В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Белозеров: Трибуна `Зима спросит строго` Назад
Олег Белозеров: Трибуна `Зима спросит строго`
Дорожная отрасль реформируется. Как она встретит снега и морозы?

Реформа идет, а зима приближается. Два эти существенных факта заставили Министерство транспорта Российской Федерации совместно с Федеральным дорожным агентством собрать совещание, чтобы обсудить итоги деятельности "Росавтодора" за 8 месяцев 2004 года, и то, как идет подготовка дорог к зимней эксплуатации в условиях реформирования дорожной отрасли. На встрече присутствовали руководители Минтранса РФ, ФДА, территориальных управлений дорожным хозяйством.

Министр транспорта Игорь Левитин, говоря о существенных изменениях, происходящих в дорожной отрасли, отметил: "Мы хотим ее сделать понятнее для общества, прозрачной и эффективной". Напомнив собравшимся, что "все мы с вами живем за счет налогов, которые платят те, кто стоит в автомобильных пробках, чьи машины колесами попадают в ямы на дорогах", Игорь Левитин подчеркнул, что главной задачей министерства и Росавтодора является улучшение содержания автомобильных магистралей.

Прозрачность - необходимое условие для привлечения в отрасль инвестиций. Важное направление для привлечения средств - платные дороги. По словам министра, они станут предметом особого внимания. Проект закона о платных дорогах разработан и уже разослан в заинтересованные министерства и ведомства.

Временно исполняющий обязанности руководителя Федерального дорожного агентства Виктор Букреев, выступавший с основным докладом, отметил, что ФДА прежде всего ставит своей задачей обеспечить сохранность существующей дорожной сети. Поэтому финансируются в первую очередь дорожный ремонт, включая капитальный, и ремонт мостов. Вторая приоритетная задача - завершение объектов, находящихся в предпусковом состоянии. Третье направление капиталовложений (в том числе, за счет займа ЕБРР) - стройки, важнейшие для экономики страны. В этом году программой строительства и реконструкции автомобильных дорог предусмотрено ввести 946 км дорог, а также 16,4 км мостов и путепроводов. На эти цели бюджетом выделено 43,3 млрд. рублей. Пока освоено 64,4 процента этой суммы.

Конечно, нынешний год для отрасли непростой. Идет административная реформа, с задержкой прошли торги подрядчиков на выполнение работ. Тем не менее запланированные работы по содержанию и строительству дорог за восемь месяцев в основном выполнены. Штат Федерального дорожного агентства, по словам Виктора Букреева, укомплектован, и главная задача ведомства - принятие необходимых мер по обеспечению своевременного ввода в эксплуатацию объектов дорожного хозяйства.

Задание по ремонту федеральных дорог в текущем году превышает 4 тысячи км, в том числе по капитальному ремонту - 1160 км. В последнем случае речь идет, в частности, о магистралях, входящих в состав международных транспортных коридоров: М-4 ("Дон"), М-7 ("Волга"), М-18 ("Кола"), дороги "Россия" (Москва - Санкт-Петербург), "Беларусь" (Москва - Минск). В результате выполнения намеченной программы ремонта магистралей протяженность участков федеральных дорог, не соответствующих транспортно-эксплуатационным нормативным требованиям, к концу года сократится на 14 процентов.

Приоритетным является строительство кольцевой автомобильной дороги в обход Санкт-Петербурга, магистрали "Амур", дороги Сочи - Красная Поляна и ряда других объектов.

Несмотря на определенные трудности, Росавтодор, как видим, не потерял нить управления отраслью, более того - раскрывает перед ней новые перспективы. Говоря о перспективах, Виктор Букреев отметил, что началась работа над бизнес-планами строительства участков платных дорог. В первую очередь речь идет о скоростной магистрали "Санкт-Петербург - Москва", подъезде к аэропорту "Шереметьево-2", обходе Одинцово на автомагистрали "Беларусь". Масштабные проекты, конечно, производят впечатление, но в дорожном хозяйстве нет мелочей - речь идет прежде всего о создании на наших трассах условий безопасности для участников дорожного движения. Важнейшей задачей является сохранность дорог, поддержка их эксплуатационных качеств на уровне, предусмотренном нормативами. В этой связи Росавтодору очень важно держать под неусыпным контролем подготовку федеральных магистралей к зиме. На совещании приводились конкретные данные о том, сколько заготовлено песка, соли, песочно-соляной смеси, о готовности дорожной техники, наличии для нее теплых стоянок и т. п. Виктор Букреев напомнил руководителям упрдоров, что к 1 октября работа по подготовке к эксплуатации дорог в зимний период должна быть завершена.

Известно, что отрасль последние годы живет в условиях ограниченного финансирования. На сохранение дорожной сети, по словам Виктора Букреева, выделяется только треть необходимых средств. И тем более необходимо тратить их правильно, не допускать нецелевого использования средств, в том числе региональными властями. На совещании говорилось о случаях, когда губернаторы добиваются субвенций на развитие местной дорожной сети, а, получив деньги, тратят их совсем на другие цели.

Немалый финансовый резерв - проектирование объектов строительства. Проектные институты порой завышают стоимость работ, причем значительно. Специалисты Росдорэкспертизы только за счет анализа предложенных проектов в прошлом году фактически вернули отрасли 16 миллиардов рублей. Второй резерв - торги. Хотя по результатам прошлого года они позволили дорожникам сэкономить два миллиарда рублей, тревогу Росавтодора вызывает то, что конкурсные торги зачастую выигрывают не самые сильные участники. Острая постановка перед руководителями упрдоров вопросов проведения торгов, подготовки к зиме вполне отвечает тому направлению реформирования отрасли, которое реализуется его новым руководством. "Несмотря на структурные экономические преобразования в пользу негосударственного сектора, государство в лице Федерального дорожного агентства продолжает играть ведущую роль в дорожном хозяйстве Российской Федерации", - сказал заместитель руководителя ФДА Олег Белозеров, рассказывая о планах реформирования управлений федеральных дорог и подведомственных Росавтодору государственных унитарных предприятий. По его словам, необходимы прежде всего создание единого государственного заказчика, концентрация всех крупных объектов в единую дирекцию, сокращение и акционирование государственных унитарных предприятий, работающих на федеральных автомагистралях. Олег Белозеров считает, что в перспективе возможна поэтапная приватизация элементов транспортной инфраструктуры. В тех секторах, где приватизация невозможна, следует поощрять использование различных форм частно-государственного партнерства, а также способствовать привлечению ресурсов частных компаний.

Концепция реформирования дорожной отрасли будет утверждена правительством до конца года. Ее реализация займет не более полутора лет. На фоне структурной перестройки отрасли, цель которой - максимально адаптировать дорожное хозяйство к функционированию в условиях рынка, особый интерес вызывает проект строительства платной автомагистрали Санкт-Петербург - Москва. Работы по этой дороге начнутся уже в будущем году. Это следует из выступления заместителя руководителя Росавтодора Сергея Барсукова. Рассказав о состоянии финансирования отрасли на 2005 год, он отметил, в частности, что на проектно-изыскательские работы планируется выделить 980 миллионов рублей и что приоритетным использованием этих средств будут предпроектные и проектные работы по магистрали Санкт-Петербург - Москва. Он отметил также, что ожидается некоторое увеличение бюджетных средств, выделяемых на содержание и ремонт дорожной сети.

Руководители упрдоров рассказывали, что делается на подведомственных им магистралях по сохранению дорожной сети, вносили свои предложения по реформированию отрасли. Разговор на совещании получился содержательный и принципиальный. Виктор Букреев напомнил собравшимся, что звание дорожника не только почетное, но и ответственное. И мерой ответственного отношения к своему делу служат наши магистрали, состояние дорожного полотна, качество ремонтных и строительных работ, степень подготовки к зиме.

Кстати, все руководители упрдоров, выступавшие на совещании, давали твердые гарантии, что холод и снег они встретят во всеоружии.

22.09.2004
http://www.rosavtodor.ru/shownewsn.php?id=1592

Док. 487240
Перв. публик.: 22.09.04
Последн. ред.: 09.09.08
Число обращений: 209

  • Белозеров Олег Валентинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``