В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью председателя комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентина Завадникова агентству ПРАЙМ-ТАСС Назад
Интервью председателя комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентина Завадникова агентству ПРАЙМ-ТАСС

Вопрос: Валентин Георгиевич, состоялись выборы. Как-нибудь это повлияет на законотворческую деятельность Совета Федерации?

Ответ: Совет Федерации рассматривает поступающие из Думы законы, и я не ожидаю, что из Думы нового состава будет поступать много инициатив, направленных на какие-то реальные содержательные реформы в экономике, скорее, больше видимость и демонстрация, но вряд ли содержательные преобразования.

Вопрос: И каковы будут действия комитета по промышленной политике?

Ответ: За последнее время мы выстроили определенную последовательность работы, которой стараемся придерживаться. Я не думаю, что что-то сильно изменится в нашей традиционной содержательной линии. Есть несколько крупных тематических законодательных блоков, которыми комитет занимается и продолжит заниматься. Это, конечно, не означает, что в рамках всех этих тем будут в ближайшее время автоматически реализованы законодательные решения - слишком много интересантов в этих процессах.

Одна из важнейших тем связана с транспортной политикой. Как известно, комитет Совета Федерации по промышленной политике участвовал в разработке транспортной стратегии. И, несмотря на то, что подготовленный документ явно не рассчитан на более-менее длительный период, все же он меняет ситуацию в лучшую сторону, задавая некие общие рамки развития отрасли. Ну а уже на его основании и будет происходить непосредственная работа с конкретными законами. Наиболее актуальные сейчас в этой сфере четыре основных законопроекта, . Прежде всего - нужны законы "О портах", "О регистрации прав на воздушные суда", и новая версия Устава автомобильного транспорта. Кроме того, необходимо разрабатывать закон о реестре судов, с помощью которого будет создана такая система регистрации флота, чтобы наши суда не уходили из-под российской юрисдикции под чужие флаги , развивая не российскую, а чужую экономику.

Вопрос: Какие направления законотворческой работы в области транспорта вы видите на более дальнюю перспективу?

Ответ: Полагаю, что будет вестись экспертная работа и по другим сегментам отрасли транспорта. Продолжится активная дискуссия по вопросам трубопроводного транспорта. При этом возможно внесение поправок в законопроект, который уже прошел первое чтение, либо разработка новых законодательных актов, которые сейчас активно дискутируются. Понятно, что продолжится деятельность в рамках реформы железной дороги, а также обсуждение вопросов организации воздушного движения. В рамках этих тем, очевидно, будут предложены некоторые секторальные решения, которые в перспективе потребуют законодательных решений.

Вопрос: А помимо транспорта?

Ответ: Второй масштабный блок законодательных вопросов, которым комитет продолжает заниматься, относится к административной реформе. Здесь стоит особо выделить работу, которая является следствием закона "О техническом регулировании". Наш комитет был профильным при его принятии. В течение семи лет должно быть принято около 450 актов - так называемых регламентов, которые должны изменить существовавшую в РФ систему государственной стандартизации и сертификации исходя из единственного критерия - критерия безопасности. При этом предусматривается отказ от контроля за качеством со стороны государства. Я думаю, что мы достаточно активно будем участвовать как минимум в подготовке ряда таких регламентов, касающихся энергетики и нескольких видов транспорта.

Кроме этого, мы разработали законопроект о замене системы лицензирования механизмами страхования гражданской ответственности. И на переходный период - семь лет - бизнесу должна быть предоставлена возможность выбрать - работать, получив лицензию, либо застраховать ответственность перед третьими лицами. Предложенный нами проект, доработанный большим количеством ведомств, находится сейчас на межведомственном согласовании, я думаю, что у него есть шансы пройти правительство и попасть в Госдуму. Судьба этого законопроекта зависит от того, какую стратегию выберет новый состав Госдумы - делать реформы или говорить о них.

Мы так или иначе вовлечены в работу Комиссии по административной реформе, ряд членов Комитета являются членами секторальных рабочих групп и большое количество экспертов входят в экспертные советы этих рабочих групп, где идет работа, связанная с минимизацией функций государства с точки зрения влияния на те или иные экономические процессы.

Третий крупный блок задач касается всего, что связано с природопользованием. Мы не можем обходить эту тему стороной в силу того, что баланс между рентными отношениями и налоговыми льготами обрабатывающей промышленности сильно влияет на развитие промышленности. Поэтому мы должны обращать внимание и учитывать то, что происходит в природопользовании, это объективная реальность. Поэтому Комитет зафиксировал свой взгляд на это тему, подготовив свою версию закона "О недрах".

Вопрос: Часто приходится слышать мнение, что в России нет промышленной политики или же что она просто не нужна. Вопрос - нужна ли стране промышленная политика?

Ответ: Любой стране нужна промышленная политика, если ее понимать не как протекционистские действия в отношении собственных производителей, а как комплекс мероприятий, направленных на то, чтобы общество, а именно граждане и их объединения, т.е. бизнес получали в нужном количестве и по объективной цене товары и услуги. Понятно, что государство как экономический агент может в той или иной степени на это влиять. Поэтому, хотим мы этого или нет, промышленная политика есть объективная необходимость и никуда от нее не денешься, но именно в том контексте, в котором я сказал. Когда говорят, что в стране отсутствует промышленная политика, это не значит, что ее нет, а что государство не озабочено этой тематикой. Можно сформулировать это иначе - неэффективный бизнес пытается поправить за счет государства свои дела и действия государства, направленные на защиту своей неконкурентоспособности, хотят называть промышленной политикой. Вот тогда они говорят, что ее нет.

Вопрос: Т.е. собственно сама промышленная политика - это четвертая глобальная тема?

Ответ: Да, и определить промышленную политику можно скорее, как промышленное развитие с целью повышения конкурентоспособности нашей экономики как на внутреннем рынке, так и на внешнем рынке. Вряд ли мы сейчас стремительно дойдем до каких-то законодательных решений, но думаю, что должны быть предложены некоторые концептуальные подходы. Но неправильно, когда промышленную политику сводят к тому, что нужно закрыть внутренний рынок и выбрать, какие отрасли нужно поддерживать, это скорее волюнтаризм государственный, детская болезнь государства в экономике, а не решение. Ибо промышленная политика должна быть направлена на обеспечение максимальной конкурентоспособности всех видов бизнеса. И кстати, в нашей конституции заложены соответствующие механизмы.

Вопрос: Изложить направления промышленной политики, наверное, хорошо. Вопрос в том, сумеем ли хоть что-нибудь осуществить. И Вы в начале сказали, что не ждете теперь каких-то преобразований...

Ответ: На самом деле в этом году есть событие, более важное, чем выборы в Госдуму: нашей конституции исполняется 10 лет. Проголосовав за принятие основного закона, граждане сделали выбор в пользу государства с либеральной экономикой и демократическим устройством, конкурентоспособного в международных отношениях - именно такая страна описана в его тексте. Но, несмотря на то, что наша конституция не идеальна, нам и до нее еще идти и идти. Сейчас многие занимаются поисками национальной идеи, так может быть следует просто попытаться приблизиться к описанному в конституции устройству?

Вопрос: Это и должно стать новой "национальной идеей"?

Ответ: Абсолютно верно. Сначала приблизить нашу страну к той, что описана в ее основном законе, а уж потом думать, менять ли конституцию и как. Сейчас конституция говорит про социальное государство и граждан, делегирующих ему определенные функции. На самом же деле ничего социального в нашем государстве нет, и продолжаем мы жить в парадигме не социального, а социалистического устройства, очень часто слыша разговоры про особые государственные цели в экономике. Государство - это надстройка и не может быть у него каких-то отдельных интересов, отличных от интересов граждан и их объединений. Поэтому все разговоры про особые интересы государства - стремление чиновников к реализации собственных целей под предлогом государственных.

Вопрос: И что же, государству нужно совсем уйти из экономики?

Ответ: Все крайне просто. Нужно просто перечитать Конституцию с точки зрения промышленной политики. И тогда становятся очевидными ответы на все вопросы о роли государства в регулировании экономики страны. В тексте сказано, что роль государства с экономической точки зрения состоит в заботе о четырех основных своих ресурсах, т.е. о том, что добровольно делегировано ему гражданами.

Первое - все, что связано с природными ресурсами в широком смысле этого слова: углеводороды, лес, биоресурсы, ресурсы орбитальной группировки связи, частотные диапазоны, спутниковые орбиты и т.п. Конституция говорит, что все это может находиться в частной собственности. Не думаю, что у нас в стране все готовы с этим легко согласиться. Но сегодня государство отдает их за незначительные деньги, а потом собирает налоги. А чтобы увеличить эффективность управления ими, с моей точки зрения, самое простое - перейти от разных форм работы с этими ресурсами государства к одной форме - продаже прав пользования этими ресурсами на срочный период на публичном аукционе. И разрешить свободный гражданский оборот этих прав. Когда мы к этому придем, то все эти долгие дискуссии вокруг того, как правильно строить рентное налогообложение, отпадут автоматически. А государство, оставив функцию первоначального распределения ресурсов за собой и введя такую систему, еще и создаст механизм перетока прав пользования природными ресурсами от неэффективных пользователей к эффективным.

Во-вторых, это инновации: вряд ли можно ожидать масштабных частных инвестиций в фундаментальную науку и ту часть прикладной, где риски сложно просчитать. И, в-третьих, человеческий ресурс - государство обязано учить и лечить своих граждан. Чтобы иметь задел на будущее, государство обязано вкладывать в эти сферы. Но стратегия их развития должна быть основана на уходе от сметного финансирования к закупке государством для граждан у организаций любой формы собственности только нужных государству услуг и разработок. А возникающая конкуренция сделает так, чтобы это было выгодно для государства и качественно для людей.

В-четвертых, инфраструктуры - транспорт, ЖКХ, энергетика, связь. Хотя конституция и не требует, чтобы государство ими управляло, думаю, в ближайшие лет 15 его роль здесь будет достаточно сильна. И нужно просто реализовать два принципа преобразований, вытекающих из основного закона: разрешить бизнесу инвестировать в этот сектор для строительства частных инфрастуктур рядом с государственными. И второе - перейти от созданной в начале прошлого века и давно устаревшей парадигмы "естественной монополии" с ценовым регулированием к организации продажи пропускной способности инфраструктур, благо технологические возможности позволяют это сделать.

Вопрос: А не противоречат ли друг другу принципы, которые, как Вы сказали, проистекают из конституции, - повышение конкурентоспособности и забота о гражданах?

Ответ: Нисколько. Люди когда-то давно создали государство как инструмент коллективного потребления и защиты своих интересов, поэтому его задача - защищать права граждан. Бизнес - это объединения граждан. И задача государства - обеспечить максимальную конкуренцию бизнесов внутри страны, чтобы было хорошо гражданам как потребителям. Но с другой стороны, во внешней среде оно должно повысить конкурентоспособность своего бизнеса, т.е. граждан как производителей. И вот тут уже оно должно максимально защищать продвижение собственных бизнесов, экспансию на внешние рынки. А методы должны быть абсолютно разными, может быть даже не всегда чисто экономическими - я не призываю к силовым действиям, но, тем не менее, считаю, что если большое количество государств достаточно активно использует как экономический инструментарий /то же ВТО/, так и неэкономические действия, а политические и другие, то они тоже могут и должны быть использованы Россией. Исходя из этого и нужно строить всю систему регулирования и различные стратегии государственного развития.





http://www.prime-tass.ru/


Док. 486742
Перв. публик.: 10.12.03
Последн. ред.: 08.09.08
Число обращений: 225

  • Завадников Валентин Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``