В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Научно-образовательный комплекс в Петербурге стремится к новому статусу Назад
Научно-образовательный комплекс в Петербурге стремится к новому статусу
В последний день августа члены Президиума Санкт-Петербургского научного центра собрались для обсуждения темы и вечной, и злободневной - "Об интеграции науки и образования в СПбНЦ РАН". Вечной - потому что еще петровский план академии предусматривал в ее составе университет и гимназию. Злободневной - потому что, как отметил докладчик, глава Санкт-Петербургского центра Жорес Алферов, в последнее время обострились нападки на академию, имеющие целью низвести ее до уровня "клуба маститых ученых", выхолостить суть, заключающуюся в сочетании научной, образовательной и научно-производственной деятельности.

Именно из учреждений СПбНЦ шли в последние годы интеграционные импульсы в образовательную сферу. Академик Юрий Наточин стоял у истоков медицинского факультета в СПбГУ, профессор Борис Фирсов создал целый университет -Европейский, специализирующийся на подготовке кандидатов наук по истории и социологии в тесном взаимодействии с академическими институтами этого профиля.

Символом возрождения знаменитой Петровской триады стало детище самого Алферова - Научно-образовательный комплекс, объединяющий: лицей - физико-техническую школу, базовые кафедры электротехнического университета и факультет политехнического университета при Физико-техническом институте им. А.Ф.Иоффе РАН, а также Академический физико-технологический университет, созданный в 2002 году для подготовки кандидатов наук в естественно-научных и технических областях и получивший статус государственного вуза специальным постановлением Правительства РФ в 2006 году.

Наличие в составе НОК научно-технического центра микроэлектроники и субмикронных структур подчеркивает инновационную составляющую процесса воспитания молодых специалистов. Член-корреспондент РАН Виктор УСТИНОВ, посвятивший свое сообщение научным исследованиям в рамках комплекса, подчеркнул, что эта форма интеграции позволяет студентам и даже школьникам работать рядом со старшими коллегами на переднем крае науки.

Ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета член-корреспондент РАН Михаил Федоров предельно усилил эту мысль: при нынешнем состоянии материально-технической базы вузов у них нет иной возможности для качественного обучения будущих специалистов на современном оборудовании, кроме как опираться на сотрудничество с академическими институтами. Он подметил любопытную закономерность: с учетом демографической ситуации число абитуриентов в нынешнем году сократилось на всех факультетах, кроме физических (а их в Политехе четыре!) - вот что значит отбор и специализированная подготовка перспективных ребят на базе НОКа.

Фактически комплекс являет собой систему непрерывного образования - от школьной скамьи до исследовательской лаборатории, его цели и задачи охватывают весь спектр академических естественно-научных учреждений города на Неве. Поэтому логично было бы ввести его в состав Санкт-Петербург-ского научного центра РАН, утвердив основные направления деятельности (общая и прикладная физика, астрофизика, ядерная физика, квантовая и твердотельная электроника, радиофизика, материаловедение, энергетика, процессы управления, экология, биофизика, биохимия, физиология и экспериментальная медицина) под руководством трех профильных отделений РАН. Соответствующая просьба адресована Президиуму РАН.

Комплекс открыт для создания на всех его "этажах" (лицей, базовые кафедры, академический университет) специальных учебно-исследовательских структур по профилю ведущих институтов РАН в Петербурге. Кстати, с заявлением о вхождении в НОК уже обратился Центр экологической безопасности РАН. Сотрудничество же с научными и образовательными организациями, не входящими в состав комплекса, целесообразно вести на основе договоров о совместной работе.

Наглядное подтверждение нового уровня интеграции было получено буквально на следующий день. На торжественной линейке в честь начала учебного года рядом с лицеистами из физико-технической школы и студентами базовых кафедр стояли первые 14 аспирантов Академического физико-технологического университета. Как рассказал нам новоиспеченный ректор профессор Алексей Жуков, они будут заниматься на трех кафедрах - физики и технологии наноструктур, астрофизики, нейтронной физики. Со следующего года в стенах университета планируется также открыть подготовку магистров.




http://www.ras.ru/


Док. 486108
Перв. публик.: 08.09.06
Последн. ред.: 06.09.08
Число обращений: 169

  • Алферов Жорес Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``