В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Буланцев: Бюро кредитной инвентаризации Назад
Игорь Буланцев: Бюро кредитной инвентаризации
Создание бюро кредитных историй, с одной стороны, и появление специализированных агентств по сбору просроченных долгов с заемщиков, с другой, должны существенно облегчить и обезопасить работу банков на рынке потребительского кредитования. Однако банки все равно вряд ли пойдут на снижение процентных ставок.

Вопрос о создании бюро кредитных историй в России практически решен. Летом Дума рассмотрела соответствующий законопроект в первом и во втором чтениях, а в конце ноября, если ничего не изменится, будет обсуждать его в третий раз. Все идет к тому, что до Нового года закон о кредитных бюро будет принят, и тогда мы, как и все добропорядочные западные граждане, узнаем и оценим новый документ - свою кредитную историю.

Рост рынка потребительского кредитования в России опережает все прогнозы, и каждый год количество выданных кредитов как минимум удваивается. Например, один из лидеров рынка - банк "Русский стандарт" - на 1 октября 2004 года выдал более 4 млн потребительских кредитов, что превышает аналогичный показатель прошлого года в два с половиной раза. "Хоум Кредит энд Финанс Банк" за два года работы предоставил более 1,7 млн потребительских кредитов и рассчитывает, что до конца года их количество превысит 2 млн.

Однако, например, опыт Юго-Восточной Азии, где потребительское кредитование начало развиваться на два-три года раньше, чем в России, закончился печально. Из-за отсутствия бюро кредитных историй банки не могли проверить, имеет ли их клиент какие-либо обязательства перед другими банками. В итоге это привело к кризису невозврата кредитов. К концу 2003 года корейцы задолжали банкам $15,7 млрд, причем каждый десятый житель страны не смог вернуть долг, который многократно превышал его годовой доход.

Кредитные бюро и кредитные истории как раз призваны фиксировать все обязательства заемщика. Сначала вопрос коснется самой проблемной группы - физических лиц, а затем дело дойдет и до юридических. Считается, что таким цивилизованным способом российские компании наконец избавятся от пресловутых черных списков, которые сегодня есть, наверное, в любой сфере деятельности.

К нашему рынку уже проявили интерес два крупнейших игрока в сфере организации кредитных бюро - Experian и TransUnion. С одной стороны, это хороший знак, свидетельствующий о том, что в России не будут изобретать велосипед и сразу получат необходимую технологическую и методологическую базу. А это очень важно для проектов подобного масштаба: никому не хочется, чтобы информация о его финансовой состоятельности, кредитных обязательствах и прочие персональные данные однажды оказались на Горбушке. С другой стороны, часть банков сомневается в том, стоит ли вообще передавать такую важную информацию в руки иностранцев.

Одновременно в России появился еще один элемент западной практики - специализированные коллекторские агентства, занимающиеся сбором долгов. Теперь банки могут не раздувать свой штат специалистов, а отдавать неприятную работу на аутсорсинг. Коллекторские агентства будут всеми законными способами беспокоить забывчивых должников, отрабатывая свои комиссионные.

Словом, кредитным организациям для ускоренного развития рынка останется только уменьшить ставки по кредитам. Хотя в ближайшее время на этот шаг банки вряд ли решатся.

Как попасть в кредитную историю

"Пару месяцев назад я сменил компанию и перешел на более высокооплачиваемую работу. Но когда захотел взять в банке кредит, мне отказали - из-за недостаточного срока работы на последнем месте",- делится своим опытом менеджер крупной фирмы. Так банк потерял вполне добросовестного клиента, на котором мог неплохо заработать. Конечно, скоринговые системы, с помощью которых банки сегодня оценивают надежность своих потенциальных заемщиков-физических лиц, имеют недостатки. Но другого способа оценки у банков пока нет.

Бум потребительского кредитования начался в 2002 году, и с тех пор число выданных кредитов ежегодно увеличивается более чем в два раза. Параллельно растет и количество просроченных проблемных долгов. По официальным данным, сейчас в России оно не превышает 2%, хотя неофициально называются более высокие цифры - 7-10%. Банки давно жаловались на отсутствие цивилизованного инструмента оценки благонадежности заемщиков и объясняли, что именно из-за этого вынуждены удерживать ставки по кредитам на довольно высоком уровне. Например, сегодня по экспресс-кредитам процент доходит до 20-40% годовых (с учетом всевозможных комиссионных).

Информация о недобросовестных заемщиках была настолько необходима банкам, что они начали обмениваться ею, не дожидаясь принятия закона "О кредитных историях". В частности, в мае прошлого года по инициативе Ассоциации российских банков было создано некоммерческое партнерство "Национальное бюро кредитных историй" (НБКИ). В него вошли 44 банка, контролирующих, по их собственным данным, около 60% розничного кредитного портфеля. Кроме того, с той же целью было создано несколько более мелких объединений региональных банков. Правда, помня о банковской тайне, они могли делиться только негативной информацией - например, о мошенниках.

В 2005 году должен начать работу новый инструмент, который банки ждали уже много лет,- кредитные бюро. После принятия соответствующего закона в бюро будут аккумулироваться данные о заемщиках: сначала о физических лицах, а затем и о юридических. Кредитные организации должны будут предоставлять информацию о заемщиках хотя бы в одно из действующих кредитных бюро (с согласия самого клиента). Это досье будет содержать, во-первых, идентификационные сведения - паспортные данные, адрес и т. п. Во-вторых, саму кредитную историю, то есть сумму текущих обязательств, перечень взятых и уже возвращенных кредитов, а также информацию о дефолтах. Кредиторы смогут получить эти данные за установленную плату, а заемщик - раз в год бесплатно посмотреть свою историю.

"Появление кредитных бюро в первую очередь позволит заметно облегчить жизнь потенциальных добропорядочных заемщиков. В перспективе, по мере накопления информации в базе данных кредитного бюро, процесс оформления кредитов должен еще более упроститься. Можно предположить, что создание кредитного бюро значительно сократит количество подаваемых в банк документов",- объясняет начальник управления по работе с физическими лицами Райффайзенбанка Александр Колошенко. И добавляет: "Но в краткосрочной перспективе чуда не случится. Для того чтобы создать необходимую базу данных, нужно время".

Два игрока на одном поле

В законопроекте не сказано, сколько кредитных бюро должно работать в России, однако уже есть как минимум две организации, претендующие на основную долю рынка. Все они создавались при участии крупного западного игрока, но бизнес-модели у них - разные.

Первой в Россию пришла крупнейшая мировая компания, работающая в этой области,- Experian. В сентябре она объявила о планах создания кредитного бюро на паритетных началах (50 на 50) с информационным агентством "Интерфакс". "Кредитное бюро Experian Interfax уже зарегистрировано, разработано русскоязычное программное обеспечение, и до конца года начнется его тестирование. Уже отобрана группа банков, подтвердивших свою готовность работать с бюро в качестве участников первой фазы проекта",- говорит первый заместитель генерального директора информационного агентства "Интерфакс" Владимир Герасимов.

Однако назвать расценки на свои услуги в бюро пока не готовы. "Стоимость справки, как показывает международный опыт, зависит от числа запросов: чем их больше, тем стоимость меньше. Поэтому, например, в США, на самом большом кредитном рынке, справка может стоить 15-20 центов, а в других странах - несколько долларов. У нас ситуация прояснится после первого года активной работы бюро",- отмечает господин Герасимов. Однако потенциальный объем спроса в Experian Interfax оценивают в 5 млн заявок на кредитные истории в год. Что вполне реально, учитывая опыт Польши.

Несмотря на столь многообещающее начало, банки довольно настороженно отнеслись к альянсу Experian Interfax. Многих смущает, что законопроект не позволяет одной компании иметь более 10% в уставном капитале кредитного бюро. "Пока закон не будет принят в окончательном варианте, юридический статус этого бюро не ясен",- говорит вице-президент Ситибанка Наталья Николаева.

Буквально через пару месяцев после объявления о создании Experian Interfax, на российском рынке появилась еще одна заметная организация. Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), работающее под эгидой АРБ, сейчас регистрируется как акционерное общество, и его акционерами уже изъявили желание стать 15 банков - Альфа-банк, Импэксбанк, Дельтабанк, "Союз", Оргрэсбанк и др.

НБКИ рассматривало предложения о сотрудничестве с четырьмя западными партнерами, и выбор был довольно сложен. "Наша бизнес-модель состоит в том, что бюро не станет зарабатывать на продаже справок, поэтому цена кредитного досье будет установлена на уровне себестоимости. Свою прибыль банки-создатели бюро станут получать другим путем - за счет снижения потерь при кредитовании",- рассказывает директор по развитию проекта Алексей Волков. Experian, с которым тоже шли переговоры о сотрудничестве, на такие условия не согласился: по словам Волкова, эта компания намеревалась зарабатывать на продаже справок. В итоге НБКИ выбрало своим технологическим партнером другую известную компанию - TransUnion-Crif, имеющую опыт более 30 международных инсталляций кредитного бюро.

"Кредитное бюро как инфраструктурный элемент - продукт очень дорогой,- говорит господин Волков.- Сумма инвестиций составляет примерно $4 млн, и эти деньги внесут будущие акционеры". Базовая цена на продажу одной кредитной истории в НБКИ будет установлена на уровне $2,5. Кроме того, разрабатывается несколько тарифных планов, где учитывается, сколько банк поставляет в базу информации и сколько покупает. "Например, цена справки для крупного розничного банка, который передает много кредитных историй и много покупает, будет меньше $1".

"В интересах и банков, и заемщиков - чтобы рынок кредитных бюро формировался как конкурентный. Каждое из создаваемых бюро будет предлагать свое программное обеспечение, предоставлять свой набор информации. Различной будет и цена услуг разных кредитных бюро, скорость предоставления данных. На основании всего этого банк сможет сделать выбор, с кем ему работать интереснее и выгоднее",- отмечает Владимир Герасимов. Очевидно, что основная борьба развернется вокруг самых крупных игроков розничного рынка: "Русский стандарт", Райффайзенбанк и др.

Куда податься юрлицам

Если с кредитными историями физических лиц дела пока обстоят не лучшим образом, то информацию о юридических лицах все же можно отыскать. Впрочем, как утверждает финансовый директор компании "Комус" Генадий Ломасов, в России реальная бухгалтерия контрагентов находится в тени. Это приводит к тому, что весь механизм проверки претендующих на товарный кредит клиентов каждая компания разрабатывает самостоятельно, и преимущественно используются неформальные источники информации. "Если банки могут обмениваться кредитной историей клиентов, то, например, на торговом или другом рынке это невозможно из-за конкуренции",- говорит господин Ломасов.

Конечно, к услугам компаний службы экономической безопасности и детективные агентства, различные информационные сервисы и статистические данные. А несколько лет назад крупнейшее международное кредитное агентство, работающее с юридическими лицами, Dun & Bradstreet выступило с инициативой создания в России отраслевых "Клубов кредиторов". Внутри этого клуба, объединяющего компании одного сектора промышленности, происходит обмен информацией о задолженности дистрибуторов по товарным кредитам, а также о фактах недобросовестности и мошенничества. Как рассказывает директор Dun & Bradstreet Елена Каширина, это и сейчас сделать непросто, а на первом этапе было очень сложно.

Клуб - закрытое объединение, в него входят 20-30 западных компаний, которые предоставляют свою информацию. Эти данные сводятся воедино и в обезличенном виде (никто не знает, какие цифры указали коллеги) попадают к членам клуба. Причем если раньше начинали с ежемесячного обмена информацией, то сейчас мониторинг проводится два раза в месяц.

Сегодня в "Клубе кредиторов" три отраслевые группы: фармацевтика, продукты питания и грузоперевозки. Российских компаний в этих группах пока нет. "Не могу сказать, что кто-то из российских фирм рвется к нам, ситуация скорее обратная,- говорит госпожа Каширина.- Мы периодически ведем переговоры с российскими компаниями, но они пока не готовы работать в таком режиме, к тому же осторожничают". Основные проблемные вопросы, с которыми столкнулось агентство,- обеспечение конфиденциальности, достижение критического объема данных с целью их репрезентации, а также вопрос открытия данных и возможность их коммерческого использования. Так что когда создаваемые сегодня кредитные бюро начнут работать не только с физическими лицами, но и с юридическими, они неизбежно столкнутся со сложностями первичного накопления данных и нежеланием игроков их предоставлять.

Делиться надо

"На данном этапе участие в кредитных бюро наиболее выгодно для тех банков, которые не имеют своей обширной базы о заемщиках,- считают в "Хоум Кредит энд Финанс Банк".- И напротив, банкам, обладающим большим объемом подобной информации, невыгодно делиться ею с конкурентами". Но выход все же есть.

"С нами ведут переговоры оба кредитных бюро, но мы пока подождем. Просто так делиться своими наработками нам неинтересно, пусть кредитные бюро предложат что-нибудь взамен",- откровенно говорят в одном крупном розничном банке. Скорее всего, речь идет о том, что банки с большим объемом розничного кредитования хотят получать некоторый процент от каждого проданного ими досье. И кредитные бюро наверняка пойдут им навстречу. Правда, платить банкам будут исключительно за новых клиентов, которые обратятся за кредитом после принятия закона "О кредитных историях". "Вся информация о заемщиках, накопленная банками до выхода закона, не может быть представлена в кредитное бюро - для этого необходимо согласие клиента. Поэтому наш банк уже сейчас вносит в кредитные договора соответствующий пункт, чтобы с разрешения заемщика передавать данные в кредитное бюро",- говорит первый заместитель председателя правления АБ "Оргрэсбанк" Игорь Буланцев. Связаться же со всеми бывшими клиентами и задним числом попросить разрешения использовать их данные - задача для банков непосильная.

Долг платежом красен

С открытием кредитных бюро банки облегчат себе работу по проверке заемщиков и выдаче кредитов. Но если с возвратом займа все-таки возникнут проблемы, то их берутся решить специализированные коллекторские агентства (от англ. collection - "сбор"), занимающиеся легальным сбором долгов. Конечно, каждый уважающий себя банк содержит собственную службу взыскания задолженностей, но при больших объемах неплатежей коллекторские фирмы готовы взять эту работу на себя - за соответствующее вознаграждение. У "Русского стандарта" есть, например, свое "Агентство по сбору долгов", оно обслуживает исключительно нужды этого банка.

Сбор долгов с физических лиц - относительно новая и пока экзотическая услуга для российского рынка. "В США коллекторские фирмы существуют уже больше 30 лет, более того, там работает 6,5 тыс. подобных агентств,- говорит заместитель генерального директора компании "Секвойя Кредит Консолидейшн" Алексей Козырев. - Учитывая ежегодный прирост объемов потребительского кредитования и рост числа проблемных долгов, наш бизнес, безусловно, будет выгоден и в России". Объем инвестиций в "Секвойя Кредит Консолидейшн" не раскрывают, а об имеющихся контрактах сообщили лишь, что компания сейчас начинает пилотные проекты с несколькими банками.

На полный цикл по внесудебному урегулированию задолженности коллекторы отводят примерно три месяца, и за свои услуги они возьмут 25-70% от возвращенной суммы. "У наших коллекторов существуют четко прописанные правила поведения. Главное условие - не использовать противозаконные методы по возврату долга",- говорит Алексей Козырев. Так что о спокойной жизни должники могут забыть. Сборщики долгов обычно звонят, рассылают уведомления и т. п. И в качестве крайней меры используют судебное разбирательство. В штате коллекторских агентств состоят психологи, юристы, люди с опытом работы в силовых структурах и т. п. Они знают, как проложить правильный путь к кошельку должника. На Западе, например, сначала "прозванивают" телефоны должника, а затем стараются объяснить ему, что выгоднее будет заплатить этот долг.

Где выгода зарыта

Нововведения снижают кредитные риски банков. Следовательно, процентные ставки должны снизиться. Произойдет ли это на практике?

Вице-президент Ситибанка Наталья Николаева считает, что "когда появятся кредитные истории заемщиков и будут ясны поведенческие модели клиентов, то ставки, возможно, будут снижаться. Но насколько и когда это произойдет, пока говорить сложно". Игорь Буланцев выразился более конкретно: "Уменьшение процентных ставок возможно в течение первого года работы кредитного бюро. А существенное снижение - только тогда, когда произойдет максимальное накопление информации в кредитном бюро".

Но далеко не все верят в такой исход событий. Партнер PricewaterhouseCoopers Алекс Бертолотти полагает, что "банки получат возможность более адекватно оценить риски, связанные с конкретным заемщиком. Однако, учитывая короткую историю кредитования в России, сейчас трудно прогнозировать, каким окажется влияние кредитных бюро на процентную ставку по кредитам на макроэкономическом уровне". Евгений Самойлов, генеральный директор "Бейкер Тилли Русаудит", тоже уверен, что существенного снижения ставок не произойдет: "Сами деньги у банков до сих пор достаточно дорогие. Конечно, какая-то часть рисков снизится, но ставки уменьшатся ненамного - на 1,5-2%, вряд ли больше".

Эти опасения отчасти подтвердил один из банкиров. По его мнению, "кредитная история лишь упростит жизнь заемщикам, а изменение ставок будет зависеть от уровня конкуренции на рынке. И пока клиенты активно берут в долг по таким высоким ставкам, вряд ли имеет смысл их снижать. Разве что кто-то сознательно решится на демпинг".

Так что если новые инструменты начнут работать, то, скорее всего, банкиры получат больше, чем их клиенты.

http://www.russaudit.ru/SMIAboutUs/article_164_6.aspx

Юлия Фуколова
Секрет фирмы No44(83)
2004 год

Док. 485138
Перв. публик.: 04.09.04
Последн. ред.: 04.09.08
Число обращений: 184

  • Буланцев Игорь Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``