История Всероссийского института авиационных материалов в первую очередь - история страны. В 38-м здесь придумали первую в мире активную броню для штурмовика Ил-2, основного самолета Великой Отечественной. Немцы называли его "черной смертью". В 43-м здесь же сделали самый известный в мире танк Т-34. Его технические характеристики до сих пор - предмет зависти всех инженеров мира. Именно в ВИАМе в 60-х сделали лучший в мире авиационный титановый сплав, позволивший самолетам Сухого и Микояна летать на скорости три с половиной тысячи километров в час. А потом были "Буран", материалы для истребителей четвертого и пятого поколений, разработка крыла обратной стреловидности и прыгающие танки.
По словам генерального директора института Евгения Каблова, уровень разработок ВИАМа превосходит уровень зарубежных разработок. "Это не мое мнение, не мнение специалистов Института авиационных материалов, - подчеркивает Каблов, - это мнение зарубежных специалистов, которые по объективным показателям оценивали".
По своему техническому оснащению и системам управления цех ВИАМа, в котором выплавляют основу авиационного двигателя - лопатки турбин, считается одним из самых современных в мире. Здесь впервые были применены компьютерные технологии, позволившие контролировать работу цехов, расположенных в других городах. "По оценкам зарубежных экспертов, российская технология в 30 раз эффективнее, чем технология, используемая на Западе", - сообщает Евгений Каблов.
Десять Ленинских премий, пятьдесят две Государственные, семнадцать правительства России - такова оценка разработок, сделанных за семидесятилетнюю историю института. Многие из них до сих пор считаются основополагающими в истории авиации.