В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Белозеров: `Южный транзит` Назад
Олег Белозеров: `Южный транзит`
В прошлом году на ростовском участке автомобильной дороги М-4 "Дон" выпало рекордное количество снега, движение транспорта было практически парализовано в течение пяти суток. В снежном плену оказались сотни автомобилей, тысячи человек. Начальник ГУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Северный Кавказ" и его товарищи шесть дней, практически без сна, отдыха и горячей пищи пытались ликвидировать последствия стихийного бедствия. Только что назначенный тогда руководитель Росавтодора Олег Белозеров лично принимал участие в расчистке заторов, организации подвоза горячей пищи и топлива людям, попавшим в беду.

Напомним, что ненастье обрушилось на ростовский участок автомагистрали "Дон" 29 января 2005 года с двух сторон. На юге шел дождь, покрывший все толстым слоем наледи, а на севере выпала двухмесячная норма снега. Сильный ветер сгонял снег с колей, прорываясь через лесополосы, особенно в местах их разрывов, в считанные минуты заметая проезжую часть. Все это привело к тому, что 30 января на границе Воронежской и Ростовской областей образовалась автомобильная пробка длиной в 5-7 километров. Дорожники совместно с сотрудниками ГИБДД работали дни и ночи, пытаясь организовать движение транспорта, особенно по сложным участкам магистрали.

Из сообщения Интерфакса-Юг 02.02.2005:

"Непогода только обострила существующую проблему. Построенная в 60-е годы, эта трасса не соответствует современным требованиям. Интенсивность движения на отдельных участках достигает 30 тысяч автомобилей в сутки. Однако дорожное полотно шириной 7-8 м не обеспечивает необходимой пропускной способности, и магистраль не выдерживает такой нагрузки. Между тем за последние два года реконструировано лишь 30 км магистрали из 200 км нуждающихся в реконструкции - от г. Шахты до границы с Воронежской областью. На старый не реконструированный участок дороги приходится наибольшее количество ДТП в области, пробки возникают не только из-за непогоды, но и при увеличении интенсивности движения".

Это бедствие заставило чиновников обратить на состояние автомагистрали М-4 "Дон" - единственной трассы, связывающей северные районы нашей страны с южными регионами - более пристальное внимание. (В советские времена была еще симферопольская трасса, но сегодня этот путь долог и полон неожиданностей.)

Анализ причин стихийного бедствия позволил сделать вывод о том, что необходима ускоренная реконструкция автомагистрали "Дон", дополнительное оснащение дорожных предприятий снегоуборочной техникой. На эти цели из федерального бюджета было выделено соответствующее финансирование, причем реконструкция федеральной автомагистрали "Дон" сегодня, наряду с обходом Санкт-Петербурга и автотрассой Чита - Хабаровск - в списке приоритетных объектов Росавтодора.

Как следует из отчета руководителя Федерального дорожного агентства, который он сделал в ходе пресс-конференции в начале февраля 2006 года, "...в прошлом году на автомагистрали М-4 "Дон" осуществлены работы по реконструкции участков на территории Липецкой, Воронежской и Ростовской областей, Краснодарского края общей протяженностью 22,0 км, а также искусственных сооружений на ней общей протяженностью 290 п. м. Кроме того, на дороге переустроены два наиболее опасных снегозаносимых участка, на которых в конце января - начале февраля 2005 года из-за снежных заносов перебои в движении транспорта достигали 4 суток, а длина "пробок" - 30 км".

Накануне Дня защитника Отечества Олег Белозеров выехал на автотрассу М-4 "Дон". Цель - инспекционная поездка, осмотр состояния магистрали, уровня ее содержания. Отправная точка - Воронеж. В ходе поездки состоялась встреча руководителя Росавтодора с руководством Воронежской области. На встрече были обсуждены первоочередные объекты, на которые необходимо в первую очередь направить средства федерального бюджета в рамках бюджетной помощи (субсидий): планируемое на 2006 год финансирование по Воронежской области увеличено по сравнению с 2005 годом в два раза - до 2 млрд 200 млн рублей. По словам Олега Белозерова, в соответствии с перспективным трехлетним планом работы отрасли, уже в 2010 автомагистраль М-4 "Дон" от Москвы до Воронежа будет четырехполосной.

По окончании встречи с журналистами Олег Белозеров, сопровождавшие его официальные лица и наша журналистская группа погрузились в автобус, чтобы за один день проехать по автотрассе "Дон" от Воронежа до Ростова. Нам выпала редкая возможность понаблюдать за работой высокого дорожного начальства.

Что же такое инспекционная поездка, по каким критериям оценивается уровень содержания дороги? В первую очередь, это - интенсивность транспортного потока, состояние земляного полотна, обочин, дорожного покрытия, обстановки и пр. Все эти характеристики описаны в государственном контракте, который управление, обслуживающее дорогу, в нашем случае - Федеральное управление автодорог "Черноземье" под руководством Василия Говорова, заключает с Росавтодором. При этом в контракте оговорены требования к хорошему, среднему и плохому уровню содержания дороги. В таблицах расписано все четко, как говорится, от и до.

Нам повезло: в ночь накануне нашего приезда прошел снег с метелью, так что дорожники не имели возможности "причесать" свои объекты к приезду начальства, работы велись, что называется "в натуре". И огрехи сразу были видны. И все же, что изменилось за год?

- Сегодня мы едем по расчищенной дороге, на которой нет заторов, с нормальной скоростью, - комментирует Олег Белозеров. - (Смотрю на спидометр автобуса - 100 км/час. - Н.А.). В прошлом же году, когда мы возвращались с места образовавшегося затора, машины шли сплошным потоком, скорость которого не превышала 15 км/час. Не обогнать.

В чем причина того, что положение изменилось? Во-первых, в 2005 году мы закупили дополнительные единицы техники для зимнего содержания дорог. Во-вторых, нам удалось наладить взаимодействие с соседними дорожными подразделениями, техника теперь перебрасывается мобильно и туда, где она наиболее необходима. Кстати, это касается не только автомагистрали М-4 "Дон". Мы разработали регламенты по мобильной переброске техники и других сил для всех проблемных регионов России. В результате, когда несколько недель назад на автодороге Адлер - Красная Поляна сошли лавины, которые завалили сданный в этом году тоннель, техника туда очень быстро пришла из Ростова. И проблема была решена.

Надо сказать, что в последние 2-3 года погода нас не балует. И предсказуемостью не отличается: Гидрометеоцентр дает много ошибок.

В текущем году планируется оборудование автодороги "Дон" метеостанциями, существует и выполняется специально разработанная программа, которая предусматривает создание системы таких станций на всех федеральных автомобильных дорогах. Датчики метеостанций позволяют сделать четкий прогноз погоды и в соответствии с этим принять превентивные меры по борьбе со скользкостью на дорогах. Подсчитано, что метеообеспечение должно себя окупить менее чем за три года. Этого удастся достичь, в том числе за счет экономии противогололедных материалов, которые будут распределяться дозировано.

И все-таки, возможно ли повторение прошлогодней ситуации, и какие меры предприняты для того, чтобы предотвратить возможный разгул стихии?

- Мы разработали требования к состоянию конструктивных элементов дороги первой технической категории в зимний период, в соответствии с которыми два раза в месяц кураторы управления проезжают по дороге и проверяют состояние конструктивных элементов на соответствие этим требованиям, - рассказывает Василий Говоров. - Если они обнаруживают несоответствие, виновная дорожная организация штрафуется. Если же, Боже упаси, происходит дорожно-транспортное происшествие по вине дорожников, виновная организация также наказывается.

Кроме того, после событий 2005 года мы подработали регламент взаимодействия с органами ГИБДД, в соответствии с которым если по причине неудовлетворительного технического состояния транспортного средства происходит блокирование движения на дороге, оперативно срабатывают службы ГИБДД и останавливают движение на дальних подступах к месту происшествия. В пургу мы производим штатную остановку движения. Что касается использования технических средств, то в месте прошлогоднего затора мы разделили транспортные потоки, блокировав барьерным ограждением выезд на встречную полосу; установили сигнальные столбики и дополнительные посты; используем лесозащитные мероприятия, временные заборы, траншеи.

Мы провели учения с ГИБДД и МЧС, смоделировав ситуацию прошлого года. В учениях участвовали все работники диспетчерских служб наших ДРСУ. Мы составили инструкции, в которых подробно расписали обязанности всех участников учений - подрядчиков, занятых содержанием и ремонтом участков трассы, сотрудников дорожно-патрульной службы. Убежден, что если бы у нас тогда, в 2005-м был опыт слаженной работы, если бы действия каждого подразделения и каждой службы, вплоть до МЧС и ГИБДД были расписаны до мелочей, заторов удалось бы избежать, приостановив движение на территории Тульской и Липецкой областей. Учения позволили нам разработать резервный план действий. Конечно, решения принимаются в соответствии с обстановкой, но порядок выдвижения технических сил, их взаимодействие со всеми подразделениями должны быть отработаны до автоматизма.

Мы потребовали от наших подрядных организаций, чтобы они заключили субподрядные договоры со строительными и сельскохозяйственными предприятиями, частными компаниями, владеющими тяжелой техникой - самосвалами "КамАЗ", тракторами, бульдозерами. Теперь эти тяжеловесы готовы выйти на борьбу с заносами, как только это будет необходимо.

- ДЭП должны научиться считать деньги. И экономить, - считает Олег Белозеров. - Например, маленькая Эстония тратит на зимнее содержание дорог 40% своего дорожного бюджета, а мы - 60-70%. Экономия достигается за счет применения в качестве противогололедных материалов чистых хлоридов. Поэтому мы вводим новый критерий оценки уровня содержания автомобильных дорог: наряду с проезжаемостью необходимо обеспечить эффективность расходования выделяемых средств.

557 километр автодороги - начало участка реконструкции протяженностью 30 км, который планируется ввести до 2008 года. Здесь строится дорога первой технической категории. Сегодня в этом месте пока две полосы движения, а будет четыре. Речка Красная - один из притоков Дона - пересекает автомагистраль на 567-м км. Уже построена гофрированная труба по образцу тех, что использовались на автомагистрали Чита - Хабаровск. Это - первая такая труба в Воронежской области. Транспортные потоки в противоположные стороны будут разделены, лобовые столкновения исключаются. Вводной участок 2006 года - 3 км. Кстати, этот участок был очагом ДТП, который сегодня ликвидирован.

Программа реконструкции автомагистрали М-4 "Дон" такова. Существующая автодорога объявляется второй очередью реконструкции и на ней проводятся только работы по содержанию и ремонту. Первая же очередь - это новое строительство параллельной двухполосной трассы. Одна очередь будет работать в направлении к Москве, вторая - от Москвы. Сложность в том, что движение на этой магистрали останавливать для производства дорожных работ нельзя - "Дон" - единственная связь между центром и югом России. Поэтому все делается одновременно.

- Поскольку наша страна находится в климатической зоне, где бывают достаточно сильные морозы, - рассказывает Олег Белозеров, - мы сегодня пытаемся убедить перевозчиков возить с собой цепи для успешного преодоления подъемов, которых на автодороге М-4 "Дон" немало. К сожалению, пока малоуспешно. У нас есть статистика, которая показывает, сколько денег мы в этом году потратили на растаскивание автомобилей. Это - серьезная сумма.

В связи с этим мне вспоминаются дисциплинированные французы, которые, отправляясь в горы, обязательно кладут в багажники своих машин эти самые цепи. Подъезжая к опасному участку, они просто надевают их на колеса, не создавая никаких помех движению. К слову сказать, автомобили в горные районы страны без цепей не допускаются. И ничего не надо растаскивать.

- Какие же регламентные работы и с какой цикличностью вы выполняете? - вопрос начальника управления эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Росавтодора Сергея Костина адресован начальнику ДРСУ, по участку которого в это время проезжает автобус.

- Всего таких работ 113 видов. Однако мы столько не выполняем - не хватает средств. У нас одних дренажных систем 100 км на балансе, чистка же их не оплачивается. Не оплачивается также вывоз снега и др. Отдельный и очень болезненный для нас вопрос - посыпка склонов подъемов и спусков. В регламенте они учтены как прямые участки, а ведь они требуют большего расхода ПГМ. Отсюда - убытки. И так далее.

Вот и Павловск. Здесь нужно строить обход города. Сегодня этот проект находится в стадии разработки. В самом же городе дорога оставляет, как говорится, желать лучшего. По словам Василия Васильевича Говорова, здесь планируется капитальный ремонт.

Беда дорожных служб - зарубежные перевозчики. Часто бывает так, что они, пересекая границу с нормативным грузом, перегружают затем содержимое двух машин в одну и едут, буквально раздавливая дорогу. Рекорд был 119 т - столько везла одна фура. Правда, ее задержали на посту ГИБДД.

- Запомните, Василий Васильевич, страшное слово "профилограф", - шутит Олег Белозеров. - Это прибор для измерения ровности после ремонта, который меряет и продольную и поперечную ровность, что позволит получать достоверную информацию, в том числе по наличию и величине колейности.

Кстати, об убытках. На 725-м километре дороги проезжаем частную стоянку. Василий Васильевич Говоров рассказывает, что во время прошлогодних событий эта стоянка вмещала до 200 фур. Здесь двое суток кормили людей и обеспечивали дизельным топливом. Стоянка действовала как перехватывающая парковка - в условиях, когда райцентры были забиты, это была серьезная помощь. И таких мест на дороге несколько. Спасибо вам, люди!

Участок дороги 700 км - 740 км, 6 пусковых комплексов. Сдаточные объекты 2006 года - 8 км, 5 и 6 пусковые комплексы (732-740 км). Здесь длинные подъемы и спуски, что сильно затрудняет движение на этом отрезке, особенно в зимнее время. Здесь работает ЗАО "Интердорстрой". Жалуются рабочие, что простаивают мощности, что нет работы, чтобы загрузить этот участок на полную мощность. Нужно, нужно дополнительное финансирование!

Приехали в Богучары. Это - город с красивой историей. Говорят, что когда государь император Петр I проплывал по Дону, он вошел в устье неизвестной ему речки, наполнил водой чарку и выпил, приговорив: "Богу чарка!". С тех пор речка именуется Богучарка, а город на ее берегу - Богучары. Два года назад город отметил 300 лет. Кстати, здесь учился Михаил Шолохов.

В Богучарах сегодня строится современная дорожная развязка. Отцы города очень хотят видеть ее готовой как можно быстрее. Однако, как мне объяснили дорожники, если форсировать строительство развязки, то придется полностью перекрыть движение на автомагистрали. Поэтому и торопят дорожников богучарцы.

Сразу после пересечения границы между Ростовской и Воронежской областями пошла "четырехполоска" - с дорогой здесь поработали сравнительно недавно. Автобус покинули воронежские дорожники, их место заняли ростовские коллеги во главе с начальником ГУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Северный Кавказ" Сергеем Панькиным.

- В Ростовской области чуть менее 200 км - семиметровка, - рассказывает Сергей Васильевич. - На устранение ямочности, колейности, недоремонта мы тратим порядка 50% средств. Впрочем, задел в плане реконструкции сделан большой - отсыпано земляное полотно, сделаны искусственные сооружения. На эксплуатацию 342,5 км - а именно такова протяженность автомагистрали "Дон" по территории Ростовской области - выделено в 2006 году 340 млн.

- Это же не дорога, а волчья тропа, - удрученно вздыхает Сергей Панькин. - Вот в районе Каменска у нас четырехполоска, с ней никаких проблем нет. А что касается средств, выделенных в этом году на содержание ростовского участка, то его в три раза меньше, чем необходимо. Оно и правильно, зачем ремонтировать, когда надо реконструировать.

В заключение я попросила Олега Валентиновича Белозерова оценить уровень содержания федеральной автомагистрали "Дон". Вот что он сказал:

- Содержание дороги, может быть, с отдельными замечаниями, в целом понравилось. Дорога старая, но за ней очень хорошо следят. Однако, к сожалению, в рамках имеющегося финансирования. А на эти средства можно сделать или ямочный, или небольшой текущий ремонт. Дорога имеет большую колейность, а это сильно влияет на безопасность дорожного движения.

Сама дорога не понравилась. Ведь интенсивность движения по этой автотрассе, особенно летом, в три раза превышает нормативную. В три раза! Рассчитанная несколько десятилетий назад на максимальную нагрузку 5 т/ось, она фактически уже изжила себя как магистраль. Усугубляют положение так называемые "тягуны" - длинные спуски-подъемы. Именно они часто являются непреодолимыми препятствиями на пути тяжелогруженых фур. Если у машин не хватает мощности, они как бы зависают на этих подъемах, их разворачивает по всей ширине дороги и проехать уже не может никто. Для магистрали первой технической категории это недопустимо. Поэтому основная задача - реконструкция дороги, ее расширение и уход от уклонов.

В этом году мы планируем построить здесь еще 10 солебаз. Нужно будет переоснастить технику современным оборудованием, которое подходило бы под чистые хлориды - на текущий год мы запланировали внедрение на автомагистрали "Дон" этой технологии. Это позволит вывести уровень содержания в Тульской, Воронежской и Липецкой областях на качественно иной уровень содержания.

В целом, согласно программе развития федеральной автомагистрали М-4 "Дон", до 2010 года в реконструкцию этой дороги будет вложено 49721,49 млн рублей.

04.04.2006
http://www.rosavtodor.ru/shownewsn.php?id=4532

Док. 487274
Перв. публик.: 04.04.06
Последн. ред.: 09.09.08
Число обращений: 157

  • Белозеров Олег Валентинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``