В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью заместителя руководителя Федеральной таможенной службы Леонида Шорникова газете `РБК dаily` от 28.08.2008 года Назад
Интервью заместителя руководителя Федеральной таможенной службы Леонида Шорникова газете `РБК dаily` от 28.08.2008 года
ЛЕОНИД ШОРНИКОВ: "МЫ ОРИЕНТИРУЕМСЯ НА ДОБРОСОВЕСТНЫЙ БИЗНЕС"

Федеральная таможенная служба (ФТС России) готовится жестко пресекать практику ввоза нелегальных партий товаров в Россию. В настоящее время российская таможня организовала информационный обмен с таможенными службами Китая и Турции. Кроме того, вскоре в России может произойти сокращение пунктов пропуска на таможенных границах. Появятся крупные специализированные пункты, оснащенные по последнему слову техники для контроля перемещения конкретных видов товаров. Подробности корреспонденту РБК daily МАРИНЕ СЕЛИНОЙ рассказал заместитель руководителя ФТС России ЛЕОНИД ШОРНИКОВ.

- Леонид Иванович, таможенная статистика неустанно фиксирует рост внешнеторгового оборота. Идут разговоры, что таможня уже не в состоянии справиться с постоянно увеличивающимися импортопотоками. Как Вы это прокомментируете?

- Действительно рост внешнеторгового оборота, - это серьезная нагрузка на таможенные органы. Но мы это прогнозировали давно, готовились заранее и сейчас продолжаем внедрять новые технологические схемы, формы электронного декларирования товаров, системы предварительного информирования таможенных органов. Это позволяет перераспределять нагрузку, ложащуюся на личный состав, и высвобождать время для осуществления контроля.

- Тем не менее, об исчезновении длинных пробок на границах в пунктах пропуска (ПП) пока говорить не приходится...

- Да, очередями весь прошлый год лихорадило границу, в этом тоже сохранялась напряженность. С 1 июля в автомобильном пункте пропуска "Бурачки" на российско-латвийской границе начат эксперимент по увеличению пропускной способности автомобилей. Новая схема позволяет всем контрольным органам работать по принципу "одна остановка - одно окно". Начальник таможенного поста - координатор. Все контрольные органы, кроме пограничников, подчинены ему в организационном и административном плане. Участь перевозчика облегчена. Если раньше он приезжал и метался в пунктах пропуска, пытаясь понять, к каким контрольным органам и в какой очередности обратиться, то сегодня он идет в одно помещение, где в оперзале открыто 12 окон, принимающих документы. Документы без участия перевозчика поэтапно проходят фитосинатирный, ветеринарный, транспортной контроль. И если раньше за смену оформляли 380 автомобилей, то сегодня - уже 460-470. И это - при том, что "Бурачки" по своей проходимости изначально были рассчитаны максимум на 170 автомобилей в сутки! Мы направили в правительство предложения по изменениям в законодательстве, которые позволят таможенным органам осуществлять в пунктах пропуска все виды контроля, кроме пограничного.

- А как Вам идея пропускать машины без контроля, если в пункте пропуска возникли проблемы технического, кадрового и иного характера не по вине бизнеса? Ее сейчас рассматривают в Госдуме в рамках экспертного совета по изменению таможенного кодекса.

- Сегодня нет пробок на границе, возникающих именно по вине таможенных органов. Речь идет о взаимодействии в работе всех контрольных органов. Бывают даже такие абсурдные ситуации, когда водители, проехав несколько стран, въезжают на границу России без водительского удостоверения. Куда же они дальше поедут?

Кроме того, многие пункты пропуска в начале 1990-х годов экстренно создавались по временной схеме. Они не были предназначены для перемещения такого количества транспортных средств. Никто не думал о дорогах, подъездных путях. Например, на казахстанской, монгольской границах пункты пропуска вообще не оборудованы. Временная схема - это навес и, в лучшем случае, вагончик. Одна из причин возникновения очередей - отсутствие инфраструктуры.

- Помимо отдельных экспериментов, у ФТС России есть какие-то предложения по ускорению таможенного оформления в целом?

- Да, есть. В первую очередь, это сокращение пунктов пропуска. Не надо нам сегодня 422 пункта пропуска по всей России. Бывает, что когда дачнику лень через дорогу пройти, он через дырку в заборе к соседу лезет. С пунктами пропуска такого не должно быть. В первую очередь, с учетом транспортных потоков и товарооборота надо рассчитать необходимое количество пунктов пропуска. И часть из них сделать специализированными. Например, если пункт пропуска предназначен для перемещения мясопродукции, он должен быть соответственно оборудован - холодильниками, боксами с температурным режимом, лабораториями. Это связано также с требованиями радиационного контроля, контроля товаров двойного назначения и другими основаниями.

- Есть расчеты, сколько бюджетных средств на это потребуется?

- Дополнительных средств бюджета, скорей всего, не потребуется. Существует ФЦП Госграница, где заложены средства на строительство и реконструкцию пунктов пропуска. Эти деньги надо с умом использовать, внеся соответствующие корректировки, пока еще не поздно. Эти предложения уже высказывались в правительстве. Сейчас мы их систематизируем и согласовываем с другими контрольными органами.

- Поддерживает ли ФТС России идею законодателей о введении института уполномоченных грузополучателей?

- Да. Естественно, что приграничные склады, терминалы не охватят всего спектра ВЭД на сегодняшней день. Нельзя охватить мощные предприятия, имеющие круглосуточный режим, громаднейший оборот стопроцентным контролем. И нужно ли это? Мы сегодня и так этим предприятиям даем право применять упрощенные процедуры. В дальнейшем предприятия, которым мы доверяем, в первую очередь получат статус уполномоченных грузополучателей.

- Как обстоит дело с внедрением системы предварительного информирования?

- Сейчас мы согласуем с заинтересованными ведомствами изменения в Таможенный кодекс РФ, которые направлены на создание института предварительного информирования. Мы ориентируемся в первую очередь на добросовестных участников ВЭД. 70-80 процентов транспортных средств должны проходить в рамках условного зеленого коридора. Время прохождения пункта пропуска для товаров участника ВЭД, который заблаговременно предоставит необходимую информацию, будет занимать от 30 минут до часа. Но это не касается транспортных средств, в отношении которых есть основания применять контроль. Предварительная информация уже сейчас используется в таможенных органах, эксперимент проводится на многих таможенных постах. Уже к концу года эта технология найдет широкое применение.

- С какими наиболее острыми проблемами таможенникам сегодня приходится бороться?

- Например - расхожение в статистике, когда мы сравниваем товарообороты разных стран. В последнее время благодаря нашей работе эти показатели "серого импорта" значительно снижаются. Но часть проблем остается, прежде всего - недостоверное заявление сведений о товарах и занижение таможенной стоимости. Чтобы уйти от этого, ФТС России работает с таможенными службами сопредельных государств в рамках взаимного обмена информацией о выпущенных товарах, развития совместных форм контроля.

Сейчас есть значительные расхождения в статистике с Китаем и Турцией. При этом появились новые формы обмана государства. Например, товарные партии разбиваются на грузы, допустимые для перевоза физическим лицом. То есть китайский или турецкий предприниматель заявил и оформил груз на экспорт. А наш предприниматель, чтобы не платить пошлины и налоги, организует работу уже по-другому. Товары перемещается через границу нанятыми людьми, а потом в России снова формируется товарная партия, которая не учитывается статистикой.

Сейчас как раз мы ищем формы взаимоотношений с китайскими и турецкими таможенниками, чтобы исключить подобную схему перемещения товаров. У нас работает три профиля риска в отношении турецких товаров. Ежедневно задерживается большое количество товаров, взыскиваются громаднейшие платежи. Например, корректировка таможенной стоимости может составить около 5 млн рублей за пару суток. Только в первом полугодии текущего года наша таможня возбудила 41 уголовное дело и 348 дел об административных правонарушениях в связи с незаконным перемещением товаров из Турции.

- Означает ли это, что нелегально ввезенных товаров из Китая и Турции в России вскоре не будет?

- Могу привести в пример авиарейсы из Турции. На прошедшей неделе в Шереметьево 130 прилетевших из Стамбула пассажиров отказались проходить таможенный контроль и сдали багаж на склад временного хранения. До сегодняшнего дня он не оформлен. В зале Домодево невостребованным осталось шесть тонн багажа после одного стамбульского рейса. Во Внуково еще тонну товара бросили. А ведь пассажирам всего лишь предлагали пройти таможенный контроль - и это вызвало такую реакцию! С турецким товаром возникает, пожалуй, больше всего проблем. Мы это не ставим в вину турецкой стороне, просто наш бизнес до сих пор не может перестроиться, не понимает, что время серых схем ушло. Есть такая информация, что предприниматели закупленный товар не вывозят и ждут когда наступит "другое время" или планируют перемещать товар транзитом через другие государства. Но в этом отношении у нас громаднейший опыт, поэтому заведомо такие попытки даже не надо предпринимать.

ФТС России предложила турецким коллегам применять упрощенный порядок перемещения товаров в Россию для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности. Этот порядок основан на том, что турецкая сторона будет предоставлять заверенную предварительную информацию о перемещаемых товарах на таможенную территорию России на бумажных и электронных носителях.

Нами был предложен проект на примере оформления товаров народного потребления, перемещаемого воздушным транспортом. Здесь есть возможность четко отследить прохождение товара от места загрузки до места предъявления к таможенному оформлению, а также отработать технологию быстрого и качественного обмена информацией с турецкими коллегами.

Немалый потенциал заложен в специализации таможенных органов, которые наряду с авиационными таможнями будут производить оформление турецких товаров. Они уже определены на основе изучения сложившихся внешнеэкономических связей и анализа грузопотоков. Подобная практика уже нашла применение в российской таможне. В частности, опыт пропуска автовозов накоплен на Северо-Западе в МАПП "Светогорск" и МАПП "Брусничное".

Сейчас мы обсуждаем с турецкими коллегами этот проект. К сожалению, пока не удалось добиться согласия по принципиальным моментам, в частности - относительно заверения направляемой предварительной информации. Тем не менее, достигнута договоренность о продолжении консультаций. Думаю, это отвечает интересам турецких товаропроизводителей и добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.

- Как продвигается работа по созданию Таможенного союза в рамках СНГ?

- Сложно. Разные тарифы, разное гражданское, уголовное законодательство. Конечно, есть поэтапное продвижение, например, в части организации совместного контроля, однако сегодня мы успешнее взаимодействуем в рамках "тройки" (Россия, Казахстан, Белоруссия) и "двойки" (Россия, Белоруссия), чем в формате СНГ.

28.08.2008
http://www.customs.ru/ru/docs/appearances/detail.php?id286=5033&i286=1

Док. 487232
Перв. публик.: 28.08.08
Последн. ред.: 09.09.08
Число обращений: 67

  • Шорников Леонид Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``