В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Митупов Тимур комментарий Журналу `Новости торговли`: ``Российский рынок рыбной и морепродукции выходит из состояния стагнации и переходит в состояние стабилизации. В последнее время происходят позитивные сдвиги, многие из них - законодательные` Назад
Митупов Тимур комментарий Журналу `Новости торговли`: ``Российский рынок рыбной и морепродукции выходит из состояния стагнации и переходит в состояние стабилизации. В последнее время происходят позитивные сдвиги, многие из них - законодательные`
Рыбу - в сети. Розничные продажи рыбы и морепродуктов

Развитие сегмента розничных продаж рыбы и морепродуктов на российском рынке напрямую связано со становлением самого рынка, пока не брендированного и до конца не сформированного, так как именно организованная розница занимает сегодня лидирующие позиции на рынке сбыта, к тому же совместное управление производителя с ретейлом логистической цепочкой помогает снижать риски.
Налицо положительные сдвиги: российский рынок рыбы и морепродуктов растет, постепенно переходя от стагнации к стабилизации, и через два-три года, согласно прогнозам экспертов, достигнет точки насыщения и будет поделен между 6-7 крупными игроками.
По данным Росстата, в 2007 году объем продаж рыбной продукции в России составил 5,4 млрд руб. Как отмечает руководитель инвестиционно-аналитической группы компании "Норге-Фиш" Тимур Митупов, Россия входит в десятку самых больших рыбодобывающих стран мира и занимает 8-е место - 3% от всего объема. В 2005 и 2006 годах в России было выловлено более 3 млн т рыбной и морепродукции, прогноз на 2007 год - более 3,5 млн т. По прогнозам эксперта, темпы роста рынка рыбной и морепродукции в 2008-2010 годах составят порядка 30%. "400 тыс. т будет реализовано в России в 2008 году. Рост рынка планируется на 20-30% в год. Компании начинают заниматься долгосрочным планированием на два-три года", - говорит директор по маркетингу компании "Марина" Вячеслав Кондратьев. "Российский рынок рыбной и морепродукции (seafood) выходит из состояния стагнации и переходит в состояние стабилизации. В последнее время происходят позитивные сдвиги, многие из них - законодательные", - считает Тимур Митупов.
Например, в 2005 году Правительством РФ была принята концепция рыбного хозяйства до 2020 года. "Ее принятие создало фундамент для развития рыбной отрасли, - утверждает эксперт. - Но все равно остался ряд проблем, среди которых браконьерство, отсутствие законодательства об агрокультуре, научной основы, порядка определения вылова рыбы и морепродуктов". Как отмечают эксперты, до сих пор ощущается неудовлетворенный потребительский спрос. "Среднегодовая потребность сейчас в два раза занижена по сравнению с советским периодом, когда один человек потреблял 22 кг в год, сейчас - 12 кг", - рассказывает Вячеслав Кондратьев. Тимур Митупов называет следующие цифры: "В два раза сократился вылов по сравнению со временами СССР и во столько же раз упал уровень потребления". Но это лишь еще раз свидетельствует о перспективах роста рынка рыбной и морепродукции.
За свежемороженой - в супермаркеты. Наиболее популярна среди покупателей свежемороженая рыба. Например, в сетевом магазине в Москве доля продаж свежемороженой рыбы и морепродуктов составляет 39%, консервов и пресервов - по 10%, соленой рыбы - 9%. "В основном спрос на полуфабрикаты в России невелик, у нас предпочитают свежемороженую рыбу", - комментирует Тимур Митупов. При этом наиболее значительный рост, по словам эксперта, планируется у рыбы, прошедшей технологическую обработку. Основные каналы распространения рыбопродукции - магазины у дома - 45% - и киоски (специализированные павильоны на открытых рынках) - 30% всего объема продаж.
Свежая и охлажденная рыба продается в основном в супермаркетах. "В ретейле высоко ценится охлажденная рыба. Лидируют по продажам судак (18%) и форель (13%), основной поставщик которых - Норвегия", - говорит Тимур Митупов.
"Мы ожидаем, что будет значительно расти в ближайшие годы объем поставок фермерской, то есть выращенной, свежей трески. Особенно заинтересованы в этой продукции супермаркеты и HoReCa. Преимущество фермерской трески - постоянное обеспечение нужным количеством и гарантированное качество", - рассказывает генеральный директор норвежско-российской компании Troika-Seafood Свейн Рююд. Также компания планирует поставлять в Россию выращенного королевского краба, который в 60-е годы мигрировал с Дальнего Востока в Баренцево море и затем в Норвегию. "Самый заинтересованный в крабе рынок - Москва", - рассказывает Свейн Рююд.
В целом, как отмечает Тимур Митупов, импорт рыбы и морепродуктов увеличился в стоимостном выражении в 9 раз и составил в 2007 году 1,6 млрд руб., в физическом выражении - около 1 млн т. Страна - лидер по поставке рыбопродукции в Россию - Норвегия - 39% рынка импорта. Норвегия является основным поставщиком форели и лосося, обеспечивая 70% всего импорта этих видов рыб. "Норвегия - это, пожалуй, некий флагман не только в добыче, но и в переработке рыбы, - убежден Вячеслав Кондратьев. - У норвежцев есть культура потребления, они понимают, что качественная рыба недешевая, и готовы дорого платить за качественную рыбу".
Основной поставщик креветок в Россию - Дания - 80% всего импортируемого продукта. "Россия становится очень интересной для поставки мидий и других моллюсков", - говорит Свейн Рююд. В целом же топ-7 импорта составляет свежемороженая рыбопродукция. "Из них 36% - это сельдь, 10% - скумбрия, 8% - кильки/шпроты, 6% - сардины, 4% - мерлуза", - рассказывает Тимур Митупов.
При том что импорт рыбной и морепродукции растет, экспорт, наоборот, снижается. "С 2006 года произошло снижение экспорта рыбопродукции на 26%. Это означает, что растет спрос внутри страны", - резюмирует президент ГК "Лёдово" Надежда Копытина. По данным Тимура Митупова, и здесь основную долю занимает мороженая рыба, которая составляет 80% российского экспорта, 9% - это икра осетровых, 7% - филе рыбное и прочее мясо рыбы. Топ-10 видов рыб, по данным Тимура Митупова, составляет 75% всего вылова. Более 50% из этого числа занимает топ-3: минтай (957 тыс. т - 30% вылова), сельдь (345 тыс. т - 11%) и путассу (327 тыс. т - 10%). Что касается готовой продукции, то в период с 2004 по 2007 год рыбная промышленность увеличила выпуск рыбной пищевой продукции с 2,8 до 3,3 млн т. Прирост свежемороженой рыбы в 2007 году составил 20%, или 72 тыс. т, филе - 118%, или 22 тыс. т, охлажденной рыбы - 78%.
"В динамике производства есть сезонные колебания: пик - в марте, спад - в апреле-мае и к концу года", - отмечает Тимур Митупов. Большую часть в производстве рыбной продукции - 60% - занимает мороженая рыба (без сельди), 14% - сельдь всех видов, 9% - рыба живая (без сельди), по 4% - морепродукты пищевые и рыба охлажденная и 9% - прочие виды рыб.
Ловить или выращивать? Так как никто не может гарантировать постоянного качества выловленной, то есть дикой, рыбы, в мире активно развивается агрокультура - искусственное выращивание рыбы и морепродуктов на фермах. Во многих странах такой способ "добычи" и "производства" рыбы преобладает над выловом. "В последние десятилетия идет переориентация с вылова рыбы на искусственное выращивание. В Юго-Восточной Азии, например, агрокультура превалирует над выловом", - рассказывает Тимур Митупов. В России же, по словам эксперта, агрокультура развивается плохо и медленно, так как в эту сферу вкладывается очень мало инвестиций. "Но постепенно это исправляется, и виден прогресс, однако все равно у нас пока вылов больше, чем выращивание", - говорит Тимур Митупов.
Более того, развитие агрокультуры пошло дальше: новейшая тенденция на мировом рынке - органическая рыбопродукция и морепродукты (organic seafood). "Производство органической рыбо- и морепродукции основывается на максимальной гармонии с окружающей средой, с учетом состояния рыбы. Все эти продукты, естественно, должны пройти обязательную сертификацию, - рассказывает Свейн Рююд. - Добытая дикая рыба никогда не будет органической продукцией, потому что у нее никогда не будет постоянно гарантированного качества". По словам эксперта, одно из слабых мест сегмента organic seafood - отсутствие международных стандартов органической продукции. Но скоро такие стандарты должны появиться.
"Эта тенденция - потребление органической пищи - усиливается во всем мире, в том числе в России. В Москве даже есть магазин исключительно органической еды - такого нет больше нигде в мире", - говорит Свейн Рююд. Однако в России выращиванием органической рыбопродукции не занимаются.
Партнерство как выход. По мнению экспертов, рынок рыбопродукции пока не сформирован - и в первую очередь как рынок брендов. "Бренды в рыбоперерабатывающей отрасли продаются и приобретаются нечасто, а потенциальные покупатели бренда не знают, как правильно управлять брендом. Также не существует принятых всем рыбоперерабатывающим сообществом методик оценки бренда", - отмечает директор по маркетингу "ДМП Холдинг" Всеволод Островлянский. "Рыбного рынка пока нет, так же, как и брендирования, - утверждает Вячеслав Кондратьев. - Потребитель начал делиться по классам, но не все компании на это реагируют. Многие пытаются играть во всех секторах сразу. Фактически нет компаний, которые работают в сегменте премиум". По мнению эксперта, для формирования рынка необходимо сотрудничать с организованной розницей, так как именно эти каналы продаж сейчас занимают лидирующие позиции на рынке сбыта. "Задачи, которые ставятся перед сетями и производителями, идентичны: предложить потребителю качественный продукт. Нужно строить совместные схемы с ретейлом, нужно вместе создавать продукт - в первую очередь это касается продвижения. Можно разрабатывать с сетями продукт от и до: начиная с того, что это будет за продукт, и вплоть до упаковки - сети все-таки лучше знают, что предпочитают потребители и какие ниши еще свободны, какую нишу можно занять", - уверен Вячеслав Кондратьев.
Для плодотворного сотрудничества необходимо обратить внимание на четыре вещи. Во-первых, очень важен точный выбор ассортиментной корзины. Например, в 2004 году одним из самых успешных инновационных продуктов стала икра мойвы в соусе, которую вывела на рынок компания "Санта-Бремор". "Потом, видя успех продукта, вывели на рынок икорный спред", - рассказывает генеральный директор "Бремор-Регион" Андрей Остапченко. При этом Вячеслав Кондратьев убежден, что стратегически правильно именно согласование ассортимента с каналом сбыта.
Еще один важный момент - формирование ценовой политики. "Естественно, ретейл пытается столкнуть поставщиков лбами: "Ко мне пришел другой и предложил дешевле", но он готов работать и все равно получит свою маржу - 25-30%", - говорит Вячеслав Кондратьев. Эксперт считает, что цена, по которой продукт будет продаваться в магазинах, это в первую очередь дело рук самого производителя: "Мы сами "хлопнули" рынок. У нас нет четкой стратегии. Очень мало компаний, у которых стратегия не только заявлена, но и каждый человек в компании ее понимает. Нужно раз и навсегда определить стратегию, как минимум ценовой сегмент - эконом, средний, премиум, тогда не будет проблем с формированием ценовой политики", - уверен Вячеслав Кондратьев. Кроме того, по мнению Андрея Остапченко, важно сформировать правильную систему продаж. "Многие компании боятся изменить систему продаж, даже несмотря на то, что это принесет им прибыль. Мы на определенном этапе занялись как раз изменением системы продаж, чтобы сделать их эффективнее", - рассказывает Андрей Остапченко.
Нужно также, считает Вячеслав Кондратьев, заняться позиционированием ассортимента и формированием вкуса потребления. "Не нужно объявлять войну сетям, но нужно заставить их отдать рыбный кусочек магазина нам - и тогда отдел "заработает". Например, если выкладка горизонтальная, то можно увеличить продажи какого-либо одного продукта, бренда - тут сеть дергает за ниточки, чтобы что-то продавалось лучше или хуже. Когда же выкладка вертикальная, то потребитель четко понимает, где какая компания. Так формируется вкус потребителя, так можно увеличить продажи. Здесь нужно говорить с магазинами", - таково мнение Вячеслава Кондратьева. "Мы выступаем за коллективную ответственность производителя и ретейлера за качественный продукт и совместное формирование культуры потребления", - говорит Андрей Остапченко. "Я - за объединение, за картели, но пока это время еще не пришло. Однако скоро придет, и тогда уже мы поговорим с сетями", - прогнозирует Вячеслав Кондратьев.
Вся сила в партнерстве. Для такого скоропортящегося продукта как рыба очень важна логистическая составляющая - особенно в такой большой стране как Россия. "Уникально, что ни в одной стране нет такой огромной удаленности региона основного потребления морепродуктов, каким является Москва, от основного места добычи - Дальнего Востока - 9 тыс. км", - говорит заместитель директора по интермодальным перевозкам компании "Агентство Рефперевозки" Дмитрий Ушаков. "Основные точки поставок - Москва (29%), Санкт-Петербург (19%), Калининградская (14%), Ленинградская (13%), Московская (7%), Мурманская (6%) области", - дополняет Тимур Митупов. "Необходимо эффективное управление процессом движения продукта покупателю", - считает Вячеслав Кондратьев. "Должна быть единая цельная логистическая цепочка с поддержанием единой температуры на всех этапах поставки", - уверяет Дмитрий Ушаков.
По мнению эксперта, все замороженные морепродукты нужно транспортировать при температуре -30 градусов по Цельсию, так как при этой температуре все биохимические и физические процессы, начинающиеся при минусовой температуре, затихают. "Поэтому -30 лучше, чем -18 или -24. И хранятся рыба и морепродукты при -30 значительно дольше. При этом эффективнее всего рефрижераторные контейнеры - минимум рисков испортиться", - убежден Дмитрий Ушаков.
Что касается свежей продукции, то есть два основных способа ее доставки в магазины - автотранспортом или самолетом. Как рассказывает Свейн Рююд, продукция компании Troika-Seafood доставляется в Москву - как один из вариантов - фурами через Мурманск. "Мы работаем только со свежими морепродуктами и рыбой. Наша упаковочная станция находится всего в 12 км от границы с Россией. Два-три дня уходит на доставку продукции из Норвегии в Москву", - говорит Свейн Рююд. Второй вариант - самолетом через Мурманск. "Это самый быстрый и экономичный способ доставки рыбы и морепродуктов из Норвегии в Москву", - рассказывает эксперт.
Если продукция доставляется не из соседних стран и/или не выращивается на фермах, то ее путь к потребителю становится длиннее и требует более тщательного контроля. По словам заместителя генерального директора по внешним связям компании "Фишерис" Анны Кравцовой, в таком случае логистическую цепочку можно разделить на три основных этапа. Первый этап: море - аэропорт экспортера. "Мы контролируем риски обеспечения качества на этом отрезке на основе тщательного системного отбора поставщиков по следующим критериям: узкая специализация (в первую очередь это относится к свежей рыбе, срок хранения которой - не более трех дней), соответствие стандартам и требованиям ЕС, наличие международных сертификатов, технические характеристики: мы изучаем способы автоматизации производства, температурный режим и другие необходимые параметры", - рассказывает Анна Кравцова. На данном этапе повышенное внимание следует уделять поставщикам, которые консолидируют поставки с различных регионов. Второй этап: аэропорт экспортера - склад импортера. "На этом этапе нужно минимизировать срок поставки и обязательно поддерживать необходимый температурный режим", - комментирует Анна Кравцова. Третий этап: склад импортера - клиент. "На этом этапе все ступени могут быть критичными: и приемка, и проверка качества, и хранение, и 100%-ный контроль в процессе погрузки/разгрузки и доставки непосредственно клиенту, - считает Анна Кравцова. - Мы используем только свой автопарк, так как контролировать чужой невозможно".
По мнению Вячеслава Кондратьева, совместное управление, то есть производителя с розницей, логистической цепочкой помогает снижать риски - так же, как и во многих других сферах деятельности. Эксперт считает, что именно в партнерстве и заключается стратегически верное развитие рынка seafood: "Рынок скоро будет сформирован, и рынок будет партнерским. По оценкам аналитиков, через два - максимум три года наш рынок подойдет к точке насыщения. Мы все равно разбредемся все по своим нишам. Тем игрокам, которые захотят остаться, действительно нужно начинать общаться - не раз в году на конференции, а собираться чаще и обсуждать - это действительно поможет", - убежден эксперт.

НАТАЛИЯ КУЗНЕЦОВА

18.08.2008 г. Источник- Журнал "Новости Торговли"

viperson.ru

Док. 485497
Перв. публик.: 05.09.08
Последн. ред.: 10.12.10
Число обращений: 120

  • Митупов Тимур Гуруевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``