В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Жидких: Рост зарплаты чиновников - пока не оправдывающийся аванс Назад
Владимир Жидких: Рост зарплаты чиновников - пока не оправдывающийся аванс
В недавних предвыборных баталиях самыми "расстрельными" были чиновники. Их обличали все - и по делу и между делом, и к месту и не очень. Но вот что странно: чем мощнее огонь по чиновничеству как классу и его выборочным представителям, тем активнее пополняются его ряды. Сегодня в России государственных служащих больше, чем в советское время. Судя по социологическим опросам, преобладающая часть молодых специалистов хотела бы работать в структурах власти - местной, региональной, федеральной. Это естественно и хорошо, считает член Совета Федерации Владимир Жидких. Быть чиновником стало доходно и престижно - будет из кого выбирать...

* Надо учитывать и то, что за последние годы окреп авторитет государства, а с ним и его служащих разных рангов. И это тоже серьёзный стимул, рождающий желание идти во власть.

* Значит, общественное мнение мало влияет на решение человека, если у него появляется возможность стать "слугой народа".

* Не думаю, что это удачный образ. Служить и прислуживать не одно и то же. Многим должностным лицам трудно выбирать между такими разными принципами поведения. Как и устоять перед искушением использовать свое место и пост к личной выгоде. Собственно, на угодничестве и корысти и расцветает коррупция...

* Есть простой рецепт: урезать до минимума чиновничий аппарат, что и уменьшит коррупцию и мздоимство. Так утверждают радикал-либералы, ссылаясь на опыт "цивилизованных" стран.

* Иная простота, известно, хуже воровства. Что значит урезать аппарат государственной власти, не изменив её функций, технологий работы. Если сокращать по команде от достигнутого на какой-то процент - снизится дееспособность государства. Кому хорошо и вольготно живётся при слабой власти? Прежде всего тем же коррупционерам, криминалу, теневикам - страна ещё не оправилась от беспредела 90-х. Эффективность любого аппарата - технической конструкции, структуры управления - как системы обусловливается сбалансированностью всех его составляющих и тем, насколько профессионально он выстроен. Возьмите любой огромный лайнер и "урежьте" в нём колесо, часть крыла, например, "от достигнутого". Может быть, облегчённый аппарат и поднимется, но благополучно не приземлится.

* Но ведь все эти годы Правительство да и многие Ваши коллеги в Совете Федерации, депутаты Государственной Думы говорят о необходимости сокращения численности и диктата чиновников. Ради этого страна пошла на административную реформу. В результате "сокращения", по подсчётам аналитиков, а 2005-2007 годах добавилось более 300 тысяч чиновников. Ни в одной другой сфере занятости нет такого роста. И жалованье чиновников росло гораздо быстрее, чем у других работников. На официальные оклады ещё накручиваются всевозможные надбавки, увеличивая вроде бы небольшую зарплату в 5-6 раз. О таком денежном коште ни врачам, ни учителям, ни лейтенантам с полковниками и мечтать не приходится...

* К сожалению, все именно так и обстоит. К тому же при таком приоритетном росте количества госслужащих и их зарплат порядка в стране больше не стало, коррупции прибавилось, административных барьеров - тоже. По мнения многих, бюрократизм крепчает. Н о почему он крепчает? Когда любой россиянин мыкается по различным службам - налоговым, регистрационным, жилищно-коммунальным, социальным - "за справкой", ему все равно, прибавилось или убавилось число кабинетов, столов в них и сидельцев за этими столами. Его волнует другое: документ. Подпись под нужной бумагой достаются с большей затратой нервов, сил, времени, чем раньше. И возникает вопрос: зачем тогда эти кабинеты, столы, сидящие за ними? И сам собой приходит ответ: чем больше чиновников, тем сложнее и труднее человеку...
Вывод намучившегося ходока по кабинетам, казалось бы, бесспорен. Но если мы действительно хотим изменить ситуацию, то должны заняться не пересчётом "голов" по кабинетам, а анализом организации их деятельности, контроля за ней, ответственности столоначальников и их подчинённых. Разобраться с системой подготовки, отбора специалистов, претендующих на государственную службу, кругом обязанностей, условиями их деятельности и, повторюсь, с мерой личной ответственности. То, что и в центре, и на местах управленцам серьёзно увеличили заработную плату, просто здорово. При нищем чиновнике государство никогда не разбогатеет. Но несомненно и другое: государственный кошт нужно отрабатывать сполна. Уже делались попытки законодательно обязать должностное лицо, действие (или бездействие) которого нанесло ущерб хозяйственной структуре, возмещать причинённый ущерб.
Недавно Дмитрий Медведев вновь подчеркнул необходимость этой меры. Она совершенно оправданна, и не только в сфере экономики. Подавляющая часть граждан страны идет в присутственные места по важным личным вопросам. За своевременное, объективное, справедливое решение их тоже должна быть установлена ответственность, материальная в том числе. Нельзя забывать, государственному служащему (при обязательной выслуге) полагается пенсия в размере 75 процентов его заработка. Думаю, что подход должен быть более строгим. Сошлюсь на опыт западных стран. Во многих из них служащий, покидающий свое место из-за правовых или этических поступков, теряет право на такую высокую, несопоставимую, например, у нас со средней, пенсию. Её нужно зарабатывать, а не воспринимать автоматической должностной добавкой.

* И всё-таки, действительно ли у нас излишне многочисленная чиновничья рать?



* Уверен, что нет. Государственных служащих должно быть ровно столько, сколько необходимо государству, чтобы оно эффективно исполняло все свои функции. Поэтому сравнивать штаты госаппарата в советское время и нынешнее по крайней мере несерьезно. Изменение форм собственности, экономической, социальной систем увеличило документооборот в разы, если не на порядок. Это объективность, к тому же и сам поток документов плохо организован, а специалисты, управляющие им, неверно распределены. Почему-то их всегда крайне мало "на передовой" - в налоговой, регистрационной, социальной службах. Там, куда чаще всего обращаются российские граждане.
Есть научные расчёты, определяющие количество чиновников, необходимых для эффективного управления государством. В России их в 6-8 раз меньше, чем рекомендует наука. Есть практический опыт западных стран. Если сравним число чиновников на тысячу жителей (сравниваем же мы количество врачей, учителей, инженеров), то убедимся: у нас их практически столько же, как и в США, Великобритании и значительно меньше, чем во Франции, Австрии, Швеции.

* Тем не менее иностранцы считают Россию крайне забюрократизированной страной...

* Большинство россиян тоже думают так. Но эта оценка обусловлена не избытком чиновников, а их недостаточным профессионализмом, неопределенностью их прав и обязанностей, как следствие, отсутствием контроля и ответственности. То есть государственный аппарат все еще не отстроен, не отлажен. Поэтому его работой не удовлетворены ни верхи, ни низы --ни руководители страны, ни её граждане. Так что совершенствование системы госуправления низбежно.

http://jidkih.tomsk.ru/publ/publication102/
04.05.2008

Док. 486712
Перв. публик.: 04.05.08
Последн. ред.: 08.09.08
Число обращений: 78

  • Жидких Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``