В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сенатор Анатолий Коробейников: Необходимо придать Совету Безопасности статус основного центра выработки и координации стратегических решений Назад
Сенатор Анатолий Коробейников: Необходимо придать Совету Безопасности статус основного центра выработки и координации стратегических решений
И Н Т Е Р В Ь Ю

Законопроект о Совете Безопасности был подготовлен в первой редакции еще три года назад. И все это время я дорабатывал его, консультируясь с экспертами и коллегами по палате, заявил в эксклюзивном интервью корреспонденту "ФК-Новости" член Совета Федерации Анатолий Коробейников.

"Осенью прошлого года я внес его в Госдуму, но практически сразу же отозвал, так как получил очень ценные предложения по улучшению документа. И вот каким-то образом мой отозванный проект закона стал достоянием СМИ, что само по себе удивительно. Более того, некоторые издания придали ему прямо противоположный смысл и объявили, что, дескать, аппарат Президента и лично Президент его одобряют. Но, во-первых, это не так, с аппаратом Президента я никаких консультаций пока не вел. А, во-вторых, сегодня существует абсолютно другая редакция закона", - пояснил сенатор. Он подробно рассказал о готовом к внесению в Госдуму документе.

"Считаю, что необходимо придать Совету Безопасности статус основного центра выработки и координации стратегических решений в области внутренней и внешней политики РФ", - подчеркнул Коробейников. По его мнению, именно сферы безопасной внутренней и внешней политики, механизмы ее выработки и реализации являются важнейшими составляющими социально-экономического развития страны, повышения благосостояния российских граждан, роста доверия к России, ее международного авторитета.

"Достигнутые в стране в последние годы стабилизация политической системы и институтов демократии, укрепление экономики позволяют выстраивать более эффективную систему государственного управления. Наша страна оказывает все более существенное влияние на мировое сообщество. Россия стала полноправным членом "большой восьмерки", готовится к вступлению в ВТО, играет все более весомую роль в решении общемировых проблем, в работе ООН, ПАСЕ, ОБСЕ, ШОС и других международных институтах. Но, несмотря на эти успехи, международный рейтинг России, который определяется один раз в 2 года Всемирным Банком в 209 странах по таким показателям как эффективность работы правительства, качество законодательства, верховенство закона и контроль за коррупцией, остается низким", - отмечает сенатор.

Он также добавил, что, к сожалению, до сих пор значительная часть населения живет в бедности; уклад российской жизни становится все более бездуховным; а природные ресурсы, толком не перерабатываясь, продаются в сырьевом виде. Обращает внимание сенатор и на то, что высокие российские технологии составляют ничтожную долю в мировом научно-техническом потенциале. Все перечисленные обстоятельства и заставили его обратить внимание на совершенствование законодательства в сфере национальной безопасности.

"Россия такая страна, что ей больше, чем любой другой, надо думать о своей безопасности. Ведь 30 процентов природных ресурсов планеты и пока 3, но быстро тающих процента населения мира - это всегда почва для зависти обделенных ресурсами, но богатых людьми государств, а за нею - и возможных внешних притязаний. Я уверен, что безопасность в настоящее время - это больше, чем отсутствие непосредственной военной угрозы или насилия со стороны террористов. Появляются новые угрозы и вызовы, на которые необходима экстренная реакция, в том числе и правовая. Граждан все больше тревожат демография, здоровье населения, преступность, техногенные катастрофы, экстремизм и религиозная нетерпимость", - отмечает Анатолий Коробейников.

Он также добавляет, что преобразования в административной сфере не затронули механизма коллегиальной выработки внутренней и внешней политики страны на федеральном уровне. По существу он остался в дореформенном состоянии: вопросы подготовки таких решений рассредоточены в Администрации Президента РФ, Правительстве РФ, в других ведомствах. Именно Совет Безопасности мог бы сыграть координирующую роль, но пока этого не происходит. А сам Совбез работает на основании закона, принятого еще до Конституции РФ 1993 года.

Понятно, что закон устарел и не соответствует ни внутренним реформам, ни международным вызовам и угрозам. И хотя функции Совбеза определены и в законе "О безопасности", но в реальной практике нынешний Совбез не пользуется и этими функциями. Этот орган сегодня не является ни механизмом управления стратегическими приоритетами, ни инструментом их коллегиального вычленения из череды повседневности.

"Совету Безопасности сегодня не свойственен тщательный анализ складывающейся стратегической обстановки в стране и в мире, что не позволяет увидеть систему опасностей, (а не только отдельных вызовов) самому существованию России и сформулировать необходимую нашей стране перспективную национальную стратегию и на ее базе - главные составляющие внутренней и внешней политики", - отмечает сенатор.

"В принципе, законодательная база обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создана. Приняты федеральные законы, направленные на борьбу с терроризмом и экстремизмом, противодействие коррупции и незаконной миграции, обеспечение экономической, информационной и иной безопасности. Но в этих документах наличествуют межведомственные нестыковки и противоречия", - уверен сенатор.

По его словам, сегодня федеральные структуры обеспечения национальной безопасности не решают всех проблем этой сферы потому, что они имеют чрезмерную внутриведомственную ориентированность. "Замыкаться и далее на "отраслевых" аспектах национальной безопасности - непродуктивно", - считает Коробейников.

Именно поэтому, подчеркивает он, назрела необходимость пересмотреть действующий порядок координации разработки решений во внутри- и внешнеполитической сферах Российской Федерации. Он абсолютно уверен, что переналадка инструментария подготовки ключевых решений в упомянутых сферах вписывается в задачу повышения эффективности вертикали власти. "Безопасность" и как термин, и как смысловое содержание должна перестать быть принадлежностью только силовых структур.

К сожалению, российская концепция национальной безопасности - это по-прежнему, перечень угроз военного свойства. На деле же безопасность - это забота всех сфер государства, а не его отдельных ведомств. Поэтому-то Совбез не может более оставаться в нынешнем виде. "Стране требуется общенациональный коллегиальный орган, который усилит позиции России во внутриполитической и международной сферах. Совбез должен стать органом стратегического планирования геополитических, геоэкономических и иных глобальных решений, касающихся защиты долгосрочных национальных и международных интересов России.

Он призван стать эффективно работающим механизмом координации, который мог бы требовать, контролировать и информировать общество о том, что государственный подход осуществляется в обязательном порядке всеми без исключения структурами исполнительной власти. Ключевая идея закона - сделать Совет Безопасности площадкой взаимодействия органов конституционного партнерства", - поясняет сенатор. В законопроекте определяются основные функции Совета Безопасности - определение стратегических целей государства и координация всех органов власти в вопросах выработки и реализации государственной политики в сфере безопасного развития страны.

Предлагается создать две коллегии: Коллегию Совета Безопасности по внутренней политике и Коллегию Совета Безопасности по внешней политике. В связи с провозглашенным в законопроекте новым отношением к месту Совбеза в системе конституционного партнерства, его роли и статусу, предлагается изменить механизмы обеспечения его деятельности. В части административного сопровождения - это самостоятельный аппарат Совета Безопасности, выведенный из структуры Администрации Президента РФ. В части финансирования Совбеза - это отдельная закрытая строка в федеральном бюджете.

"Обновленный Совет Безопасности способен будет решить еще одну застарелую проблему - принятие нового закона "О безопасности" с учетом растущего понимания в обществе многоаспектности национальной безопасности России. Принятие закона "О Совете Безопасности Российской Федерации" поможет поставить государственную политику страны на подлинно демократическую и более выверенную научную основу, позволит укротить узковедомственные амбиции и интересы во имя решения стратегических задач внутренней и внешней политики, укрепления веса и авторитета нашего государства в мире", - заключил сенатор.

19.06.2008
http://www.fcinfo.ru/themes/basic/materials-document.asp?folder=1446&matID=182432

Док. 487761
Перв. публик.: 19.06.08
Последн. ред.: 10.09.08
Число обращений: 78

  • Коробейников Анатолий Антонович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``