В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
С инвестициями в человека наша страна явно запаздывает, считает сенатор Анатолий Коробейников Назад
С инвестициями в человека наша страна явно запаздывает, считает сенатор Анатолий Коробейников
И Н Т Е Р В Ь Ю

С инвестициями в человека наша страна явно запаздывает, заявил в эксклюзивном интервью корреспонденту "ФК-Новости" член Совета Федерации, председатель Российского союза за здоровое развитие детей Анатолий Коробейников.

"Несмотря на то, что федеральные ведомства сегодня как бы все больше поворачиваются к нуждам школы, расхождение оценки ситуации в современном образовании между федеральным министерством, учительской и родительской общественностью преодолевается медленно. Плохо, что школьные достижения показывают на местах руководителям федерального Правительства РФ в розовом цвете. Создается впечатление, что они не знают о том, что степень износа основных фондов в системе образования превышает 30 процентов, а ветхие школы составляют 34 процента", - пояснил он.

Сенатор также добавил, что есть и еще одна, даже более важная сторона школьного дела - она нуждается не в каких-то частичных улучшениях, а в изменении концепции образования, коренном повороте всего учебно-воспитательного процесса в сторону природосообразности обучающихся. "Почти все знают, что здоровье детей ухудшается. Но до сих пор в стране нет той степени общественной и государственной тревоги, какой это обстоятельство давно заслуживает. Статистика нездоровья детей заставляет на первое место, без всяких оговорок, в обязательном порядке выдвинуть задачу укрепления физического, психического, интеллектуального и нравственного здоровья учащихся. Только всесторонне здоровый человек способен успешно овладевать современным потоком учебной информации, да и просто успешно жить в век интенсивных перемен", - подчеркнул Коробейников.

Он уверен, что введение ЕГЭ, школьных стандартов, всеобуча произошло "сверху" без достаточной опоры на общественное мнение. "Рассмотрим, например, проблему всеобуча. Верная, социально-ориентированная идея Президента РФ о всеобщем образовании в законе выхолощена. Условий для всеобщего образования такой закон не создает. По мысли разработчиков закон должен был уменьшить учебные перегрузки. А на деле он просто растягивает по времени устаревшее содержание школьного образования", - отметил сенатор.

По его мнению, нельзя законодательно замыкать обязательное общее образование только на школу. Есть ПТУ, экстернат и т.п. "Иначе мы можем превратить школу в опасный социальный отстойник из 20-летних недорослей. Ведь при нынешней ситуации в образовании 20-летние будут выходить из школы, лишенные трудовых навыков и базового профобразования. Зачем они нужны предпринимателям? Кроме того, содержание под одной крышей малолетних детей и двадцатилетних переростков может породить взрыв дедовщины, сексуального насилия и других преступлений. Ведь уже треть молодых людей в возрасте от 18 до 20 лет имеют семьи и детей. Что им делать в общеобразовательной школе?", - задает риторический вопрос Коробейников.

"Повторю еще раз - сегодня речь нужно вести не о каких-то отдельных организационно-технологических улучшениях в школьном деле типа компьютеризации, подключения к интернету, совершенствования питания, медобслуживания и т.п., а о возврате к живому ребенку через коренной поворот педагогического процесса в сторону его соответствия природе и интересам. Чужеродное детям преподавание все чаще ведет к стрессу и другим школьным факторам риска", - особо выделил сенатор.

Без существенных перемен в учебном процессе в сторону учета индивидуальных особенностей учащихся, даже при высоком уровне учебной инфраструктуры и медицинской помощи детям в школах не удастся снизить риск ухудшения состояния их физического, психического, интеллектуального и нравственного здоровья. Целью новой педагогики является не наращивание объемов медицинской помощи детям, а создание условий для того, чтобы учебный процесс нейтрализовал врожденные и не вызвал новые школьные болезни учащихся.

"Мы совместно со спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым разработали проект федерального закона - о внесении изменения в статью 51 Закона РФ "Об образовании". Дополняем ее нормой, согласно которой осуществляется обязательный мониторинг состояния здоровья учащихся. Закон потребует от властей и руководителей образования всех уровней ответственности за состояние здоровья школьников и воспитанников детских садов", - рассказал Коробейников.

Он также добавил, что сегодня социальное расслоение породило неравный доступ граждан к образовательным ресурсам общества. Коммерческое обучение расширяется. Оно же, по мнению сенатора, терпимо только на фоне достаточного бюджетного субсидирования всех способных учиться. Кроме того, по его убеждению, роль личности учителя - как массового интеллигента - в российском обществе по-прежнему принижена. Никакие гранты не способны переломить общую плачевную ситуацию в среде стареющих учительских кадров.

Есть и еще одна проблема - российское образование все больше ориентируется на виртуальные зарубежные образцы. Компьютеризация школ не должна быть главной ценностью обучения. Иначе компьютерная зависимость не только истощит детские организмы, но и создаст дефицит познавательной мотивации. "Тогда вместо обучения мы получаем его имитацию. Кто не знает, что под видом выполненных домашних заданий появляется все больше "скаченных" с Интернет материалов, в которые школьники даже не вчитываются", - поясняет Коробейников.

"Школам нужны спортзалы, бассейны, не озабоченные материальным положением учителя. А мы же выдвигаем на первый план задачу - Интернет в каждую сельскую школу! Какой-то виртуальный пир во время чумы", - добавляет сенатор. Он уверен, что вооруженный современной методикой учитель, психолог и врач принесут ученику в тысячи раз больше пользы, чем компьютер, которым может и способен овладеть каждый ученик, но только в старших классах.

Кстати, врачи и детские психологи давно доказали, что под воздействием электронной информации нередко возникают такие "болезни" современного поведения человека, как мании, фобии, неврозы и иные психосоматические расстройства здоровья, сознания, восприятия, понимания. "Кроме того, младшие школьники - до 70 процентов, а старшие - до 90 процентов времени проводят в обездвиженном состоянии, что в первую очередь и ведет к угасанию организма", - считает сенатор.

Он также подчеркнул, что Минобрнауки и Минсоцздрав страны готовят свои национальные проекты по-прежнему порознь, отгородясь друг от друга ведомственными барьерами. "А ведь только воссоединенный формат образования и здравоохранения спасет здоровье нации. Образовательная и здравоохранительная система должны быть, наконец, включены как единое целое в стратегию национальной безопасности страны", - заключил Анатолий Коробейников.

07.12.2007
http://www.fcinfo.ru/themes/basic/materials-document.asp?folder=1446&matID=162322

Док. 487774
Перв. публик.: 07.12.07
Последн. ред.: 10.09.08
Число обращений: 119

  • Коробейников Анатолий Антонович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``