В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью ПРАЙМ-ТАСС главы департамента госрегулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития РФ Кирилла Андросова. Назад
Интервью ПРАЙМ-ТАСС главы департамента госрегулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития РФ Кирилла Андросова.
Вопрос: Может ли измениться механизм привлечения средств в рамках сделки по увеличению доли государства в акционерном капитале "Газпрома"? Сохраняется ли задача выхода на первичное размещение акций /IPO/ "Роснефти" или возможна аукционная продажа акций нефтяной компании стратегическому инвестору?

Ответ: В настоящее время "Роснефтегаз" привлекает кредит в размере 7,5 млрд долл, который будет направлен на оплату 10,74 проц. акций "Газпрома". Чтобы погасить этот кредит "Роснефтегазу" потребуется продать принадлежащие ему активы, а единственный актив, которым владеет "Роснефтегаз" - это акции "Роснефти". Стоит задача продажи акций по максимально возможной цене. По нашему мнению, процесс первоначального публичного предложения / IPO / "Роснефти" позволит привлечь к "Роснефти" значительный интерес инвесторов и повысит рыночную капитализацию компании. После IPO "Роснефти" free float /акции, находящиеся в свободном обращении/, исходя из общепринятых параметров для таких крупных компаний нефтегазового сектора, может составить в диапазоне 10-15 проц, что достаточно для того, чтобы получить справедливые котировки.

Таким образом "Роснефтегаз" сможет продать пакет акций "Роснефти" стратегическому инвестору уже с учетом рыночной цены на акции. При этом от IPO деньги получит "Роснефть" и направит их на свои эффективные инвестиционные проекты и реструктуризацию кредиторской задолженности, а "Роснефтегаз" будет располагать средствами от продажи пакета акций "Роснефти", которые использует для погашения кредита. Ключевое условие - это не снижение доли "Роснефтегаза" в "Роснефти" ниже 51 проц, так как на данном этапе государство должно сохранить контрольный пакет в компании "Роснефть".

Вопрос: В чем видит Минэкономразвития решение вопроса о сокращении ценового разрыва между нефтью марок Urals и Brent ?

Ответ: Urals и Brent - это условные стандарты нефти как продукта. Марке Brent соответствует определенный набор качественных характеристик по плотности, вязкости, содержанию серы, точно так же, как и Urals. На сегодняшний день нефть, экспортируемая из России, дифференцируется по транспортным коридорам /экспортным каналам/. Тот или иной нефтепровод как экспортный канал обеспечивает определенный набор качественных показателей нефти, которые отличаются от характеристик Urals. Например, качественные показатели нефти на выходе в Новороссийске отличаются от нефти на выходе в Приморске /Балтийская трубопроводная система/, от поставляемой в Европу по нефтепроводу "Дружба" и т.д.

По оценкам Минэкономразвития, средневзвешенная ценность нефтяной смеси, которую мы сегодня экспортируем, лучше по качеству, чем то, что определено как Urals. Сейчас дисконт на российскую нефть составляет 8-10 проц от Brent. Минэкономразвития считает, что, исходя из качественных характеристик российской нефти, справедливый дисконт должен быть где-то посередине. Исходя из этого, необходимо предложить новый стандарт российской нефти для мирового экспортного рынка, а также новый механизм ценообразования.

Если Россия хочет экспортировать нефть более высокого качества, нужно минимизировать негативные последствия смешения в трубе нефти татарских и башкирских производителей, у которых качественные показатели хуже, чем Urals, с нефтью из других регионов добычи.

Существует два подхода. Первый подход - это увеличить поставки нефти из Татарстана и Башкортостана на нефтепереработку и нефтехимию внутри страны. Такие проекты сейчас развиваются в этих регионах. Второй - это создать стимулы для компании "Башнефть" и "Татнефть" для повышения качества нефти. Например, это может быть льгота по налогу на добычу полезных ископаемых /НДПИ/. При этом средства, сэкономленные из-за снижения НДПИ, должны направляться на развитие нефтехимии и мероприятия по повышению качества нефти.

В результате всех этих мер мы сможем через 2-3 года поставлять по большинству экспортных каналов единообразную по качеству нефть.

Вопрос: В чем суть разногласий между Росимуществом и Минэкономразвития при принятии решения по размеру дивидендов "Транснефти" за 2004 год?

Ответ: Противоречий, как таковых, между Росимуществом и Минэкономразвития нет, есть различные позиции по этому вопросу. Росимущество, которое отвечает за наполнение бюджета, занимает позицию, что 10 процентов от прибыли госкомпании надо направлять на дивиденды, то есть в доход государства. Позиция Минэкономразвития, Минпромэнерго идет дальше текущего момента, так как они отвечают за долгосрочное, стратегическое, фундаментальное развитие тех отраслей, которые курируют. Поэтому проект директивы о размерах дивидендов "Транснефти" за 2004 г был направлен в правительство с протоколом разногласий.

Минэкономразвития считает, что если компания готова обосновать целесообразность использования чистой прибыли на эффективные инвестиционные проекты, которые в долгосрочной перспективе приводят к росту стоимости компании, прибыль целесообразно оставлять как источник развития. В том случае, если у компании нет стратегии развития, нет инвестиционных проектов, которые приводят к росту стоимости, прибыль надо максимально изымать. "Транснефти" необходимо строить трубопровод в Восточную Сибирь, что требует миллиардных инвестиций. Чистая прибыль компании - один из основных источников финансирования этого проекта наравне с заемными источниками. Нет смысла государству сейчас изымать доход "Транснефти" в качестве дивидендов, а затем за счет средств бюджета придумывать и изыскивать возможность дополнительного финансирования инвестиционных проектов компании.

Вопрос: Какие основополагающие принципы должны быть заложены в "Программу создания в Восточной Сибири единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР"?

Ответ: Вопрос развития Восточной Сибири в рамках "Программы создания в Восточной Сибири единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР" не стоит рассматривать исключительно как вопрос развития газовых месторождений. Он комплексный, и должен учитывать все бизнес-проекты по добыче полезных ископаемых в регионе, а также предусматривать решение инфраструктурных вопросов.

Что касается освоения газовых месторождений, ключевой вопрос - это выбор направления развития газотранспортной системы. При этом должны быть учтены приоритеты развития российской единой системы газоснабжения, экспортных направлений с учетом оценки потенциала южно-корейского и китайского рынков. Кроме того, должен быть подготовлен прогноз внутреннего потребления в регионе Восточной Сибири и Дальнего Востока. Совокупностью всех этих задач и занимается рабочая группа при Минпромэнерго. Предполагается, что в сентябре рабочая группа должна завершить разработку программы развития Восточной Сибири, которая потом будет обсуждаться на правительстве.

Вопрос: Какова позиция Минэкономразвития по направлениям использования средств инвестиционной программы "Газпрома"?

Ответ: Минэкономразвития обладает необходимыми инструментами для того, чтобы высказывать свою позицию о приоритетах инвестиционной программы "Газпрома". Во-первых, это совет директоров как инструмент утверждения инвестиционной программы, а во-вторых, это правительство, которое рассматривает инвестиционные программы до утверждения их советом директоров.

Что касается инвестиционной программы "Газпрома" на 2005 год, то она утверждена с условием возможной корректировки по результату изменения тех или иных условий хозяйствования "Газпрома". В сентябре на совете директоров "Газпрома" должен быть рассмотрен вопрос о корректировке инвестиционной программы 2005 г с точки зрения использования резервов и дополнительных источников для финансирования программы, учитывая, в частности, продажу казначейских акций "Газпрома".

Пока "Газпром" очень четко концентрирует свою инвестиционную программу на развитии экспортных транспортных направлений, видя в этом свою долгосрочную стратегию. В то же время "Газпром" в рамках своей стратегии пока не дал нам ответа на вопрос об источниках наращивания темпов добычи газа на территории РФ. По сути, есть два основных источника - Ямал и Восточная Сибирь. На уровне официальных документов Минэкономразвития не получило от "Газпрома" информации о том, какие и когда газовые месторождения Ямала и Восточной Сибири будут введены в промышленную эксплуатацию. Мы считаем, что на фоне падающей добычи газа в РФ и увеличения выработанности основных месторождений "Газпрома" основной инвестиционный приоритет должен быть в сферах добычи и транспортировки газа по территории РФ без серьезного акцента на экспортных направлениях. Это и будет нашей позицией при определении направления и использования профицита средств инвестиционной программы "Газпрома".

Вопрос: Как оценивает Минэкономразвития инициативы "Газпрома" по расширению нефтяной составляющей бизнеса? Насколько эффективно для газовой монополии расширение нефтяного направления бизнеса?

Ответ: Если "Газпром" считает, что инвестиции в нефтяной сектор увеличивают NPV /чистую приведенную стоимость/ компании в большей степени, чем инвестиции в добычу газ, то соответственно совет директоров компании должен внимательно эти предложения проанализировать. На сегодняшний день обоснований того, зачем "Газпром" идет в нефтяной сектор, в совет директоров не поступало.

Вопрос: Насколько целесообразно, по мнению Минэкономразвития, приобретение "Газпромом" НК "Сибнефть", учитывая, что нефтяная компания на сегодняшний день демонстрирует спад в добыче нефти?

Ответ: Вопрос, по-моему, не в падающей добыче, все имеет свою ценность. Здесь надо исходить из критериев оценки инвестиционной привлекательности этого проекта. В этой связи Минэкономразвития, если менеджмент "Газпрома" подготовил детальный анализ перспектив роста своей стоимости как следствие инвестиций в "Сибнефть", готово рассмотреть эти предложения и сформулировать свою точку зрения.





http://www.prime-tass.ru/


Док. 485251
Перв. публик.: 05.09.05
Последн. ред.: 04.09.08
Число обращений: 205

  • Андросов Кирилл Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``