В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Белозеров: `Деньги любят счет` Назад
Олег Белозеров: `Деньги любят счет`
На расширенном заседании коллегии Минтранса РФ говорилось о важности экономного расходования средств.

В работе коллегии Министерства транспорта Российской Федерации приняли участие заместитель Председателя Правительства РФ Александр Жуков, руководители министерств и ведомств, главы субъектов Российской Федерации, ответственные работники Администрации Президента и Аппарата Правительства РФ.

Во вступительном слове Александр Жуков заверил, что государственная поддержка транспортному комплексу будет усилена и в основном направлена на финансирование объектов дорожного хозяйства, развитие транспортной инфраструктуры, обеспечение безопасности, а также субсидирование социально значимых перевозок. В ближайшие 10 лет предполагается увеличить протяженность автодорог общего назначения с твердым покрытием до 710 тысяч километров, удвоить объемы транзитных перевозок. В текущем году Минтранс должен подготовить и внести на рассмотрение Правительства законопроекты о платных автодорогах и о транспортной безопасности.

Выступивший на коллегии министр транспорта РФ Игорь Левитин констатировал: особенно тяжелая ситуация сложилась в дорожном секторе. За последние пять лет реальная доля расходов на дорожное хозяйство в структуре ВВП России снизилась с 2,9 процента в 2000 году до 1,3 процента в 2004 году. В результате ввод новых дорог общего пользования в стране упал почти с 7000 километров в 2000 году до 1752 километров в 2004-м. Согласно методике Мирового банка, при росте ВВП на 7 процентов в год макроэкономические потребности России в развитии дорожной сети оцениваются на уровне 17 тысяч километров новых дорог в год.

Инфраструктура транспорта сегодня развивается недостаточными темпами.

Главная причина - недофинансирование отрасли. Но не только. Основные проблемы можно увидеть на примере реального развития дорожного комплекса страны. В прошлом году было введено в строй и реконструировано 474 километра федеральной сети дорог и более 13 тысяч погонных метров мостов и путепроводов. Много это или мало? Для сравнения: в 2000 году было построено и реконструировано дорог в 2 раза больше - почти 955 километров. Помимо недостаточного финансирования к числу основных проблем развития дорожной отрасли относятся низкая эффективность управления и расходования бюджетных средств, непрозрачность механизмов конкурсных торгов и закупок, "размазывание" бюджетных средств по множеству второстепенных объектов, в результате чего их строительство растягивается на долгие годы. Наконец, еще одна серьезная проблема - низкая инвестиционная привлекательность отрасли, из-за чего все расходы по содержанию и развитию дорожной сети ложатся исключительно на госбюджет.

Решение проблем - в проведении комплексной структурной реформы дорожной отрасли, активном привлечении внебюджетных средств на основе принципов государственно-частного партнерства. В 2004 году Минтрансом России начата подготовка к реализации ряда пилотных проектов платных автомобильных дорог, основанных на привлечении финансовых и организационно-управленческих ресурсов частного капитала. В феврале этого года был проведен конкурс на разработку обоснования инвестиций наиболее крупного и национально значимого проекта - строительство скоростной автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург. В ближайшее время аналогичный конкурс планируется провести по Центральной кольцевой автодороге Московской области.

Не менее важная задача - проведение глубокой структурной реформы системы управления дорожным комплексом. К настоящему времени подготовлена программа первоочередных мер в этом направлении, а также план-график действий по разработке концепции реформирования дорожного хозяйства Российской Федерации.

Планируется в октябре 2005 года рассмотреть данную концепцию на коллегии министерства, а в ноябре 2005 года представить ее в Правительство Российской Федерации. Одним из основных направлений реформы должно стать сокращение избыточного числа предприятий в государственном секторе управления. Для реализации данной стратегической линии в план приватизации на 2004-2005 годы включены 62 предприятия дорожного хозяйства и 49 предприятий автомобильного транспорта.

Первый заместитель министра транспорта Александр Мишарин, докладывая об итогах исполнения федерального бюджета в сфере транспорта и дорожного хозяйства в 2004 году и о мерах по повышению результативности бюджетных расходов в 2005 году, отметил, что только в области автодорожного хозяйства объем бюджетных ассигнований, выделенных в 2005 году, ниже объема фактического финансирования дорожной отрасли в 2000 году на 12 процентов. Поэтому при корректировке федерального бюджета 2005 года министерство внесло предложения с учетом дополнительных потребностей на финансирование дорожного хозяйства в 2005 году. Без учета индексации они составляют 16,2 миллиарда рублей. Из них 6 миллиардов рублей - на строительство и реконструкцию федеральных автомобильных дорог, 7,2 миллиарда рублей - субсидии субъектам Российской Федерации на строительство и реконструкцию дорог общего пользования и 3 миллиарда рублей - на содержание и ремонт федеральных автомобильных дорог.

Кроме того, при определении бюджетных проектировок на ближайшие три года предусмотрены дополнительные средства на финансирование расходов, связанных с оформлением прав собственности на земельные участки, на которых расположены объекты транспорта. По оценкам Минтранса, это - 6 миллиардов рублей. В 2003 - 2004 годах на выплату компенсаций за перевод земель лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель транспорта дорожными организациями было израсходовано 2,7 миллиарда рублей. Министерство рассчитывает, что Правительственной комиссией по бюджетным проектировкам при формировании бюджета на 2006 год будут учтены предложения Минтранса России по снижению затрат на эти цели.

Руководитель Федерального дорожного агентства Олег Белозеров обратил внимание на то, что в условиях острых бюджетных ограничений планируется уделить в 2005 году особое внимание ФДА мерам, направленным на экономное и эффективное расходование средств. В первую очередь это - обеспечение качества, которое зависит от применяемых материалов, норм проектирования, технологии строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог. Главная цель - увеличение сроков службы дорог и дорожных сооружений, возможность существенной экономии средств на ремонт и содержание. Уже подготовлены "Основы концепции обеспечения качества в дорожном хозяйстве", проведено совещание со специалистами проектных организаций, начата разработка плана мероприятий по совершенствованию проектно-сметного дела в дорожном хозяйстве.

В числе других важных мер по повышению эффективности бюджетных расходов - снижение стоимости дорожных работ за счет совершенствования конкурсной документации и процедур проведения конкурсов, обеспечение прозрачности расходования бюджетных средств, совершенствование системы планирования, ориентированного на конечные результаты, привлечение для строительства и содержания автомобильных дорог внебюджетных источников финансирования.

При корректировке в подпрограмму "Автомобильные дороги" введен специальный раздел "Государственно-частное партнерство". Определен государственный заказчик таких проектов, выступающий от имени Росавтодора (государственное учреждение "Дороги России"). Проведен конкурс и завершается подписание контракта на разработку предпроектной документации на строительство скоростной автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург. В органы государственной экологической экспертизы передана документация на строительство соединительной автомобильной магистрали от Московской кольцевой автомобильной дороги в районе транспортной развязки с Молодогвардейской улицей до автомобильной магистрали М-1 "Беларусь" Москва - Минск. Закончена разработка обоснования инвестиций в реконструкцию автомобильной дороги "Подъезд к аэропорту Домодедово".

В деятельности агентства приоритет отдан качественному содержанию и ремонту автомобильных дорог. Сейчас состояние дорожной сети не удовлетворяет растущим потребностям российской экономики. Наши дороги рассчитаны на нагрузки 6-10 тонн на ось, хотя в практике широко используются грузовые автомобили с нагрузкой на ось не менее 11 тонн.

Крупным направлением деятельности Росавтодора в 2005 году остается строительство и реконструкция федеральных трасс. На эти цели направляется 30,6 миллиарда рублей, что в сопоставимых ценах 2005 года на 7,5 миллиарда рублей больше, чем в прошлом году, но на 16,3 миллиарда рублей меньше, чем в 2000 году.

Приоритеты будут отданы инвестиционным проектам, реализуемым на основании поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. В числе основных объектов строительства и реконструкции: Кольцевая автодорога вокруг Санкт-Петербурга, трасса Чита - Хабаровск и Адлер - Красная Поляна, дорога "Дон" Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Новороссийск.

Обеспечение эффективного функционирования и устойчивого развития дорожной сети невозможно без стабильного и достаточного бюджетного финансирования. Необходимо при подготовке проекта федерального бюджета на 2006 год определить предельные объемы бюджетного финансирования дорожного хозяйства исходя из сумм, предусмотренных проектом подпрограммы"Автомобильные дороги" в размере 139,8 миллиарда рублей, в том числе субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации для строительства и реконструкции автомобильных дорог - 43,3 миллиарда рублей. Это позволит обеспечить выполнение целевых показателей, установленных проектом подпрограммы "Автомобильные дороги".

Важно также при определении бюджетных средств исходить не из первоначального бюджета прошлого года, а из анализа ряда лет. Надо в первую очередь покрывать потребности в средствах на обеспечение сохранности магистралей, их содержание и ремонт и только потом - на расширение дорожной сети.

22.04.2005
http://www.rosavtodor.ru/shownewsn.php?id=2468

Док. 487254
Перв. публик.: 22.04.05
Последн. ред.: 09.09.08
Число обращений: 196

  • Белозеров Олег Валентинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``