающих развитие ГЧП в экономике. Кстати, развитие таких механизмов является одним из приоритетных направлений инновационного развития, обозначенных в Стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 года.

Салихов обратил внимание на то, что с некоторыми оговорками ГЧП регулируется федеральным законом от 21 июля 2005 года "О концессионных соглашениях", который фактически оговаривает отношения государства и частного капитала при создании или реконструкции недвижимого имущества. Согласно закону 2005 года "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", ОЭЗ - это часть территории РФ, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности.

Еще в одном законе - "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", указана доля госзаказа для малого бизнеса в 10-20 процентов. Частично проработан механизм взаимодействия между государством, бизнес-структурами и некоммерческими организациями в законе от 3 ноября 2006 года "Об автономных учреждениях". В некоторых субъектах РФ также приняты региональные законы, связанные с развитием государственно-частного партнерства.

"Но практика показывает, что пока еще существует много факторов, негативно влияющих на развитие в стране ГЧП. Наша правовая система недостаточно адаптирована к общепринятым международным стандартам. Но главное - у нас до сих пор нет концепции или стратегии развития государственно-частного партнерства, несмотря на существование отдельных законов, которые я перечислил", - отметил депутат. По его словам, не урегулированы многие процедуры защиты проектов и интересов частных инвесторов, отсутствуют правовые основы для установления долгосрочных тарифов на услуги естественных монополий.

Сахилов обратил внимание и на то, что положения законов, регулирующие ГЧП, не согласованы с бюджетным, гражданским, налоговым законодательством. Недостатки правовой базы также связаны с усложненной процедурой предоставления государственных гарантий, добавил он. Именно поэтому депутат уверен, что необходимо рассмотреть вопрос о разработке федерального закона, регулирующего проведения конкурсов на право заключения инвестиционных договоров в рамках ГЧП по проектам, не попадающим под действие закона "О концессионных соглашениях".

"Одной из основных проблем, тормозящих развитие государственно-частного партнерства, является отсутствие у государства единого центра для выработки единой политики и координации деятельности органов государственного и муниципального управления при реализации проектов ГЧП", - подчеркнул он.

Член комитета по экономической политике и предпринимательству уверен, что законодательство должно дать бизнесу широкий выбор наиболее приемлемых способов решения тех или иных задач в зависимости от конкретного проекта и его финансовых, экономических, технологических особенностей, не навязывая лишь одну линию поведения. В тоже время органы государственного и муниципального управления должны разработать целевые показатели качества и эффективности, которых должен добиваться частный партнер в проекте ГЧП, считает депутат. Он также уверен, что назрела необходимость совершенствования системы финансовой поддержки инновационной деятельности, в том числе за счет развития современных финансовых инструментов и механизмов для привлечения в высокотехнологичную сферу экономики внебюджетных инвестиций. И в первую очередь - это развитие системы венчурного инвестирования. Речь идет об обеспечении совместного финансирования части прикладных исследований, опытно-конструкторских работ, а также о создании инновационной инфраструктуры и преимущественного финансирования модернизации промышленного производства высокотехнологичной продукции.

"И, конечно, нужна разработка и осуществление комплекса мер, направленных на координацию федеральных и региональных органов исполнительной власти по развитию ГЧП-программ, а также на создание эффективной системы федеральных и региональных инструментов ГЧП", - заключил Салихов.

25.06.2008
http://www.fcinfo.ru/themes/basic/materials-document.asp?folder=1446&matID=183082

Док. 488108
Перв. публик.: 25.06.08
Последн. ред.: 11.09.08
Число обращений: 89

  • Салихов Хафиз Миргазямович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``