В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью в Горненском женском монастыре Назад
Интервью в Горненском женском монастыре
- Отец Андрей, на Святой Земле Вы не впервые, сейчас Вы прибыли с группой журналистов, принимали участие в празднике, связанном с присутствием русской духовной миссии на Святой Земле. Какие у Вас впечатления от этой поездки на Святую Землю в этот раз?

Я здесь уже в шестой раз, поэтому в этот раз самое сильное мое впечатление - не встреча с любимыми святынями, а сегодняшняя беседа с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом.

Патриарх встречался с группой российских журналистов, представляющих ведущие телевизионные и газетные каналы, а также интернет-ресурсы нашей страны. Беседа длилась минут 40.


Главный тезис патриарха: Господь управляет судьбами Иерусалимской Церкви - Матери всех Церквей. Наша Церковь никогда не занималась бизнесом или политикой. Господь хранил ее Сам. Он даже назвал такого рода взгляд - греческой метафизикой. Правда, зачем-то добавил, что русским ее не понять...

Вопрос же, заданный ему, обращал его внимание на то, что большинство прихожан Иерусалимского Патриархата арабы, а епископат остается чисто греческим. Считает ли он это нормальным? В ответ мы услышали, что национализм - это плохо, национализм - это грех, во Христе все едины и т.д., и что на самом деле мы "Ромеи", римляне, что нельзя быть христианином и не быть эллинистом, что даже "в священной книге Коран есть слово руми, обозначающее православных христиан"...

Вот именно этот ответ помог мне понять то, что не хочет понимать Патриарх Феофил. Господь действительно управляет судьбами Святой Земли и Церкви, но управляет в том числе и через катастрофы. То, что Иерусалимская Церковь это еще и Церковь историко-катастрофичная - очевидно. Но объясняется ли катастрофичность ее истории "происками" внешних - персов, арабов и евреев? Или же они происходят из-за того, что сами христиане вели и ведут себя здесь отнюдь не апостольским образом?

В этот час беседы с патриархом я воочию увидел ту бездну византийского елейно-удушливого лицемерия, которое вызывало отторжение у преподобного Нестора летописца, автора "Повести временных лет". Уже в начале русско-византийских отношений он вынужден был вздохнуть - "эллины лукавы суть". В этот час мне стало понятно и то, отчего местное население с восторгом принимало арабских завоевателей в 7-8 веках. Триумф ислама не понять, если забыть о карательных походах армии Юстиниана по этим землям, в ходе которых "ромеи" искореняли монофизитов и всех, чья вера отличалась от имперской. Его не понять, если забыть о том, как гордились ромеи своим "эллинизмом" и своей культурностью, и как отталкивающе это выглядело в глазах иных народов, почитаемых ромеями за варваров...

Какова же была накопленная здесь мера ненависти и обид, что люди были готовы принять крайне упрощенную и жесткую веру ислама, лишь бы уйти от утонченных, но ненавистных византийцев!

Лучший, на мой взгляд, православный журналист современного мира - это иеромонах Макарий (Маркиш). Он из ортодоксальной иудейской семьи, но принял православие и после этого из США переехал в Россию. Так вот, однажды он сказал гениально емко: "почему придет антихрист? Потому что люди устанут от множества мелких неправд каждый в своей конфессии и в итоге поклонятся одной большой лжи". Вот нечто подобное уже имело место здесь.

Далее меня совершенно поразила фраза патриарха Феофила о том, что всё у нас тут было хорошо, пока не приехал русский епископ Порфирий Успенский, который "заразил нашу церковную жизнь национализмом".

Он в 19 веке начал вести обучение арабов на арабском языке - а его обвиняют в национализме! Он просто начал делать ту работу, которой гнушались греки!

Вообще в ходе нашей пресс-конференции патриарх Феофил не жалел булавок для уколов России. По его мнению, Россия со времен императрицы Екатерины в центре внешней политики держит Ближний Восток, а отнюдь не Балканы, оказывая тут культурную и дипломатическую агрессию. Хотел бы я знать, где бы они были без этой "агрессии" и что было бы с Иерусалимским Патриархатом? Значит греческая "культурная агрессия" - это нормально, а русская - это плохо. Но принцип понятен - свои носки не пахнут. Только мне очень жалко было увидеть, что такого рода "уголовно-дворовый" принцип исповедуется и патриархом Иерусалимским.

Удивительным были его ответы о проблемах, которые очень болезненны для Русской Церкви. Он был спрошен о том, какое мнение его Церкви о том конфликте, который разворачивается сегодня в Молдавии, где Румынский Патриархат открывает свои епархии. Ответ был следующий: "ну знаете, Молдавия это неважно, гораздо важнее, что происходит на Украине". Всё! С языка дипломатии эту сдержанность я перевожу так: в Молдавии конфликт двух православных и негреческих канонических церквей. При любом исходе грекам там ничего не светит. А вот Украина в случае разрыва с Москвой может развернуться под церковную власть Константинополя (под каковой она и пребывала до конца 17 века). Поэтому для греческих епископов происходящее там весьма интересно...

И еще один эпизод мне показался очень значимым. Патриарх был спрошен о том, что всё-таки происходит в Кувуклии в Великую Субботу при схождении Благодатного Огня. В его ответе ни разу не было слово "схождение", ни разу не было слово "чудо". Его ответ был следующим: "церемония святого огня - это representation - представление, как и все другие Богослужения Страстной Седмицы".

Representation-представление - это вполне традиционный литургический термин. В любом нашем учебнике литургики говорится "выход священника с Евангелием на малом входе представляет выход Спасителя на проповедь". Более того, литургические спектакли - это часть иерусалимской традиции. Таково омовение ног Патриархом в Великий Четверг. Аналогичны вынос и погребение Плащаницы и пасхальный крестный ход, представляющий шествие жен-мироносиц к Живоносному Гробу.

Так что в слове патриарха Феофила Representation я не вижу значений "перформанс" или "обман". И в том же время в его словах есть нарочитое уклонение от разговора о чуде.

Я и раньше слышал о том, как разнятся интерпретации событий Великой Субботы в России и здесь. Греческие иерархи воспринимают это действо совершенно иначе, нежели русские или арабские паломники. Для них - это не чудо, для них - это церемония и representation - представление. По слову патриарха Феофила как весть о Воскресении распространилась от Гроба по всему миру, так и огонь сегодня мгновенно расходится по его окрестностям.

Из его слов следует, что обряд Огня - это литургическая икона, литургический спектакль, подобный крестному ходу из Вифании в Иерусалим, повторяющий путь Христа в Вербное вокресенье... Вот в этом ряду он полагает поставить и церемонию Священного Огня. В этом случае Огонь свят местом и временем, благодатью и смыслом, но не происхождением. Как святая вода не появляется сама в крещальной или водосвятной купели, как освященный хлеб не сам появляется на литии, так и огонь может зажигаться не сам, может не быть даром с Небес по своему физическому составу, но при этом все равно быть освященным.

Я неоднократно слышал о такой точке зрения у греческих иерархов, ну и теперь для меня это тем более важно, что я услышал это непосредственно из уст Иерусалимского патриарха.

- Французский католический церковный историк 19-го века Альфонс Курэ в своей магистерской диссертации довольно критично рассмотрел византийский период Палестины. В книге "Палестина под властью христианских императоров" как раз затрагиваются противоречия у греков с той точки зрения, что Православие довольно часто оставалось в одиночестве, а церковной иерархией правили ариане, несториане и т.п., а на Православие часто начинались гонения. Как Вам кажется, фраза Иерусалимского Патриарха о руссом присутствии, о деятельности архимандрита Антониана (Капустина) - это греческая идеологема 21 века или его личное мнение?

- Конечно, это не его личное мнение. Это не выглядело личным мнением человека, на время случайно оказавшимся патриархом Иерусалимским, это - некая форма - мыслетельный канон, стереотип. Отец Александр Шмеман однажды ехидно пошутил: "кажется греки еще не в курсе, что Константинополь уже пал". У греков действительно есть а) странная ревность по отношению к России; б) восприятие нас как варваров (хотя пункты а и б вроде бы не очень совместимы: ревнуют к равным). Особенно печально то, что эта ревность рождается не из нормальной творческой конкуренции

Вот если бы греческий Патриархат здесь сам бы делал всё для расширения Православия, а иногда так слегка с доброй ревностью косился бы в сторону, "а как это у русские выходит?"! Скажем, я мог бы с такой ревностью относиться к миссионерским трудам Алексея Ильича Осипова. Мы, мол, как бы вместе "пашем поле", и соревнуемся - у кого лучше получится...

Но греческие епископы в Израиле миссионерски отнюдь не пашут, и при этом задвигают тех, кто работает. Вы, замечательные греческие епископы, вразумляемые Богом и несущие в себе эллинскую культуру, обогащенные греческой метафизикой и духом христианского космополитизма - что вы сделали для просвещения арабов? Много вы здесь создали школ церковных? Много ли вы издаете книг на арабском языке? Русская Миссия пришла сюда не с вами конкурировать, а с католиками и протестантами. Или в 18-19 веках у вас тут были свои семинарии и школы для арабов? Нет, они были только у западных христиан, а потом - у русских. А когда с началом первой мировой войны Русская Миссия стала задыхаться вне связи с Россией - вы сумели перехватить ее труды и ее пасомых и их поддержать?

Если бы в ту пору греческий патриархат сказал: "хорошо, из России деньги перестали поступать и мы берем на себя содержание этих школ и больниц, семинарий, монастырей", то арабы с радостью из русской Миссии перешли бы в школы греческого патриархата. Но поскольку ничего подобного предложено не было, то наследниками трудов Русской Духовной Миссии стали католики. Именно они стали обращаться к арабам теми же средствами на языке арабской культуры. В ХХ веке арабское православие в Палестине понесло громадные потери - а греки делают вид, что все нормально... Русская Миссия обращалась к арабам на их языке, а сегодня нас за это обвиняют в русском национализме!

- Поскольку Императорское Православное Палестинское Общество имело направление еще и дипломатическое, то занималась еще и просвещением арабов, храмостроительством. Архимандрит Порфирий (Успенский) организовал духовную семинарию при греческом монастыре Креста Греки сначала разрешили открыть семинарию, но потом закрыли. Каково по Вашему мнению состояние Православия на Святой Земле в 21 веке?

- Здесь есть уникальнейшая возможность для роста Православия в целом, потому что сюда приехали десятки и сотни тысяч русских евреев. Напомню известный анекдот 70-х годов. Прилетает самолет из Москвы через Бухарест сюда. Как узнать, кто из прилетевших пианист? Ответ прост: тот, кто не несет с собой футляр со скрипкой - тот пианист. Этим анекдотом я хотел напомнить, что русская алия (эмиграция пер. с иврита) - это интеллигенция. А потому естественно поинтересоваться - обладает ли местный греческий патриарх достаточными кадрами и ресурсами для того, чтобы работать с этой русско-еврейской интеллигенцией, у которой есть огромный интерес к христианству? Это ведь уникальнейшая миссионерская возможность - чрез евреев, пронизанных европейской и русской классикой, можно было бы донести свет Евангелия до всего Израиля.

Но для обращения к русским евреям нужно владеть языком не греческой культуры, а языками еврейской культуры и русской. Знают ли эти языки Свято-Гробские греческие монахи?

- Государство Израиль может расценить активную миссионерскую деятельность (которая по местному законодательству запрещена вообще) и закрыть некие гуманитарные и культурные начинания. Как Вы считаете, это возможно на современном этапе?

- Андрей Вознесенский мудро сказал: "все прогрессы реакционны, если рушится человек". У Честертона же отец Браун расследует историю одной семьи: в ней из поколения в поколение люди кончали жизнь самоубийством, и никакие объяснения не срабатывали. Отец Браун осмотрел семейный замок и посоветовал растесать, расширить окна. Мол, слишком мало света пропускают эти готические окна, и оттого люди сходят с ума, живя в этих темных коридорах из года в год, из поколения в поколение. Ему говорят, что от вас, католического священника, мы никак не ожидали столь пренебрежительного отношения к средневековой готике.

- А если призвать еврейский народ к Православию, может ли тот уже никому свое Православие не отдать?

- Если мы боимся, что кто-то приватизирует Православие, значит мы сами его уже приватизировали. Т.е., подозреваем кого-то другого в грехе, который сами уже совершили. Современный мир очень разнообразен, и миссия возможна очень разными путями и не только имперскими. Можно же действовать через общественные организации, через культурные связи, по семейным линиям и т.д. Книги можно не привозить, а издавать здесь. Если поставить задачу Миссии, а не дипломатии, то новые возможности появятся. Пока же еще я вывожу отсюда еще один "культурошок": у входа в Горненский монастырь висят 2 таблички. Первая оповещает о том, что это "Русская Духовная Миссия. Горненский монастырь". Вторая предупреждает, что "вход по праздничным и воскресным дням воспрещен". Но тогда при чем тут Миссия? Это затвор. Или дипломатическое посольство, или научный центр. Понимаю интересы сестер, устающих от потока паломников и желающих тишины. Но ведь есть и более высокие интересы Церкви.

- Да странно, а я 35 лет живу на Святой Земле и вижу это своими глазами.

- Все дипломатические и прочие культурные проекты в моей системе ценностей просто ничего не значат по сравнению с возможностью подарить Христа одному человеку и тем более группе людей, а тем более такой судьбоносной группе людей, как евреи.

Мало кто знает, что первая проповедь в пределах Киевской Руси прозвучала из уст не греческих монахов и не болгарских, а ирландских. Ирландская Миссия раннего средневековья - это что-то совершенно удивительное. Ирландские монахи были настоящие "отморозки", они считали, что надо идти к варварам, чтобы стяжать мученический венец и гарантированно попасть в Царствие Божие. Кроме того, они считали, что монах должен быть чужд любой земной радости - в том числе и радости жизни на Родине. Они считали, что наслаждаться звуками родной речи - это слишком большое наслаждение. Вот они и уплывали из Ирландии, и шли в северную и восточную Европу. И что удивительно - слушали именно их, а не официальных посланников Рима или Византии. Варварские "корольки" ирландцев слушали по той причине, что за ирландцами не маячила никакая империя. Они были беззащитны, и своей беззащитностью они побеждали. Так вот Ирландская Миссия завершилась трагически. Их монастыри были разграблены викингами.

- Разграблены язычниками?

- Не в этом дело. Дело в том, что если бы эти монастыри были действительно монастырями, викингам там бы было нечего делать. Но, к сожалению, эти монастыри стали, как и многие другие монастыри христианского мира, такими местами, где можно было чем-то поживиться. От варваров, пораженных их первоначальным бескорыстием, они стали принимать дары. Если бы они остались просто при деревянных скамьях и стогах сена для сна, то викинги проехали бы мимо и монастырская жизнь не прекратилась бы... Это пример того, как забота о недвижимости мешает реальной Миссии. Если честно, ты и мы за эту неделю нередко ощущали, что мы в гостях у "риэлтерского бюро", потому что гораздо больше было разговоров о недвижимости, о судьбе того или иного здания, а не о собственно церковной жизни, о том, что было у истоков. Я не исключаю, что если наша Церковь начнет Миссию здесь для людей, приехавших из России, то это обернется скандалом, политическими и риэлторскими проблемами. Да, будет осложнение некоторых имущественных вопросов. Но будут и новые люди. А у нас будет радость от честно исполняемого важнейшего труда.

- При таком процессе как русское православное паломничество на Святую Землю есть ли некий аспект миссионерской деятельности, когда русские люди, посещая Святую Землю видят здесь своеобразный мультикультур срез. Перспективна ли деятельность в таком направлении?

- Паломник, конечно, может быть миссионером, и в истории такое бывало. Но для этого необходимо, чтобы у него завязывались контакты с местным населением. А сегодня по всему Израилю ездят "гетто на колесах" - паломнические автобусы. Паломников принимают израильские экскурсионные бюро, дают своего гида, как правило радикально антихристиански, антирусски настроенного, апологета сионизма. Эти экскурсоводы сводят к минимуму общение паломников с местным населением. Так в советские времена иностранцы видели жизнь Советского Союза только из окна экскурсионного автобуса с соответствующе подобранным гидом и не имели шансов вступить в контакт с местным населением. Этот сценарий реализуется и тут: паломник эмоционально и физически измотан бешеным темпом, "пробегом по святыням", у него нет времени на самостоятельные прогулки и неконтролируемые контакты... У гидов же большая часть рассказов сводится к тому, какие "арабы сволочи" и "как мы героически с ними сражаемся". Оставшаяся часть украшена перлами "Библии свидетельствует" (это если о Ветхом Завете), но зато - "христианская легенда говорит" (это если о Новом Завете). И в конце: "христианские легенды говорят, что вот в этом месте якобы случилось то или иное событие, ну а в целом это неважно, потому что главное, что мы сейчас пойдем на ювелирную фабрику".

Т.е. израильское государство проводит свою "антимиссию" среди русских паломников. Это факт. Если бы у нас в каждой группе из России были бы люди, способные отбивать антихристианские наскоки этих экскурсоводов - это уже был бы миссионерский проект.

- Довольно остро ставился вопрос с министерством по туризму о сопровождения групп православными гидами, а не дипломированными гидами от министерства по туризму, которые имеют больше информации о создании государства Израиль, но у которых знания о христианстве вторичны и их идеологическая и религиозная постановка отличается от православного менталитета. Этот вопрос не решен до сих пор. Многие израильские тура-операторы поняли необходимость сопровождения паломников именно православными гражданами Израиля. У нас есть местные люди, прекрасно знающие местные языки и обычаи, по вероисповедованию православные, являющиеся патриотически настроенными отношения к России, и они сопровождают групп паломников. Но их мало, многие из них не могут получить лицензию Министерства туризма. Наверное и этот вариант решения вопроса требует рассмотрения, но уже на другом уровне.

- К сожалению эта тема отсутствует в переговорах нашего МИДа с израильским. Вот грядет отмене виз. Но почему ставится акцент только на одном - дескать, паломникам будет легче сюда ездить? Паломникам и так сюда нетрудно было ездить. Визы отменяются не ради паломников. Это делается для того, чтобы израильские бизнесмены мог делать свои гешефты в российской экономике. Ловить свою рыбку в нашей мутной водичке. Так что, это скорее Россия открывает свои двери перед Израилем, а не наоборот. В Израиле считают, что число этих молодых деловых израильтян, уехавших в Россию уже свыше 100 000 (Лили Галили. "Русские" бегут из Израиля и возвращаться не желают// Глобус, (Тель-Авив) No 808, 7-13 апреля 2008,с. 4). Им нужна свободы передвижений, свобода выезда из Израиля и потому отмена виз - это отмена новой черты оседлости (некогда сгоряча проведенной самими сионистами), а не триумф православной политики. Им нужна зона свободной охоты (термин Ходорковского).

Но раз мы оказывает такую услугу гражданам Израиля, то вообще-то имело бы смысл поторговаться и сказать жестко, в том числе на государственном уровне: перестаньте навязывать свою идеологию нашим гражданам, приезжающим к вам с паломническо-туристическими целями.

У меня был случай, когда ожидалась моя поездка сюда и недели за 2 до поездки, я ставлю этот вопрос в московском экскурсионном бюро, которое имеет контрагента здесь в Израиле. Я им говорю: "Слушайте, я заранее знаю все эти камни, и потому прошу заранее показать мне программу... У нас церковная группа и нам не нужна экскурсия на ювелирную фабрику, дайте нам больше по Виа Долороза походить". В ответ было сказано, что трамвайные пути ради нас перекладывать никто не будет.

Но главное - что Христос - воскрес. Таки воистину воскрес!

11 апреля 2008 года Иерусалим
Русский Горненский женский монастырь
http://kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=166

Док. 487998
Перв. публик.: 11.04.08
Последн. ред.: 11.09.08
Число обращений: 24

  • Кураев Андрей Вячеславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``