В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Белозеров: `Под жестким контролем Росавтодора` Назад
Олег Белозеров: `Под жестким контролем Росавтодора`
Своевременная и качественная подготовка подрядных организаций к эксплуатации федеральных дорог в зимний период является залогом обеспечения бесперебойного движения транспорта.

На прошлой неделе руководитель Федерального дорожного агентства Минтранса РФ Олег Белозеров встретился с журналистами. Их интересовала степень готовности дорожного хозяйства страны к зиме и вероятность повторения ситуации, имевшей место в прошлом году, когда движение на автомагистрали "Дон" было парализовано в течение нескольких суток. Тогда в снежном плену оказались сотни человек...

- Прежде чем ответить на этот вопрос, хочу напомнить, что ситуация февраля этого года относится к чрезвычайным, и если завтра выпадет большое количество осадков, то, в принципе, ее повторение возможно. Вместе с тем в течение этого года мы провели достаточно большой объем работы по приведению в порядок наших нормативных документов. Прежде всего, мы отработали механизм взаимодействия в ГИБДД и с МЧС по переключению движения с этой магистрали на другие трассы, другие регионы. На сегодняшний день у нас заготовлено 100% пескосоляной смеси. Кроме того, в этом сезоне мы собираемся применять новые технологии, новые реагенты. Предприятия на трассе "Дон", которые осуществляют эксплуатацию дороги, оснащены дополнительным количеством техники. В этом году мы закупили более 140 комбинированных дорожных машин и оснастили их дополнительным более точным оборудованием для применения чистых хлоридов. Мы заключили дополнительные договора с подрядными организациями, которые в случае чрезвычайной аварийной ситуации готовы прийти к нам на помощь. Мы готовы к зимней эксплуатации, что подтверждает конец ноября - начало декабря: несмотря на снегопады, сложных ситуаций у нас на дорогах не наблюдается.

В июле мы выпустили приказ по подготовке к зиме. В соответствии с этим приказом в октябре были проведены проверки специализированных подразделений дорожной службы специалистами ФГУ "Росдортехнология" и Департаментом МВД на предмет готовности к обеспечению безопасности движения зимой. У нас подписан план о совместной работе между Росавтодором и Департаментом безопасности дорожного движения. Он предполагает, прежде всего, своевременную реакцию на погодные условия, когда мы можем еще, не создавая заторов на дорогах, принять превентивные действия по предотвращению возникновения ЧС, используя, в том числе, другие маршруты. Где-то, может быть, целесообразно временно остановить транспорт, чтобы пропустить уборочную технику, и пр. Вывод, который был сделан по результатам проверок, такой: дорожные организации к зиме готовы.

При этом надо понимать, что страна у нас большая и методы борьбы с зимней скользкостью в разных регионах различны: то, что предполагается делать в Сочи, непригодно на Чукотке, и наоборот. Поэтому в каждом регионе - своя программа. Так в прошлом году при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на автотрассе "Дон" мы испытывали недостаток в специальных шнекороторных машинах. В этом году этот недостаток восполнен. Кроме того, в разных регионах применяются различные типы смесей. Так, например, чистые хлориды "не работают" при температуре ниже минус 10 градусов С и т.д.

- Можно ли подготовиться к зиме так, чтобы никакие ситуации не стали для нас чрезвычайными, и что для этого нужно?

- Сегодня у нас существует план по совершенствованию этой работы. Не стоит на месте наука, совершенствуется программа разработки дорожных машин. Мы используем современные технологии, я неоднократно говорил о специальных чистых противогололедных материалах, которые мы применяем сегодня. Мы такую работу постоянно ведем, но в рамках сегодняшнего дня готовы хорошо.

Что касается чрезвычайной ситуации, то скажите, можно ли предотвратить землетрясение? Или снегопад, когда за 10 минут выпадает 10-15 см снега? Сегодняшний уровень развития науки позволяет нам лишь вовремя предсказать эти природные явления. Что касается совершенствования имеющихся метеостанций, то такую работу мы ведем.

Сегодня в Росавтодоре действует специализированная программа по оснащению метеостанциями сети федеральных дорог. Пока у нас полностью оборудована ими автотрасса Москва - Санкт-Петербург, частично - дороги Центрального управления автомобильных дорог (Московская область). Эта программа рассчитана на 3-4 года. В результате ее выполнения таким оборудованием будут оснащены все дороги, находящиеся в ведении Федерального дорожного агентства.

Протяженность федеральных автомобильных дорог на сегодняшний день составляет порядка 50 тысяч километров. Содержанием дорог, обеспечением безопасности движения на них занимается управление эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Росавтодора.

Самым тяжелым периодом своей жизни эксплуатационники считают зиму. В это время года для обеспечения бесперебойного и безопасного движения из года в год перед ними стоят две основные задачи: защита дорог от снега и снежных заносов и борьба с зимней скользкостью. При этом норматив требует, чтобы федеральная дорога везде была расчищена до асфальтобетона.

Что же понимается под защитой автомагистралей от снега? В первую очередь, это - превентивные меры, которые подразделяются на два вида: пассивная снегозащита, которая включает в себя устройство специальных лесных посадок вдоль автомобильных дорог или установку заборов и щитов на оголенных участках. Однако в годы последние, перестроечные, этой работой дорожные организации стали заниматься меньше, причем основным сдерживающим фактором был вопрос отвода земель.

Активная защита от снега - это механизированная снегоуборка. И здесь главную свою задачу руководство Росавтодора видит в обновлении технического парка. Применение эффективной многофункциональной техники обеспечит наиболее быструю уборку снега с дорог, безопасность движения и будет экономически эффективной.

Борьба с зимней скользкостью - другая задача дорожников. При этом скользкость подразделяется на три вида: гололед - когда влага на покрытии замерзает с резким наступлением низких температур; гололедица - когда дождь падает на дорожное покрытие, имеющее отрицательную температуру, и замерзает на нем. В этом случае моментально образуется ледяная корка и это - наиболее опасное и сложное явление. Третий вид зимней скользкости - снежный накат колесами автомобилей, при котором снег к покрытию как бы прикатывается.

Технологии борьбы с зимней скользкостью различны и выбираются они в зависимости от климатического района, в котором проходит автомобильная дорога, от погодных условий и от категории самой дороги, то есть от интенсивности движения. Для борьбы с ней сегодня используется три основных вида противогололедных материалов. Самые простые в применении - фрикционные: песок, дробленый щебень, каменная крошка. Они используются традиционно в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока, где зимой, как правило, устойчивые низкие температуры. Здесь соль работает неэффективно и может даже дать обратный эффект. Эти материалы применяются также на участках дорог, где по экологическим требованиям запрещено применение химических реагентов, а также - на дорогах низких категорий.

Наиболее распространенным противогололедным материалом до недавнего времени была пескосоляная смесь. Песок способствует повышению коэффициента сцепления шин автомобиля с покрытием, а соль снижает температуру замерзания и тем самым препятствует образованию ледяной корки на дорожном полотне в условиях температурных перепадов.

Имеют ли эти два вида противогололедных материалов отрицательные стороны? Да, имеют: во-первых, это негативное воздействие на окружающую среду, во-вторых - засорение в весенний период водопропускных систем вдоль автомобильных дорог, коррозионное воздействие на автомобили и обувь пешеходов.

Какова же перспектива снижения этого отрицательного воздействия? Мировой опыт и исследования отечественных дорожных НИИ показали, что выход - в применении чистых хлоридов в твердом и жидком виде. Твердый реагент - это хлориды натрия из промышленных карьеров, реже - кальция и магния (техническая соль), жидкие - это природные и искусственные рассолы.

Надо сказать, что до последнего года, несмотря на очевидные экономические выгоды, широкое применение чистых хлоридов сдерживалось. Почему? Причины две. Первая и основная - условия хранения соли, для которой, в отличие от пескосоляной смеси, необходимо строить специальное крытое хранилище с постоянным температурным и влажностным режимом, потому что она очень гигроскопична. А это - расходы. Вторая причина состоит в том, что не было в достаточном количестве специализированной техники для распределения соли и рассолов по дорожному покрытию. Однако в этом году Росавтодором осуществляется переход, там, где это, возможно, с пескосоляных смесей на чистые хлориды. Строго говоря, экспериментальная работа была начата еще в 2000 году, но повсеместно эта технология содержания дорог внедряется сегодня.

Управление федеральных автомобильных дорог "Центральная Россия", в котором был начат этот эксперимент, содержит и эксплуатирует 2561 км дорог, 90% которых приходится на Московскую область. Она, как известно, наиболее загружена транспортом. Отсюда - особая ответственность этой организации, в том числе и за безопасность движения по подведомственной сети дорог. Поэтому и оснащено это управление современной техникой, которая позволяет не только эффективно и быстро чистить дороги, но даже предсказывать с высокой степенью точности вероятность и интенсивность осадков, влажность покрытия, температуру воздуха, скорость передвижения и направление ветра, давление и высоту снежного покрова, температуру почвы, температуру замерзания, показывает, есть ли на дорожном полотне химические реагенты или вода. Все эти показатели отражаются на мониторе наглядно в виде графиков. Владимир Травкин, заместитель начальника управления "Центральная Россия" по содержанию и эксплуатации автомобильных дорог, рассказал нам много интересного.

Эффективность использования метеоинформации для принятия превентивных мер подтверждают следующие цифры. Для того чтобы до наступления снегопада или гололеда распределить чистую техническую соль на дороге, требуется гораздо меньшее ее количество: 5-10 г на квадратный метр. А чтобы растопить уже образовавшийся гололед - не менее 30 г на квадратный метр. То есть предварительная обработка дорожного полотна позволяет сократить расход соли в 5-6 раз. А компьютеры на основании этой информации могут точно посчитать количество реагентов, которые необходимы для обработки дорог. Имеющаяся аппаратура также показывает температуру дорожного покрытия, его влажность, а также влажность воздуха в заданном районе. Компьютер же предупреждает о возможности возникновения на покрытии злейшего врага и автолюбителей, и профессионалов - гололеда. Причем точки на карте, которые указывают на расположение датчиков, имеющие зеленый цвет в нормальном состоянии, в этом случае приобретают цвет красный, сигнализируя о тревоге. Так, например, по состоянию на 9 часов 28 минут 08.12.2005 на 73-м км автодороги М-3 "Украина" температура дорожного полотна была плюс 0,3 градуса С, дорога в районе датчика была мокрой и покрытой химикатами, предупреждения по гололеду не было.

Всего в ведении управления находится 16 метеостанций. Кроме того, видеокамеры, установленные на Рублево-Успенском и Калужском шоссе, автодорогах "Дон" и "Балтия" (всего 6 штук) позволяют в режиме реального времени отслеживать ситуацию на этих дорогах.

Вся эта техника сосредоточена в центре управления производством (ЦУПе), куда поступает, и откуда уходит в смежные организации информация. Отсюда осуществляется связь с Центральной обсерваторией, Гидрометеоцентром, ГИБДД, администрациями Московской области, ситуационным центром Росавтодора.

Здесь уже создана и работает система погодных метеостанций. Датчики заложены в тело дорожного полотна и позволяют снимать информацию в режиме реального времени. Все это происходит в автоматическом режиме. Данные затем передаются подрядным организациям через Интернет.

Сегодня управление располагает 50 машинами-солераспределителями, специально предназначенными для обработки дорог хлоридами, 16 солескладами, причем 8 из них построены в текущем году. Имеется также 20 универсальных машин, пригодных для обработки пескосоляной смесью и жидкими реагентами, а также 5 машин для распределения только солей. Для эксплуатации автодорог в зимний период здесь заготовлено 87 тыс. тонн соли, 243 тысячи тонн песка смеси, 370 тысяч тонн пескосоляной смеси.

- Зимнее содержание автомобильных дорог - удовольствие дорогое, - рассказывает Владимир Травкин. - В поисках путей снижения затрат и ускорения производства работ, предприятие с 1999 года стало применять чистые технические соли. Когда мы перешли на эти реагенты, встал вопрос о необходимости их дозирования, потому что максимальный расход соли, необходимый для обработки дорожного полотна, в зависимости от погодных условий - 30 г на квадратный метр и ниже, больше не нужно. Сегодня у нас имеются машины отечественного производства, позволяющие осуществлять даже меньший расход. При движении транспорта соль, рассыпанная на дороге, имеет свойство быстро удаляться с покрытия. Последствия этого понятны: во-первых, увеличение затрат на материалы, и, во-вторых, загрязнение окружающей среды. Чтобы эту проблему решить, в 2002 году была построена установка для приготовления рассолов. Они действуют гораздо эффективнее сухой соли: не уносятся с дороги, а также в отличие от нее позволяют обеспечить моментальное растворение льда или снега, упорядочить расход реагентов, а также дают значительную экономию средств - порядка 20%.

Расход жидких хлоридов составляет 0,1 мл на квадратный метр при температуре до минус 8 градусов. Более концентрированный рассол можно применять до 16 градусов мороза. Если температура поверхности дороги ниже, то рассолы применять нельзя. В этом случае используются фрикционные смеси.

Установка для приготовления рассола, имеющаяся на предприятии, имеет производительность 10 кубометров в час и емкость для хранения размером 32 кубометра. Это - первый агрегат для приготовления рассолов в России. Он представляет собой горизонтально расположенную емкость, к которой подходят форсунки для подачи воды и приемный бункер для соли. Установка оборудована мешалкой для получения однородного по концентрации рассола, а также прибором для определения концентрации соли в готовом продукте. Приготовленный рассол поступает в емкость для хранения, откуда и заливается при необходимости в рассолораспределитель, оборудованный так называемой гребенкой - трубкой с многочисленными отверстиями для распределения рассола на дорожном полотне. При этом чтобы можно было проводить работу в любое время суток, делается запас рассола порядка 30 кубометров, который хранится на базе.

Что касается воздействия этих рассолов на металл автомобилей, окружающую среду и обувь пешеходов, то оно, безусловно, присутствует. Но давайте попробуем обойтись вообще без обработки дорог противогололедными реагентами. И получим заторы, пробки, аварии с тяжелыми последствиями. Потому что скользко будет.

- Интересным новшеством, испытанным на Московской кольцевой автодороге, являются стационарные автоматические установки по распределению противогололедных материалов. Опыт их использования показал, что они целесообразны в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий. Мы уже получили одобрение Росавтодора на реконструируемых участках автодороги М-8 "Холмогоры", - рассказывает Владимир Травкин.

Как известно, проект федерального бюджета предусматривает увеличение финансирования дорожных работ на 26%. Львиная доля этих средств, в соответствии с планами Росавтодора, будет затрачена на эксплуатацию автомагистралей и их ремонты. А это значит, что безопасность движения по автомобильным дорогам общего пользования должна возрасти.

19.12.2005
http://www.rosavtodor.ru/shownewsn.php?id=4099

Док. 487265
Перв. публик.: 19.12.05
Последн. ред.: 09.09.08
Число обращений: 194

  • Белозеров Олег Валентинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``