В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мы даже не умеем молиться Назад
Мы даже не умеем молиться
- Отец Андрей, свобода совести#12288;- это для нас проблема?

- Свобода совести#12288;- это дар человеку от#12288;Бога. Это свобода жить по#12288;своим убеждениям, защищать их#12288;и вести полемику. Сейчас проблема нашего общества в#12288;том, что ущемляется право человека вести полемику. Насаждаются идеалы политкорректности и#12288;толерантности, и#12288;при этом налагается запрет на#12288;личную полемику людей разных мировоззрений и#12288;вер. Я#12288;считаю, что полемика людей разных вер#12288;- это допустимо, если никто из#12288;спорящих сторон не#12288;зовет на#12288;помощь полицию и#12288;государство. Т.#12288;е. я#12288;разрешаю себе критиковать другую веру и#12288;верующих именно потому, что признаю за#12288;ними право критиковать мою веру и#12288;меня. И#12288;я не#12288;зову в#12288;арбитры свое государство.

- Значит, наличие многих вер и#12288;при этом одного Бога#12288;- это нормально?

- Это не#12288;нормально с#12288;религиозной точки зрения, но#12288;опять же#12288;- религиозная философия и#12288;конституция не#12288;одно и#12288;то же, и#12288;они совсем не#12288;обязаны совпадать. Именно христианство в#12288;первые века нашей эры кровью своих мучеников добилась того, что вера#12288;- личное дело каждого человека, а#12288;не государства.

- А#12288;может#12288;ли православие объединить всех россиян и#12288;стать всеобщей национальной идеей?

- Не#12288;думаю. Нас должна объединять не#12288;культура и#12288;ее изучение, а#12288;сама жизнь. Для того чтобы вера объединяла, люди должны пламенеть ею. А#12288;для этого нужно иметь свободный жизненный выбор. Т.#12288;е., если не#12288;будет свободы совести и#12288;выбора, православие никогда не#12288;станет национальной идеей россиян.

- Зато как только в#12288;обществе происходит какой-нибудь катаклизм, как грибы после дождя вырастают новые секты с#12288;обещаниями всех спасти... Как к#12288;ним относиться?

- Веры у#12288;них сомнительные, но#12288;я не#12288;уверен, что здесь нужны государственные репрессии,#12288;- нужна система информирования. Мне кажется, что в#12288;школах должен быть курс "Техника религиозной безопасности". Но#12288;безопасности не#12288;с точки зрения христианства или ислама, а#12288;с точки зрения культуры и#12288;интересов общества и#12288;прав человека. О#12288;существовании тоталитарных сект, которые покушаются на#12288;свободу человека, можно предупреждать подростков.

- Многие не#12288;хотят ходить в#12288;церковь, а#12288;считают, что молитва про себя#12288;- это достаточно. Правильно#12288;ли они поступают?

- Правильно в#12288;этом то, что молиться можно не#12288;только в#12288;церкви, но#12288;и дома, в#12288;лесу, в#12288;метро, в#12288;автобусе, в#12288;магазине. А#12288;неправильно в#12288;этом то, что такой человек ничего не#12288;понимает в#12288;христианстве. Ведь смысл христианства не#12288;в том, чтобы что-то сделать для Бога, а, наоборот, от#12288;Бога что-то получить в#12288;свою жизнь. Молитва#12288;- это личностный поступок для Бога, а#12288;таинство церковное#12288;- это то, что Бог дает.

- Большинство людей не#12288;верят в#12288;Бога. Как вы#12288;думаете, почему?

- А#12288;мне кажется, что большинство людей сегодня все#12288;же признают существование Бога, а#12288;атеистов очень мало осталось. Но#12288;религиозность сегодня чрезвычайно примитивна. Например, служители музея минералов обкладывают себя различными книгами по#12288;магии: "Магия камней", "Камни и#12288;знаки Зодиака" и#12288;т. д.#12288;Это и#12288;есть "попса"#12288;- самая распространенная форма религиозного сознания, примитивное колдовское язычество и#12288;простое бескультурье и#12288;безмыслие. Атеистов очень мало, христиан не#12288;так уж#12288;много, а#12288;больше всего "всеверов" и#12288;"универов"#12288;- это самая массовая форма сознания.

- А#12288;крематорий#12288;- это, по#12288;мнению православной церкви, нормально?

- Мы#12288;не в#12288;восторге от#12288;существования крематориев, и#12288;в нашем понимании неугасимый огнь#12288;- огненная бездна, что понятно любому христианину. Когда останки близкого человека уезжают в#12288;огненную бездну, становится не#12288;по себе. С#12288;обычным погребением вся символика понятна: зернышко бросается в#12288;землю в#12288;ожидание новой весны. Церковь не#12288;считает, что кремирование нарушает связь человека с#12288;Богом. Дело здесь в#12288;другом: оно умножает боль людей, утративших близкого. Да#12288;и сравните чувства человека, который может прийти на#12288;зеленеющую могилку близкого, с#12288;чувствами того, кто стоит перед стеной колумбария.

- Меня, например, воротит от#12288;мысли, что я#12288;когда-нибудь потом буду гнить в#12288;земле...

- Не#12288;знаю. Меня, например, воротит от#12288;мысли, что я#12288;буду гореть в#12288;огне. Это дело выбора человека, и#12288;мы против того, чтобы крематорий навязывали людям: места на#12288;кладбище нет, и#12288;всех#12288;- в#12288;печку. Против такой обязаловки мы#12288;всегда будем выступать. Опять#12288;же это#12288;- право человека выбрать, в#12288;каком обряде ты#12288;хочешь быть похоронен.

- Но#12288;если обычный обряд похорон#12288;- зернышко в#12288;земле до#12288;будущей весны, то#12288;это получается реинкарнация?

- Реинкарнация#12288;- это переселение души из#12288;одного тела в#12288;другое, а#12288;по христианству#12288;- у#12288;души и#12288;тела должна быть целостность, и#12288;помимо вечной жизни души мы#12288;хотим надеяться на#12288;восстановление тела. Тело будет новое, но#12288;свое для души, и#12288;с новыми качествами. Как, впрочем, и#12288;весь мир, в#12288;который мы#12288;в будущем войдем.

Юлия ХРАМОВА
http://kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=119

Док. 487988
Перв. публик.: 09.03.07
Последн. ред.: 11.09.08
Число обращений: 118

  • Кураев Андрей Вячеславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``