В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью генерального директора ОСАО `Ингосстрах` Вячеслава Щербакова агентству ПРАЙМ-ТАСС, посвященное 55-летию компании Назад
Интервью генерального директора ОСАО `Ингосстрах` Вячеслава Щербакова агентству ПРАЙМ-ТАСС, посвященное 55-летию компании

Вопрос: Вячеслав Иванович, "Ингосстраху" в ноябре исполнилось 55 лет. Ваша компания - одно из немногих бывших государственных предприятий, которое осталось лидером в своей отрасли при переходе страны к рынку. Как это вам удалось?

Ответ: "Ингосстрах" в силу изначальной ориентации на зарубежные страховые операции приобрел опыт работы в рыночных условиях задолго до начала радикальных экономических реформ в нашей стране и успешно работает в условиях жесткой конкуренции на протяжении всех 55 лет своей истории. Международные страховые рынки предъявляют самые высокие требования к своим операторам. В "Ингосстрахе" изначально работала высоко профессиональная команда специалистов, у истоков формирования которой стояли корифеи с дореволюционным стажем. Я считаю большой заслугой руководителей компании тот факт, что им удалось сохранить этот бесценный опыт, на его основе сформировать традиции "Ингосстраха" и создать свою школу практического страхования, которую прошли многие страховщики, занимающие сейчас ключевые посты в крупных российских страховых компаниях.

Адаптированный к современным российским условиям мировой опыт страхования, тщательный анализ тенденций развития рынка и реальных потребностей в страховых услугах, ориентация на выстраивание долгосрочных, доверительных отношений с клиентами, высокие стандарты качества страховых услуг и сервиса, значительные вложения в развитие инфраструктуры страхования, безусловный приоритет вопросов финансовой устойчивости компании и гарантий выполнения взятых на себя обязательств - вот, на мой взгляд, основные слагаемые успешной деятельности компании.

Вопрос: На протяжении многих лет "Ингосстрах" остается лидером национального страхового рынка. Что значит быть лидером?

Ответ: Для нас быть лидером - значит не иметь права на ошибку. Лидер постоянно на виду и к нему предъявляются особые требования. Поверьте, поддерживать безупречную репутацию, создававшуюся на протяжении более чем полувековой истории компании, не просто, но это - один из безусловных приоритетов в деятельности всех наших сотрудников. Иными словами, бремя лидерства - это бремя ответственности.

Вопрос: Как Вы оценивает перспективы российского страхования?

Ответ: Страховой рынок не существует в отрыве от экономики страны. Между темпами развития экономики и динамикой страхового рынка существует четкая зависимость. Если абстрагироваться от циклических колебаний, присущих мировому страховому рынку, мы вправе рассчитывать на поступательный и динамичный рост национальной системы страхования при условии безкризисного развития экономики и совершенствования законодательной базы страхового дела.

В настоящее время Россия представляет собой один из наиболее перспективных и динамично развивающихся национальных сегментов мирового страхового рынка, и в ближайшие 10-12 лет таковым и останется. Это понимаем не только мы. Крупнейшие иностранные страховщики все более пристально приглядываются к условиям работы на российском страховом рынке, выражая свое явное желание поучаствовать в процессе дележа еще явно "недопеченного пирога". Что еще более важно, в перспективу российского страхового рынка поверили, наконец, и представители элиты национального капитала. За последние год-полтора многие крупнейшие страховщики России существенно обновили списки своих акционеров и привлекли в развитие бизнеса значительные средства. Капитализация российского страхового рынка растет быстрее, чем его объем. На мой взгляд, это весьма симптоматично, поскольку опережающий рост инвестиций обычно является предвестником быстрого роста рынка.

Вопрос: Что привлекает российский капитал в национальную страховую систему, которая, согласно широко распространенному мнению, еще очень слаба и несовершенна?

Ответ: Думаю, что в основе этого процесса лежат два главных фактора - потенциал рынка и его динамика. В профессиональной периодике часто встречается такое утверждение: в России застраховано не более 10-15 проц потенциально страхуемых рисков. Не берусь ручаться за точность этих цифр, но с моей точки зрения, это довольно оптимистическая оценка. Целые отрасли страхового дела в России находятся в зачаточном состоянии, такие, например, как долгосрочное накопительное и смешанное страхование жизни, пенсионное страхование, страхование гражданской и профессиональной ответственности /как добровольное, так и обязательное/, страхование финансовых рисков, медицинское страхование. Основная масса населения России еще не повернулась лицом к страхованию. Взносы за счет средств населения составляют сегодня лишь небольшую часть от общего сбора премии /в страховании имущества, например, около 15 проц/, тогда как в экономически развитых странах доля населения в страховой премии значительно больше.

Однако потенциал рынка нужно понимать шире: в настоящее время в России страхование еще далеко не в полной мере выполняет все присущие ему в развитых рыночных системах функции. Мы пока не вправе рассматривать национальную страховую систему ни как фактор повышения социальной стабильности, ни как гарантию процесса непрерывности процесса расширенного воспроизводства, ни как инструмент формирования долгосрочных инвестиционных ресурсов. До той поры пока эти важнейшие социально-экономические функции не будут в полной мере востребованы и реализованы /а это обязательно произойдет, я в этом абсолютно убежден/, наш рынок можно будет считать развивающимся.

Вопрос: Существует мнение, что "локомотивом" развития рынка может и должно стать обязательное страхование. Как Вы относитесь к такому утверждению, и почему "Ингосстрах" не практикует обязательное страхование?

Ответ: Отвечая на первый вопрос, отмечу, что готов согласиться с таким утверждением, но с существенными оговорками: далеко не всякое обязательное страхование полезно. Сегодняшняя структура обязательного страхования в нашей стране такова, что не только не может стимулировать развитие рынка, но и вообще может считаться страхованием с большой натяжкой. Судите сами: свыше 95 проц премии по обязательному страхованию в России приходится на так называемое обязательное медицинское страхование /ОМС/, которое по сути дела, является одной из форм социального обеспечения и в том виде, в котором осуществляется сейчас, строго говоря, не требует обязательного присутствия страховщика в технологической цепочке. На наш взгляд, есть возможность существенно повысить эффективность использования финансовых средств в рамках ОМС и сделать его действенным элементом государственной системы здравоохранения наряду с добровольным медицинским страхованием. Но для этого необходимо внесение существенных изменений в существующую законодательную базу. Возьмем другой вид обязательного страхования - обязательное страхование пассажиров. Мало того, что сейчас в России оно осуществляется на не вполне законной основе. С нашей точки зрения этот вид страхования несостоятелен и должен быть заменен на обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков. В такой структуре обязательного страхования "Ингосстрах" своего места не видит. С нашей точки зрения, обязательное страхование должно покрывать наиболее социально значимые риски. Если общество считает, что автовладелец является потенциальным носителем риска причинения ущерба жизни, здоровью и имуществу окружающих /а можем ли мы, например, считать по-другому, если в России ежегодно на дорогах гибнет больше 30 тыс. человек, еще многие десятки тысяч получают увечья и остаются без средств к существованию, а общая стоимость утраченного или поврежденного в результате ДТП имущества вообще никем не учитывается/, значит, оно вправе принять закон, по которому прежде чем сесть за руль он должен предъявить обществу финансовую гарантию своей способности компенсировать этот ущерб. Исходя из этой логики, считаю принятый закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" необходимым и своевременным. "Ингосстрах" намерен участвовать в его реализации и серьезно к этому готовится. Подчеркну, не потому, что мы рассчитываем обогатиться за счет этого вида деятельности, а потому, что, во-первых, его концепция в целом соответствует нашим представлениям о социальной роли страхования, а во-вторых, потому, что этот вид обязательного страхования на данном этапе послужит мощным стимулом развития страхового рынка, причем, прежде всего, рынка добровольного страхования населения. Мы рассчитываем, что опыт общения с нашей компанией в рамках обязательного страхования автогражданской ответственности заставит наших клиентов обратиться к нам с целью защиты других своих имущественных интересов, например, жизни, здоровья, имущества, профессиональной ответственности. Поэтому подготовка к реализации этого закона в нашей компании включает в себя в качестве неотъемлемой составной части серьезную реорганизацию бизнес-процессов по розничному страхованию. Наверно, необходимы и некоторые другие виды обязательного страхования, например, обязательное страхование гражданской ответственности при эксплуатации опасных производств. В то же время здесь нельзя перегибать палку. Иногда идея введения тех или иных форм обязательного страхования разрабатывается без учета платежеспособности потенциальных страхователей, а еще того хуже - "подгоняется" под конкретные страховые компании. В результате сужается поле свободной конкуренции, а страхователю навязываются услуги низкого качества, идея страхования откровенно профанируется. Такого страхования надо избегать.

Вопрос: На каких клиентов в первую очередь ориентируется "Ингосстрах" сегодня?

Ответ: Еще несколько лет назад "Ингосстрах" работал в основном с предприятиями. Но сейчас ситуация изменилась. В компании реализуется долгосрочная программа развития комплексного страхования граждан, и мы довольны ее результатами. "Ингосстрах" занимает лидирующие позиции на таком конкурентном рынке, как страхование автотранспорта населения. По состоянию на конец первого полугодия 2002 г количество клиентов - физических лиц в нашей компании выросло по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 72 проц. Обладателями страховых полисов "Ингосстраха" по различным видам страхования являются больше 600 тыс человек. При этом мы сохраняем прочные позиции и в страховании крупной корпоративной клиентуры. Это - традиционная специализация компании, и мы намерены и дальше развивать присущие "Ингосстраху" на этом сегменте рынка конкурентные преимущества. Хотелось бы отметить, что мы отмечаем рост интереса к страхованию со стороны представителей малого и среднего бизнеса и считаем эту тенденцию обнадеживающей. Только за первое полугодие нынешнего года количество клиентов - юридических лиц выросло на 42 проц, их общее число составляет более 8 тысяч. Есть все основания полагать, что число предприятий и организаций, выбирающих полис Ингосстраха в качестве наиболее адекватного инструмента защиты своих имущественных интересов, будет и дальше расти.

Вопрос: Какова стратегия развития компании? Каким бы Вы хотели видеть "Ингосстрах" через 5 лет?

Ответ: Стратегические цели "Ингосстраха" немногим отличаются от целей любой солидной коммерческой структуры, рассчитывающей на долгосрочную перспективу своего присутствия на рынке. Это - расширение бизнеса за счет повышения качества и расширения перечня реализуемых услуг, при сохранении нормального для данной сферы деятельности уровня рентабельности и последовательном росте капитализации компании. Мы вполне последовательны в своей принципиальной позиции по развитию исключительно классических, признанных и используемых в мировой практике видов страхования. Мы убеждены в том, что всякие псевдостраховые операции, финансовые схемы в страховой упаковке, будут постепенно уходить в прошлое, и российский рынок станет более цивилизованным.

Мы намерены осваивать новые сегменты рынка, прежде всего - в страховании за счет средств населения, выводить на рынок новые страховые услуги и комплексные программы, проводить более активную и эффективную маркетинговую политику, уделяя особое внимание дальнейшему продвижению бренда компании в регионах России. Будучи одним из лидеров национального рынка по объему собственного капитала, "Ингосстрах" намерен и дальше его наращивать. Очень важно, что акционеры компании нас в этом активно поддерживают.

Совсем недавно мы завершили размещение очередной эмиссии акций, что позволит поднять уровень оплаченного уставного капитала компании до 500 млн рублей. В ближайших планах компании его дальнейшее увеличение до 1 млрд рублей. Важным элементом стратегии компании является дальнейшее повышение уровня корпоративного управления, повышение эффективности инвестиционной деятельности и управления активами в целом. В общем, планы у нас большие.

Вопрос: В какой срок уставный капитал "Ингосстраха" может быть увеличен до 1 млрд руб., изменится ли состав акционеров компании?

Ответ: Состав акционеров компании в ходе размещения последней эмиссии претерпел некоторые изменения. В конце декабря состоится внеочередное собрание акционеров ОСАО "Ингосстрах", которое выберет новый состав совета директоров, отражающий произошедшие изменения.

Что касается дальнейшего увеличения уставного капитала, этот процесс, несомненно, будет продолжаться, но о конкретных сроках сейчас сказать трудно.

Вопрос: Расскажите более о планах по развитию региональной сети "Ингосстраха".

Ответ: Уже сейчас региональная сеть "Ингосстраха" - одна из крупнейших в России, хотя компания приступила к ее активному развитию относительно недавно. Пока в России "Ингосстрах" присутствует в 70 регионах из 89. Региональная сеть компании насчитывает 42 филиала, 21 представительство, 20 дополнительных офисов, 9 дочерних фирм, которые, в свою очередь, имеют 32 филиала и представительства. Однако мы продолжаем работу по наращиванию региональной сети. Мы понимаем, что в последние годы российский бизнес прирастает в основном регионами, поэтому нам необходимо наращивать региональное присутствие. В ближайшем будущем будет открыто еще 15 филиалов. Уже определены субъекты федерации, где они будут открыты и активно ведется предварительная работа. Среди прочих будут открыты филиалы в Чебоксарах, Иванове, Липецке, Новгороде, Туле, Костроме. Будет развиваться и сеть наших представительств в крупных областных центрах, в столицах краев и автономных республик. Развитие региональной сети компании - один из приоритетов развития "Ингосстраха".

Вопрос: "Ингосстрах" - единственная российская страховая компания, имеющая сеть в дальнем зарубежье. Ранее сообщалось о планах консолидации зарубежной сети "Ингосстраха" на базе компании Sovag /Германия/. В какой стадии находится этот процесс?

Ответ: Сейчас таких планов нет. Наша зарубежная сеть состоит из ряда дочерних компаний и представительств, независимых от Sovag. Эта весьма успешная компания, разумеется, тоже входит в эту сеть. Мы считаем существующую структуру оптимальной и пока не видим смысла ее менять.

Вопрос: Что бы Вы хотели пожелать клиентам "Ингосстраха" в канун юбилея компании?

Ответ: Прежде всего, огромное спасибо всем клиентам, партнерам и друзьям "Ингосстраха" за доверие и поддержку. Мы очень дорожим этим, делаем и будем делать все возможное, чтобы сохранить и упрочить наши доверительные, партнерские связи. Что касается пожеланий, то хотел бы просто отметить, что страховщики, как никто другой заинтересованы в благополучии и процветании своих клиентов. В этом отличительная черта нашего крайне интересного и социально ответственного бизнеса.







http://www.prime-tass.ru/


Док. 487485
Перв. публик.: 11.12.02
Последн. ред.: 10.09.08
Число обращений: 253

  • Щербаков Вячеслав Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``