В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Андрианов: Финансово-промышленные группы Южной Кореи и перспективы их инвестиционного сотрудничества с Россией Назад
Владимир Андрианов: Финансово-промышленные группы Южной Кореи и перспективы их инвестиционного сотрудничества с Россией
Особенности формирования и развития Южнокорейских ФПГ

В современном мире основными субъектами экспорта капитала и движущей силой интеграции мировой экономики являются транснациональные корпорации.

Транснациональные корпорации автор определяет как гигантские финансово-промышленные объединения, национальные или интернациональные по капиталу, построенные по принципу централизованного планирования и управления в мировом масштабе, участвующие в международном разделении труда и использующие преимущества от интернационализации хозяйственной жизни для максимизации прибыли.

Как показывает мировой опыт ведущие ТНК сформировались на базе финансово-промышленных групп. Наиболее интенсивно эти процессы в настоящее время протекают в новых индустриальных странах и прежде всего в Южной Корее, где их называют "чэболь". Создание и развитие "чеболь" явилось результатом успешного сочетания рыночных начал с государственной поддержкой наиболее успешно развивающихся ФПГ.

Глубокий финансовый кризис в Южной Корее показал неоднозначное влияние ФПГ на экономику страны. В свое время правительство поощряло и всячески поддерживало рост национальных ФПГ путем слияния, укрепления и расширения их производственной и финансовой базы.

Возникновение первых "чеболь" относится еще к периоду японского колониального господства в Корее. Структурное оформление ФПГ произошло в конце 50-х годов после окончания войны, когда Южная Корея получила финансовую помощь от США.

Наиболее активно этот процесс проходил в 80-х годах. Если в 1953 г. в Южной Корее было только 5 "чеболь", в 1965 г. -10, в 1975 г. - 20, то в 1985 г. их число возросло до 70, а в 1990 г. увеличилось до 100. При этом число фирм, входящих в финансово-промышленные группы, только в 80-х годах возросло с 400 до 850. Из общего числа "чеболь" можно выделить наиболее крупные примерно 43 финансово-промышленные группы, активы каждой из которых превышают400 млрд. вон (около 500 млн. долл.). Элиту южнокорейского бизнеса составляют 30 "чеболь", совокупная стоимость активов которых к концу 90- х годов превышала 300 млрд. долл, а совокупный оборот свыше 340 млрд. долл. Эти корпорации имели 623 дочерние компании.

По совокупному показателю концентрации производства и капитала южнокорейские "чеболь" значительно опережают японские монополии. В середине 90-х годов совокупный объём продаж 10 крупнейших "чеболь" составил 175 млрд. долл., что соответствовало примерно 50% от ВВП Южной Кореи. На долю этих ФПГ приходилось более 35% от общего объёма промышленного производства около 25% экспортно-импортных операций страны.

Крупнейшие южнокорейские корпорации имеют предприятия в 9 ключевых отраслях, в то время как аналогичные финансово-промышленные группы в Японии - в одной, двух или трех отраслях.

Характерными чертами южнокорейских ФПГ является высокий уровень отраслевой диверсификации, централизованное планирование, значительные размеры текущей задолженности, авторитарный стиль руководства.

Особо следует сказать о таком феномене как значительные размеры текущей задолженности, которые явились одной из причин сначала финансового, а затем и общеэкономического кризиса южнокорейской экономики.

Первые сигналы о неблагоприятной ситуации в экономики Южной Кореи появились уже в середине 90-х годов. В результате бесконтрольного предоставления несвязанных краткосрочных займов просроченные взаимные долговые обязательства южнокорейских компаний в 20 раз превысили сумму их ликвидности и составили около 110 млрд. долл. Кризис с ликвидностью вызвал цепную реакцию банкротств южнокорейских фирм, в том числе и 12-ой по величине "чеболь" "Халла", крупной фондовой компании "Коре секьюритиз", одного из основных производителей грузового автотранспорта компании "Санъен", ведущего производителя спиртных напитков корпорации "Джинро" и др. В критическом положении оказалась одна из ведущих автомобилестроительных компаний "Киа".

По своей организационной структуре южнокорейские "чеболь" напоминают японские "дзайбацу" и имеютсемейно-клановый характер Каждую ФПГ контролирует семейный клан. Члены семьи основателя и его родственники являются основными держателями акций компаний, входящих в состав группы. По оценкам правительства Республики Корея, примерно 60% акций ФПГ принадлежат членам таких кланов.

Особую роль сыграли южнокорейские монополии в процессе интеграции экономики страны в мировое хозяйство. Динамичный рост "чеболь" и ориентация на внешний рынок постепенно способствовали их превращению в современные транснациональные корпорации.

Из общего числа крупных южнокорейских фирм к разряду транснациональных корпораций можно отнести около 20 монополий и, прежде всего "Хендэ", "Самсунг", "Дэу", "Лакки Голдстар", "Санкёнг", "Ссангьенг", "Кореаэксплусивз", "Ханчжин", "Киа", "Хесон", "Дусан", "Колон", "Хан-ва", "Лотте", "Ханиль", "Кымхо", "Дэлим", "Донг-А-Констракшен". Одиннадцать ведущих южнокорейских "чеболь" входят в список пятисот крупнейших промышленных компаний мира, в том числе четыре - в первую сотню.

Именно эти фирмы явились основными проводниками политики экспортной ориентации. Благодаря высокой конкурентоспособности южнокорейских товаров и агрессивной торговой политике транснациональных компаний, Южной Кореи удалось занять достаточно твердые позиции на многих мировых товарных рынках.

Сыграв решающую роль в процессе индустриализации и интеграции Южной Кореи в мировую экономику, "чеболь" в последние годы стали оказывать сдерживающее влияние на динамизм развития внутренней экономики. Доминирующее положение на многих товарных рынках отрицательно сказывается на внутренней конкурентной среде, сдерживает развитие малого и среднего бизнеса, ограничивает свободу предпринимательства.

Пытаясь изменить сложившуюся ситуацию, правительство постепенно начало проводить политику, направленную на разукрупнение "чеболь" и предание им более узкой специализации. Министерство торговли и промышленности Южной Кореи обязало 10 ведущих "чеболь" (в том числе "Хендэ", "Самсунг", "Лакки Голдстар" и "Дэу") определить для себя три ключевые отрасли специализации, а 20 следующих по величине финансово-промышленных групп -две отрасли.

Вместе с тем, со своей стороны государство снимает с них ряд ограничений на банковские и иностранные займы, обеспечивает поддержку в сфере НИОКР.

Финансовый кризис в Южной Корее показал, что необходимо демонополизация экономики. Необходима кардинальная реформа в структуре экономики, в том числе и реформа "чеболь". В перспективе "чеболь", при определенном изменении их экономического статуса, должны остаться самостоятельными экономическими подсистемами. По законам системного анализа наличие в системе адекватных подсистем увеличивает общий ресурс системы и тем самым повышает ее устойчивость.

Перспективы инвестиционного сотрудничества южно-корейских ФПГ с Россией

В настоящее время торговые отношения с Россией поддерживает около 400 южнокорейских компаний, из них около 40 фирм имеют свои постоянные представительства в России (из которых 24 располагаются в Москве).

Однако анализ фирменной структуры показал, что примерно на 20 крупнейших компаний приходится около 95% российско-южнокорейского товарооборота и инвестиционного сотрудничества, в том числе на семь ведущих - "Хендэ", "Самсунг", "Дэу", "Лакки Голдстар", "Ссанъенг", "Ко-хап", "Джиндо" - почти 90 процентов.

Отдельным корейским "чеболь" удалось занять достаточно прочные позиции на отдельных сегментах российского рынка потребительских товаров. В частности, на долю фирмы "Самсунг" в 1995г. приходилось 20% от общего объёма продаж бытовой электроники в России, в том числе 24% современных моделей СВЧ - печей (удельный вес фирмы "Дэу" на том же рынке составлял около 16%).

Для крупных корейских фирм Россия остается стратегическим рынком, освоение которого входит в их глобальные планы по завоеванию прочных позиций на мировой арене.

"Хёндэ". Среди наиболее крупных долгосрочных инвестиционных проектов следует выделить проекты компании "Хёндэ", которая имеет амбициозные планы по развитию сотрудничества с Россией на длительную перспективу.

Подписанное в 1990 г. соглашение между "Хёндэ" и министерством лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности предусматривает совместную разработку в течение 30 лет лесных ресурсов в районе "Светлая" (около Находки) общей площадью 670 тыс. кв.км.

Для финансирования проекта была создана совместная компания, куда группа "Хёндэ" планирует инвестировать в общей сложности около 54 млн. долл. (в настоящее время уже вложено около 16 млн.долл.), что обеспечило ей половину участия в уставном капитале. С российской стороны учредителями являются "Приморсклеспром" и "Тырнейлес".

Согласно соглашению, ежегодный объем заготовки древесины составляет около 1 млн.куб.м. Большая часть поставляется в Южную Корею и другие страны. В1990-1992 гг. доходы от экспорта древесины достигали 50 млн.долл., а в последующие годы стоимость вывоза может увеличиться до 100 млн.долл. Поставки этого ценного сырья из России обеспечат до 10% внутренних потребностей Южной Кореи в древесине.

В качестве компенсации южнокорейская сторона будет поставлять машины и оборудование для заготовки леса. Кроме того, планируется модернизировать два крупных российских порта Находка и Посьет, оснастив их портовое хозяйство современной техникой.

Расширение сотрудничества в этой отрасли в перспективе может пойти по пути строительства предприятия по переработке древесины. Компания "Хёндэ" объявила о намерении вложить 500 тыс.долл. в строительство завода по производству пиломатериалов и другой продукции из древесины.

В текущем десятилетии продолжится поставка в Россию морских судов, которые строятся на верфях компании "Хёндэ". Общая стоимость контракта, заключенного с министерством морского флота, оценивается в 620 млн.долл. Расчеты будут осуществляться на условиях рассрочки платежей, при содействии экспортно-импортного банка Южной Кореи.

Представители "Хёндэ" разрабатывают план весьма крупного проекта по освоению газовых ресурсов Западной Сибири. Первая очередь предусматривает строительство газопровода Сахалин - Комсомольск-на-Амуре - Корейский полуостров, вторая - газопровод из Якутии через российский Дальний Восток по территории Северной Кореи в Южную Корею.

Повышенное внимание к газовым ресурсам России объясняется тем, что в долгосрочной перспективе именно на природном газе будет базироваться топливно-энергетический баланс Южной Кореи.

Реализация проекта строительства трансконтинентального газопровода из северных районов Республики Саха координируется министерством энергетики и ресурсов, Корейской газовой корпорацией при участии крупных фирм: "Дэу", "Самсунг", "Юкон", "Лакки Голдстар", а также частных фирм США. Для координации взаимных усилий создан российско-якутский южнокорейский консорциум.

Ориентировочная стоимость всего проекта оценивается специалистами в 20-25 млрд. долл. В настоящее время консорциум приступил к разработке технико-экономического обоснования проекта, стоимость которого, по предварительным оценкам, составляет 10 млн. долл.

Помимо прокладки газопроводов "Хёндэ" предлагает свои услуги в освоении угольных ресурсов Приморья. Достигнуты предварительные договоренности с правительством России о разработке месторождения в районе Партизанска. В будущем совместном консорциуме "Хёндэ" и другой южно-корейской фирме - "Дэусон консолидэйтед коул майн Комп." будет принадлежать 25% акционерного капитала. Предполагается, что на начальном этапе ежегодная добыча составит от 300 до 500 тыс.т, в перспективе объем добычи может увеличиться до 2 млн.т в год. Однако реализация этого проекта связана с немалыми трудностями. В частности, для освоения месторождения угля в Приморье необходимо проложить как минимум 320 км. железнодорожных путей до ближайшей ветки Транссибирской магистрали.

Существует проект строительства в Северо-Восточной части Сибири крупнейшего в мире нефтехимического комплекса. Общая стоимость проекта оценивается в 2-5 млрд. долл., из них "Хёндэ" планирует вложить 600 млн.долл. Кроме того, в реализации совместного проекта может принять участие американская фирма "Комбашн инжиниринг".

Помимо сотрудничества в сырьевых отраслях "Хёндэ" имеет перспективные планы строительства в Приморье целлюлозно-бумажного комбината, фабрики по производству мыла, вагоностроительного завода, который будет производить подвижной железнодорожный состав, локомотивы и вагоны.

В перспективе не исключена возможность сотрудничества с "Хёндэ" в производстве легковых автомобилей в восточной части России. Такая идея обсуждалась в правительстве Южной Кореи, во внешнеэкономических организациях России, а также с руководством американской компании "Форд", которая может выступить в качестве одного из партнеров будущего совместного предприятия по сборке автомобилей из импортируемых комплектов.

Первым шагом фирмы "Хёндэ" на пути создания крупного производства легковых автомобилей в России стало создание предприятия по сборке легковых автомобилей в городе Нерюнгри (Якутия) на производственных мощностях совместной российско-южнокорейской фирмы S. В. М. Со Ltd. Первый автомобиль был собран в начале 1996г., всего в текущем году планируется собрать из комплектующих деталей, импортируемых из Южной Кореи, около 400 легковых автомобилей. Автомобили фирмы "Хёндэ" предназначены прежде всего для дальневосточных районов России, ориентировочная стоимость машин составит около 15,5 тыс. долл. В ближайшие годы планируется построить первую станцию по техническому обслуживанию автомобилей фирмы "Хёндэ" в Якутии.

В январе 1996 г. Правительство Российской Федерации выпустило распоряжение о привлечении фирменного кредита "Хёндэ" на сумму 10 млн. долл. для финансирования закупок акционерным обществом "Кратос" специальной автомобильной техники для инвалидов, создания технических сервисных центров для этих машин, а также для организации сборки бытовой электронной аппаратуры, с использованием труда инвалидов.

"Самсунг". Если для "Хёндэ" основной сферой инвестиционного сотрудничества с Россией являются преимущественно сырьевые отрасли, то другая ведущая южнокорейская группа "Самсунг" старается сделать I упор на наиболее современные наукоемкие отрасли.

Благоприятные перспективы имеет фирма "Самсунг" по выпуску в России первых моделей телевизоров нового типа с плоским экраном, с так называемым холодным катодом и телевизоров с жидкокристаллическим экраном.

Данный проект, разрабатываемый совместно с саратовским НИИ "Волга", относится к разряду венчурных инвестиций, т.е. является рискованным, однако в случае успеха он претендует на потенциальную рыночную нишу, в которую сейчас стремятся все ведущие производители электронной и электротехнической промышленности. Фирма "Самсунг" планирует начать коммерческий выпуск этих высокотехнологичных товаров в 1996-1997 годах.

Наиболее перспективным для "Самсунг" представляется возможное участие в очень крупном проекте по модернизации сети телекоммуникационной связи в России под названием "50 х 50", предусматривающим установку 50-ти новых телефонных станций и прокладку 50-ти тысяч километров волоконно-оптического кабеля. Общая стоимость программы модернизации оценивается в 12-15 млрд.долл., которые могут быть освоены в течение 5 лет. В рамках этого проекта компания "Самсунг" создала совместную станцию с "Ростелеком" и открыла в Саратовской области телефонную станцию на 10 тысяч номеров, созданную по технологии "Самсунг электронике".

Кроме того, "Самсунг электронике" открыла аналогичную телефонную станцию на 22 тыс. номеров в Махачкале (Дагестан). В перспективе здесь планируется пустить в эксплуатацию станцию сотовой связи на 1000 абонентов, для реализации проекта создана совместная компания "Дагестанская сотовая связь".

Компания "Самсунг" планирует уже в ближайшие годы внедрить на российском рынке новую технологию сотовой связи. В 1996 г. было подписано соглашение с российской операторской компанией "Ивтелеком" (г. Иваново) о поставках цифровой системы мобильной связи стандарта CDMA, основным преимуществом которого является более экономичное использование радиочастот (одним каналом могут пользоваться сразу несколько абонентов). Общая стоимость контракта оценивается в 2 млн. долл.

В долгосрочной перспективе "Самсунг" планирует расширить поставки в Россию бытовой электронной аппаратуры и довести годовой объем продаж этих товаров на российском рынке до 100 млн. долл. Удельный вес "Самсунг" на российском рынке бытовой электронной аппаратуры может возрасти с 20% в 1995 г. до 25-30% к 2000 году. В частности, уже в ближайшие годы поставки современных моделей СВЧ - печей планируется увеличить с 80 тыс. в 1995 г. до 150 тыс. в 1996 г., при этом удельный вес фирмы на российском рынке увеличится с 24% от общего объёма продаж до 35%.

В 1996 г. фирма намерена представить новую серию домашних холодильников (290-430 литров), с началом выпуска которых компания отказывается от применения озоноразрушаюших фреонов. Поставки новых изделий увеличат долю "Самсунг" на российском рынке холодильников с 2% в 1995 г. до 4% в 1996 г. (общая доля импортных поставок холодильной техники в России в 1995г. составляла 53%).

В ближайшие годы продолжится сотрудничество с воронежским научно-производственным объединением "Электроника", выпускающим видеомагнитофоны по южнокорейской технологии. Возможно расширение производственных мощностей предприятия за счет поставок оборудования и сборочных узлов из Южной Кореи.

В перспективе "Самсунг" планирует увеличить вдвое объем производства бытовой электронной аппаратуры в России. Для улучшения сбыта продукции создается дилерская сеть на территории России и планируется открыть 10 сервисных центров.

Компания "Самсунг" прорабатывает проекты строительства в России предприятий по выпуску медицинского оборудования, холодильников, различных видов бытовой электронной аппаратуры. Рассматривается план строительства гостиницы в г. Москве.

"Пакт Голдстар". Одна из ведущих монополистических групп Южной Кореи "Лакки Голдстар" также имеет планы развития сотрудничества с Россией. Однако, в отличие от "Хёндэ" и "Самсунг", которые, как правило, полагаются на собственные силы, "Лакки Голдстар" для продвижения на российский рынок решила объединиться с компаниями из Японии и США для разделения риска вложения капитала.

Для участия в освоении Сибири было создано совместное южноко-рейско-американо-японо-российское предприятие. Кроме "Лакки Голдстар" в него вошла ведущая строительная компания США "Бехтел". В планах этого международного объединения строительство гостиниц и жилых домов на тихоокеанском побережье на север от Владивостока, сооружение заводов по выпуску пиломатериалов и морепродуктов, для последующего экспорта производимой продукции в Южную Корею, Японию и другие страны.

В середине 1995 г. одно из подразделений компании "Голдстар Интернешэнел энд Комъюникайшэн" подписало соглашение с АО "Воронеж-связьинформ" о сотрудничестве в области применения коммутационного оборудования для цифровых АТС в райцентрах области. Согласно соглашению "Голдстар" в течение трех лет поставит телекоммуникационное оборудование для средних и малых АТС общий емкостью 51 тыс. номеров. Контракт подписан в рамках программы "Телефон для села".

Воронежская область по количеству телефонов в сельской местности занимает по России 33-е место. На 100 семей приходится 19 телефонов, количество неудовлетворенных заявок - 77 тысяч. Установка АТС позволит значительно улучшить качество телефонной связи в области, а абоненты получат дополнительно 12 видов услуг.

Совместное предприятие по сборке бытовой электроники планируется создать в Новосибирске на базе производственного объединения НПО "Восток". С корейской стороны будет представлена фирма "Лаки Голдстар Электронике", с российской стороны - новосибирская фирма "Транс-Пур".

"Лаки Голдстар" планирует на первом этапе наладить сборку из импортируемых компонентов магнитол, в дальнейшем ассортимент продукции будет расширен за счёт выпуска миксеров, холодильников и других электротехнических изделий. Реализация проекта даст возможность создать около 500 новых рабочих мест.

"Д э у". Увеличение активности "Дэу" на рынках Восточной Европы и России связано со стратегическими планами южнокорейского концерна войти в десятку ведущих мировых производителей автомобилей. В последние годы представители "Дэу" изучают варианты создания автомобильного производства в России.

Руководство "Дэу" готово пойти на финансирование за счет собственных средств строительства автомобильного завода, если российская сторона обеспечит подбор производственного помещения со всеми необходимыми коммуникациями и инфраструктурой. В настоящее время изучается несколько вариантов реализации проекта создания автосборочного предприятия. Ведутся переговоры с руководством АО "ГАЗ" по возможному сотрудничеству в производстве комплектующих для автомобилей, а также совместно с австрийской фирмой Штир в налаживании производства дизельных двигателей марки No 1, которыми планируется оснащать грузовики "ГАЗель".

Переговоры представителей "Дэу" с руководством "АвтоВАЗа" по сотрудничеству в производстве легковых автомобилей зашли в тупик из-за стандартных требований южнокорейской фирмы по предоставлению ей необоснованных налоговых и таможенных льгот.

В1996 г. начались переговоры между компанией "Дэу" и АМО "ЗИЛ" по вопросу создания совместного производства легковых автомобилей на базе российского завода в объеме около 200 тыс. штук в год. Переговоры носят предварительный характер.

Долгое время велись переговоры по созданию завода по производству легковых автомобилей в Елабуге. Мощность завода должна была составить 200 тыс.легковых автомобилей в год. Концерн "Дэу" предлагал производить в Елабуге автомобиль марки "Рейсер" с объемом двигателя 1,5 л., модифицированный с учетом специфики эксплуатации в России и других странах СНГ.

Проект предусматривал сооружение прессового цеха, цеха сверки кузовов, цеха окраски, завода по производству двигателей, трансмиссий, сборочного цеха и др. Однако переговоры завершились безрезультатно.

Поскольку планы по созданию крупных автосборочных заводов в России остаются планами "Дэу" удалось найти не столь крупных, но более сговорчивых партнёров. В ноябре 1995 г. на ростовском заводе " Красный Аксай" была изготовлена первая партия легковых автомобилей моделей Espero и Nexia. Планируется, что на этом предприятии будет собираться до 4 тысяч автомобилей в год, из комплектующих, поставляемым из Южной Кореи.

Однако перспективы развития этого предприятия ограничиваются невозможностью создать полный производственный цикл по выпуску автомобилей. Цена южнокорейских автомобилей ростовской сборки будет в пределах от 13 до 14 тыс. долл.

Компания "Дэу" ищет возможных партнеров из числа российских машиностроительных предприятий и конверсионных предприятий для организации сборки автобусов. Перепрофилирование производства будет осуществляться за счет финансовых ресурсов концерна "Дэу". Интерес к сотрудничеству в этой области проявили администрация и промышленные организации города Красноярска.

Среди других сфер интересов компании "Дэу" в России можно выделить цветную металлургию. В частности, прорабатывается предложение по приобретению недостроенного цеха по производству алюминиевого листа на Красноярском алюминиевом заводе.

Изучаются возможности и целесообразность продвижения на российский рынок цифровых телефонных станций фирмы "Дэу", имеющей сертификат соответствия Министерства связи на АТС типа DTS, которые могут применяться на городских телефонных сетях России. Не исключается вариант создания совместного предприятия по производству оборудования связи.

"Палмко". Эта южнокорейская фирма строит свои отношения с Россией на долгосрочной основе. Компания "Палмко" имеет соглашения с министерством энергетики Южной Кореи и объединением "Техснабэкспорт" об экспорте из России обогащенного урана. Соглашение заключено сроком на 10 лет и предусматривает поставки в Южную Корею всего около 390 т уранового концентрата. В1990 г. было закуплено 40 т, в 1991 -1992 гг. - по 30 т, в 1993-1998 гг. - по 40 т ив 1999 г. - 50 т. Импорт обогащенного урана из России будет обеспечивать до 19% потребностей южнокорейской ядерной энергетики в этом сырье. В настоящее время в Южной Корее действует 9 атомных реакторов и 7 реакторов находится в стадии строительства. Заключенная сделка частично носит бартерный характер, т.к. до 30% в счет оплаты уранового концентрата будет осуществляться поставкой южно-корейских товаров.

"Кохап". Корейская фирма "Кохап", специализирующаяся на торговле нефтехимическими продуктами, синтетическими волокнами, автомобильными запчастями и рядом других изделий, планирует увеличить свой торговый оборот с Россией с 50 млн. в 1994 г. до 100-150 млн.долл. к 2000 году.

"Кохап" планирует продолжать финансировать построенный ею научный центр во Владивостоке, а также оказывать материальную поддержку Международному центру корееведения при МГУ.

Наиболее масштабным проектом для "Кохап" на российской территории является совместное предприятие по обработке алмазов. Проект был одобрен в 1994 г. правительством Республики Саха (Якутия) и по мнению экспертов этот инвестиционный проект может стать одним из перспективных направлений экономического сотрудничества Якутии с Южной Кореей.

"Шин-А". Корейская фирма "Шин-А" расширение своего присутствия на российском рынке связывает с инвестициями (совместно с американскими и лихтенштейнскими фирмами) в новое производство химической продукции на базе АО "Нижнекамскнефтехим". Данная сфера сотрудничества представляется весьма перспективной, учитывая благоприятную конъюнктуру на южнокорейском рынке нефтехимических товаров.

Заключение

Перспективы инвестиционной деятельности южнокорейских "чеболь" в России в настоящее время следует рассматривать исключительно через призму глубокого финансового кризиса, который переживает корейская экономика.

Однако последствия кризиса могут быть неоднозначными. В краткосрочной перспективе следует ожидать снижение инвестиционной активности южнокорейских кампаний на российском рынке. Однако в долгосрочном плане можно прогнозировать расширение масштабов деятельности "чеболь" в российской экономике.

Более того, динамичное развитие российской экономики и расширение сотрудничества может сыграть важную роль в преодолении экономического кризиса в Южной Кореи.

Следует еще раз подчеркнуть, что для большинства южнокорейских "чеболь" Россия остается стратегическим рынком, освоение которого входит в их глобальные планы по завоеванию прочных позиций на мировой арене.

Мелким и средним южнокорейским компаниям, из-за отсутствия государственного кредитования и страхования внешнеторговых сделок, а также из-за политической и экономической нестабильности в России, достаточно сложно на равных конкурировать с южнокорейскими транснациональными корпорациями ("чеболь") по завоеванию определенных позиций на российском рынке.

В этой связи, практически все крупные южнокорейские компании создали специальные подразделения, которые координируют экономические отношения с Россией и имеют текущие и долгосрочные планы по освоению потенциально емкого российского рынка.

Очевидно, что южнокорейские фирмы заинтересованы в получении доступа к сырьевым, людским и научно-технологическим ресурсам России. В этой связи необходимо ориентироваться на привлечение южнокорейского капитала не только на совместное освоение, но на глубокую переработку товаров сырьевого комплекса, в конверсию оборонных отраслей, совместную коммерциализацию передовых научно-технических разработок.

Максимальный упор необходимо сделать на технологическое партнерство и инвестиционное сотрудничество Прямые инвестиции целесообразно сосредоточить в отраслях, частично ориентированных на внешний рынок. Наиболее привлекательными для Южной Кореи могут стать следующие сферы инвестиционного сотрудничества:

-    создание компаний по совместной глубокой переработке сырьевых товаров (древесина, уголь, нефть, природный газ, минеральное сырье, меха, кожа и др.);
    
судостроение и портовое хозяйство (строительство и ремонт морских судов и судового оборудования, плавбаз, морских буровых платформ, модернизации портов и портового хозяйства, строительство морских доков и др.);

-    станкостроение (экспорт-импорт и совместное производство машиностроительной продукции, включая торговлю лицензиями, лизинг промышленного оборудования);
    
-    создание предприятий по выпуску товаров широкого потребления (одежда, обувь, бытовая электронная аппаратура, мебель и др.), частично с экспортной ориентацией;
    
-    транспорт (перевозка контейнерных грузов из стран Северо-Восточной Азии в Европу через транссибирскую магистраль, организация складов и перевалочных пунктов, модернизация и замена подвижного состава, строительство контейнерных терминалов);

-    рыболовство (совместный лов и переработка рыбы и морепродуктов);
    
-    строительство (объекты промышленного, гражданского и социально-бытового назначения, включая инфраструктурные сооружения, жилые дома);
    
-    гостиничное хозяйство (строительство отелей, торговых и коммерческих центров);
    
-    туризм (проработка и организация ознакомительных поездок для деловых людей, совместных туристических маршрутов, развитие материальной базы туризма в России);
    
-    отрасли военно-промышленного комплекса, осуществляющие конверсию производства (создание новых материалов, освоение космического пространства, спутниковая связь, волоконно-оптическая связь, товары потребительского назначения и др.);
    
-    свободные экономические зоны (совместное создание промышленной инфраструктуры, развитие рискобизнеса, организация научно-промышленных парков, технополисов).
    
Весьма эффективными могут оказаться портфельные инвестиции южнокорейских фирм в российскую экономику. Второй этап приватизации, который начался в России, предполагает возможность приобретения акций приватизированных предприятий на фондовом рынке. Существующее законодательство в этой сфере открывает широкие возможности для инвесторов из Южной Кореи в приобретении акций наиболее рентабельных и перспективных предприятий как Дальневосточного региона, так и в целом по России.

В отличие от американских и западно-европейских кампаний, которые в последнее время активизировали деятельность на фондовом рынке России, используя для этого рисковый (венчурный) капитал, южнокорейские кампании занимают выжидательную позицию.

Учитывая значительный опыт Южной Кореи как в развитии фондового рынка, так и в использовании венчурного капитала эта форма сотрудничества имеет огромные потенциальные возможности.

Развитие сотрудничества на фондовом рынке России может решить и проблему финансовой задолженности России Республике Корея путем передачи имущественных прав на российские предприятия, при условии отработки механизма участия южнокорейских вкладчиков в приватизации объектов на территории России (преимущественно в Дальневосточном региона) с последующим привлечением капитала и технологий в производственную сферу.

Наиболее крупным инвесторам, осуществляющим капиталовложения как в предпринимательской, так и в портфельной форме целесообразно оказывать всяческое содействие на государственном уровне на всех этапах реализации инвестиционных программ. Вместе с тем, при рассмотрении инвестиционных проектов необходимо учитывать вопросы экономической безопасности России и интересы отечественных товаропроизводителей.

Одним из приоритетных направлений инвестиционного сотрудничества России с Республикой Корея должно стать научно-техническое сотрудничество. Привлечение южнокорейских инвестиций в эту сферу позволило бы не только сохранить уникальный научно-технические потенциал России, но и заложило бы основу для совместного выхода на мировые рынки с принципиально новой интеллектоемкой продукцией.

Для поднятия на новый уровень сотрудничества в этой сфере представляется целесообразным сконцентрировать усилия на следующих направлениях: - совместная коммерциализация имеющихся российских научных разработок и технологий на базе институтов Академии наук и отраслевых НИИ;

-    организация совместных производств как в России, так и в странах Северо-Восточной Азии и с использованием российских патентов и лицензий;
    
-    создание банка данных по наиболее передовым российским технологиям, в отраслях, представляющих особый интерес для южнокорейских компаний;
    
-    привлечение венчурного капитала и создание рискофондов для финансирования новейших и перспективных научно-технических разработав России;
    
-    использование высвобождающихся в результате конверсии и сокращения военного производства научно-технических мощностей и высококвалифицированных кадров оборонных предприятий для налаживания производства гражданской продукции как промышленного, так и потребительского назначения;
    
-    более активное привлечение различных научных фондов и выделяемых ими грантов для поддержки научных исследований российских ученых в области точных, естественных, общественных и гуманитарных наук;
    
-    создание совместных фондов для финансирования фундаментальных исследований;
    
-    создание на базе российской системы образования, с привлечением ведущих южнокорейских ученых совместных высших учебных заведений для подготовки специалистов в таких областях как маркетинг, менеджмент, финансовые рынки, социальная инфраструктура и др.;
    
-    участие российских ученых в перспективных программах научно-исследовательских работ в Южной Корее;
    
-    перспективной формой научно-технического сотрудничества может стать совместная организация технополисов, в том числе в свободных экономических зонах Дальнего Востока России.
    
Следует подчеркнуть, что научно-техническое сотрудничество может быть наиболее эффективным при координации усилий в этом направлении как государственного, так и частного сектора.

По оценкам специалистов в конце 1996 г южнокорейские ФПГ и прежде всего "Daewoo","Sumsung" и "Laky Goldstar (LG)" совместно с двумя коммерческими и десятью торговыми банками приобрели почти четверть российских еврооблигаций первого выпуска на общую сумму более 250 млн. долл. В ближайшие годы возможен рост притока капитала южнокорейских ФПГ в приобретение облигаций российских государственных займов, которые российское правительство планирует размещать в крупнейших мировых финансовых центрах.

1    Korea and the World, Key Indicators, 1995., Korea Foreign Trade
Association, Seoul, Korea, 1995.

2    Андрианов В.Д. Актуальные проблемы торгово-экономического сотрудничества России с Республикой Корея (на корейском языке). Journal of Area Studies, Vol. 4. No 11,1995 г., (KIEP - Korea Institute for International Economic Policy), Seoul, Korea.

3    Коммерсант. No 29, 8 августа 1995 г.

4    Newsreview. April 8.1995. Seoul, Korea

5    Бюллетень иностранной и коммерческой информации (БИКИ), No 43. 11 апреля, 1996 г.

6    Коммерсант-DAILY No 180.29 сентября 1995 г.

7    Эксперт No 9, 4 марта 1996 г.

8    Финансовые известия No 32,1995 г.


viperson.ru

Док. 488042
Перв. публик.: 21.01.98
Последн. ред.: 03.11.10
Число обращений: 605

  • Андрианов Владимир Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``