В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Белозеров: `Развитие дорожной сети - благополучие России` Назад
Олег Белозеров: `Развитие дорожной сети - благополучие России`
В середине февраля состоялась пресс-конференция руководителя Федерального дорожного агентства Минтранса РФ Олега Белозерова, на которой он подвел итоги работы отрасли в 2005 году. О них - наш сегодняшний рассказ.

Предварительные итоги

- Почему предварительные? Это связано с тем, что окончательно мы сможем увидеть, в каком состоянии находятся наши дороги, когда сойдет снег. Только после этого можно будет сказать, какое количество дорог находится в нормативном состоянии, а сколько - нуждаются в ремонте.

Итоги 2005 года для отрасли в целом я оцениваю как позитивные. Прежде всего, главное препятствие для развития отрасли - недофинансирование дорожного хозяйства - хотя бы частично удалось преодолеть. В 2005 году Государственная Дума дважды принимала решение в пользу увеличения финансирования дорожных работ. Эти средства мы сумели сконцентрировать на первоочередных объектах.

Наша справка: финансирование деятельности дорожного хозяйства Российской Федерации в 2005 году осуществлялось за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Объем средств, направленных на дорожное хозяйство страны, составил более 250 млрд рублей, причем из федерального бюджета было выделено 120,35 млрд рублей, в том числе в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог - 47,572 млрд рублей.

С использованием бюджетных средств введено в эксплуатацию 1230,8 км автомобильных дорог и 19096 п. м. искусственных сооружений, в том числе 169,2 км и 5760 п. м. на федеральных автомобильных дорогах и 1061,6 км и 13336 п. м. на территориальной сети.

Благодаря выделению дополнительных бюджетных средств в соответствии с федеральными законами от 05.07.2005 No 84-ФЗ и 04.11.2005 No 141-ФЗ, выполнен большой объем задельных строительных работ. Это позволит в 2006 году при практически неизменном объеме финансирования ввести в эксплуатацию участки федеральных автомобильных дорог общей протяженностью, более чем в 3 раза превышающие объем ввода 2005 года. Только на автодороге "Амур" Чита - Хабаровск объем ввода в эксплуатацию увеличится в 4,1 раза.

Кроме того, выделение дополнительных средств из федерального бюджета позволило существенно повысить объемы наиболее важных для обеспечения безопасности движения работ по ремонту федеральных автомобильных дорог, в том числе увеличить протяженность восстановления покрытия проезжей части с 1379 км до 1787 км, или на 30 %. Увеличение протяженности введенных в эксплуатацию после капитального ремонта федеральных дорог составило 97 км, или 23 %, после ремонта - 430 км, или 17 %.

В 2005 году завершены следующие основные объекты:

строительство участков федеральной автомобильной дороги "Амур" Чита - Хабаровск на территории Читинской и Амурской областей, Еврейской автономной области с вводом в эксплуатацию участков протяженностью 50,5 км, а также искусственных сооружений на них общей протяженностью 291 п. м;

строительство автомобильной дороги Адлер - Красная Поляна на участке км 32 - км 35 с тоннелем длиной 2,5 км. В результате ввода в эксплуатацию этого участка завершено строительство всей дороги, обеспечен безопасный круглогодичный проезд для жителей района, активизированы работы по формированию нового международного горноклиматического курорта с применением механизма государственно-частного партнерства, открыта возможность для выдвижения г. Сочи в качестве города-кандидата на право проведения зимних Олимпийских игр 2014 года;

реконструкция участков автомобильной дороги М-4 "Дон" на территории Липецкой, Воронежской и Ростовской областей, Краснодарского края общей протяженностью 22,0 км, а также искусственные сооружения на ней общей протяженностью 290 п.м. Кроме того, на дороге были переустроены два наиболее опасных снегозаносимых участка, на которых в конце января - начале февраля 2005 года из-за снежных заносов перебои в движении транспорта достигали 4 суток, а длина "пробок" - 30 км;

реконструкция мостового перехода через р. Клязьма в Нижегородской области на км 341 автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва - Нижний Новгород - Уфа, что позволило обеспечить введение четырехполосного движения на всем протяжении дороги от Москвы до Нижнего Новгорода;

строительство автомобильной дороги "Колыма" в Республике Саха (Якутия) с ликвидацией грунтового разрыва протяженностью 20 км. Концентрация средств позволила также завершить долгострой - строительство моста через р. Брюнгадэ на 799 км дороги длиной 351 м велось с 1993 г. Выделение дополнительных средств из федерального бюджета в объеме 140,8 млн рублей в соответствии с федеральным законом от 04.11.2005 No 141-ФЗ позволило увеличить объемы ввода в эксплуатацию участков дороги в 2005 г. по сравнению с первоначальным планом более чем на 10 км.

В 2005 году введена в пробную эксплуатацию первая очередь Кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Санкт-Петербурга, выполнен значительный объем работ для завершения строительства дороги, что позволит до 1 июля 2006 года обеспечить ввод в постоянную эксплуатацию всего участка первой очереди Кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Санкт-Петербурга протяженностью 35,2 км.

Продолжалось строительство обходов городов Новосибирска, Красноярска, Выборга, Ельца и других. Начато строительство обхода г. Богородицка на дороге М-4 "Дон".

С использованием субсидий из федерального бюджета в 2005 году продолжалась реализация программы по строительству внеклассных мостовых и транспортных сооружений. В рамках реализации программы в 2005 году введены в эксплуатацию внеклассные мосты:

через реку Ветлугу в западной части Республики Марий Эл, отделенной от центра региона и других районов Волгой и Ветлугой: во время весенних паводков существующий понтонный мост прекращал работу, и население района оказывалось на 2 месяца отрезанным от учреждений здравоохранения, образовательных и культурных центров;

через реку Каму у г. Перми, завершение первой очереди которого позволило вынести транзитное движение из центра города и разгрузить проезд по узкой плотине Камской ГЭС, повысить безопасность эксплуатации этого крупного гидротехнического сооружения. Благодаря выделению дополнительных средств из федерального бюджета в соответствии с законом от 05.07.2005 No 84-ФЗ срок ввода в эксплуатацию мостового перехода был сокращен на год по сравнению со сроком, первоначально предусмотренным в ФАИП;

через Кольский залив у г. Мурманска, который обеспечивает устойчивую автотранспортную связь районов Мурманской области и выход к границам Норвегии и Финляндии, позволяет расширить экономическое сотрудничество России со странами региона Баренцева моря.

Кроме того, в 2005 году введен в эксплуатацию уникальный метромост имени 60-летия Победы в г. Омске.

Реконструкция основных федеральных трасс осуществляется в соответствии с подпрограммой "Автомобильные дороги" Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" (2002--2010 гг.), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. No 848. В 2005 году капитально отремонтированы 513,9 км федеральных автодорог, завершен ремонт 2944,4 км автомобильных дорог.

Наиболее крупными объектами капитального ремонта, введенными в эксплуатацию в 2005 году, являются участки автомобильных магистралей М-2 "Крым" (18 км), М-4 "Дон" (24,3 км), М-5 "Урал" (35,7 км), М-7 "Волга" (45,2 км), М-10 Россия" (45 км), М-18 "Кола" (16,7 км), М-29 "Кавказ" (20 км), М-52 "Чуйский тракт" (19,5 км), М-53 "Байкал" (10 км), М-60 "Уссури" (20 км).

Завершен ремонт и капитальный ремонт 174 искусственных сооружений на федеральных автомобильных дорогах общей длиной 12744 п.м. Наиболее крупными объектами капитального ремонта мостовых сооружений, введенными в эксплуатацию в 2005 году, являются:

мосты длиной 1082,4 п. м через плотину Волжской ГЭС (шлюзы 21, 22) на км 971+650 автомобильной магистрали М-5 "Урал", что позволило не только ликвидировать участок концентрации дорожно-транспортных происшествий, но и повысить безопасность эксплуатации этого крупнейшего гидротехнического сооружения;

мост длиной 166,6 п. м. через реку Аксай на км 717+782 автомобильной дороги М-29 "Кавказ" в Чеченской Республике вблизи границы с Республикой Дагестан;

мост длиной 490,2 п. м. через канал имени Москвы на км 26+051 автомобильной дороги А-104 Москва - Дмитров - Дубна (левый);

Введен в эксплуатацию после ремонта мост длиной 985,3 п. м. через реку Ока на км 14+872 обхода г. Нижнего Новгорода на автодороге М-7 "Волга".

Наиболее проблемными регионами в России в отношении состояния автомобильных дорог являются: Архангельская, Волгоградская, Читинская области, Республика Мордовия, Удмуртская Республика, Хабаровский край. Основная причина - нехватка финансовых средств для развития и содержания автомобильных дорог.

Концепция развития

- Кроме того, в прошлом году одной из важнейших задач, стоящих перед отраслью, была разработка концепции развития дорожного хозяйства. Мы подготовили проект этой концепции, рассчитанный до 2010 года, в течение первого квартала планируется утвердить концепцию на заседании правительства. Теперь мы четко знаем, как в течение указанного времени будет развиваться отрасль.

Наиболее крупные дорожные проекты в Российской Федерации связаны с решением проблем недостаточной прочности дорог, перегрузки движения многих участков дорог, особенно вблизи крупных городов, недостаточного количества обходов населенных пунктов, а также мостовых переходов через крупные реки, отсутствие которых вызывает значительные перепробеги транспорта. В 2006 году будет завершено строительство Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга от Приозерского шоссе до федеральной дороги "Россия", а в 2008 году - до федеральной дороги "Нарва". Ведется строительство обходов городов Новосибирска, Красноярска, Сочи, Владикавказа и ряда других. До 2009 года намечено завершить строительство 12 крупнейших мостовых переходов через реку Волга у городов Ярославля, Саратова, Волгограда, реку Ока у г. Мурома, реку Обь у г. Новосибирска, Енисей у г. Красноярска, Томь в Кемерово, Чулым в Томской области и других. В Московской области ведется разработка предпроектной документации на строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги общей протяженностью около 450 км. С 2006 года начнется строительство подмосковного участка до 100 км скоростной автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург общей протяженностью 650 км. Она будет иметь продолжение в пределах Москвы до четвертого транспортного кольца и в Санкт-Петербурге до Большого морского порта. В 2007 году заканчивается первая стадия строительства автомобильной дороги Чита - Хабаровск, которая завершает создание маршрута от западных границ Российской Федерации до Тихого океана. Федеральные средства будут направлены также на ликвидацию грунтовых разрывов в Якутии и реконструкцию магистральных автодорог "Урал" и "Дон".

Вместе с тем, надо сказать, что дорожная сеть в результате выполнения планов 2006 года не получит серьезного прироста - будет введено всего лишь 450 км дорог. Много это или мало? Сегодня в России построено порядка 980 тысяч автомобильных дорог. Подсчитано, что для нормального функционирования экономики страны необходимо 1,5-2 млн километров. Естественно, эта проблема напрямую связана с нерешенным вопросом финансирования и необходимостью выбора приоритетов. Сегодня для нас - это ремонт.

В 2005 году из всех источников финансирования на дорожное хозяйство было потрачено в совокупности порядка 200 млрд рублей, а необходимо - 600-700 млрд. Мы считаем, что дорожная отрасль должна финансироваться, прежде всего, из целевых источников и в достаточной мере, потому что ни одна сфера деятельности экономики в Российской Федерации не может развиваться эффективно без развития дорожной сети. Важной задачей дорожников в предстоящий период является отработка направлений участия автомобильных дорог в реализации приоритетных национальных проектов в области здравоохранения, образования, сельского хозяйства, решения жилищных проблем - автомобильные дороги не имеют альтернативы при решении ключевых для дальнейшего социально-экономического развития страны задач. Состояние и развитие дорожных сетей является сдерживающим фактором для реализации национальных проектов.

Новый подход

- В прошлом году мы сделали принципиально важный для дальнейшего развития отрасли вывод. Он состоит в следующем. Дело в том, что ранее дорожное хозяйство отчитывалось перед общественностью километрами построенных дорог. Это, безусловно, важный показатель. Однако не единственный. Мы считаем, что в сложившихся условиях необходимо основное внимание уделять состоянию действующей сети, содержать уже построенные дороги. В соответствии с этим мы вместе с Минэкономразвития изменили структуру финансирования отрасли, начав вкладывать львиную долю средств не в строительство, как это было раньше, а в содержание и ремонт дорог. Если в 2005 году в первоначальном плане на эти цели предполагалось выделить порядка 22% норматива, необходимого для поддержания дорог, то в 2006 году - это уже 43%. Комментируя эти цифры, скажу, что мировая тенденция такова, что практически во всех странах мира денег на дорожное хозяйство не хватает, и Россия - не исключение. Разница лишь в степени этой нехватки.

Сегодня мы пристальное внимание уделяем проблеме безопасности дорожного движения: по статистике, 15% дорожно-транспортных происшествий совершается по сопутствующим дорожным условиям. Для решения этой проблемы в рамках нашей программы мы составили соответствующие подпрограммы, которые включают в себя освещение, барьерное ограждение, установку недостающих знаков - то, что мы можем сделать прямо сейчас, чтобы ликвидировать достаточно большое количество очагов ДТП. В 2005 году мы ликвидировали более 800 таких очагов. Основным критерием при планировании работ по текущей эксплуатации в 2006 году будет ликвидация очагов дорожно-транспортных происшествий. На эти цели направляются серьезные средства, и в 2006 году планируется ликвидировать порядка 900 таких очагов, что позволит снизить количество дорожно-транспортных происшествий из-за сопутствующих дорожных условий на 2-4%, уменьшить тяжесть последствий ДТП на 4-6%.

Кроме того, работа по обеспечению безопасности дорожного движения будет направлена на приведение транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог в соответствие с нормативными требованиями, уширение участков федеральных дорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки.

На протяжении последних пяти лет Росавтодор проводит детальный анализ состояния аварийности на федеральных автомобильных дорогах. Ежегодно мы изучаем статистический сборник о состоянии аварийности на федеральных автомобильных дорогах. На основе анализа аварийности планируются работы по ремонту и содержанию дорог. Безусловно, уровень аварийности, тяжесть последствий от ДТП учитываются при финансировании мероприятий на выполнение работ по повышению безопасности дорожного движения конкретных дорог.

Перспективное планирование

- В рамках пресс-конференции хотелось бы особое внимание обратить на наметившуюся позитивную тенденцию: в развитие одобренных 20.12.2005 коллегией Министерства транспорта Российской Федерации основ концепции реформирования дорожного хозяйства разработан "План мероприятий по реформированию дорожной отрасли в 2006-2010 гг.". Этот план предусматривает разработку методического обеспечения перехода отрасли на трехлетнее бюджетное планирование, начало реализации пилотных проектов по переводу участков автомобильных дорог в режим комплексного обслуживания операторами различных организационно-правовых форм в рамках существующих законодательных ограничений и пр.

Мы считаем это огромным шагом вперед, поскольку отрасли это обеспечит стабильность в введении новых объектов. Это позволит серьезно снижать издержки на новое строительство, поскольку не будет нужды замораживать объекты, обеспеченные деньгами. Кроме того, когда подрядчик берется за новый объект и знает, что он в течение трех лет будет гарантированно обеспечен финансированием, мы получаем возможность "на полную катушку" спрашивать с него качество работ, а он - возможность закупать необходимые материалы впрок по более низким ценам. Это важно, поскольку, для того, например, чтобы построить крупный мост, необходимо металлоконструкции заказывать за полгода, а то и за год.

Кроме того, в 2006 году мы планируем продолжить работу по ликвидации долгостроев, некоторым из которых по 15 лет. Основным принципом планирования будет критерий эффективности вложенных средств.

Законотворчество

- В 2005 году в Российской Федерации принят федеральный закон "О концессионных соглашениях", цель которого - привлечение частных инвестиций в экономику страны, в частности, в строительство платных автомобильных дорог, а также обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной собственности. При этом государство берет на себя выкуп земель под строительство платных автомобильных дорог и подготовку строительной площадки, осуществляет разработку предпроектной и проектной документации. Кроме того, государство участвует в финансировании строительства, предоставляет предусмотренный законом альтернативный бесплатный проезд. Инвестору предоставляется право самостоятельно выбрать оптимальные, с его точки зрения, места расположения пунктов сбора платы, их планировочные решения, схему организации сбора платы. Он получает и доходы от эксплуатации дороги.

В 2005 году завершена длительная и очень важная работа по созданию классификации автомобильных дорог - национального стандарта, в соответствии с которым теперь будут вестись все дорожные работы. В соответствии с этим документом, принято два классификатора: первый заключается в делении дорог на технические категории и устанавливает нормы проектирования автотрасс; второй состоит в делении автодорог на федеральные, региональные и муниципальные. Этот классификатор закрепляет дороги за каждым уровнем власти. Кроме того, сформулированы требования к геометрическим характеристикам автомобильных дорог.

В 2006 году вся деятельность Росавтодора будет построена на систематизации существующих нормативов и приведению их в соответствие с современными требованиями. Так теперь при проектировании магистральных автодорог первой технической категории будет закладываться нагрузка не менее 11,5 т/ось. Причем эти нормативы укладываются в рамки трехлетнего планирования. По нашим расчетам, новые нормы позволят нам эксплуатировать вновь построенную или реконструированную автодорогу в течение 12 лет, не меняя ее характеристик и возвращаясь на этот объект один раз в четыре года только для текущего ремонта, что не выходит за рамки нормативов.

Система качества

- 2005 год можно считать знаковым в части создания в отрасли системы качества. Ее основой являются новые принципы проектирования, основной из которых состоит в том, что проект должен быть не дешевым, а хорошим.

Нами создано специализированное предприятие, которое отвечает за эти вопросы - ФГУ "Росдортехнология", специалистами которого в 2005 году было проконтролировано 46 дорожных организаций. Надо сказать, что по итогам этих проверок на целый ряд руководителей были наложены взыскания. Мы ведем активную работу с подрядными организациями, направленную на внедрение коллективной ответственности за результаты работы. Кроме того, применяем все формы общественного контроля. В частности мы обратились в Общественную палату с просьбой создать при Росавтодоре общественный совет, который будет заниматься контролем работы отрасли.

Заключение

Мне (Н. Алхимовой) хотелось бы поделиться с читателями не мыслями даже, а ощущениями, к которым я то и дело возвращалась по мере того, как Олег тление от пресс-конференции таково: дело не только, и не столько в деньгах. Ведь вот смотрите: финансирование в 2005 году увеличилось совсем не на много, если брать потребности отрасли в целом, но сделано-то вон сколько. Объективно сделано. И долгострои достроены, и закон о концессиях, наконец, принят, и классификация автодорог. И "конъюнктура момента", извините за сленг, пусть тяжело и со скрипом, но все же меняется. Ведь еще недавно слова "целевое финансирование дорожных работ" воспринимались почти как крамола, а теперь их повторяют с самых высоких трибун. Стало быть, лед тронулся, господа присяжные заседатели?Белозеров отвечал на вопросы журналистов. (В скобках замечу, что это - не всегда дружественная, и почти всегда недоброжелательная аудитория, когда перед ней выступает высокопоставленный чиновник, через руки которого проходят немалые государственные средства). Так уж воспитано наше общественное мнение. И все же впеча

Эх, со свистом бы, да с ветерком, да без пробок... Какой русский не любит быстрой езды?

03.04.2006
http://www.rosavtodor.ru/shownewsn.php?id=4530

Док. 487273
Перв. публик.: 03.04.06
Последн. ред.: 09.09.08
Число обращений: 138

  • Белозеров Олег Валентинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``