В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью заместителя министра природных ресурсов РФ Ивана Глумова агентству ПРАЙМ-ТАСС Назад
Интервью заместителя министра природных ресурсов РФ Ивана Глумова агентству ПРАЙМ-ТАСС
Вопрос: В чем отличие проекта Кодекса о недрах от действующего в настоящий момент федерального закона "О недрах"?

Ответ: Существующий закон о недрах затрагивает многие вопросы, но не полностью их раскрывает. В результате недропользователь вынужден обращаться к подзаконным актам и дополнительным документам, для того чтобы понять смысл той или иной статьи - это главный минус закона о недрах.

Говоря о регулировании недропользования, мы должны признать, что по сравнению с западным законодательством, наше законодательство носит скорее концептуальный характер - оно не имеет прямого действия. Поэтому встал вопрос о переходе от закона к кодексу. Правовое отличие кодекса от закона в том, что все федеральные законы должны находится в соподчинении к кодексу. Особенно важным для нас было отрегулировать "до прямого действия" вопросы лицензирования.

Кодекс базируется на следующих концептуальных принципах: прежде всего - собственность на недра является единой неделимой государственной собственностью, то есть не подлежит разделу между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Я думаю, что очень важно, что мы определили этот вопрос - в нем главное отличие Кодекса от действующего закона о недрах.

В тоже время проект кодекса сохраняет действующее в настоящее время и соответствующий конституции РФ принцип совместного ведения РФ и ее субъектов в сфере природопользования. При этом в проекте кодекса более четко определена компетенция РФ и ее субъектов в вопросах владения пользования и распоряжения государственным фондом недр. Принцип совместных решений заменен системой согласования подготавливаемых решений, при этом четко регламентируется сам механизм согласования. Это также является принципиальным отличием от действующего закона.

В проекте кодекса также устанавливается многообразие оснований предоставления участков недр в пользование, как на основе административно-правовой - лицензионной системы, так и гражданско-правовой, включающей в себя соглашение о разделе продукции, концессионный договор, договор аренды, договор подряда.

Следует отметить, что проект кодекса не меняет существующую модель налогообложения в сфере недропользования. Совершенствование системы налогообложения через учет в этой системе рентообразующего фактора должно осуществляться путем подготовки поправок в налоговый кодекс РФ. По моему мнению, кодекс о недрах должен регулировать правоотношения в недропользовании, а налоговый кодекс - правоотношения в налогообложении. Они должны быть согласованы и не противоречить друг другу. Поэтому мы считаем, что в налоговый кодекс должны быть внесены соответствующие изменения после утверждения кодекса о недрах в Госдуме. Мы надеемся, что кодекс будет принят Госдумой уже в этом году.

Вопрос: Как Вы относитесь к идее создания стратегического резерва месторождений углеводородного сырья, и не вызовет ли на Ваш взгляд такая инициатива сопротивление со стороны крупных нефтяных компаний или "Газпрома"?

Ответ: Создавать стратегический резерв месторождений углеводородного сырья конечно надо. Существуют несколько категорий резервов. Есть так называемый "пассивный" резерв, включающий разведанные месторождения с подсчитанными запасами, реальная добыча сырья из которого может реально начаться лишь лет через 5 после его обустройства. Такой резерв необходим, чтобы иметь возможность регулировать процесс недропользования и процесс взаимоотношения государства с нефтяными компаниями. Но, по моему мнению, необходимо создавать также и "активный" резерв, которым можно воспользоваться немедленно. Например, в случае падения цены на нефть ниже уровня рентабельности, когда компании могут приостановить добычу, чтобы не терпеть убытки.

Резерв должен включать лучшие месторождения /как разведанные, так и просто открытые/, которые экономически выгодно разрабатывать даже при низких ценах на сырье. Я думаю, что мы можем себе позволить включить в резерв 15-20 проц из нераспределенного фонда РФ. У нас есть большое количество месторождений из нераспределенного фонда в Западной Сибири, в Ненецком округе, Восточной Сибири, я уже не говорю о континентальном шельфе.

Более того, уже есть указание министра природных ресурсов Виталия Артюхова о формировании резервного фонда, и мы такую работу сейчас проводим. Если же резервные месторождения будут не востребованы временем и экономикой, государство всегда их сможет выставить на аукцион.

Что касается противодействия созданию резервного фонда месторождений, то практически все наши нефтяные компании имеют на своем балансе ресурсы нефти и газа, достаточные для работы на 25-30 лет, поэтому с моей точки зрения с их стороны идея создания стратегического резерва углеводородного сырья сопротивления не вызовет.

Вопрос: Расскажите о программе лицензирования участков недр континентального шельфа северных и дальневосточных морей на период 2002 - 2005 гг.

Ответ: Минприроды недавно утвердило программу лицензирования месторождений континентального шельфа северных и дальневосточных морей. Суммарные ресурсы нефти и газа, которые мы планируем выставлять по этой программе составляют порядка 2 млрд т условного топлива. От реализации этой программы мы планируем за этот период получить в доход федерального бюджета не менее 500 млн долл только разовых платежей. Указанные доходы кратно компенсируют расходы государства на геологическое изучение Мирового океана, Арктики и Антарктики, а также континентального шельфа, которое выполняют МПР и Минэнерго России по Федеральным целевым программам "Мировой океан" и "Экология и природные ресурсы".

По блоку месторождений Баренцева моря мы планируем объявить конкурс уже в этом году. Это будут Северо-Долгинский, Южно-Долгинский и Западноматвеевский участки, а также Русский Поморский-1 и Поморский-2. Суммарные ресурсы нефти и газа указанных участков составят не менее 500 млн т условного топлива, а доходы в федеральный бюджет только от разовых платежей могут превысить 150 млн долл.

Вопрос: Есть ли уже интерес к месторождениям из этой программы со стороны потенциальных претендентов?

Ответ: Сегодня в мире налицо тенденция к разработке глубоководных районов континентального шельфа, что, как следствие, влечет за собой появление новых технологий, развитие судостроения, промышленности двойного назначения. Треть объема нефти, добываемого в мире /это более 1 млрд т/, добывается на континентальном шельфе. В свою очередь, из этой части порядка 300 млн т добывается на глубоководных частях континентального шельфа на глубинах более 500 м - это шельф Анголы, Бразилии, Мексиканского залива. Так что интерес к этим месторождениям конечно есть. К примеру, объем добычи углеводородного сырья в Норвежском море растет, а объем разведанной ресурсной базы не увеличивается. Поэтому ряд норвежских компаний уже заинтересовались этими участками, так же есть интерес со стороны северо-американских компаний - например, Shevron, которая уже работает в Ненецком округе, а также British Petroleum.

Вопрос: Когда могут быть окончательно урегулированы вопросы о точных координатах внешних границ участков морского дна в районах Баренцева, Берингова и Охотского морей с Норвегией, США и Японией?

Ответ: Мы подали заявку, которую рассмотрела комиссия ООН по внешним границам континентального шельфа и дала ряд рекомендаций, в соответствие с которыми мы сейчас ее дорабатываем с внесением более детальной информации по рельефу дна Северного Ледовитого океана и природе образования хребтов Ломоносова и Менделеева. Нам предстоит провести также переговоры с Норвегией, США, Канадой, Данией и Японией, чтобы оптимально урегулировать на двустороннем уровне ряд практических вопросов. Но эти вопросы разрешаемые, и мы будем над ними работать.

Важным итогом рассмотрения заявки в комиссии ООН является тот факт, что Россия, как великая морская держава, юридически и геологически обоснованно заявила мировому сообществу свои претензии на внешние границы континентального шельфа Российской Федерации.

Но есть один принципиальный вопрос - вопрос происхождения хребтов Менделеева и Ломоносова /Северный Ледовитый океан/. Мы их представили, как образования, имеющие континентальную природу и включили в континентальный шельф России. Наша позиция по этим вопросам подвергается критике, в частности, на том основании, что мы использовали только информацию российских ученых. Думаю, что окончательно эти вопросы будут урегулированы не ранее конца 2003 г.

Очевидно, в 2003 г будет проведена специальная экспедиция для получения дополнительной информации о природе этих хребтов, чтобы получить более полную информационно-доказательную базу. Ресурсы, находящиеся в спорной зоне значительны - от 1,2 до 1,5 млрд т условного топлива. Поэтому мы за них будем бороться - конечно используя правовые методы, доказывая - юридически и геологически, что хребты Менделеева и Ломоносова относятся к континентальной окраине и должны быть включены в зону юрисдикции Российской Федерации, как часть континентального шельфа, находящаяся за пределами 200-мильной зоны, что отвечает требованиям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.


http://www.prime-tass.ru/

Док. 487562
Перв. публик.: 02.10.02
Последн. ред.: 10.09.08
Число обращений: 253

  • Глумов Иван Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``