В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Батюшка Серафим и сироты Назад
Батюшка Серафим и сироты

Батюшка Серафим и сироты"...Учить других так же легко, как с нашего собора бросать на землю камешки, а проходить делом то, чему учишь, всё равно, как бы самому носить камешки наверх собора".

Серафим Саровский



"Я есть Путь, и Истина, и Жизнь", - учил нас Спаситель. Очень часто, узнав дорогу, мы откладываем время отправления, сомневаемся в верности, данного нам пути. Иногда, даже познав истинность и ступив на него, живем старыми привычками, здравым смыслом, мирскими ценностями и заботами. И только, осознав истинный путь смыслом и содержанием всей жизни, приняв и полюбив его всем сердцем своим, мы приближаемся к Богу. К сожалению, мир, в котором мы живем, цепко держит души в плену страстей и пагубных привычек. Но есть места, где, хотя бы ненадолго, наступает долгожданное очищение, просветление и прозрение. Одно из таких мест - последний удел Пресвятой Богородицы - Дивеево.
Мы с детишками, которых безпощадный мир оставил сиротами при живых родителях, давно мечтали совершить паломничество в это святое место. И вот, время пришло - 13 самых старших воспитанников православной Свято-Алексиевской гимназии - детского дома для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получив благословение, отправились в путь.
Я смотрел на них и думал о том, как часто мы, родители хвалим себя за то, что привели детей в церковь, научили верить и молиться. А на самом деле, это дети, даже младенцы, приводят нас к Богу и учат истинной любви. Как часто мы уподобляемся тому ослику, на котором Господь въехал в Иерусалим. Думаем, что важнее, тот, кто везет, а не Тот, Кто едет... Впрочем, за время путешествия в Дивеево мне не раз пришлось убедиться в том, что детская молитва и детские сердца несоизмеримо ближе Христу, нежели наши самые громкие и пафосные слова и речи.
Это произошло на первой же остановке. Мы съехали с трассы на поле, окруженное лесом, и приготовились потрапезничать. Вдруг, к нам подбегает женщина в слезах и просит о помощи. Оказывается, ее автомобиль по самое днище "сел" в лужу на краю леса. Поездка за грибами обернулась отчаянием и безысходностью, поскольку найти помощь в этом глухом месте было практически невозможно. Честно говоря, и я ничем не мог ей помочь. Осмотрев утонувшую машину и безуспешно попытавшись ее вытолкать, я тоже оказался перед нелегким выбором: бросить человека в беде или сорвать поездку, поскольку время уходило, и мы рисковали опоздать к месту назначения. "А ты попроси батюшку Серафима, он обязательно поможет", - вдруг сказала мне Инночка, одна из наших воспитанниц. Эх, девочка, если все было так просто, - смалодушничал я про себя. Но, в ее глазах было столько простоты и Веры, что я остановился и искренне, как смог, обратился к батюшке Серафиму с просьбой не оставить горе-грибников в беде. Каково же было мое удивление, когда в скором времени к нам, откуда невозьмись, подъезжает внедорожник с огромными колесами (только такой и мог вытащить застрявший автомобиль из болота) и предлагает помощь.
Обыкновенное чудо. По здравому смыслу вероятность того, что в этой глуши окажется такой автомобиль - нулевая! Впрочем, у каждого из нас в жизни было нечто подобное, когда самая простая молитва творила чудеса. "Как велика сила молитвы даже и грешного человека, когда она от всей души возносится, - рассказывал Преподобный Серафим Николаю Мотовилову, - судите по следующему примеру Священного Предания: когда по просьбе отчаянной матери, лишившейся единородного сына, похищенного смертью, жена-блудница, попавшаяся ей на пути и даже еще от только что бывшего греха не очистившаяся, тронутая отчаянной скорбью матери, возопила ко Господу: "Не мене ради грешницы окаянной, но слез ради матери, скорбящей о сыне своем и твердо уверованной в милосердии и всемогуществе Твоем, Христе Боже, воскреси, Господи, сына ее!" - и воскресил его Господь". В особенности, батюшка Серафим советовал всегда иметь память о Боге и для этого непрестанно призывать в сердце имя Божие, повторяя молитву Иисусову: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. "В этом да будет,- говорил он,- всё твоё внимание и обучение! Ходя и сидя, делая и в церкви до начала богослужения стоя, входя и исходя, сиё непрестанно содержи на устах и в сердце твоём. С призыванием таким образом имени Божия ты найдёшь покой, достигнешь чистоты духовной и телесной и вселится в тебя Святой Дух, Источник всех благ, и управит Он тебя во святыне, во всяком благочестии и чистоте".
К сожалению, многие из нас, приходя в храм, подавая записочки и жертвуя на молебны, разучились молиться самостоятельно. Отгородились от Бога посредниками, и ленимся лишний раз преклонить перед ним колени: дескать, пусть монахи молятся, а нам некогда. Вот и укрепляет нас Господь явными проявлениями своей силы и человеколюбия, призывая: молитесь, и дано будет вам. Просите, и обрящете.
Произошедшее маленькое чудо со спасением застрявших грибников вдохновило и укрепило на оставшийся путь. Дети всю дорогу пели: старые добрые военные песни чередовались с молитвенными песнопениями. Я понимал, их сила в том, что они не только словами славят Бога, но живут с Ним, а Он в них. Лишившись родителей, они обрели Отца, Иже еси на небесех. Детская искренность, простота и чистосердечная любовь, - все, что мы так бездарно растрачиваем с годами, светятся в их глазах и Дух Святой почивает на них.
А ведь преподобный Серафим Саровский именно этому и учил: истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжении (приобретении) Духа Святого Божьего. Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько не хороши они сами по себе, - суть средства для стяжания Святого Духа Божьего. И лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает.
Подъезжаем к Дивеево. Необыкновенное чувство радости и восторга охватывает при виде величественных храмов и устремленных в небеса куполов. Как будто касаешься краешка покрова, которым Пресвятая Богородица укрыла это святое место от грядущего антихриста.
25 ноября 1825 г. батюшка Серафим увидел здесь Божию Матерь, в сопровождении двух Апостолов: Петра Верховного и Апостола Евангелиста Иоанна Богослова. И Пресвятая Дева Мария, ударив жезлом землю так, что забил из земли источник фонтаном светлой воды, сказала ему: "Я укажу тебе другое место, в селе Дивееве, и на нём устрой эту обетованную Мною обитель Мою. И указала, как обнести это место канавкою и валом; и повелела ему начать возводить обитель Её четвёртого вселенского жребия на земле. И Сама дала ему для сей обители устав новый, и нигде до того времени ни в какой обители ещё не существовавший. И за непременное правило поставила заповедь, чтобы в сию обитель не дерзала быть принимаема ни одна вдовица, а принимал бы и он, и потом бы всегда принимались бы лишь одни девицы, на приём которых Сама Она изъявит своё благоволение; и обещалась Сама быть всегдашнею Игумениею сей обители Своей, изливая не неё все милости Свои и всех благодатей Божиих, благословения со всех Своих трёх прежних жребиев: Иверии, Афона и Киева".
Вот и Канавка, созданная по благословению Матери Божией. Говорят, что многие благочестивые люди сподобились Ее здесь видеть. Три аршина шириной, три - глубиной, и вал такой же высоты. Невольно ловлю себя на мысли, что устроение Канавки таково, что и современная бронетехника это препятствие не с ходу не преодолеет. А, по пророчествам батюшки Серафима, даже антихрист не сможет ее перейти. Невидимая молитвенная стена встанет перед ним.
Миллионы православных шаг за шагом, укрепляют эту стену непрестанной молитвой. Поспешили и мы внести по своему маленькому кирпичику в общее дело. По установленному правилу, идя по канавке, старательно читаем молитвы, возносим песнь Пресвятой Богородице. Вдруг навстречу то ли монахиня, то ли послушница с ведром крыжовника, собранного на Канавке. "Люди добрые, помогите перебрать крыжовник", - подходит она к нам. "Простите, матушка, мы одним днем, совсем нет времени, еще столько надо детишкам показать", - отказываюсь я. "Понимаю", - смиренно оставляет она нас. Мы идем дальше, и, спустившись с Канавки, собираемся вместе. Ребята обмениваются восторженными впечатлениями, вдруг они поворачиваются ко мне и кто-то говорит: "знаешь, папа, а нам показалось, что это Сама Богородица к тебе с просьбой помочь перебрать крыжовник подходила"...
Знаете, есть минуты, когда голос совести, как разряд электричества, реанимирует, оживляет окаменевшее во грехе и суете сердце. Это больно, но полезно. В один миг осознаешь и физически ощущаешь всю боль и зло которые, ведомо или неведомо, вольно или невольно мы сеем вокруг себя. Тогда открываются двери покаяния. Вспоминаются слова батюшки Серафима: "вот в том-то и беда, что мы, преуспевая в возрасте, не преуспеваем в благодати и в разуме Божием, как преуспевал в том Господь наш Христос Иисус, а напротив того, развращаясь мало-помалу, лишаемся благодати Всесвятого Духа Божиего и делаемся в многоразличных мерах грешными людьми. Но когда кто, будучи возбужден ищущею нашего спасения премудростью Божиею, тогда тот послушный гласу ее, должен прибегнуть к истинному во всех грехах своих покаянию и сотворению противоположных содеянным грехам добродетелей, а через добродетели Христа ради к приобретению Духа Святого, внутрь нас действующего и внутрь нас Царствие Божие устраивающего". По правде говоря, зачастую прося у Господа прощения за прегрешения наши, мы забываем, что покаяние будет неполным без сотворения противоположных содеянным грехам добрых дел. У многих сегодня исповедь вошла в привычку: "не согрешишь, - не покаешься!" Но это не так, приносимое нами в мир зло должно быть искуплено делами, жертвами, а, если призовет Господь, то и кровью, и самой жизнью.
После всего происшедшего, ребята с нетерпением устремились на поклон к батюшке Серафиму, но огромная очередь к нему смутила, и я решил сначала объехать святые источники, чтобы к вечеру, когда паломники и туристы разъедутся, без суеты помолиться у святых мощей. Сказано, сделано. Ребята с радостью по нескольку раз приняли омовение в целительных источниках, благословленных Самой Богородицей.
Ближе к вечеру мы возвращаемся к Батюшке. И вдруг беда, Храм закрыли на текущий ремонт. Дети опечалились, но кто-то не унывает и читает "Милосердия двери отверзи нам...". Кто-то упрямо твердит: батюшка нас не оставит. Что делать? Обхожу вокруг Собора и у главного входа встречаю послушницу Анну, которая ждет кого-то. "Матушка, как бы нам к батюшке Серафиму пройти?", - спрашиваю я. "Господи помилуй, никак, наверное, поздно уже... А вы кто?", - неожиданно оживляется она. Без особой надежды продолжаю разговор: "Православный детский дом, сирот привез из Москвы, да вот по глупости моей не успели Батюшке поклониться". "Ой, родненькие, а я вас с утра стою, дожидаюсь", - радостно запричитала матушка. "Да не нас, наверное, мы никого не предупреждали о нашей поездке и никому не звонили, хотя, наверное и надо было", - продолжал сокрушаться я. Пока мы говорили, к нам присоединились детишки и с надеждой стали ловить каждое слово, сказанное послушницей. "Да нет, Вы меня не поняли. Дело в том, что сегодня утром на молебне преподобному Серафиму Саровскому у меня было видение: Батюшка явился мне, повелел встретить сирот из Москвы и провести к нему. Я уж подумала, было, что в прелесть впала, покаялась, но решила ждать, - с волнением в голосе рассказала нам раба Божия Анна, - И вот Вы... Пойдемте, матушка-настоятельница благословила, если приедете, открыть для вас Храм и провести к преподобному".
Так батюшка Серафим принял наших сирот. А я вспоминал слова Спасителя: "...кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает" (Мф. 18, 5). Словами не передать того душевного состояния, с которым мы вошли в Храм. "Батюшка живой, он все видит, все знает, всем помогает" - шептали дети. И это - правда, которую, нам взрослым так тяжело принять. Смотрим на иконы как на картинки, и не видим живых, любящих глаз наших Святых, коленопреклоненно и слезно, вымаливающих нам спасения у престола Господа нашего Иисуса Христа.
Правду говорят, что, когда ожидаются страшные испытания, Господь наш Иисус Христос посылает верующим в Него обильные утешения.
На обратном пути, "Камаз" с заляпанными грязью номерами попытался сбросить наш автобус в кювет, и, потерпев неудачу, скрылся. Слава Богу, все обошлось разбитым зеркалом и слоновьей дозой адреналина. Вот и хорошо, раз прогневали мы лукавого, - значит, по мере сил, угодили Богу. Значит, призваны мы стоять в Истине за Веру Православную, грядущего Царя и многострадальный русский народ. И, даст Бог, наши дети продолжат это святое дело и увидят Русь по пророчествам батюшки Серафима: "Тогда Дивеев будет диво всемирное, ибо из него изведет Господь Бог Свет Спасения не только для России, но и для всего мира во времена антихриста".
"Будет время, когда все словеса предречений Господних, сказанные Великому Старцу Серафиму о судьбах Четвертого жребия во вселенной Божией Матери, вполне сбудутся, - записал в своем дневнике Николай Мотовилов 8 ноября 1867 года. Ибо, по обетованию Господню, воскреснет на некоторое время и восстанет из гроба Великий Старец Серафим, и пешком перейдет из Саровской Пустыни в село Дивеево. И при сонме Высочайшей Фамилии, Великокняжеской, Царской, Императорской, и русских, и иностранных безчисленного множества людей, уверив всех воскресением своим в непреложности и всех людей в конце веков всеобщего воскресения, понеже, наконец, там вечным опять до времени сном смерти почиет, и, тогда-то, после сего вторичного Батюшки Отца Серафима Успения, село Дивеево, соделавшись Домом всемирным, просветится паче всех, не только русских, но и всех градов на свете, ибо свет веры Христовой через это воскресение из мертвых Великого старца Серафима утвердится вселенной всей. Тогда с какой жадностью все обратятся ко всем источникам православным для узнания о начале и ходе сего дива истории, сего 4-го жребия вселенского Божией Матери, нового света Афонской Женской Дивеевой Горы; сего места спасения всего мира во времена антихриста".
Господь с нами, кого убоимся!

Максим Лесков


2008-09-09

www.nasledie.ru

Док. 486955
Перв. публик.: 09.09.08
Последн. ред.: 29.03.11
Число обращений: 169

  • Лесков Максим Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``