В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Беседа об ОПК для газеты `СВОБОДНЫЙ КУРС`, (Алтайский край, Барнаул) Назад
Беседа об ОПК для газеты `СВОБОДНЫЙ КУРС`, (Алтайский край, Барнаул)
Известный миссионер, дьякон Андрей Кураев, профессор Московской Духовной Академии о введении в школах новой дисциплины "Духовно-нравственное воспитание" (в том числе Основы православной культуры):

- Если мы всерьез хотим разрабатывать этот проект, то необходимо сначала обозначить "дорожную карту".

Первый этап дороги - формирование общественного консенсуса, что предполагает "нулевой цикл": разработку концепции нового курса. Если нам нужна общественная поддержка, то надо показать - что именно предлагается поддерживать. О чем этот предмет будет говорить? Какими средствами и методами? Без этого речь идет о торговле вслепую, точнее - о торговле и шантаже красивыми словами. "Вы что, против морали и духовности?"

Если нет ни концепции, ни учебника, то созывать родительские собрания цинично. Им будет предложено голосовать за какого-то кота в мешке. Мол, давайте проголосуем за все светлое, доброе, вечное.

Итак, нулевой цикл - это выработка концепции курса.

В той концепции, которую сейчас разрабатывают московские православные педагоги, есть изрядное противоречие. Неясно главное - предмет под названием "Основы православной культуры" будет культурологическим или духовно-нравственным. Нужно определиться: дисциплину какой направленности мы хотим получить?

Культурология - это взгляд со стороны. Один из методов культурологии - о-странение. Даже если речь идет о своем, говорить надо как бы со стороны, объясняя внутреннюю логику сюжета. "Основы православной культуры" нужно преподавать, как основы православия в школе для азербайджанских детей. Объясняя, но не агитируя и не отождествляя детей с материалом. Например, все знакомы с достопримечательностями Москвы или Лондона. Все знают о соборе Василия Блаженного, могут даже что-то знать об истории этого храма или о самом Василии Блаженном. Первичные знания об этом объекте есть у всех детей России. Но при этом их же никто не обязывает молиться этому святому Василию или Божьей Матери, которой на самом деле, посвящен этот храм - он храм Покрова.

А вот если это будет духовно-этический предмет, там уже будет не взгляд со стороны, а прямая индоктринация. Но тогда нужно спросить родителей. Передача детям системы ценностей, тем более, религиозно мотивированных, недопустима без обращения к родителям: а вы согласны, чтобы вашему ребенку прививалась именно эта система ценностей? А поскольку убеждения у родителей разные, кто-то обязательно скажет нет, и тогда такой предмет обречен на факультативность.

Итак, сначала на пути к ОПК надо определиться с тем, какой все же это будет предмет - культурологически-светский или же духовно-конфессиональный.

Если избран будет первый вариант, то надо объявить конкурс учебников и кадров. При нескольких российских вузах, где есть хорошие, культурологические традиции, где не понаслышке знают труды Флоренского, Лосева, Аверинцева, Лихачева, Панченко, Бахтина, создать такой центр или лабораторию. Может, даже учредить кафедру "культурологии православия".

Параллельно выделить несколько пилотных школ, взяв во внимание этнический состав. То есть взять, например, школу в мононациональной Рязани и школу в одной из нацреспублик. Деревенскую и городскую. А потом посмотреть, как дети разных культур воспринимают информацию о том же храме Василия Блаженного в русской и многонациональной школе.

Для начала эксперимента надо было бы избежать двух крайностей: 1) не надо мобилизовывать всех и вся, и 2) не надо пускать всех желающих. Для начала надо призвать на новое поле только самых талантливых экспериментаторов-педагогов. Этот педагог может быть и в рясе, может быть и в юбке. Более того, я считаю, что преподаватель необязательно должен быть православным. Если я читаю лекции по античной культуре и рассказываю о мистерии Диониса, то это не значит, будто я сам принимаю участие в этих мистериях.

Далее нужен трезвый анализ первых успехов и неудач. Нужно, чтобы опыт был оценен как позитивный не только сами авторами этого эксперимента. Есть такая московская педагогиня Алла Бородина. Она пишет учебники по ОПК и сама же их рекламирует, представляя себя как "кавалер ордена преп. Сергия Радонежского". Это одна из самых распространенных церковных наград, но встречали ли вы еще кого-нибудь, кто так сам себя презентовал бы? Точно ли такой человек может научить православной этике?

Увы, ни одно издание, посвященное рекламе ОПК, никогда не писало о неудачах в реализации своего проекта. Только триумф! Это не нормально. Учиться, прежде всего, нужно на ошибках.

Одна из них - ни в одной книге для преподавателей ОПК я не встречал ссылки на вышеперечисленные имена классиков культурологии. Выходит, что бренд одной научной отрасли переносится для обозначения совершенно другого проекта. На мой взгляд, это не очень честно.

Знаете, есть старый анекдот: в колхоз приезжает лектор ЦК КПСС, проводит лекцию, а потом просят задавать вопросы. Встает какой-то дед Мазай и спрашивает: а коммунизм - это наука или идеология? Приезжие в шоке. Такие серьезные вопросы... "Сейчас мы склоняемся к мысли, что научный коммунизм - это идеология" - отвечает лектор. "Да я так и думал! Была б наука - сначала бы на собаках проверили" - объясняет колхозник.

Вот чтобы подобные анекдоты не рассказывали про ОПК, надо сначала создать научную базу этого эксперимента. "Дорожная карта ОПК" должна включить в себя время и место для общественной дискуссии, в ходе которой будет неизбежна правка самой концепции.

Если же в массы сразу будет запущен сырой проект, мы можем получить обратный эффект. Если объявить сейчас с 1 сентября мобилизацию всех священников в школу, то боюсь, что мы получим слишком много случаев отвращения к религии.

И уж точно тут не должно быть самовлюбленности! Мол, стоит мне появиться в аудитории - все меня поймут и заслушаются. Должна быть добротная профессиональная подготовленность.

Для начала пусть хотя бы потенциальные педагоги докажут, что они могут интересно говорить на православную тему для светских людей. При этом не обидев тех, кто не русской национальности или неправославного вероисповедания.

Интересно, необидно и культурологически - вот три составляющих успеха ОПК.

- На Алтае решили, что если большая часть родителей "за", то предмет ОПК - обязательный?

- Скажем так: решение вашего епархиального собрания не обязывает ни к чему тех, кто не является профессиональным православным священнослужителем.

Так что даже противники курса ОПК из-за епархиального собрания не должны волноваться.

Кроме того, не надо реагировать на ярлыки. Если этот курс будет вводиться по результатам опроса родителей каждой из школ, то ситуация окажется знакомой. Еще закон о свободе совести 1990 года позволял на такой основе вести факультативные уроки Закона Божия.

Министерство образования пока оставляет для ОПК именно и только ту правовую нишу, которую закон предусматривает для преподавания Закона Божьего. То есть: по желанию, факультативно и пр. Получается, что мы будем обращаться к детям наших же прихожан. И, значит, все равно православное слово не выйдет за рамки православного гетто.

Но если даже культурологически ориентированный курс ОПК не позволит обратиться к более широкому кругу детей, то зачем его разрабатывать? Не проще ли и честнее тогда остаться при старом добром "Законе Божием"? Зачем священнику играть из себя знатока в незнакомой ему научной дисциплине?

- Епископ сказал, что теология в АлтГУ - это блуд?

- Барнаульскую кафедру теологии действительно возглавляют не очень православные люди. Так что Владыка Максим прав.

- А другие факультеты, в других вузах?

- Вновь говорю: преподавателей основ православной культуры должны готовить не теологи, а культурологи!

Очевидно, что подобный предмет может быть обязательным в светской школе только в том случае, если он носит светский характер. Тогда совершенно естественно, что светские университеты должны готовить этих специалистов, способных преподавать ОПК именно культурологически.

Но если задача преподавателя мыслится, как обучение детей технике Иисусовой молитвы, глубокое воцерковление и т.д., то все меняется. В этом случае цель урока становится религиозной, и преподавателя такой направленности светский вуз воспитывать не возьмется. Таких педагогов должны готовить епархии. Но тогда не избежать вопроса о правовом статусе присутствия религиозного проповедника в светской школе. И ответ есть: только факультатив.

Вновь говорю: или в сочетании "основы православной культуры" акцент на слове "культура", и тогда это светский предмет, имеющий право быть обязательным. Или акцент на слове "православная" - и тогда это факультативный курс. Напишем так: "опК или оПк"?

Никакой "клерикализации школы" в 2009 году не будет - уверяю вас. Я общаюсь с чиновниками из минобразования, которые отвечают за этот проект, и они разводят руками: мы не понимаем, почему Патриархия так оптимистически говорит, будто все разрешения уже получены.

Да, новые образовательные стандарты должны быть разработаны к 2009 году, и там должна быть духовно-нравственная компонента. Но слово "духовность" имеет совсем разное значение для светских людей и церковных! В понимании светских чиновников духовность - это рассказ о музыке Чайковского и картинах Васнецова, а не о догматах веры и заповедях Моисея.

Консенсус еще не найден. Сейчас педагоги, дети, чиновники и священники находятся в пространстве поиска. Это очень интересная задача, которую было бы важно для страны решить, но для этого не надо делать вид, что у нас "золотой ключик" уже в кармане. Что у нас все ответы есть, и осталось одно - взять школьную указку.

- Как бы Вы определили свое участие в этом проекте?

- Пока никак. Моя позиция по этому вопросу двулична. До той поры, пока в обществе не будет консенсуса по этому вопросу, я буду защищать необходимость такого проекта, его обязательность в школах. Но в жестких условиях светскости и его культурологической ориентации.

Когда же Минобразования издаст документ, который булгаковский профессор Преображенский называл "окончательной бумажкой", я поменяю линию своего полемического фронта и буду настаивать на неспешности и профессиональности и исполнения.

Что касается меня лично, то еще полгода я буду занят обычной миссионерской работой. До ноября у нас совместная работа с Юрием Шевчуком и группой "ДДТ" в России и Украине. 28 городов Украины, еще 50 в России. От 15 до 50 тысяч ребят на площадях. И возможность напомнить им о Небе и о душе, призванной к самому важному выбору...

Когда миссионерская часть работы кончится, я предполагаю уйти на "писательскую пенсию". Начатые, но еще не законченные книги. Переработка старых. Составление "собрания сочинений". А со временем, возможно, напишу учебник по Основам православной культуры. Но сяду за его написание только при наличии двойной гарантии (от Министерства и от Патриархии), что я занимаюсь нужным делом. Писать столь сложную книгу в стол не хочется.

- Свои лекции Вы можете назвать похожими на идеальное преподавание ОПК?

- Лекции, которые я уже 17 лет читаю в МГУ, конечно, далеки от религиозной проповеди. Я провожу презентацию православия светской аудитории, а не его пропаганду. Конечно, мои лекции не идеальны. Но и жалоб на меня со стороны моих студентов не было ни в деканате, ни в Интернете.

http://kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=177

Док. 488006
Опублик.: 11.09.08
Число обращений: 17

  • Кураев Андрей Вячеславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``