В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рашид Исмагилов: `Наша задача -- предложить правила, от которых будет трудно отказаться` Назад
Рашид Исмагилов: `Наша задача -- предложить правила, от которых будет трудно отказаться`
С начала этого года в Ленинградской области появилась своя Торгово-промышленная палата (ТПП). Ее президент Рашид Исмагилов рассчитывает, что палата сможет стать заметным игроком на областном экономическом поле.
О том, каким образом Рашид Исмагилов планирует достичь своих целей, он рассказал в интервью "ДП":

-- Чья это была идея? Ну не было палаты у области 70 лет и не было...
-- Я бы не хотел это персонифицировать с собой. 10 лет я возглавлял Гатчинскую палату -- далеко не самую большую в России, далеко не лидирующую, но хорошую, ухоженную и дееспособную. Мы спокойно развивались и работали. Но затем достаточно много хозяйствующих субъектов начали приходить из Петербурга и других территориальных образований. И тогда статус Гатчинская действительно оказывался мелковат. К тому же после прошлогоднего съезда ТПП в Москве он сразу опустился на уровень местной палаты. А они некоторым образом ограничены в своих возможностях и полномочиях. С другой стороны, существовала какая-то зависимость области от Петербургской палаты, которая так или иначе все равно рассматривает область по остаточному принципу. Хотя область ведь не остаточная. Более того, по целому ряду показателей и параметров область действительно превосходит своего соседа. И по темпам роста ВВП, и по инвестиционной привлекательности область стоит выше в рейтингах, чем наш сосед Петербург. Поэтому городская палата немножко отстала от Ленинградской области, и область просто родила собственную палату по принципу: имею право.

-- Сколько в Петербургской палате сейчас числится областных фирм?
-- Я думаю, треть. Так же, как треть у нас -- из города. Что называется, обменялись. В Петербургской палате порядка 800 членов, из них примерно 200-300 -- из области. В том числе часть тех, кто состоит и у нас в палате и имеет возможность выбирать, сравнивать. Мы никак этому не препятствуем. По идее, можно состоять и в 10, и в 20 палатах одновременно.

-- Были ли противники создания областной палаты, которые говорили, что можно все сделать на базе Петербурга?
-- Объективности ради надо сказать, что говорили. Но на сегодня надо исходить из того, что есть Петербургская палата и есть палата в Ленинградской области.
Статус областной палаты и городской одинаков. Это палаты территориальные. Единственная тонкость -- Петербург является административной столицей Ленинградской области, и поэтому вопрос здоровой конкуренции здесь, наверное, будет иметь место. Но рынок еще колоссальный -- работы хватит как Петербургской палате, так и нам. Потребитель от этого только выиграет.
-- У ТПП много возможностей для внешнеэкономической деятельности. Насколько они реализовываются на практике?
-- Есть эксклюзивные вещи, которые делают только палаты. Например, постановлением правительства палатам переданы полномочия по оформлению и выдаче сертификатов формы "А" -- это документ, удостоверяющий происхождение товара и дающий производителям определенные преференции в стране покупателя. Российский экспортер, обладающий этим сертификатом, предоставляя его импортеру в США, Канаде, во всех странах ЕС и др., входит в режим наибольшего благоприятствования. Естественно, этот товар становится более конкурентоспособным. Практически это государственная функция, которую с 1 января все палаты, в том числе и наша, несут на себе. До недавнего времени этим занималось министерство Грефа.
Есть и другие вещи. Можно цитировать прямо по букве закона о ТПП. К примеру, документы, выдаваемые палатой, в части удостоверения качества и количества обязательны для правоохранительных органов и не требуют дополнительной экспертизы.
Чем еще может быть полезна палата? У нас есть много социально вредных законов, которые отравляют жизнь и отдельным людям, и хозяйствующим субъектам, и от них надо просто избавляться. Иногда надо просто посчитать и показать, во сколько вредный закон обходится обществу. Это надо делать, и мы можем это делать.
Инициативы всегда должны от кого-то исходить. Если от отдельной фирмы, то не услышат, не увидят, не заметят. Даже если это самая большая фирма. В лучшем случае она решит свои сиюминутные проблемы, но общего поля не создаст. Поле создается законом, и именно палаты как раз и могут занять эту нишу между властью вообще -- судебной, исполнительной -- и самим экономическим сообществом. Лоббируя те или иные вопросы, предлагая те или иные законы, мы сможем отрегулировать тот или иной участок экономики.

-- В реальности палатам это удавалось делать?
-- Очень качественно российская палата начала меняться с приходом Евгения Максимовича Примакова. До недавнего времени российская палата в целом развивалась сама в себе, территориальные палаты -- тоже сами по себе. Какой-то осмысленной политики -- федеральной или региональной -- не было. С приходом Примакова все значительно изменилось в лучшую сторону. У палаты появились лицо и реальный вес. Даже то, что на съезд приехал Президент с содержательным докладом, уже говорит о многом. Там же присутствовало практически все правительство, все министры. Стало понятно, что сейчас создается новая философия бизнеса в России, новое экономическое пространство, на котором ТПП отводится значимое место.

-- Оценивать бизнес легче всего по величине оборота. Какой процент оборота областных фирм Вы сможете саккумулировать в своей ТТП?
-- Очень сложно дать такую оценку. Потому что я хочу быть, а не казаться. Реально можно говорить о том, что 500-600 хозяйствующих субъектов могут стать членами палаты. Они представляют все секторы экономики -- промышленность, сельское хозяйство, торговлю, транспорт и др.
Сейчас в палате порядка 100 членов. Почти 100% Гатчинской палаты изъявили о своем намерении перейти в областную палату. В планах -- работать так, чтобы 2004 год встретить примерно с 500 членами. Будет создана сеть представительств -- 10-14 пунктов. Обязательно в Выборге, Киришах, Всеволожске, Ломоносове.
Для себя видим приоритетным направлением постепенный переход на систему тендерных закупок -- всего, что требуется государству, через тендерную комиссию ТПП. Удачный опыт уже есть в Саратовской и Тверской губерниях.

-- Любой бизнес предполагает определенную прибыль. На что Вы рассчитываете, участвуя в этой работе?
-- Сама процедура понятна -- тот, кто проводит конкурс, естественно, закладывает определенную свою маржу. О конкретике говорить рано. Задача -- минимизировать издержки на процедуру принятия решений, уменьшить общественные риски и создать здоровые предпосылки для конкуренции. Это позволит минимизировать расходы и удешевит стоимость услуг и товаров. Конкретный пример -- Тверская губерния сэкономила 100 млн рублей на проведении таких тендеров в прошлом году.

-- Когда планируется начать проведение тендерных торгов? Потребуются ли какие-то изменения в законодательстве?
-- Действующее законодательство Ленинградской области уже позволяет это делать. Субъектами этой деятельности могут выступать как органы управления самой области, так и уполномоченные ими компании. Таким образом, нас можно рассматривать как уполномоченную компанию. Мы предложим наши условия, которые область вправе принять или не принять. Наша задача -- предложить такие правила, чтобы от них было трудно отказаться. Мы полагаем, что если в этом году 5-10% всего, что будет приобретаться для области, мы отработаем через нашу палату и покажем эффективность такой работы, то можно будет планировать, что на будущий год этот показатель увеличится до 20%, к 2005 году -- до 50%.

-- Как Вы планируете строить работу с крупным бизнесом?
-- Действующее законодательство одинаково вредно и для большого, и для малого бизнеса, и для какого угодно бизнеса.
Тендер -- один из способов развивать здоровую конкуренцию. И здесь -- большой ты или маленький -- значения не имеет. Главное, чтобы ты был: а) способен выполнить работу; б) имел репутацию. Естественно, при гарантированной оплате. И здесь проблема для "больших" тоже существует. Крупное предприятие втягивается в государственную программу, а ему государство, в свою очередь, ведь ничего не гарантирует. И наша задача -- создать механизм защиты интересов производителей в тех случаях, когда государство выступает недобросовестным партнером. Тендер провели, услугу оказали, а государство не платит. Что мне в этом случае делать? Третейский суд, существующий при ТПП, упростит процедуру и ускорит процесс разбирательства. А самое главное -- сегодня решение третейских судов при торгово-промышленных палатах имеет обязательный характер.

-- Ваша диссертация была посвящена экономической безопасности. Насколько эти два вопроса пересекаются -- ТПП и экономическая безопасность?
-- Напрямую, конечно. Безопасность -- это состояние защищенности жизненно важных интересов кого угодно: человека, общества или государства. Миссия же палаты -- максимально защитить жизненно важные интересы экономического сообщества или конкретного предпринимателя.

-- Как Вы тогда оцениваете нынешний уровень экономической безопасности -- в России, в Петербурге, в Ленинградской области?
-- Если оценивать совокупный показатель уровня экономической безопасности страны или нашего региона, то это троечка. Не слабенькая, а устойчивая, нормальная троечка. Но опять-таки здесь есть внешние обстоятельства, например цены на нефть, от которых тоже много что зависит.

-- Хорошистом стать можно?
-- Для того чтобы жить на четверку, надо еще очень много работать. Если мы будем развиваться так, как развиваемся последние год-два, то лет 15 надо.

http://www.dpgazeta.ru/article/48110

Док. 487042
Перв. публик.: 21.01.03
Последн. ред.: 09.09.08
Число обращений: 253

  • Исмагилов Рашид Фаатович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``