В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Жидких: `Сидеть сложа руки на золотой кубышке в социально напряженном обществе - неразумно` Назад
Владимир Жидких: `Сидеть сложа руки на золотой кубышке в социально напряженном обществе - неразумно`
Нынешняя осень в Государственной думе России - переменчивая. В плане политической погоды. Оптимизм многих депутатов насчет "согласованных действий власти по внедрению мер безопасности и стабильности" в жизнь россиян разделяют далеко не все. Постоянный рост цен, трехкратное превышение расходов на военные нужды в проекте бюджета, первые признаки экономического спада - об этом вслух пока никто не говорит, но каждый из нас уже начинает чувствовать первую тревогу по этому поводу. Что будет после начала массовой замены пенсионерам и инвалидам льгот на денежные выплаты с января 2005 года, можно только гадать.
Вполне понятно, что появившиеся на этом фоне слухи о возможном роспуске Государственной думы Российской Федерации не стали сенсацией. Возможно, таким путем государство найдет "крайних" за ухудшение ситуации в стране. Впрочем, первый заместитель председателя думского комитета по делам Федерации и региональной политике Владимир Жидких считает слухи абсолютно беспочвенными:
- Я думаю, что никаких оснований для роспуска Думы нет. Центр рождения такой нелепой информации там, где находится не удовлетворенная своим общественным положением оппозиция.
- Оппозиция левого или правого толка?
- Сегодня произошло объединение оппозиций двух флангов. Даже на примере Томска это очевидно. Телевизионные передачи, которые выходят в нашем городе, оппозиционные президенту, демонстрируют и левый, и правый политический сектор Томска. Этот процесс понятный. Но никаких предпосылок для роспуска Думы я не вижу. У президента Путина хорошие позиции в думских рядах. Прежде всего, среди членов фракции "Единая Россия". Я думаю, что роспуск Думы в этой ситуации - шаг, как говорится, из области виртуальной политики.
- В ходе выборной кампании прошлого года одним из ваших лозунгов была необходимость для Томской области энергичного, сильного и политически "верно ориентированного" депутата. Сегодня, когда Думу многие называют виртуальным элементом штамповки идей Кремля в законы, насколько комфортно в ней сильному и энергичному депутату?
- Ну, это не было моим лозунгом. Томичам был предложен нормальный выбор, и они свой выбор сделали. Насколько я энергичен и силен - судить не мне, хотя энергии я чувствую в себе достаточно - без хвастовства говорю. А как я свои возможности реализую... Вот "Поправки к закону о федеральном бюджете на 2005 год". Этот документ рассматривается в бюджетном комитете. Вот одна строчка, касающаяся межбюджетных отношений, - 11-й раздел бюджета России - Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Федерации. Это 50 миллиардов дополнительно. А рядом с этой законодательной инициативой фамилии. У меня есть единомышленники - депутаты Гришин, Конев, Нахушев, Демин и другие. Инициатива пошла от меня, и я должен обязательно эту статью в новой редакции провести.
- Насколько я понимаю, речь идет о деньгах для всех регионов, а не только для Томской области.
- Да, все это предназначено для 88 субъектов Федерации, Чечня идет отдельно по специальной целевой программе. Я надеюсь на поддержку коллег по Думе и уверен, что эту поправку удастся отстоять.
- Одной из мер по реформированию власти в России, которые предложил Владимир Путин полтора месяца назад, стало учреждение специального министерства...
- Министерство регионального развития - так оно называется. Владимир Яковлев - бывший губернатор Санкт-Петербурга, вице-премьер - его возглавил. Мы встречались с ним, беседа была продолжительной. Понятно, что для парламентского комитета по делам Федерации появление в структуре исполнительной власти опорного министерства очень важно. С кем регионы вели дела до последнего времени? С Минфином и Минэкономразвития. Сектор вопросов моего комитета как раз в поле этих ведомств. Но для них это не основной вид деятельности. Решение президента по воссозданию нового министерства мы, депутаты, встретили очень положительно В недавней истории страны уже были два министерства с похожими задачами. Я сразу сказал Владимиру Яковлеву, что начинать работу нужно с правовой базы министерства. У нас есть проект закона "Об основах региональной политики". В нем надо лишь четко прописать функции, цели и задачи министерства.
Понятно, что в вопросах отношений Центра и регионов, межбюджетных потоков новое министерство обязано встать несколько выше отраслевых ведомств - Минфина и Минэкономразвития. Мы создали рабочую группу во главе с министром. Группа будет готовить минимум три закона. О первом я уже сказал. Второй - о федеральных целевых программах. Нужно законодательно закрепить принципы распределения средств, которые находятся в этом бюджетном блоке. Потому как они адресные и имеют конкретную точку привязки в регионах. Сейчас в этом деле еще очень много путаницы. И третий закон - об особой политике государства к регионам, переживающим депрессивное экономическое состояние.
- Вы упомянули депрессивные регионы. Не секрет, что самый экономически запущенный угол России - Северный Кавказ. А хватит Яковлеву и его министерству времени на остальные регионы? Как мне кажется, главный объект его внимания именно Северный Кавказ. И президент публично дал это понять.
- Министерство должно работать везде. Все зависит от того, какие там подберутся специалисты. Насколько объемно они представляют себе проблематику ситуации. Насколько эффективно им удастся отслеживать и координировать весь спектр отношений Центра и регионов. Яковлев - человек в политике далеко не новый. У него за плечами губернаторство в Санкт-Петербурге. Если говорить о его профессиональной подготовке, то она очень высокая. Он прекрасно, что называется изнутри, знает проблемы, стоящие перед российскими регионами. Два профильных комитета - наш, думский, и Совета Федерации - состоят из профессионалов. В них работают бывшие губернаторы, их заместители, руководители региональных парламентов, представители президента в регионах. Нам помогают ученые специалисты. Потенциально команда очень сильная. Мы реально вносим в текущую региональную политику свое видение и отстаиваем интересы регионов. Поэтому, я думаю, у нас получится хорошее взаимодействие.
- Главный аспект реформирования власти - практическое назначение губернаторов из Кремля - уже назван сентябрьской революцией. Когда эти документы будут приняты Думой?
- Сейчас проекты получают экспертную оценку и анализ в региональных парламентах. В том числе и Государственная дума Томской области должна изложить свою точку зрения в течение 30 дней. 29 октября в первом чтении мы приняли внесенный Владимиром Путиным законопроект, предусматривающий новый порядок избрания региональных лидеров. В наш комитет продолжают поступать предложения из субъектов Федерации, в том числе и дополняющие проект закона. Общая настроенность, как я представляю сегодня из постоянных контактов с руководителями регионов, поддержать законопроект президента.
- На ваш взгляд, в чем сильные и слабые стороны закона о назначении губернаторов?
- Я очень внимательно изучил инициативу президента и как к юридическому документу претензий не имею. Что касается сути... Речь идет об изменении политической системы. Я бы не стал в то же время называть это революцией - на самом деле у главы государства есть право вносить коррективы в структуру исполнительной власти России. Может быть, многие не заметили, но в очень короткий срок была проведена административная реформа - изменен состав правительства, переписан перечень министерств, изменены их полномочия. Работа министерств максимально приближена к требованиям сегодняшнего времени, к нуждам экономики. Сейчас, я считаю, начался второй этап реформы. Предложение президента абсолютно конституционно и существенным образом повлияет на рост ответственности региональных властей перед россиянами. Я говорю обо всех регионах, не только о Томской области.
- Какие цели вы ставите перед собой на ближайшее время?
- Очень простые. Меня избрало население Томской области, и потому я должен знать, чем живет область, бывать в городах и районах области, влиять на процессы, которые в ней происходят. Прежде всего - через федеральный уровень. Мы выработали с Виктором Мельхиоровичем Крессом механизм, который уже проходит притирку. Суть его простая - при губернаторе создается совет по межбюджетным вопросам. Здесь, в Москве, достаточно подготовленных людей, желающих работать на Томскую область, - депутатов Думы и членов Совета Федерации. Командное влияние на решение оперативных и стратегических вопросов реально. Буквально на днях мы подписали коллективный протокол о намерениях. Набралось 26 вопросов, которые являются сегодня проблемными для Томской области. Один из них - передача с федерального уровня в регион системы профессионального образования. Мы исходим из того, что это необходимо. Но не в бросовом варианте со стороны Центра. Вместе с полномочиями должны быть переданы и источники финансирования. Если раньше деньги на профобразование не значились в федеральном бюджете, то сейчас стараниями депутатов, всех депутатов хочу отметить, на 2005 год запланированы 24,8 миллиарда рублей как раз для переходного периода.
Моя задача - делать то, что я должен делать как депутат, представляющий Томскую область. Мое личное понимание этого - повышение благосостояния людей. Если мы прибавляем зарплату с 1 января на 20 процентов, то через определенное время нужно еще прибавлять 20. Я целиком согласен с профсоюзами, которые настаивают на увеличении зарплаты в бюджетной сфере, на федеральном уровне мы это двигаем, и правительство вынуждено считаться с мнением депутатов. Ну а каковы возможности регионов? В частности, Томской области? Насколько на местах власти способны подтянуть уровень зарплат областных бюджетников к федеральным? Область имеет возможность из своих ресурсов повысить зарплату лишь на 8,6 процентов. А федеральный бюджет увеличивает для "своих" получателей на 20, напомню. Газета "Томский вестник", 03.11.2004 Что делать? Искать недостающее... - Верно, но сначала предстоит обоснованно доказать, что в результате изменений в налоговом и бюджетном законодательстве в Томской области образовались бюджетные провалы. А затем добиться на федеральном уровне замещения этих провалов. Как раз отсюда - моя инициатива об увеличении фонда финансовой поддержки регионов на 50 миллиардов рублей, с обсуждения которой мы начали беседу.
- А откуда, Владимир Александрович, возьмутся такие немалые деньги - 50 миллиардов?
- За счет стабилизационного фонда. Их будет достаточно для того, чтобы в первой половине будущего года выровнять возможности бюджетов регионов по отношению к своим получателям. Правительство заявляло, что стабилизационный фонд неприкосновенен, но сидеть на золотой кубышке при одновременном социальном напряжении в обществе совершенно неразумно.

Внештатный корреспондент Сергей Козинец. Москва
Газета "Томский вестник", 03.11.2004
http://jidkih.tomsk.ru/publ/publication79/

Док. 486760
Перв. публик.: 03.11.04
Последн. ред.: 08.09.08
Число обращений: 192

  • Жидких Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``