Интервью заместителя министра экономического развития и торговли РФ Андрея ШароноваНазад
Интервью заместителя министра экономического развития и торговли РФ Андрея Шаронова
Вопрос: В пятницу, 6 июня, состоится коллегия Минэкономразвития, посвященная федеральной целевой программе /ФЦП/ "Электронная Россия /2002-2010 годы/". Какие вопросы предполагается обсудить на коллегии?
Ответ: Мы планируем обсудить итоги реализации первого этапа программы, обозначить приоритетные направления ее реализации на среднесрочную перспективу и региональный аспект реализации "Электронной России". Кроме того, мы определим параметры бюджета программы на 2004 год и рассмотрим проблемы повышения эффективности бюджетных расходов на информационно-коммуникационные технологии /ИКТ/.
Вопрос: Реализация программы началась в 2002 году. Какие проекты, реализованные Министерством в прошлом году, Вы бы отметили?
Ответ: Я бы хотел остановиться на наиболее важных и интересных из них. В прошлом году мы разобрались, что представляет из себя сфера информационно-коммуникационных технологий на всех уровнях власти. Картина получилась неутешительная. Государственные органы владеют большим количеством информации, которая плохо структурирована, обновляется и быстро устаревает. Эта информация на 95 процентов недоступна не только обществу и бизнесу, но и остальным ведомствам. Зачастую даже сами ведомства не знают, актуальна ли информация или она устарела.
Вторая проблема касается эффективности бюджетных расходов, которая тоже очень низка. Ведомства имеют свои, плохо согласованные друг с другом программы в сфере ИКТ и часто создают несопоставимые программные решения, которые либо совсем тупиковые, либо требуют больших затрат на их дальнейшую координацию с базами данных других ведомств.
Структура расходов в сфере информационных технологий также требует изменений. Около 80 процентов всех расходов тратятся на закупку компьютерной техники. Остальные средства в очень небольших размерах расходуются на программное обеспечение, на создание специализированных сервисов и подготовку кадров. К сожалению, сегодня очень мало средств тратится на подключение к Интернету. Без этого компьютер не станет средством проникновения в глобальную информационную систему, а в лучшем случае остается хранителем локальной информации.
Мы разработали предложения по изменению законодательства в системе государственного регулирования в сфере информационно-коммуникационных технологий. Перечень содержит 60 нормативно-правовых актов, которые необходимо принять, отменить, или в которые нужно внести изменения. Например, у нас есть важный и нужный закон "Об электронной цифровой подписи", но он не может эффективно работать без принятия актов о соотношении информации на бумажных носителях и в электронном виде, об электронных аналогах личной подписи, об электронной торговле.
В 2002 году министерство разработало концепцию создания специализированной информационной системы "Правительственный портал" в сети Интернет. Она предполагает объединение информационных ресурсов и создание мощной поисковой системы. Создание этого портала даст не только полное информационное представление о деятельности правительства, но и позволит в интерактивном режиме предоставлять населению и бизнесу различные сервисы. В 2003 году мы планируем продолжить работу по созданию "Правительственного портала", а к концу года будет запущен "Экономический портал".
В прошлом году министерство также принимало участие в создании макета электронной системы закупок на региональном и муниципальном уровне. Использование этой системы позволит сэкономить до 40 процентов бюджетных расходов при закупках. Предполагается, что система будет внедрена в пяти субъектах РФ. Сегодня она реализуется в Челябинской области и Чувашии.
В 2002 году начались и сейчас продолжаются работы по созданию региональной системы объединенных государственных информационных ресурсов ЗАГСа, паспортно-визовой службы и ЖКХ.
Сейчас мы работаем над проектом объединения информационных ресурсов МНС и Госкомстата, которые концентрируют информацию о государственной регистрации и бухгалтерскую отчетность юридических лиц. Также реализуется проект по объединению порталов Гостаможкомитета и МНС по вопросу регистрации передвижения через границу товаров и услуг и возврата НДС. С одной стороны, это ускорит возврат НДС для добросовестных экспортеров и усложнит процедуру для недобросовестных, которые за счет лжеэкспорта получают бюджетные деньги под видом возврата НДС.
Министерство в рамках ФЦП проводит мониторинг и анализ финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов для предприятий и организаций государственного сектора экономики. На сегодняшний день государство плохо реализует свою функцию как собственника в отношении государственных предприятий. Эта система должна помочь нам лучше контролировать ГУПы. В результате работы в 2003 году, в частности, будет создан единый объединенный государственный информационный регистр.
Совместно с Госкомстатом были разработаны новые статистические показатели. Уже с 2004 года статистика отрасли информационно-коммуникационных технологий будет вестись по новым показателям.
Вопрос: Почему Минэкономразвития начало реализацию региональных проектов уже в 2002 году, ведь ранее планировалось начать их реализацию в 2003 году? Сколько было выделено средств на региональный аспект в 2002 году, сколько планируется выделить в этом году?
Ответ: В прошлом году был проведен региональный конкурс, результаты которого показали уровень развития регионов и их готовность к реализации проектов в рамках программы. Было получено 190 заявок.
В 2002 году было выделено небольшое пилотное финансирование - порядка 30 млн рублей. В 2003 году предполагаем увеличить финансирование 100 млн рублей при условии не менее 50-процентного софинансирования со стороны регионов. И конечно нельзя забывать про внебюджетное финансирование.
В целом на девять лет /с 2002 по 2010 годы/ предполагается выделить 76 млрд рублей, из которых 50 проц средств - из федерального бюджета, 30 проц - из региональных бюджетов, остальные средства - за счет внебюджетных источников. В прошлом году мы получили всего 600 млн руб из федерального бюджеты. На 2003 год эта цифра была увеличена до 1,430 млрд рублей. На следующий год мы планируем выйти на финансирование в размере 8 млрд руб.
Вопрос: По Вашему мнению, этих средств достаточно для успешной работы программы в 2004 году?
Ответ: Выделение на программу из федерального бюджета 8 млрд рублей позволяет нам выйти на общий график финансирования программы на девять лет. Меньшие средства не дадут заметного эффекта в реализации программы, поэтому это тот оптимум, который мы бы хотели получить в условиях софинансирования, а мы бы хотели его продемонстрировать, например, с точки зрения повышения эффективности госуправления и с увеличением числа пользователей Интернета. Сейчас количество пользователей в стране составляет порядка 9-10 млн человек. Мы считаем, что количество пользователей должно достичь, как минимум, 15 процентного уровня, то есть превысить 22 млн пользователей. Это виртуальный предел, после которого резко изменяется тенденция роста пользователей