В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Белозеров: `Наша акция: `Дороги России`` Назад
Олег Белозеров: `Наша акция: `Дороги России``
Денег меньше - проблем больше

Всероссийская научно-практическая конференция "Федеральное дорожное агентство: итоги 2004 года, задачи и перспективы 2005-2007 годов" собрала более 300 участников, готовых к серьезному и непростому разговору. Утвердившаяся в последние годы тенденция к снижению финансирования отрасли, трудности организационного характера в ходе административной реформы, проблемы с созданием стабильных источников средств в регионах - все это обернулось сокращением объемов строительства, реконструкции, ремонта и содержания трасс. В 2004 году отрасль "вышла" на рекордно низкий за последние 10 лет уровень по всем основным показателям. И это в условиях, когда около 240 тысяч километров территориальных дорог не соответствуют нормативным требованиям, протяженность грунтовок достигает 220 тысяч километров, а почти 50 тысяч населенных пунктов в глубинке остаются отрезанными от "большой земли". В чем причина наметившегося кризиса? Какие меры необходимы, чтобы стабилизировать ситуацию? На эти и другие вопросы участники конференции отвечали с неизменной заинтересованностью в переменах к лучшему.

Приоритеты должны быть ясны всем

Игорь Левитин, министр транспорта Российской Федерации

В минувшем году деятельность транспортного комплекса России проходила в условиях реформирования государственного управления. Болезненные издержки переходного периода в процессе реорганизации были неизбежны, однако намеченные планы в основном выполнены, и я хотел бы поблагодарить дорожников за проделанную работу.

В ходе реорганизации создана новая структура Министерства транспорта, укомплектован кадровый состав, разработаны основные документы, определяющие задачи и порядок действий министерства, его взаимоотношения с подведомственными организациями.

Минтрансом подготовлен пакет документов, определяющих цели и направления в развитии транспортного комплекса страны на долгосрочную и среднесрочную перспективу, которые представлены в Правительство Российской Федерации. Основу этого пакета составляют транспортная стратегия России до 2020 года и стратегия развития транспортной системы РФ до 2010 года, устанавливающие приоритетные задачи отрасли. Осуществлена корректировка федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы страны в 2002-2010 годы", уточнены цели подпрограмм, сформулированы четкие количественные показатели, характеризующие эти цели и планируемые результаты.

Корректировка федеральной целевой программы по сути является этапом внедрения одобренной постановлением Правительства РФ в мае 2004 года "Концепции реформирования бюджетного процесса в 2004-2006 годах", предусматривающей переход к программно-целевым методам среднесрочного планирования и отчетности органов государственного управления по результатам использования бюджетных средств.

Крупной задачей корректировки федеральной целевой программы "Модернизация транспортной "системы страны в 2002-2010 годы" и входящей в ее состав подпрограммы "Автомобильные дороги" была проработка вопросов снижения нагрузки на бюджет, а также привлечения для содержания и развития транспортной инфраструктуры внебюджетных источников финансирования с применением методов государственно-частного партнерства. Для решения задачи в Министерстве была создана рабочая группа во главе с первым заместителем министра Александром Минариным, которой удалось продвинуться в чрезвычайно важном направлении. На основе подготовленных материалов вышли два распоряжения Правительства РФ по реконструкции и последующей эксплуатации на платной основе подъезда к аэропорту Домодедово, а в рамках федеральной целевой программы разработана проектная документация по строительству скоростной платной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург, Центральной кольцевой дороги Московской области и соединительной трасы в рамках транспортной развязки от Молодогвардейской улицы до магистрали М-1 Москва - Минск в районе города Одинцово. Определен и рабочий орган, который должен реализовать проекты платных дорог - это ГУ "Дороги России".

Для утверждения юридических норм применения механизма государственно-частного партнерства в прошлом году подготовлен проект федерального закона о платных автомобильных дорогах, который сейчас согласуется с Минфином и Минэкономразвития. Разработан и проект закона о концессионных отношениях.

Трудно переоценить значение автомобильных дорог в России. Транспортная составляющая сегодня велика - в Федерации она достигает 20 процентов себестоимости продукции. С автодороги начинается и заканчивается путь товаров к потребителям, и от качества дорожного обслуживания, услуг дорожников во многом зависят конкурентоспособность отечественной продукции, реализация транзита и экспортного потенциала всей транспортной системы, прибыль предприятия. В то же время для обеспечения конституционных прав граждан дороги общего назначения должны оставаться в государственной собственности. их содержание, ремонт и восстановление - забота государства.

Хотел бы подчеркнуть, что дорога - это не только экономика, но и единство Российской Федерации. Для всех стран, в том числе и для России, актуальной остается проблема финансирования дорожного хозяйства. С одной стороны расходы на него весьма значительны и требуют самого тщательного обоснования, с другой - они остаются существенно более низкими, чем необходимо для развития сети автомобильных магистралей с последствиями темпов роста транспортной нагрузки на них. От эффективности и правильности выбранных направлений расходования выделенных средств будет зависеть судьба автомобильных дорог, состояние которых по определению Президента Владимира Путина "накладывает серьезные ограничения на развитие всей российской экономики". Необходима разработка и реализация мер по оптимизации бюджетных расходов, контролю за качеством дорожных работ, усилению ответственности да выполнение договорных и гарантийных обязательств подрядчиков, активному применению санкций за их нарушение, а также повышению действенности конкурсов на подрядные работы, с учетом прогнозного плана государственных закупок.

Другим важным и эффективным направлением является совершенствование структуры, методов управления дорожным хозяйством, упорядочивание сети и функционирования подведомственных организаций. В текущем году необходимо предусмотреть систему мер, основанную на выстраивании приоритетов в решении актуальных задач нынешнего года. Эти приоритеты дорожников должны быть ясны всем, ясны не только им самим и Минтрансу - они должны быть понятны и поддержаны пользователями дорог, обществом, государством. Здесь на конференции эти приоритеты следует всесторонне обсудить и принять для безусловного достижения намеченных целей.

В первую очередь деньги надо выделять на содержание и ремонт магистралей и только потом - на инвестиционные проекты. А не наоборот.

Олег Белозеров, руководитель Федерального дорожного агентства.

В 2004 году был создан новый орган исполнительной власти - Федеральное дорожное агентство. На основании Положения о Росавтодоре начата работа по реформированию отрасли, совершенствованию системы подведомственных организаций, усилению контроля за качеством дорожных работ.

Осуществлена существенная корректировка подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)". В частности, сформулированы 6 основных конечных результатов, предусматривающих рост протяженности федеральных дорог, соответствующих нормативным требованиям и федеральных дорог, обслуживающих движение с превышением нормативной загрузки, рост средней скорости движения транспортных потоков по сравнению с 2000 годом, снижение количества дорожно-транспортных происшествий из-за сопутствующих дорожных условий, увеличение по сравнению с 2000 годом численности сельских населенных пунктов, с которыми будет обеспечена постоянная круглогодичная связь по дорогам, имеющим твердое покрытие, с дорожной сетью общего пользования.

В рамках корректировки приоритеты отданы решению задач по формированию опорной сети, сохранению действующей федеральной сети дорог за счет более качественного содержания и ремонта, концентрации ресурсов на крупных и наиболее важных объектах, имеющих общефедеральное или межрегиональное значение, таких как кольцевая автодорога вокруг Санкт-Петербурга, магистраль Чита - Хабаровск и Адлер - Красная Поляна, внеклассные мосты через реку Волга у Саратова, в Ярославле, Волгограде и Ульяновске, а также через Каму у села Сорочьи Горы в Республике Татария и в Перми.

Выделена специальная программная задача "Государственно-частное партнерство при строительстве автомобильных дорог". В ней определен перечень из семи первоочередных федеральных объектов, которые предстоит ввести в эксплуатацию до 2010 года. Их общая протяженность 2746 километра. Для каждого объекта определены ориентировочные размеры инвестиций и возможная доля привлеченных внебюджетных средств. С целью реализации данной задачи предполагается привлечь для строительства дорог 80,2 миллиарда рублей.

Финансирование дорожного хозяйства и автомобильного транспорта осуществлялось из средств, предусмотренных федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год". Объем запланированного финансирования - 94,7 миллиарда рублей, в том числе с привлечением средств займов ЕБРР - 73,9 миллиарда рублей, за счет которых осуществляется строительство магистралей "Амур" и кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга. Фактические расходы дорожного хозяйства и автомобильного транспорта по состоянию на 1 января 2005 года 92,2 миллиарда рублей. Не освоены 2,7 миллиарда в основном по разделу"Международное сотрудничество". Из-за окончания сезона строительных работ освоить выделенные дополнительные средства в полном объеме без ущерба для качества строительства не представлялось возможным. По сути это подтверждает то, что в дорожной отрасли из-за сезонности большей части работ и длительности процедуры торгов успех в значительной степени зависит от своевременности выделения средств. Затяжка при принятии решений о распределении бюджетных средств приводит к снижению надежности строящихся сооружений, увеличению расходов на их ремонт и содержание в дальнейшем.

В 2004 году было введено в эксплуатацию 914,4 километра автомобильных дорог общего пользования и 13026,5 погонных метров мостов и путепроводов. В числе важнейших - участок федеральной автомобильной дороги "Амур", протяженностью 281,6 километра. В феврале 2004 года открыто сквозное рабочее движение по всей дороге Чита - Хабаровск. Завершено строительство II пускового комплекса первой очереди кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга на участке от Приозерского шоссе до автомобильной дороги "Россия", а также вантового мостового перехода через Неву. Введен в эксплуатацию внеклассный мост через Волгу в Кинешме Ивановской области. Реконструирована федеральная автомобильная дорога "Дон" на территориях Воронежской и Ростовской областей, Краснодарского края, Республики Адыгея общим протяжением 20,4 километра. Продолжается строительство объектов дорожного хозяйства Сочинского транспортного узла, в том числе автодороги Джубга - Сочи и Адлер - Красная Поляна, реконструкция федеральных автомобильных дорог М-10 "Россия" Москва - Санкт-Петербург, "Колыма" Якутск - Магадан, строительство обходов Новосибирска и Выборга.

Важнейшей задачей Росавтодора в 2004 году оставалось обеспечение сохранности и приведение в нормативное состояние сети федеральных дорог. В первую очередь работы выполнялись в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий. Было ликвидировано 270 очагов аварийности. Установлены или заменены 42 тысячи дорожных знаков, 98 километров барьерных ограждений. Завершен ремонт 2819,5 километров трасс, введены в эксплуатацию после капитального ремонта 1223 километра, на 215 мостовых сооружениях общей протяженностью 19,4 километра проведены ремонтные работы. После капительного ремонта введены в эксплуатацию мостовые сооружения общей протяженностью 5,6, после ремонта - 8,8 километра.

Важным показателем эффективности использования бюджетных средств считаем совершенствование системы госзаказа в отрасли через улучшение организации торгов на выполнение дорожных работ. 100 процентов контрактов осуществляется по итогам конкурсов. В 2004 году было проведено 4200 торгов. Из-за нарушений требований действующего законодательства отменены результаты 8 конкурсов и Упрдорха "Сибирь", "Каспий", "Колыма", "Карачаево-Черкесск". По фактам нарушений к руководителям применены меры дисциплинарного взыскания. Сокращение расходов средств федерального бюджета за счет проведения конкурсов составило 2,3 миллиарда рублей.

Налажен контроль за выполнением подрядчиками контрактных обязательств, за качеством дорожных работ. В 2004 году создано специализированное государственное учреждение "Росдортехнология", главная задача которого - непрерывный мониторинг качества. В прошедшем году оно провело 53 проверки. Выявлены случаи нецелевого использования средств федерального бюджета на общую сумму 120,4 миллиона рублей. Установлен контроль за разработкой проектной документации. Только за счет ужесточения ведомственной экспертизы в 2004 году обеспечено снижение сметной стоимости дорожных работ на 7,4 миллиарда рублей.

Росавтодор участвовал в совершенствовании нормативно-правовой базы дорожного хозяйства и автомобильного транспорта. Была проведена правовая экспертиза 71 проекта федеральных законов, актов Правительства Российской Федерации, концепций, заключений и соглашений. Важнейшими правовыми актами были проекты законов "О платных автомобильных дорогах", "О концессионных соглашениях", "О федеральных автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", ряда законопроектов и других нормативных актов в области земельных отношений, норм отвода земель для федеральных автомобильных дорог общего пользования, порядка установления полос отвода и охранных зон федеральных автомобильных дорог общего пользования.

Первоочередное внимание будет уделено ликвидации участков концентрации ДТП. В 2005 году планируется улучшить транспортно-эксплуатационное состояние автодорог и повысить безопасность дорожного движения на 28 "очень опасных", 92 "опасных" и 162 "малоопасных" участках концентрации ДТП. Будет разработана отраслевая целевая программа по снижению уровня аварийности на федеральных автомобильных дорогах, а также программа по оборудованию трасс дорожными знаками с повышенными световозвращающими характеристиками.

Другим важным приоритетом станет ремонт участков автодорог, имеющих высокую степень разрушения покрытий и резко заниженные транспортно-эксплуатационные показатели. В первую очередь капитальный ремонт будет проводиться на автомобильных дорогах, входящих в состав международных транспортных коридоров. С целью приведения их в соответствие с повышенными нагрузками (11 тонн на ось вместо сегодняшних 6-10 тонн) и уширения проезжей части. В первую очередь средства будут направлены на реконструкцию федеральной дороги "Дон". Ее проблемы ярко высветились в конце января - начале февраля нынешнего года, когда снежные заносы прервали движение транспорта на четверо суток. Длина пробок достигала 30 километров. Оперативная снегоочистка была практически невозможна из-за недостаточной ширины проезжей части - двухполосные участки трассы были полностью блокированы автомобилями. Для исключения подобных ситуаций Росавтодором в 2000-2004 годах разработаны проекты реконструкции дороги "Дон", однако их реализация откладывается из-за отсутствия средств.

Исходя из объемов финансирования в 2005 году запланирован ремонт 2500 километров федеральных дорог, что на 300 километров меньше, чем в 2004 году, а также капитальный ремонт участков федеральных дорог протяженностью 413 километров - это на 807 км меньше прошлогоднего.

Важнейшими объектами ремонтов будут работы на федеральных дорогах "Дон" Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск и "Волга" Москва - Нижний Новгород, где проезжую часть планируется расширить до четырех полос движения. Будут отремонтированы участки автодороги М-7 "Волга" в Московской и Нижегородской области, республиках Чувашии и Татарстане.

На М-5 "Урал" предусмотрен ремонт 150 километров магистрали в Московской, Рязанской, Пензенской, Самарской областях, республиках Мордовия и Башкирия. Предусмотрен ремонт аварийных участков на трассе Пермь - Екатеринбург - Тюмень - Ишим - Омск протяженностью 97 километров. Предусматривается ремонт наиболее грузонапряженных участков автомобильной дороги "Байкал" - 220 километров.

В 2005 году на финансирование дорожного хозяйства из федерального бюджета предусмотрено выделить 90,8 миллиарда рублей, что на 12,7 миллиарда меньше, чем в 2004 году. За базу был принят практически провальный уровень первоначального бюджета 2004 года. Если в период 2002-2003 годов уровень финансирования, принятый в подпрограмме "Автомобильные дороги", в целом выдерживался при составлении бюджета, то в 2004 году он изначально был запланирован существенно ниже показателей подпрограммы. И хотя к концу года денег на дорожное хозяйство добавили, за базу 2005 года был принят первоначальный уровень.

Федеральным бюджетом на текущий год выделено 29 миллиардов рублей на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для строительства и реконструкции дорог - на 11,7 миллиарда меньше, чем в 2004 году. При этом ранее действующие механизмы выделения субвенций отменены. Эта мера на практике во многих регионах может привести к ухудшению содержания и ремонтов дорог, так как заставляет переключать и так недостаточные средства с этих статей расходов на софинансирование строительства дорог. К тому же отдельные регионы в связи с отменой закона "О дорожных фонда в Российской Федерации" ликвидируют свои территориальные дорожные фонды, Размеры финансирования территориальных дорог могут значительно снизиться в 2005 году, что в сочетании со снижением объемов выделяемых субсидий из федерального бюджета приведет к ухудшению состояния дорожной сети в регионах.

Законом о федеральном бюджете на 2005 год на содержание федеральных автомобильных дорог предусмотрено направить на 2,4 миллиарда рублей больше, чем в 2004 году, однако и это составляет лишь 74 процента нормативной потребности, которая оценивается в 13,7 миллиарда рублем. Потребность будет возрастать не только из-за ввода в эксплуатацию новых дорог, но в основном из-за ухудшения состояния существующих трасс в связи с отставанием в ремонтных работах опять-таки из-за недофинансирования по этой статье. Например, в 2003 году объем финансирования ремонта федеральных дорог составил 52,5 процента потребности, в 2004 году - 50, а на 2005 год запланированном лишь 49 процентов потребности. Еще хуже обстоит дело с капитальным ремонтом: если в 2004 году на него было выделено 13,5 миллиарда рублей то в 2005 году только 7,6 миллиарда. Отложенные ремонты и восстановление дорог обойдутся в 2,5-3 раза дороже, чем при своевременном проведении работ.

Главной задачей агентств является управление государственным имуществом. Для Росавтодора это качественное содержание и своевременный ремонт и восстановление дорог. Однако при составлении бюджета после доведения общих предельных объемов финансирования первыми определяются вложения на инвестиционные программы, и только остаток передается на выполнение задач по обеспечению сохранности вверенного имущества. Недофинансирование и отставание по темпам восстановления стареющих основных фондов в этих условиях неизбежно. Единственный способ переломить ситуацию - перейти к первоочередному выделению средств на ремонт и содержание дорог, а потом (из остатков) - на инвестиционные проекты.

На строительство и реконструкцию федеральных дорог в 2005 году направляется 30,6 миллиарда рублей, что на 7,5 миллиарда рублей больше, чем в прошлом году. Будут выделены также средства займов ЕБРР - 1,5 миллиарда рублей. Однако в реальности объемы ввода автомобильных дорог в эксплуатацию в текущем году будут невелики. Планируется построить и реконструировать 351,5 километра (в 2004 году - 474,0 км), в том числе за счет средств займов ЕБРР - 174 километра федеральных дорог. Это связано с тем, что из упомянутой суммы почти 70 процентов средств сосредоточены на объектах повышенной капиталоемкости, стоимость которых в 5-15 раз превышает средние затраты на строительство дорог.

12 процентов федеральных магистралей имеют 6-метровую ширину проезжей части. Протяженность федеральных дорог с четырьмя и более полосами движения составляет лишь 8 процентов общей сети. Перегруженные участки сконцентрировались на Московском транспортном узле, в течение 2005-2007 годов они возникнут на выходах из Санкт-Петербурга, в Новосибирске и Екатеринбурге (выход на Тюмень), во Владивостоке (выход на Уссурийск), в районе Большого Сочи.

Решить проблему финансирования в целом нам может помочь опыт ряда зарубежных стран, которые располагают системой целевых источников финансирования дорожного хозяйства. Это дорожные фонды, которые контролируются попечительскими советами с широким привлечением представителей пользователей - транспортных ассоциаций, торгово-промышленных палат, других общественных организаций. Есть необходимые предпосылки для создания целевых источников финансирования дорожного хозяйства.
При существующем порядке финансирования отрасли протяженность федеральных автодорог, на которых будет превышена нормативная загрузка, возрастет в 1,4 раза, что приведет к снижению средней скорости движения на дорогах страны на 20 процентов. Свыше 80 процентов автомобильных дорог не будут соответствовать нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям.

Количество ДТП возрастет на 15-20 процентов по сравнению с существующим уровнем. Тем не менее выход есть. Применение программно-целевого подхода в планировании развития дорожной отрасли, активизация деятельности по восстановлению целевых источников финансирования поможет создать эффективную транспортную инфраструктуру, способную удовлетворить потребности экономики, повысить качество жизни населения России.

***

После обсуждения важнейших проблем развития дорожного хозяйства участники Всероссийской научно-практической конференции приняли резолюцию, в которой отмечено, что Росавтодором в целом правильно определены главные приоритеты деятельности на среднесрочную перспективу 2005-2007 годов. Это обеспечение сохранности автомобильных дорог и мостов, развитие сети автомобильных дорог, в первую очередь на маршрутах, входящих в состав международного транспортного коридора "Север - Юг", других направлений, реализующих экспортный и транзитный потенциал, усиление мер по повышению эффективности бюджетных расходов, контролю качества дорожных работ, осуществление запланированных мер по реформированию дорожного хозяйства, оптимизации сети подведомственных предприятий и учреждений, реализацию программы завершения строительства внеклассных мостовых и тоннельных сооружений через крупные водные преграды и горные массивы.

Министерству транспорта Российской Федерации рекомендовано обратиться к Правительству Российской Федерации с предложениями по утверждению показателей и ресурсов, необходимых для достижения целей, предусмотренных подпрограммой "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 годы". При подготовке проекта федерального бюджета на 2006 год необходимо определить предельные объемы бюджетного финансирования дорожного хозяйства, исходя из сумм, предусмотренных проектом подпрограммы "Автомобильные дороги", выделить в первую очередь средства для обеспечения сохранности федеральных магистралей. Важно внести в установленном порядке проекты федеральных законов "О платных автомобильных дорогах", "О концессионных соглашениях", "О федеральных автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", необходимых законопроектов в области земельных отношений в дорожном хозяйстве.

Юрий Говорухин


Мнения участников конференции

Светлана ОРЛОВА, заместитель Председателя Совета Федерации:

- Мы должны идти от человека, от его конституционного права на свободное передвижение. Страна у нас огромная, и качество жизни людей во многом зависит от транспортной инфраструктуры. Хорошие дороги - это, в первую очередь, решение многих социальных проблем.

Сейчас дорожная отрасль испытывает трудности, во многом они связаны с недостаточным финансированием. Депутаты Федерального Собрания призваны всячески содействовать развитию дорожного хозяйства, в первую очередь в законодательном плане. Законы о платных дорогах и о концессиях необходимо принять в нынешнем году. Только при этом условии платные дороги станут новым реальным рынком услуг.

Совет Федерации в своих предложениях по исполнению закона о федеральном бюджете на 2005 год рекомендовал в первом полугодии увеличить субъектам РФ размер субсидий до 10 миллиардов рублей на строительство и реконструкцию дорог общего пользования и искусственных сооружений на них. Правительству предложено внести изменения в процедуру сбора акцизов на нефтепродукты, сборы надо вести с учетом объемов фактической реализации горюче-смазочных материалов в регионах. Это будет способствовать более справедливому распределению средств.

Вячеслав ВОЛОДИН, заместитель Председателя Государственной Думы:

- 2004 год был годом спада в дорожном хозяйстве, поскольку источники финансирования отрасли в регионах не сработали, более того - местные власти направляли часть дорожных средств на другие цели. Акцизы на нефтепродукты и транспортный налог не покрывают необходимых затрат на дорожное строительство. Явно недостаточно денег направляется и из федерального бюджета. Эти проблемы перешли и на 2005 год. Федеральному дорожному агентству и Минтрансу РФ придется работать в непростых условиях.

Партия "Единая Россия" считает, что до конца первого полугодия надо вернуться к вопросу об увеличении финансирования дорожной отрасли за счет дополнительных доходов государственного бюджета. Нами создана рабочая группа, которая готовит предложения по созданию надежной финансовой основы для развития дорожного хозяйства. Этот вопрос надо рассматривать в комплексе с законами о платных дорогах, о концессиях и дорожной деятельности. Нужна программа целевого финансирования отрасли. Наши предложения будут направлены в региональные отделения партии, где их обсудят с дорожниками, а затем в пакете предложений мы вынесем их на обсуждение депутатов Государственной Думы.

Владимир КАТРЕНКО, заместитель Председателя Государственной Думы:

- Проблемы дорожников близки руководству Государственной Думы и парламентскому большинству. Считаем необходимым обратить внимание депутатского корпуса на кризисные явления в отрасли. Поэтому мы с коллегой Вячеславом Володиным участвуем в конференции.

В свое время (это было в начале 1991 года) мне посчастливилось учиться в экономической школе знаменитого на весь мир экономиста Василия Леонтьева. И когда я спросил его: "С чего бы вы начали преобразования в нашей стране?", он ответил: "С дорог, потому что дороги в любой стране, независимо от политического строя, были, есть и остаются животворящей кровью экономики".

Мы понимаем, насколько серьезно положение, в которое попала отрасль. И заверяю вас: мы активно будем способствовать преодолению негативных тенденций, помогать новому руководству Министерства транспорта РФ и Федерального дорожного агентства. Будем совершенствовать проекты дорожных законов, активно работать в группе по подготовке нормативных актов и всячески способствовать скорейшему принятию важных документов, необходимых для достижения прогресса в дорожном хозяйстве.

Леонид РОКЕЦКИЙ, председатель Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления:

- Считаю, что признаки кризиса в дорожной отрасли наблюдаются на протяжении нескольких последних лет. Дальше жить по указаниям сверху нельзя, надо создать серьезную законодательную базу, чтобы поступательно развивать отрасль в дальнейшем.

В чем основные проблемы? У нас до сих пор нет четкой классификации дорог, сделать это совершенно необходимо в связи с принятием закона о местном самоуправлении и проводимой административной реформой. За дороги у нас отвечают все, а по сути - никто! Я имею в виду региональные и муниципальные трассы. Надо законодательно их разграничить, и пусть каждый орган власти в субъектах Федерации отвечает за состояние дорог на своей территории. Когда будет ясно, где, чьи и какие дороги, тогда будет легче решать вопросы с их финансированием. Нужен закон о классификации дорог. В зависимости от этого будут закрепляться источники средств. И все пойдет нормально.

Вообще с финансированием отрасли - просто катастрофа. Мы, как бедные родственники, ищем причины бед у себя, но не решаемся упрекнуть в этих бедах Минфин и Минэкономразвития. А ведь идеи о сокращении финансирования отрасли исходят оттуда.

Владимир ШВЕЦОВ, заместитель премьер-министра, министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан:

- Одним из важных приоритетов нашей деятельности считаю привлечение инвестиций из внебюджетных источников. В этом плане мы в республике добились определенных успехов. Например, с участием частного капитала разворачиваем в этом году строительство платного участка на трассе Казань - Оренбург в районе сел Шали - Сорочьи Горы (с мостовым переходом через Каму).

Республика готовится к юбилейному событию - 1000-летию Казани, которое будет праздноваться в августе нынешнего года. Дорожники вносят свой вклад - идет реконструкция уличной сети в нашей столице, аэропорта и дороги к нему, железнодорожного вокзала, строится Казанское метро. Считаю: политика руководителей дорожной отрасли должна быть смелой, напористой, аргументированной, только при этом условии можно преодолеть трудности, возникшие на нашем пути.

Ануарбий СУНШЕВ, министр транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики:

- Мы заняты реализацией программы модернизации всей транспортной системы республики. Эта программа, рассчитанная на 2002-2006 годы, принята нашим парламентом и правительством. Она состоит из четырех подпрограмм: развитие дорожного хозяйства, реформирование пассажирского транспорта общего пользования, развитие воздушного и железнодорожного транспорта, безопасность дорожного движения.

Наиболее важные наши объекты - трасса Прохладное - Эльбрус, Прохладное - Терек, дороги в Чегемском и Баксанском ущельях, и, конечно же, обход Нальчика, который сроится уже 15 лет. Его прокладку необходимо ускорить и завершить если не в текущем, то в будущем году обязательно. На это мы направили наши главные силы и средства. И рассчитываем на помощь федерального центра.

Гаиоз МАКИЕВ, начальник государственного учреждения "Управление ордена "Знак Почета" Северо-Кавказских автомобильных дорог":

- У нас сейчас очень много дел на Транскаме, связывающем Россию с Закавказьем. Здесь сошли многочисленные снежные лавины, и дорожники сделали все возможное, чтобы вновь открылось движение по Транскавказской магистрали.

Ведется большая работа на нашей главной магистрали "Кавказ", на трассах Ставропольского края, Дагестана, Чечни, Кабардино-Балкарии, Ингушетии. Главное внимание уделяем ремонту и реконструкции дорог, мостов, путепроводов.

Непростая дорожная ситуация складывается во многих регионах, в том числе и на Северном Кавказе, и чтобы ее не загнать в тупик, необходимыми срочные меры. Недофинансирование отрасли грозит в первую очередь экономическими проблемами. Зачем они нам нужны? Надеюсь, мы общими усилиями преодолеем спад. Иного пути просто нет.

Владимир ЛЕВДИКОВ, начальник государственного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Минск":

- В этом году необходимо взяться за реализацию хотя бы одного проекта по строительству платных дорог. Наиболее перспективным считаю проект обхода Одинцова от Молодогвардейской улицы до магистрали М-1 Москва - Минск. Наше управление участвовало в подготовке проектно-сметной документации, расчеты свидетельствуют: платная трасса на этом участке окупит себя за 7 лет.

Конечно же, следует продолжить строительство важнейших объектов - КАД вокруг Санкт-Петербурга, магистрали Чита - Хабаровск, Сочинского транспортного угла. Но не меньшего внимания требует реконструкция дорог. Минувшая зима в буквальном смысле указала нам на слабость двухполосных федеральных магистралей - достаточно ей было посыпать снежку, как на узкой проезжей части тут же образовались непробиваемые пробки. Федеральные трассы надо делать по меньшей мере четырехполосными, иначе мы по ним далеко не уедем.

Таймураз ГАБУЕВ, начальник Упрдора "Каспий":

- В этом году руководство ФДА обращает особое внимание на содержание дорог. Мы должны сохранить то, что имеем, иначе транспортной системе грозит инсульт. Меня радует, что в нынешнем году финансирование магистрали "Каспий" увеличилось, пусть не намного - всего на 30 миллионов рублей, но теперь у нас есть средства, чтобы поработать с дорожным полотном, ликвидировать изъяны, залить ямы и трещины на многих километрах цементно-бетонного покрытия.

Мы сможем также лучше содержать придорожные полосы, заняться строительством водоотводных систем - это очень важно для поддержки магистралей в рабочем состоянии. Постараемся обеспечить большую безопасность движения. Для этого используем светоотражающие элементы и материалы при нанесении разметки, установке знаков, указателей и барьерных ограждений.

Будем руководствоваться простой истиной: чем лучше мы содержали дорогу, тем реже ее ремонтируем, а значит, экономим значительные средства.

Азат АСАТУРОВ, директор федеральной дирекции по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья:

- Сочинский транспортный узел должен в нынешнем году преобразиться. Мы намечаем завершить реконструкцию дороги - Красная Поляна и первой очереди обхода Сочи на федеральной трассе Джубга - Сочи. У Поляны войдет в строй самый протяженный в мире тоннель, который соединит этот горнолыжный курорт со Ставропольским краем. Транспортный поток оттуда пойдет к Черноморскому побережью, минуя Краснодарский край. Нам предстоит освоить 700 миллионов рублей. Чтобы закончить первый этап строительства обхода Сочи, потребуется 13 миллиардов рублей. И без увеличения финансирования отрасли все наши планы могут остаться на бумаге. Между тем, трассы юга России остаются самыми проблемными для автомобилистов из-за своей крайней перегруженности. Решим дорожные проблемы на юге - решим многие проблемы промышленности и всей экономики страны.

28.03.2005
http://www.rosavtodor.ru/shownewsn.php?id=2249

Док. 487253
Перв. публик.: 28.03.05
Последн. ред.: 09.09.08
Число обращений: 186

  • Белозеров Олег Валентинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``