В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олимпийский чемпион Валерий Борчин: Я шел, шел и вот пришел Назад
Олимпийский чемпион Валерий Борчин: Я шел, шел и вот пришел
В "Russian Bosco Club" с распростертыми объятиями принимали новоиспеченного пекинского триумфатора, с коими, как известно, у нас пока большая напряженка. Впрочем, классическим чествованием происходившее назвать было сложно. Валерия Борчина, 21-летнего атлета из Чувашии, неожиданно для многих победившего в соревнованиях по спортивной ходьбе на 20 километров, крутили и вертели в разные стороны, заставляли окунать золотую медаль в бокал с шампанским и под объективами выпивать шипучку до дна, тезка Сюткин тащил на сцену, предлагая спеть дуэтом, спонсоры влекли к рекламным щитам, дабы запечатлеть героя на их фоне...

Все, буквально все обращались к чемпиону на "ты", словно к старому приятелю. Валерий застенчиво улыбался и норовил бочком отползти в сторонку. Но там его уже караулили другие завсегдатаи "Русского дома", чтобы по-отечески похлопать по плечу. Борчин терпел. Он привык. В его виде спорта побеждают лишь те, кто умеет, сцепив зубы, переступить через собственные "не могу" и "не хочу".

"В УШАХ СТОЯЛ ЗВОН"

- И хотел бы сказать, что вы, Валерий, прибежали к победе, но это будет неправдой. Вы к ней пришли.

- Да, у нас бегать нельзя. За это снимают с дистанции. Стоит согнуть ногу в колене или целиком оторвать стопы от поверхности земли, судьи тут же карточку показывают. Три предупреждения - и все, гуляй, Вася. Очень подмывало ускориться, сорваться на бег, но я шел. Шел, шел и вот пришел.

- С двумя фолами на плечах.

- А мне казалось, что с одним. Когда второй схлопотал, даже не заметил.

- Похоже, как и арбитра, бросившегося вам наперерез в туннеле при входе на стадион. Этот эпизод повторяли потом в телетрансляции. Вы отмахнулись от судьи, словно от надоедливой мухи. Дескать, уйди с дороги, мужик, не мешай. Тот и в самом деле остановился, опешив.

- Удивительные вещи рассказываете! Обязательно потом пересмотрю запись. Видимо, со стороны все выглядит совсем иначе, нежели изнутри.

- Вы даже финиш проскочили и продолжали двигаться в прежнем темпе!

- Ну да, так сильно разогнался и увлекся процессом, что не сумел затормозить. Подумал: может, сразу и круг почета совершить? Шутка. А если серьезно, в первое мгновение не поверил, что все, конец. Выключил хронометр на руке и по инерции сделал несколько шагов. Потом мне флаг российский протянули...

- Пришедший вторым с отставанием в полтора десятка секунд действующий чемпион мира и победитель Олимпиады еще 1996 года в Атланте Джефферсон Перес из Эквадора добрался до подтрибунного помещения и рухнул там без сознания, а вы огурцом держались.

- Может, если бы золото не взял, тоже ноги подкашивались бы, а так, думаю, сумел бы прошагать еще пару километров на кураже.

- Сергея Морозова, мирового рекордсмена на этой дистанции, вам сильно не хватало?

- У меня в сборной по легкой атлетике два больших друга - Андрей Епишин и Серега. Жаль, что он не смог приехать в Пекин, но, вы знаете, мне не хотелось бы подробно обсуждать эту тему. Тренеры советуют в таких ситуациях отвечать коротко и ясно: "Без комментариев". Так что поставим здесь точку.

- Собственно, все понятно, Валерий... Спрошу о другом. Слышали мелодию, которая зазвучала над стадионом, когда вы вошли на него? "Happy Birhtday To You". Вроде, "С днем рождения, новый чемпион".

- Признаться, у меня такой звон в ушах стоял к концу дистанции, что было не до посторонних звуков. А родился я 11 сентября...

- Америка при этих словах вздрогнула.

- Но это же случилось не в 2001 году, а в 1986-м.

- Да и, полагаю, не на Ближнем Востоке.

- Я из Мордовии, из деревни Повадимово. Там остались мои родители, младшая сестра Маша, которой сейчас тринадцать. Я в Повадимово прожил семнадцать лет, среднюю школу окончил.

- Спортивной ходьбой когда занялись?

- Да вот тогда и начал, четыре года назад.

- Не поздновато ли?

- В общем-то конечно. Люди с детства тренируются, лет с шести-семи. В нашей дисциплине техника много значит, чтобы ее поставить, время требуется. Умные люди обнаружили у меня природные задатки, по их совету решил попробовать силы в ходьбе и буквально через полгода после начала занятий уже вошел в сборную Мордовии, переехал в Саранск.

- А до ходьбы на чем специализировались?

- По сути ни на чем. Пока в школе учился, бегал в охотку, иногда выступал на соревнованиях местного масштаба. О том, чтобы попытаться сделать карьеру профессионального спортсмена, даже не думал. Но меня заметил Виктор Михайлович Чегин, главный тренер легкоатлетической команды нашей республики, и взял под опеку. С 2004 года работаем вместе. Первым моим серьезным стартом стало юниорское первенство России. Сначала ходил на десять километров, через короткое время переключился на двадцатку.

- И вскоре нарвались на годовую дисквалификацию.

- Да, в 2005-м. Трудный момент... Тренироваться до физического изнеможения и не иметь возможности выйти на старт - врагу не пожелаешь.

- Желания завершить спортивную карьеру, едва ее начав, не возникало?

- Тренер заставлял гнать дурные мысли, старался всячески поддерживать, хотя, конечно, в голову приходило всякое. Ничего, перетерпел. Зато все, что год копил, выплеснул на чемпионате Европы 2006 года в Гетеборге. Это были мои первые взрослые международные соревнования в жизни, и я сразу занял второе место. В прошлом сезоне победил на молодежном мировом первенстве. Так что тренировался не напрасно.

"МОЯ ОЛИМПИАДА НАЧАЛАСЬ 14-го"

- Но на чемпионате мира в Осаке в 2007-м вы не смогли дойти до финиша двадцатки.

- Да, на двенадцатом километре получил тепловой удар и упал в обморок прямо на дистанции. Там было очень жарко и душно. Плюс влажность под сто процентов, ощущение, будто в парилку попал.

- В Пекине вроде бы тоже не холодно, меньше тридцати в тени почти не бывает. А вы опять вышли на старт без кепки, рискуя макушку напечь.

- Каждый экипируется, как ему удобнее. К кепке и солнцезащитным очкам тоже ведь надо привыкать. Нас пугали погодой, но за ту пару дней, что я здесь, особенных природных катаклизмов вроде не произошло.

- Почему только пару?

- Мы прилетели утром 14 августа. До самого последнего момента готовились в Саранске. У нас в лесу за городом специальная трасса проложена - 3200 метров. Вот на ней и наматывал круги. По десять каждый день. Пахал, что называется, до крови и пота.

- А покрытие на том кольце какое?

- Обычный асфальт. За две недели до соревнований стало известно, что китайцы приготовили сюрприз и идти предстоит по резине. Мы сразу перебрались на стадион, где я продолжил закладывать виражи уже на беговой дорожке.

- Дома за Олимпиадой следили?

- В полглаза. Открытие посмотрел, а остальное - по минимуму. Не хотел отвлекаться, эмоции раньше времени растрачивать. Для меня Игры начались, когда приехал сюда.

- В Пекине трассу до старта попробовали?

- Организаторы никого не пустили. Мы и так, и сяк - ни в какую.

- На местных ходоков запрет наверняка не распространялся, они заранее знали, к чему готовиться.

- Что делать? К хозяевам судьи всегда благоволят. Подобные вещи надо воспринимать спокойно. В конце концов чемпион определяется на дистанции. Счастлив, что смог победить. За меня болели не только родные, но, наверное, вся Мордовия, а может, и Россия. Прямая трансляция начиналась в пять часов утра по московскому времени, дома у нас в эту ночь не ложились спать.

- Чем занимаются родители, Валерий?

- Подсобным хозяйством. Телята, поросята, птица... Папку зовут Виктором, а мамку Татьяной. Раньше помогал им, а теперь почти не бываю в Повадимово. Вроде и живу не так далеко, от Саранска до дома девяносто километров, но когда ездить? Дай Бог, если раз в месяц вырываюсь. У меня же один выходной в две недели, а в остальное время тренируюсь, как правило, дважды в день.

- Где живете в Саранске?

- Комнату на базе выделили. Условия прекрасные. Там и телевизор есть, и холодильник, и кондиционер, словом, все необходимое. Только работай.

- Сколько пар башмаков стаптываете за сезон?

- Даже не подсчитывал. Но обувь горит, это точно. Иногда кроссовки за месяц выходят из строя - рвутся или подошва протирается. Ничего страшного, новые покупаем.

- Сегодня вы посидели за рулем Audi, которую по итогам Олимпиады вручат лучшему спортсмену сборной России. Хороша машина, не примерялись?

- Не успел толком рассмотреть. Меня попросили сфотографироваться, вот и все. Не думаю, что получу автомобиль. Найдутся более именитые претенденты. Те же борцы-чемпионы или теннисистки.

- Не торопитесь капитулировать. Не вечно же вам ходить, верно? Иногда можно и поездить.

- Да у меня уже есть машина. 12-я модель "Жигулей". Специально копил, чтобы родителей навещать, но, видите, пока не получается.

- На личную жизнь время хотя бы остается?

- Если спрашиваете о девушке, ее у меня нет.

- Ничего, теперь вы первый парень в Саранске, видный жених.

- Мне сейчас не до смотрин невест. Я ведь учусь на факультете физкультуры нашего республиканского педагогического университета имени Евсеева. Окончил четвертый курс, последний год остался.

- Неужели преподаватели не пойдут навстречу олимпийскому чемпиону? Никогда не поверю!

- Конечно, мне делают определенные поблажки, позволяют переносить экзамены, сдавать их вне рамок сессии. Но я же собираюсь получить знания, а не бумажку с гербовой печатью. Намерен стать квалифицированным дипломированным специалистом, чтобы потом учить других. Даже представить не могу, как сложилась бы судьба, если бы не попал в спорт. Не хочется и думать об этом.

- И не надо. В итоге вы ведь угодили в "десятку". Точнее, в двадцатку. В самое яблочко.

- Я и к пятидесяти километрам примеряюсь. Пока не до конца готов, но на примете дистанцию держу. Это будет следующий шаг.

- "Полтинник" в Пекине идут 22 августа. А там и до закрытия Игр всего ничего. Останетесь?

- Мы вроде бы 18-го улетаем обратно в Россию. Чуть передохну и опять начну тренироваться.

ПЕШКОМ ДО ЛОНДОНА И ОБРАТНО

- Не знаете, какое расстояние от Саранска до Пекина?

- Как-то не задавался вопросом. Ясно, что тысячи километров, а точнее не скажу.

- Пытаюсь прикинуть, прошли вы эту дистанцию спортивным шагом или нет?

- Считайте. Каждый день на тренировках преодолеваю дистанцию в двадцать километров, не менее. За неделю получается сто сорок, за месяц набегает пятьсот с лишним. По идее мог бы уже до Пекина дойти и домой вернуться.

- Теперь, Валерий, надо на Лондон переключаться.

- Впереди еще четыре года. Дойду. И не раз. Не сомневайтесь.


http://www.sovsport.ru/gazeta/article-item/301741

Док. 485678
Перв. публик.: 18.08.08
Последн. ред.: 05.09.08
Число обращений: 52

  • Борчин Валерий Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``