В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью заместителя председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Владимира Тарачева агентству ПРАЙМ-ТАСС. Назад
Интервью заместителя председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Владимира Тарачева агентству ПРАЙМ-ТАСС.

13 марта Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Вопрос. Какие основные изменения в законопроект были приняты во втором чтении?

Ответ. Я бы остановился на основных направлениях доработки проекта ко второму чтению и анализе наиболее существенных поправок, которые в итоге нашли свое отражение в законе. Отмечу, что при подготовке законопроекта ко второму чтению всего поступило около 350 поправок. В соответствии с предложениями президента и правительства, повышен уровень правового регулирования тарифов. Установление тарифов отнесено к ведению правительства, а не Страхового надзора, как это было установлено в первом чтении. Кроме того, непосредственно в законопроекте закреплены основные параметры тарифов и меры по обеспечению общественного контроля за их обоснованностью.

Что я имею в виду? Страховщик не может относить на прибыль более 5 процентов от поступивших премий. Ограничивается величина затрат, которую правительство может закладывать в страховой тариф, на осуществление обязательного страхования.

Вопрос. Какие основные принципы установления страховых тарифов прописаны в законе?

Ответ. Правительство будет определять базовый тариф, он будет единый по всей России, а также систему повышающих и понижающих коэффициентов с учетом территории преимущественного использования транспортного средства. Таким образом, для всех 89 субъектов будут установлены свои коэффициенты. Это будет делаться в начале года. Также правительству предоставлено право, менять тарифы один раз в течение года.

Законопроектом, принятом во втором чтении, определяется предельная величина страхового взноса, рассчитанного с учетом коэффициентов. При расчете страховой премии, подлежащей уплате страхователем страховщику, ее максимальный размер не может превышать трехкратного размера базовой ставки страхового тарифа, скорректированной с учетом территории преимущественного использования автомобиля, а при применении повышающих коэффициентов ее пятикратного размера.

Еще один момент, на который я хотел бы обратить внимание, законом установлено единообразное применение страховщиками тарифов. Страховые компании не вправе применять дополнительные ставки или коэффициенты, установленные сверх страховых тарифов.

Вопрос. Все-таки сколько будет стоить годовой полис?

Ответ. Мы примерно посчитали, что стоимость годового полиса для среднестатистического водителя (стаж вождения 5 лет, автомобиль "жигули") в Брянске составит 600 рублей в год. Этот же среднестатистический водитель в Москве заплатит 1500 рублей в год. Соответственно базовый тариф будет 1000 рублей. Таким образом, для Брянска будет работать понижающий тариф, потому что там мало автомобилей и вероятность ДТП не очень высокая, а на Москву повышающий тариф. Стоит также отметить, что если автомобиль используется в определенные периоды, например, в дачный сезон, то вместо годового полиса можно приобрести полис на 6 или 9 месяцев.

Вопрос. Изменились ли сроки введения обязательного страхования автогражданской ответственности?

Ответ. По предложению правительства при обсуждении закона во втором чтении на заседании Госдумы были изменены даты порядка введения обязательного страхования. С 1 июля 2003 года вводится этот вид страхования, поправки в кодекс административных нарушений, которые определяют размер штрафов, вступают в действие с 1 января 2004 года, а механизм компенсационных выплат начнет работать с 1 июля 2004 года.

Вопрос. Какие штрафы предусмотрены за использование автомобиля без полиса?

Ответ. Штрафы будут составлять 5-7 МРОТ, то есть будут примерно равны стоимости среднестатистического полиса страхования.

Вопрос. Предполагалось, что закон будет вводиться поэтапно: сначала будет возмещаться вред, причиненный жизни и здоровью других граждан в результате ДТП, а уже дополнительным законом будут введены статьи, касающиеся страхования вреда, причиненного имуществу. Сохранилось ли это положение?

Ответ. От поэтапности мы отказались. Прежде всего, потому что автовладельцев интересует не столько ущерб жизни и здоровью, а, в основном, компенсация в случае, если помят его автомобиль.

Вопрос. Ранее Вы заявляли о том, что для осуществления страхования вреда имуществу нет статистики, а значит невозможно будет установить адекватные тарифы.

Ответ. Нормальная статистика по опыту европейских стран, где принимались аналогичные законы, появится только через пять лет после его работы. В этой связи не исключено, что правительство будет ошибаться при формировании тарифов. Я повторюсь, что именно поэтому мы записали норму о том, что правительство может корректировать в течение года базовый тариф. При этом будет обеспечена прозрачность статистики. Законом предусмотрено официальное опубликование данных статистики по этому виду страхования. На основании этих данных можно будет судить об обоснованности тех тарифов, которые устанавливает правительство. Я еще хотел бы отметить, что возможно депутатам придется менять страховые суммы, заложенные в законе. Если уровень инфляции будет расти, то нужно будет и менять и размер предельных страховых выплат.

Вопрос. Появились ли какие-либо новые требования к страховым компаниям, которые будут проводить этот вид страхования?

Ответ. Нет, ничего нового не появилось. Страховщик должен будет заключить договор с профессиональным объединением, сформировать сеть своих представителей во всех субъектах федерации, а также иметь двухлетний опыт работы на рынке добровольного страхования автогражданской ответственности, либо страхования транспортных средств. Я полагаю, что в первый год из 1200 страховых компаний максимум 300-400 будут работать по этому виду страхования.

Вопрос. Какие функции будет выполнять профессиональное объединение страховщиков?

Ответ. Профессиональное объединение страховщиков появилось вместо гарантийного фонда, который был в первом чтении. Это объединение, оно будет одно для всего рынка, будет работать на принципах солидарной ответственности страховщиков по обязательствам друг друга в части договоров обязательного страхования автогражданской ответственности. Членство в этом профобъединении будет обязательным для тех компаний, которые участвуют в этом виде, в противном случае страховщик не получит лицензию. Объединение будет устанавливать правила деятельности по обязательному страхованию, а также контролировать их исполнении своими членами. Одна из основных функций этой организации будет заключаться в осуществлении выплат, пострадавшим в ДТП в случае, если его виновник не установлен, либо не застрахован, а также в случае банкротства страховщика.

В принципе это будет своего рода расчетно-клиринговый центр. Профобъединение будет осуществлять все взаиморасчеты между страховыми компаниями. По закону этому объединению предоставляется право принимать решение, могут ли страховые компании оставлять резервы (резерв гарантий и резерв компенсаций) у себя на счетах или же должны аккумулировать их на расчетных счетах объединения. Здесь мы ушли от опасения, как депутатов, так президента и правительства, что одна организация (в первом чтении гарантийных фонд) саккумулирует очень большие деньги. Теперь эти резервы гарантий частично будут находиться у самих страховщиков, а профобъединение, работая как расчетно-клиринговый центр, будет давать команды с какого счета и по какому страховому случаю выплатить возмещение.

Вопрос. Когда планируется третье чтение закона?

Ответ. Я хотел бы отметить, что третье чтение представляет собой только технико-юридическую правку редакции. У авторов законопроекта было достаточно много времени, чтобы подготовить законопроект не только ко второму, но и к третьему чтению. Мы могли бы принять его сразу во втором и третьем чтении одновременно. Но с учетом того, что за принятие закона во втором чтении проголосовало 235 человек /при необходимом минимуме 226/, мы не стали рисковать. Пока точная дата рассмотрения законопроекта не определена, но я думаю, что это произойдет в апреле.

Тексты законопроектов, принятых Государственной Думой во втором чтении, опубликованы на сайте ПРАЙМ-ТАСС в разделе "Страхование/Нормативные документы".



http://www.prime-tass.ru/





Док. 488029
Перв. публик.: 29.03.02
Последн. ред.: 11.09.08
Число обращений: 243

  • Тарачев Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``