В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Форум `Социальная ответственность и приватизация, организованный Союзом предпринимателей и арендаторов России Назад
Форум `Социальная ответственность и приватизация, организованный Союзом предпринимателей и арендаторов России
Вопрос: В конце ноября состоялся второй форум "Социальная ответственность и приватизация, организованный Союзом предпринимателей и арендаторов России. Каковы его основные итоги, и какие рекомендации были приняты по итогам этого форума?

Ответ: Этот форум был гораздо более представительным с точки зрения участия большего числа общественных организаций. Приняла участие и Генеральная прокуратура в лице заместителя Генерального прокурора Владимира Колесникова, который очень резко отозвался о нарушениях закона в области приватизации, которые были, есть и продолжаются сейчас.

Участники форума также обсудили доклад Счетной палаты об итогах приватизации в России в 1993-2003 гг, о котором рассказали его авторы - аудитор Счетной палаты Владислав Игнатов и заместитель директора департамента Счетной палаты Виктор Михайлов.

Приятно удивили высказывания выступавшего на форуме лидера фракции "Родина" в Госдуме Сергея Глазьева, которые во многом совпадают с моей позицией. Участие в форуме также приняли общественные организации, ученые, представители администрации президента РФ и правительства России.

На форуме, прежде всего, поднимались проблемы социальной ответственности в связи с процессом приватизации и распределением собственности, поскольку никакая социальная ответственность без решения вопросов собственности невозможна. Говорили и о нарушениях и незаконности многих приватизационных сделок, обратив внимание на то, что Генеральная прокуратура и Счетная плата РФ имеют недостаточно полномочий для того, чтобы осуществлять надзор в этой области. В этой сфере их полномочия изначально были усечены в части контроля за экономическими процессами и нарушениями законодательства в области приватизации. Поэтому участники форума активно выступают за наделения этих институтов необходимыми полномочиями в законодательном плане, а также обращение к президенту России с просьбой обеспечить политическую поддержку усилиям правоохранительных органов в этом направлении. У Счетной палаты есть предложения по расширению круга из деятельности. Они могут выполнять гораздо более серьезные функции, чем счетоводов, которые смотрят, какая бюджетная копейка потрачена правильно, а какая нет.

Участники форума высказали мнение, что анализа процесса приватизации необходим не только для того, чтобы найти тех, кто виноват и наказать их, хотя это тоже важно, но и для того, чтобы в дальнейшем предупредить дальнейшее возможное повторение ошибок прошлого. Если сейчас не разобраться, то следующая волна приватизаторов наделает те же самые ошибки. Тем более, что никто сейчас за этим не следит. Поэтому, действие общественного контроля - это единственная альтернатива. Росимущество противятся всяческому контролю за процессом продажи госсобственности и процессом ее управления. Раньше была надежда на Общественную палату, которая могла стать местом куда стекалась бы информация и которая могла бы стать альтернативой действующим госорганам. Но после того, как в ее состав вошли /Михаил/ Фридман, /Владимир/ Потанин, /Александр/ Шохин и /Григорий/ Томчин, стало понятно, какой настрой у тех членов общественной палаты, которые имеют хоть какое-то отношение к этой области. Остальные - врачи, студенты, спортсмены, артисты. Выходит, в Общественной палате мы видим людей только одной точки зрения в этой сфере, прямых участников и идеологов этого процесса. Других точек зрения по этому вопросу там не представлено.

Меня удивило заявление бывшего премьера Михаила Касьянова о том, что нужно создавать альтернативную общественную палату. Если он считает, что нынешняя Общественная палата его чем-то не устраивает, то он глубоко заблуждается, так как невозможно найти ни одного отличия между позицией Потанина, Фридмана, Шохина и Томчина и позицией Касьянова, /Ирины/ Хакамады и самого /Анатолия/ Чубайса. Поэтому необходимости создавать еще одну Общественную палату нет никакой, так как в нынешнем виде Общественная палата полностью контролируется теми людьми, где будут доминировать их взгляды. Единственное, там не хватает самого Касьянова.

Наша задача как раз создать альтернативный форум, на котором будут подниматься вопросы, связанные с общественным контролем, обеспечением гласности, прозрачности и открытости процедур приватизации и распределения госсобственности. Понятно, что здесь будут представлены совсем другие взгляды. Я вижу огромный интерес к этому вопросу и в дальнейшем участие в форуме будет еще более представительным.

Единственный орган власти, который выступает против форума это Росимущество и его руководитель Валерий Назаров. Он и его заместитель Медведев делают все, чтобы не допустить проведения нашего форума. Медведев прислал мне бумагу, что только Общественная палата может заниматься общественным контролем, поэтому форум не нужен. То есть, по их мнению, их деятельность должны проверять /Михаил/ Фридман, /Владимир/ Потанин, /Александр/ Шохин и /Григорий/ Томчин/, которые вошли в эту палату. Мы видим, как те, кто формировал Общественную палату и те, кто в ней сидит и те, кто работает в ведомствах, которые она должна контролировать совместно дискредитируют президента, дискредитируют идею президента, потому что президент как юрист и человек, заинтересованный в развитии гражданского общества прекрасно понимает, что общественный контроль - это контроль каждого гражданина России над процессами, которые происходят в обществе. Это конституционное право всех граждан России. Правоохранительный органы заинтересованы в активизации граждан, чтобы они сообщали о преступлениях, чтобы и физические и юридические лица способствовали тому, чтобы вскрывать негативные явления. Только тотальный общественный контроль может быть противовесом коррупции на всех уровнях и нарушению законности. Об этом говорил и заместитель Генерального прокурора Владимир Колесников, выступая на форуме.

В день проведения второго форума /30 ноября/ Назаров подал на меня иск на 25 млн долл за якобы причиненный общественной организацией - Союзом предпринимателей и арендаторов России ущерб федеральному бюджету. Это абсурдное обвинение. Этот иск не будет, скорее всего, даже принят судом к рассмотрению. Я уверен, что иск будет отклонен, и я выиграю его также как и у /Владимира/ Потанина, который требовал с меня 100 тыс долл. Более того, я хочу сделать это публичным разбирательством, докажу конкретными фактами, что именно Назаров нанес ущерб государству своей деятельностью. Назаров клевещет на меня в журнале "Российская федерация", не называя фамилии. Очевидно, он понимает, что в суде я обязательно выиграю.

Сейчас Росимущество фактически является закрытым ведомством, которое действует вне всякого общественного контроля и гласности. Я же выступаю за полную открытость, гласность и прозрачность процесса приватизации, реструктуризации, использовании стабилизационного и инвестиционного фондов, во всех крупнейших экономических вопросах. Везде в них должна быть полнейшая гласность.

Я также считаю, что необходимо бороться с коррупцией. Я вижу, что и МВД и прокуратура заинтересованы в искоренении коррупции в Росимуществе. Еще два года назад я направил Назарову конкретные документы, вскрывающие факты коррупции за семь лет деятельности предыдущего руководства Росимущества. Я думал, что будут предприняты какие-то действия в отношении данной информации. Но вместо этого Назаров стал на путь фактического покрывательства, по сути дела способствуя продолжению коррупционной деятельности ряда чиновников и незаконному обогащению ряда коммерческих структур.

Кроме того, я постоянно показываю истинные мотивы деятельности нынешнего руководителя Росимущества, по каждым конкретным эпизодам - по ЮКОСу, Роснефти. Единственное, чем успел "отличиться" Назаров - это бессмысленной попыткой разгромить аэропорт "Домодедово", что может нанести существенный ущерб интересам государства, если остановятся авиационные перевозки. В случае с "Ист Лайном" подрывается само понятие договоров аренды. Есть множество фактов по Москве, где зафиксированы аналогичные случаи. Подрывается возможность осуществления серьезных контрактов, где планируется вложить миллиарды долларов только под аренду. Долгосрочная аренда должна приравниваться к собственности и защищаться государством, а чиновники Росимущества в этом не заинтересованы. Но долгосрочная аренда гораздо выгоднее для государства, так как за счет частных инвестиций развивается предприятие, которое остается государственной собственностью. Видимо, Назарову выгоднее подорвать доверие инвесторов к долгосрочной аренде, разгромить, а после продать это же за бесценок кому надо. Вот их идеология, когда они считают, что государство не может эффективно управлять собственностью, поэтому надо ее продать побыстрее. Это полностью противоречит интересам страны.

Вопрос: Когда пройдет заседание третьего форума?

Ответ: Мы предполагаем, что он пройдет в конце января - начале февраля будущего года. На нашем форуме будут представлены альтернативные подходы к развитию страны. Совершенно очевидно, что нынешняя экономическая политика себя исчерпала целиком и полностью.

Вопрос: То есть в рамках форума предполагается обсуждать не только вопросы приватизации, но и другие экономически вопросы?

Ответ: Конечно, вопрос приватизации участники форума считают архиважным для России, потому что все идеи, которые сейчас пытается проповедовать глава Росимущества Валерий Назаров, устарели лет на 12-13. Назаров по-прежнему хочет избавлять государство от излишней собственности. Однако, его предшественники /Кох, Чубайс/ уже избавили государство от всего, что только можно было избавить. Государству приходится возвращать огромные деньги, просто выкупая эту собственность, терпеть убытки, которые обошлись стране в десятки миллиардов долларов. Поэтому сейчас выходить с новой масштабной программой приватизации в России нелепо. Это колоссальное противоречие реальности. Конечно, у государства скопилось много неликвидного имущества как раз по вине приватизаторов, которые продали лучшие "куски" госсобственности, а все худшее оставили на государстве. Я делаю акцент не на приватизацию, а на реструктуризацию, которая должна стать национальной идей на следующие несколько лет. Необходимо провести реструктуризацию активов России в целом. Такая реструктуризация должна состоять из пяти элементов.

Первый элемент - это инвентаризация всего имущества. Мы не знаем, сколько и чего есть сейчас в государстве, сколько это стоит. Эта задача могла бы быть выполнена Счетной палатой с участием правоохранительных органов. Необходимо укрытое имущество вывести из тени и реально оценить. На следующем форуме мы будем ставить вопрос о проведении такой глобальной инвентаризации.

Второй элемент - анализ эффективности хозяйственной деятельности предприятий, эффективности вложенных средств, анализ прибыльности проектов.

Третий этап - выбор приоритетов. Мы не можем одновременно развивать все направления. Необходимо выбрать области, точки роста, где необходимо сосредоточить усилия государства.

Четвертый этап - выстраивание цепочки интересов центра, регионов хозяйствующих субъектов, малого, среднего бизнеса и смежных отраслей.

Пятый - выбор конкретной финансово-юридической схемы. То есть, как эти проекты организовать. Это должны быть национальные проекты, которых должно быть не четыре, а сто четыре. При этом государство может, вкладывать в эти проекты средства и получать прибыль. В ходе реструктуризации могут быть и поглощения, и слияния, реорганизация, создание холдингов, выпуск акций под конкретные проекты. Это может быть и приватизация, если она нужна в данном случае. Это может быть и выкуп имущества, если государство видит, что такое имущество используется неэффективно. Допустим, если авиационный завод превращается в склад, что наносит народному хозяйству существенный убытки. Лучше выкупить его по цене склада и использовать это имущество как авиационный завод.

Задача анализа эффективности достаточно широкая. Необходимо оценивать потенциально возможный доход от имущества, использование которого сейчас может его не обеспечивать.

Необходимо повышать капитализацию российских компаний, а это тоже можно сделать только после анализа эффективности. Экономические расчеты должны показать, почему у нас такая капитализация, какими методами можно ее повысить и что для этого надо сделать.

www.bunich.ru

viperson.ru

Док. 485204
Перв. публик.: 22.12.05
Последн. ред.: 10.02.12
Число обращений: 179

  • Бунич Андрей Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``