В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Илья Константинов: `Крутой вираж` (Полная версия) Назад
Илья Константинов: `Крутой вираж` (Полная версия)
26 августа 2008 года войдет в историю, как день "большого поворота" российской политики: Президент России Дмитрий Медведев признал независимость Абхазии и Южной Осетии.

Грузия, в нарушении международных соглашений о прекращении огня, вероломно напала на беззащитную Южную Осетию. Грузинская военщина, использую тактику выжженной земли, попыталась окончательно решить южноосетинскую проблему путем полного уничтожения или изгнания с родной земли осетин. Налицо откровенный геноцид. Россия пришла на помощь гибнущим осетинам, большинство из которых являются гражданами Российской Федерации. Агрессия остановлена.

Одновременно руководство Абхазии в профилактических целях и для предотвращения аналогичных эксцессов провело операцию в Кодорском ущелье, восстановив территориальную целостность Абхазии.

Решение Президента России Дмитрия Медведева о признании независимости Абхазии и Южной Осетии - давно назревший шаг в отношении братских народов, выстрадавших свое право на независимость.

О перспективах развития ситуации поговорим чуть позже. Для начала стоит разобраться в существе российско-грузинского конфликта, его исторических предпосылках, политико-экономической подоплеке, реальных интересах сторон. Немного истории: название "Южная Осетия", или "Горная Осетия" появилась в начале XIX века. Этот термин имел собирательный характер и подразумевал южные районы Грузии, где проживали преимущественно осетины.

В 1922 году на карте появилась соответствующее административно-территориальное образование - Юго-Осетинская автономная область, Грузинской ССР. Население Южной Осетии состоит из осетин, грузин и некоторых других этнических групп, но подавляющее большинство - осетины. По итогам всесоюзной переписи 1989 года численность населения области составляла 98 527 человек, из них 66,2 % относили себя к осетинам, а 28,9 % к грузинам.

Сосуществование этих народов здесь далеко не всегда было мирным. В 1918 году, когда Южная Осетия стала частью Грузинской демократической республики, в регионе произошла серия осетинских восстаний, под лозунгом предоставления независимости. Первый случай дипломатического вмешательства России в ситуацию в регионе относится к маю 1920 года, когда Нарком иностранных дел РФ потребовал от правительства Грузии вывода войск из Южной Осетии.

Юго-Осетинская автономная область была образована по прямому указанию из Москвы. У советского грузинского правительства, пришедшего к власти на штыках 11 армии РККА, согласия никто не спрашивал. Юго-Осетинская область пользовалась определенной автономией, в том числе языковой. Ситуация была достаточно стабильной до 10 ноября 1989 года, когда совет народных депутатов Южной Осетии принял решении о ее преобразовании в автономную республику.

Верховный Совет Грузии признал это решение неконституционным, после чего в Цхинвале начались стычки между осетинами и грузинами, в результате которых несколько человек погибло. На волне этих событий 20 сентября 1990 года совет народных депутатов Южной Осетии провозгласил Южно-Осетинскую Советскую демократическую республику. В ноябре чрезвычайная сессия совета народных депутатов заявила, что Южная Осетия должна стать самостоятельным субъектом Союзного договора.

9 декабря 1990 года прошли выборы в Верховный Совет республики, которые бойкотировались грузинским населением. А 10 декабря Верховный Совет Грузии принял решение об упразднении осетинской автономии.

11 декабря Грузия ввела в Цхинвале чрезвычайное положение. Началась первая грузино-осетинская война, которая, разгораясь и затихая, продолжалась больше года. 1 сентября 1991 года сессия совета народных депутатов Южной Осетии провозгласила Республику Южная Осетия в составе РСФСР. Разумеется, это решение было аннулировано грузинским парламентом. 19 января 1992 года в Южной Осетии прошел референдум о независимости и воссоединении с Россией. Более 98 процентов участников ответили "да" на оба вопроса.

Боевые действия в регионе продолжались вплоть до подписания Дагомысского соглашения и введения в зону конфликта российских миротворческих сил 14 июля 1992 года. Миротворцы законсервировали ситуацию, ничего не изменив в ней по существу. Периодически возобновляемые переговоры ни к чему не приводили. Это состояние, ни войны - ни мира, закончилось в ночь на 8 августа 2008 года массированным артобстрелом Цхинвала. Бессмысленно искать в этой длинной и запутанной истории правых и виноватых: историческая вражда общин, подпитываемая свежей кровью, сделала совместное проживание этих народов невозможным.

Августовское наступление на Цхинвали, предпринятое по приказу Саакашвили, было чистейшей авантюрой, причем, никто из тех, кто ее готовил и проводил, не сомневался, что прольются реки крови - режим Саакашвили сознательно шел на преступления против собственного народа.

Почему он решился на это?

Во-первых, потому, что есть достаточно успешный прецедент - Чечня, где сепаратизм ценой огромных жертв все-таки удалось подавить. Во-вторых, потому что насилие все больше и больше входит в практику международных отношений, и тон здесь задают США. В третьих, потому, что сложившаяся после Второй Мировой войны конструкция международных отношений, построенная на посреднической роли ООН, становится явным анахронизмом. Международное право рассыпается на глазах. Ему на смену вновь приходит право сильного.

Ну, и, наконец, очевидно, что Грузия, равно как и Осетия, вместе с Абхазией, стали разменной картой в крупной международной игре, одна из ставок в которой, каспийская нефть. Саакашвили попался на ту же удочку, которая стола жизни бывшему президенту Ирака Саддаму Хусейну. Тот пользовался открытой поддержкой СССР и тайным покровительством США, играл роль международного провокатора. Но друзей в политике, как известно, не бывает, есть интересы. Хусейна сдали все.

Сегодня роль провокатора взял на себя Саакашвили, стремящийся заманить Россию в ловушку международной изоляции. Интерес Запада здесь понятен. Изоляция России устраняет с мировой арены потенциально опаснейшего конкурента. Ясно, ради чего старается Грузия: ей светит членство в НАТО и весомая экономическая помощь.

Наиболее сложная мотивация в этой запутанной истории у российской стороны. Почему, отдавая себе отчет в международных последствиях грузинской войны, и, особенно, признании независимости Южной Осетии и Абхазии, российское руководство решилось занять предельно жесткую позицию? Оставляем в стороне гуманитарные соображения и союзнические обязательства.

Разумеется, у России есть интересы в Закавказье, конечно, она заинтересована в контроле над абхазским побережьем и Рокским тоннелем. Разумеется, российским нефтяникам невыгодна транспортировка каспийской нефти через Грузию.

Однако негативные последствия резкого осложнения отношений с Западом, или фактическое начало новой холодной войны, несопоставимы с выгодами от контроля над Южной Осетией и Абхазией. На наших глазах происходит давно назревавший глобальный поворот в российской внешней политике, для которого конфликт с Грузией стал поводом.

Этот поворот был обозначен в мюнхенской речи В. Путина, главным содержанием которой стал протест против неравноправных отношений с США и Западом в целом. Уже тогда Путин намекнул, что Россия готова к самому решительному пересмотру своих внешнеполитических приоритетов. Сказано - сделано: Д. Медведев заявляет, что Россия может пойти на полный разрыв отношений с НАТО, а, следовательно, с Евросоюзом.

Отдельные наблюдатели считают, что все это походит на шантаж, и, в случае серьезного осложнения ситуации, российское руководство, как это не раз бывало в прошлом, даст задний ход. Полагаю, что в данном случае мы имеем дело с серьезным и глубоко продуманным решением. Нынешняя внешняя политика России становится логическим продолжением политики внутренней.

Самое главное - Россия вновь заявила о себе как о полноценном субъекте международных отношений, имеющим и твердо отстаивающим свои национально-государственные интересы.
Ни о каком "Чего изволите?" (так за глаза называли американцы министра иностранных дел России в период с 1990-1996 гг. Андрея Козырева) - не может быть и речи.

Особенно рельефно независимая позиция РФ проявилась в вопросах о признании суверенитета Косово и о размещении элементов американских ПРО в Польше и Чехии. Категорически выступает Россия против продвижения НАТО на восток.

Аналогичную позицию, кстати, занимал уже Борис Ельцин и даже, помнится, как-то грозил американцам российскими ядерными ракетами. Однако, дальше сотрясения воздуха Борис Николаевич никогда не шел.

Владимир Путин впервые предпринял реальную акцию внешнеполитического давления, приостановив действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе.

Именно В. Путин первым решился на использование российских энергоресурсов, как орудия внешней политики. Не подумайте чего плохого - все в рамках общепринятых норм рыночной экономики, но тем не менее...

Действия Российской Федерации по защите Южной Осетии и Абхазии полностью соответствуют букве и духу международного права.

Вместе с тем, энергичные меры России по обузданию грузинской агрессии и дипломатическому разрешению кризиса свидетельствуют о возвращении нашей страны на арену большой мировой политики.

Я отдаю себе отчет в том, что вокруг ситуации в Южной Осетии и Абхазии идет грязная политическая игра. Недоброжелатели России используют все средства для международной изоляции нашей страны и создания вокруг нее санитарного кордона. Россию стремятся отсечь от Черного моря, лишить Черноморского флота, окружить военными базами.

Мужественные действия руководства России, во главе с Президентом Дмитрием Медведевым, сорвали эти планы. Борьба еще не закончена. Российской дипломатии придется приложить немалые усилия для того, чтобы добиться международного признания суверенитета молодых кавказских государств.

Может быть, произойдет это не завтра. Наиболее вероятным сценарием развития кавказского кризиса в ближайшие годы будет его интернационализация и перевод в хроническую фазу, чреватую периодическими обострениями.

Хочется верить, что, в конечном счете, историческая справедливость восторжествует - независимость Абхазии и Южной Осетии будет признана международным сообществом, и они займут свое законное место в Организации Объединенных Наций.


Илья Константинов
09.09.2008
www.nasledie.ru



Док. 486953
Опублик.: 09.09.08
Число обращений: 99

  • Константинов Илья Владиславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``