В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Шатиров, первый заместитель председателя Комитета СФ по промышленной политике: Жизнеспособность ЖКХ зависит от доходов граждан Назад
Сергей Шатиров, первый заместитель председателя Комитета СФ по промышленной политике: Жизнеспособность ЖКХ зависит от доходов граждан
Уже несколько месяцев в Совете Федерации продолжается работа по подготовке доклада "Экономические проблемы реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства регионов". Вместе с парламентариями к ней привлечены чиновники, ученые, руководители субъектов и муниципальных образований. Причем роль последних весьма важна, потому что основная цель документа - законодательно отрегулировать реформу ЖКХ как на федеральном, так и на региональном уровнях. И при этом вписать реформирование отрасли в общую государственную социально-экономическую политику... О нюансах этой проблемы "ПГ" рассказывает первый заместитель председателя Комитета СФ по промышленной политике Сергей Шатиров, который, являясь представителем Кемеровской области, знает вопрос не понаслышке.



- Российское ЖКХ - это 50 тыс предприятий, на которых работают 4 миллиона людей, 700 тепловых электростанций, 40 тыс котельных, - сразу же напомнил Сергей Шатиров. - А если вытянуть наши сетевые трубопроводы в одну нить, то ими можно 14 с лишним раз "опоясать" земной экватор.



Стоимость основных фондов составляет четверть стоимости всего имущества, которое имеется в России. Это 580 трлн рублей. Но при этом у нас существуют совершенно страшные цифры по их износу, который в среднем по отрасли достигает порядка 60 процентов. Вообще же жилищный фонд страны обладает потенциалом до 3 миллиардов квадратных метров площади, требующей и поддержания, и ремонта, и огромных вложений...



Но сегодня жилищно-коммунальный сектор является заложником социальной политики и практически пребывает в банкротстве. Мы заигрывали с тарифами, стараясь сохранить для нашего бедного населения низкие цены на услуги ЖКХ. Но, с другой стороны, дорожали электроэнергия, тепло, и мы все время сдерживали эти моменты. В итоге сегодня задолженность по отрасли практически 100 млрд руб, кредиторская - 274 млрд, а дебиторская - 174 миллиарда. Задолженность по зарплате в ЖКХ - 3,5 млрд рублей... И потому ежегодно с "внезапным" наступлением холодов мы наблюдаем (кто по телевидению, а кто и в натуре) катастрофические картинки - замерзают отдельные дома, кварталы, города и поселки, а то и целые регионы.



В принципе в этом и заключается причина, побудившая палату вновь обратить внимание высших чиновников страны, в особенности руководство нового Правительства, на социально-экономическую остроту проблемы реформирования отечественного ЖКХ. У шахтеров есть такое выражение: "Из очистного забоя должно быть два выхода, один из которых - запасной..." Потому здесь в первую очередь нельзя забывать о весьма принципиальных вопросах. В частности, о роли и степени участия государства в жилищно-коммунальной сфере, а также о проблеме структурных и ценовых диспропорций в экономике, включая реформирование оценки труда. Значительное место в документе занимает и оценка социально-экономической эффективности реформы. Так сказать, цена вопроса, которая в итоге и будет определять ее конечный результат из-за того, что дело касается всех граждан страны.



За время, прошедшее с момента появления в 1997 году Концепции жилищно-коммунальной реформы, наметился переход от системы бюджетного дотирования отрасли к оказанию адресной целевой помощи гражданам. Начались процессы демонополизации и коммерциализации рынка услуг ЖКХ, появились товарищества собственников жилья. Тем не менее, говорить о реальном реформировании отрасли, к сожалению, не приходится.

За все последние годы резко увеличивался лишь единственный показатель проходившей "реформы" - стоимость услуг. При почти полном игнорировании их качества, надежности и доступности. Более того, перманентно ухудшается общее состояние инженерной структуры коммунального хозяйства, что грозит новыми и новыми катастрофами. Потому в Совете Федерации мы понимаем, что проводимая стратегия, да и сам ход реформы, не удовлетворяет ни потребностям граждан, ни экономическим перспективам государства.



Не следует и забывать, что ЖКХ, как обычно, лежит на плечах субъектов и местного самоуправления. Между тем до последнего времени решение принципиальных вопросов регулирования и управления ходом реформы решалось в Центре и зачастую без всякого учета местной специфики. Нужно ли говорить, что в таком случае многие особенности и интересы регионов просто не учитывались. Более того, такое положение переместилось в бюджетную и налоговую политику. Ну а результатом всего этого становится ограничение финансирования реформы, а зачастую и использование этих ресурсов для решения других, как может на первый взгляд показаться некоторым руководителям, более неотложных проблем.



Хотелось бы обратить внимание еще на один момент, который непроизвольно отложился в сознании многих. Это то, что проблема ЖКХ будто бы проблема крупных городов. Но нельзя забывать, что почти 40 млн граждан (а это около трети всего населения России) живут в сельской местности. Если в стране сегодня около трех тысяч городов и поселков городского типа, то деревень - свыше 150 тысяч. Да и наши города отнюдь не равнозначны: население трети из них не превышает двадцати тысяч. Трудно не согласиться, что в двадцать первом веке люди в малых городах и на селе (где простой водопровод редкость, не говоря уже о канализации) вправе рассчитывать на современный уровень благоустройства. А ведь реформа ЖКХ в глубинке - это проблема регионов и местного самоуправления.



Принципиальное значение имеет и то обстоятельство, что ЖКХ, выражаясь чиновничьим языком, является сферой жизнеобеспечения людей. А это уже напрямую относится к вопросу национальной безопасности страны. Ведь климатические условия России таковы, что даже кратковременный перерыв в тепло- и электроснабжении может представлять угрозу для жизни сотен и тысяч людей. Поэтому здесь одним из главных условий реформы отрасли должно быть обязательное предоставление жизненно важных коммунальных услуг по доступным ценам.



Именно поэтому просто необходимо с помощью краткосрочных и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития оценить экономическую эффективность и реальность того или иного шага по реформированию ЖКХ. Например, когда и при каких условиях население будет способно без чрезмерной нагрузки на семейный бюджет оплачивать коммунальные услуги. И здесь актуальными будут предложения, разрабатываемые в документе Совета Федерации, которые определяют возможности федерального и региональных бюджетов по поддержке реформы, условия осуществления такой поддержки, методы предоставления помощи малообеспеченным семьям и льготникам. Это представляется чрезвычайно важным, учитывая, что в нынешнем виде реформа ЖКХ недостаточно увязана с проблемой структурных диспропорций российской экономики, в том числе вследствие диспаритета цен и доходов. Совершенно очевидно, что стоимость предоставляемых услуг совершенно несоизмерима с заниженными доходами, которые сегодня получают большинство наших граждан. По сути, жилищно-коммунальную реформу необходимо начинать с реформы доходов населения, решая проблему недооценки труда и производства в России по сравнению со сложившимся уровнем цен.



Чрезвычайно важна здесь и роль государства. Очевидно, что на начальных этапах реформы, когда требуется высокая согласованность действий властей различных уровней, когда должны решаться вопросы межбюджетных отношений, отношений тарифного регулирования, реформирования естественных монополий и многие-многие другие, государство должно оставаться во главе процесса. И тем более нести полную ответственность за его результаты. При этом, безусловно, требуется постоянная координация реформы ЖКХ с другими реформами, проводимыми в стране. Ну а возможность полного ухода государства из этой сферы, думается, вообще нельзя серьезно обсуждать. Хотя в перспективе последовательность изменения роли государства здесь можно свести к такой формуле: управление - регулирование - контроль - надзор.



Немаловажны и вопросы управления в ЖКХ. Они сейчас сильно размыты, нет четкого разграничения, за что отвечает Центр, за что - регион, за что - местная власть. Это в свою очередь ведет и к распылению ресурсов. Мы создали федеральную целевую программу до 2010 года стоимостью 510 млрд рублей. Но как эти деньги будут расходоваться, по-прежнему весьма туманная проблема. Сегодня все муниципальные предприятия банкроты. Получить реальные средства из бизнеса на оздоровление ситуации практически невозможно - для этого нужно разобраться со структурой долгов, провести технический и финансовый аудит. И дальше уже государство должно решать, как реструктуризировать эту задолженность и сделать предприятия более-менее понятными для бизнеса. Ведь мы даже от планово-предупредительных ремонтов, которые всегда съедали значительную часть федерального бюджета, практически "ушли" к аварийным операциям, которые стоят в 2-3 раза дороже, чем предупредительные. К слову, из-за этого ЖКХ и не привлекательно для инвесторов... Может ли отрасль быть рентабельной? Это основной вопрос, который стоит сегодня в начале пути ее реформирования. И ответ на него просто обязан быть положительным.



От редакции.

Заметим, что проект разрабатываемого доклада пройдет несколько этапов общественной и государственной экспертизы. Он не только будет направлен в субъекты Федерации, но и представлен на международном Петербургском экономическом форуме. С учетом поступивших в ходе обсуждения предложений и замечаний доклад будет вынесен на суд палаты, а в случае одобрения станет своеобразным сводом норм и правил, которыми Совет Федерации будет руководствоваться в повседневной работе по законодательному оформлению реформы ЖКХ.


08.04.2004
http://www.fcinfo.ru/themes/basic/materials-document.asp?folder=2821&matID=34998

Док. 487838
Перв. публик.: 08.04.04
Последн. ред.: 10.09.08
Число обращений: 214

  • Шатиров Сергей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``