В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О духовном единстве Киева и Москвы Назад
О духовном единстве Киева и Москвы
Надеюсь, что объединяет нас в большей степени православная вера, учение Церкви, догматика, благоговейное отношение к учению вселенских соборов, а разделяет вопрос о границах икономии. Я думаю, что все стороны одинаково высоко отзываются о канонах святых отцов, а вот затем автокефальные самочинные образования говорят: "Вы знаете, мы считаем, что наши национальные интересы выше тех или иных канонов и поэтому можно через эти каноны легко переступить".

Отсюда возникают уже серьезные различия. И дальше вопрос, как мне кажется, состоит еще в динамике. Я вижу в украинском расколе, как миссионер, отображение главных коллизий миссионерства, а именно, вопрос о границах адаптации миссионера. Миссионер, несомненно, должен быть приспособляем к тем людям, к которым он обращается, которым он служит. Но бывает дурная адаптация, когда уже теряется та высота, на которую миссионер может подтянуть своего собеседника. Тогда миссионер может сам попасть в то болото, из которого сам хотел вытащить. И точно также здесь. Есть немало таких людей, которые очень болезненно и трагично переживают историю Украины, которые хотят видеть Украину совершенно самостоятельной страной, может быть даже с железобетонной границей на Востоке. Но это тоже люди и для Церкви они тоже ее чада. Но вот вопрос: до какой степени Церковь должна опускаться до такого рода филитических националистических концепций, или же она может там наклониться, но для того, чтобы подать руку и вытащить.

Есть ли в реальном пастырстве у филаретовцев вот эта самая динамика? Мы с вами согласились в том, что украинец должен быть православным, пусть даже у каждого своя Церковь. Дальше вы о Христе, а не об Украине готовы говорить этим людям? Вы привлекли национальный флаг. Замечательно. Но вести надо не к национальному флагу, а ко Христу. Если дальше это возрастание духовной жизни, тогда поиск настроен ко Христу, а не в сторону державности или самостийности.

Я знаю, что богословие - такая странная наука, что развивать ее могут люди очень разные, в том числе и не православные. Уже триста лет невозможно развитие академического православного богословия без работы с трудами немецких ученых, европейских протестантов, католиков. Поэтому я, когда бываю в Украине, каждый раз ищу в местных лавках труды украинских богословов. Я готов не обращать внимания на то, раскольнический ли это богословский труд или канонический. Главное, чтобы он был качественным. Если он будет о Христе, о святоотеческом наследии, я буду рад и повезу его в Москву, но пока этих трофеев из Украины мне не удалось вывезти. И для меня это свидетельство того, что какая-то серьезная травма есть - это раскол в украинском Православии, в том числе даже в каноническом. В канонической Церкви за эти семнадцать лет я не вижу тоже появления созвездий и ярких имен проповедников и писателей современных. От раскола, очевидно, страдают все.

Диалог между разными конфессиями в Украине - это дело самой Украины, а не Московской области. Но, как русский человек, я бы счел себя в этом смысле удовлетворенным, если бы удалось напомнить жителям Украины, некоторым в Украине, что Россия - это не только родина Газпрома, а Россия - это еще великий православный мир. Мир, который своими истоками обязан Киеву, но и обратно, очень многое из того, что росло и рождалось в России, возвращалось сюда же, и происходило взаимообогащение, причем взаимообогащение до такой степени, что я даже не могу употребить традиционную форму взаимообогащение двух культур или двух народов, настолько они едины.

В Украине каждое воскресенье проходит референдум по вопросам Поместной Церкви. Каждое воскресенье люди идут в храмы и выбирают эти храмы. Итоги этого референдума вполне ясны. Я не знаю, сколько тысяч раз надо этот референдум проводить, но большинство церковных украинцев, для которых вера - это серьезно, две трети таких людей, совершенное конституционное большинство избирают каноническую Церковь, которая находится в единстве с Русской Православной Церковью. Поэтому, если чиновники высокого ранга считают себя демократами, они должны были бы учесть итоги этого референдума.

28.03.2008
Успенская Киево-Печерская Лавра
http://kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=170

Док. 488000
Перв. публик.: 28.03.08
Последн. ред.: 11.09.08
Число обращений: 95

  • Кураев Андрей Вячеславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``