В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью генерального директора ОАО `Связьинвест` Валерия Яшина агентству экономической информации ПРАЙМ-ТАСС. Назад
Интервью генерального директора ОАО `Связьинвест` Валерия Яшина агентству экономической информации ПРАЙМ-ТАСС.
Вопрос: Валерий Николаевич, еще в сентябре 2005 г Вы говорили о том, что приватизация "Связьинвеста" возможна в 1-м полугодии 2006 г. На сегодняшний день Вы изменили свои прогнозы относительно сроков продажи компании?

Ответ: По вопросу приватизации государственного пакета компании мы говорили о своей позиции неоднократно, и она продолжает оставаться неизменной. Мы менеджеры и не можем оценивать и комментировать решения собственника, которым является государство. Но я лично считаю, что приватизация "Связьинвеста" необходима. Решение об этом дается непросто. Почти все представители государства уже высказались за приватизацию. И в большинстве случаев они считают, что надо продавать все 75 проц акций, принадлежащих государству.

Что же касается вопроса о дате приватизации и о цене госпакета акций, то и сроки, и стартовую цену будет определять также собственник.

Вопрос: Назовите основные, по Вашему мнению, тенденции на рынке фиксированной связи в 2005 г. Как события, произошедшие в прошлом году, могут повлиять на развитие этого рынка в будущем?

Ответ: В 2005 году в дополнение к закону "О связи" были приняты новые нормативно-правовые акты, регламентирующие принципы взаимодействия операторов и существенно корректирующие правила игры на телекоммуникационном рынке России. Эти изменения, несомненно, окажут значительное влияние как на развитие телекоммуникационного рынка в целом, так и на бизнес компаний группы.

В действия эти нормы вступили с 1 января 2006 года. Результатом станет то, что, с одной стороны, доходы от услуг междугородной и международной связи у межрегиональных компаний /МРК/ исчезнут из бухгалтерской отчетности. Они будут полностью отражаться в финансовых результатах ОАО "Ростелеком" (RTKM). С другой стороны, существенно увеличатся доходы МРК от оказания "Ростелекому" услуг по пропуску трафика /инициирование и завершение вызова/.

Вместе с тем, в целом по рынку, я думаю, будет наблюдаться тенденция замещения фиксированной связи на мобильную. Это приведет к "оттягиванию" междугородного и международного трафика с сетей межрегиональных компаний связи на сети мобильных операторов. Кроме того, обострится конкуренция между зоновыми операторами за генерируемый абонентами междугородный и международный трафик.

Сейчас основной конкурентный плюс наших компаний состоит в том, что они являются зоновыми операторами, которые, за исключением мобильных, скорее всего, будут единственными на своей территории. Ведь получить статус зонового оператора не просто: оператор обязан иметь на территории субъекта Российской Федерации точки присоединения в каждом муниципальном районе этого субъекта РФ. Кроме того, МРК обладают еще одним немаловажным конкурентным преимуществом - это доступ к "последней миле". Это преимущество можно реализовать путем предоставления абоненту пакета услуг, в том числе и новых, высокотехнологичных, и обеспечения его качественным сервисом в процессе работы.

Процесс либерализации рынка дальней связи, запущенный в 2005 г, приведет к достаточно высокой конкуренции. По моему мнению, оптимальное число операторов на рынке дальней связи - не более четырех. Предположительно это будут "Ростелеком", ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком" /МТТ/, ЗАО "ТрансТелеКом", GoldenTelecom. Во многом перспективы компаний зависят от того, на какие клиентские ниши они будут ориентироваться. Пока что реальный конкурент у "Ростелекома" только один - МТТ, именно эта компания наравне с "Ростелекомом" уже получила специальные коды для доступа к своей сети конечных абонентов.

Безусловно, либерализация скажется на деятельности компаний холдинга и, прежде всего, "Ростелекома". Впрочем, компании местной связи либерализация коснется тоже - ведь именно они будут работать с конечным пользователем, выступая в качестве агента-оператора дальней связи в своих регионах.

Раньше "Ростелеком" был единственным признанным оператором дальней связи. Сейчас для "Ростелекома" наступают сложные времена, особенно в переходный переход. Адаптироваться в условиях нового конкурентного рынка, при учете того, что "Ростелеком" является оператором, который включен в реестр естественных монополий и тарифы на услуги дальней связи у него регулируются, не просто.

Вопрос: Как известно, "Связьинвест" считает необходимым исключить компании электросвязи, в том числе и "Ростелеком", из списка естественных монополий. ФСТ пока что относится к таким предложениям сдержано. По Вашему мнению, возможно ли исключение, и если да, то когда?

Ответ: Для операторов "Связьинвеста" внешняя среда во многом определяется влиянием со стороны регулирующих органов. Наши компании имеют статус естественных монополий, который лишает их возможности осуществлять гибкую тарифную политику. А это в конечном итоге серьезно сказывается на эффективности их бизнеса. Являются ли операторы естественными монополиями в настоящее время?

Согласно закону, два критерия, определяющих статус монополиста - отсутствие конкуренции и товара-заменителя на данном рынке. Что касается первого критерия, то наличие большого числа игроков и постоянное снижение доли операторов "Связьинвеста" в доходах телекоммуникационной отрасли достаточно ярко демонстрируют обратный тезис. Конкуренция на рынке есть. При этом наши компании вынуждены соперничать на рынке с игроками, не связанными социальными обязательствами и тарифными ограничениями. Рассматривая второй критерий - вопрос о товаре-заменителе на рынке - нельзя не заметить, что за последние пять-семь лет мобильная связь получила широкое проникновение на всей территории России. Сотовые операторы большой тройки действуют почти в каждом населенном регионе, и теперь любой гражданин может выбирать: подключаться к оператору сотовой связи или фиксированной.

Конечно, мы признаем, что на отдельных сегментах /сельская связь/ и региональных рынках /отдаленные и труднодоступные регионы/ мы все еще остаемся монополистами. Но есть рынки, где конкуренция со стороны сотовых и альтернативных операторов очень высока. И это, прежде всего, крупные российские города. Поэтому для компаний "Связьинвеста" необходимо признание факта наличия конкуренции в области фиксированной связи в крупных российских городах и освобождение от тарифного регулирования на этих рынках.

В том случае, если регулирующие органы пересмотрят критерии "естественных монополий" и вычеркнут компании "Связьинвеста" из их числа, мы получим новые возможности для развития. И, прежде всего, мы сможем разрабатывать тарифные планы, ориентированные на потребности всех групп пользователей.

Вопрос: В 2006 г ожидается замедление роста доходов от услуг проводной связи и притока абонентов. Что планируют предпринять МРК в связи с этими ожиданиями?

Ответ: Действительно, общемировой и российский опыт говорят о том, что традиционный путь развития проводной телефонии фактически исчерпал себя. В частности, в последние годы снижаются темпы роста трафика и клиентской базы операторов фиксированной связи, сокращается доля традиционных услуг в их доходах. Клиенту сегодня нужны дополнительные возможности: высокоскоростной доступ в Интернет, кабельное телевидение, видеоконференция, информационные сервисы, мультимедиа приложения, конвергенция услуг фиксированной и мобильной связи. В связи с этим для нас задачей является усиление позиций на рынке за счет масштабного инвестирования в развитие новых, высокотехнологичных услуг.

Как показывает практика, наиболее динамично развиваются те телекоммуникационные компании, где внедрение новейших технологий, оборудования и принципов управления бизнесом сопровождается адекватной политикой в области управления персоналом. Очевидно, что в конкурентной борьбе выстоят те компании, в которых один высококлассный специалист делает то, над чем в других компаниях трудятся два, а то и три работника. Технический уровень компаний холдинга неизменно растет, и вместе с тем растут и требования к уровню квалификации и эффективности работы сотрудников. В связи с этим компании холдинга намерены серьезно пересмотреть политику в области оптимизации численности персонала и управления им.

В последние годы управление рисками стало обычной практикой для крупнейших телекоммуникационных компаний. British Telecom, France Telecom, Telenor и другие все больше внимание уделяют системам комплексного управления рисками в рамках всего предприятия. "Связьинвест" стал первой в отрасли компанией, реализующей проект по созданию системы управления операционным рисками. Внедрение данной системы позволит до 30 проц снизить рисковые потери наших компаний, повысить управляемость МРК и сформировать адекватную информационную среду для принятия управленческих решений. Мы надеемся, что наличие системы управления операционными рисками позволит не только минимизировать потери и убытки, но и станет одним из важнейших слагаемых инвестиционной привлекательности МРК, создаст выгодные условия для доступа на международные рынки капитала.

Вопрос: Вы говорили о необходимости усиления позиций за счет новых услуг. Какие инвестиции МРК будут делать в их развитие в этом году?

Ответ: Межрегиональные компании связи представляют собой достаточно мощные в финансовом плане предприятия, и в 2005 г была принята инвестиционная программа, которая предусматривала рост инвестиций в новые услуги в 2 раза по отношению к 2004 году. Их доля в общем объеме инвестиций в прошлом году составила порядка 27 проц. По предварительным оценкам итогов 2005 г, доходы от нерегулируемых услуг составляют около 18 млрд руб, доля доходов от нерегулируемых услуг в выручке составляет порядка 9 проц.

В 2006 г инвестиции в данное направление составят порядка 12 млрд руб. Доля доходов от нерегулируемых услуг в выручке возрастет до 13 проц.

Вопрос: Вы можете рассказать о предварительных итогах работы компаний, входящих в "Связьинвест", в 2005 г?

Ответ: Я считаю, что в целом компания показала хорошие результаты, а по ряду позиций /прибыль от продаж, чистая прибыль/ план даже перевыполнен. Выручка в 2005 г составит, по предварительным оценкам, 210,2 млрд руб, прибыль от продаж - 51,8 млрд руб, чистая прибыль - 21,3 млрд руб. Как ожидается, в 2006 г выручка вырастет до 216,4 млрд руб, а прибыль от продаж и чистая прибыль сократятся - до 43,7 млрд руб и 14,2 млрд руб соответственно. Инвестиции компаний, входящих в "Связьинвест", в 2005 г составили 50,75 млрд руб, в 2006 г будут равняться 43,7 млрд руб.

Число основных телефонных аппаратов, установленных компаниями холдинга, увеличилось за 2005 г на 3,6 проц до 33 млн, а в 2006 г, как ожидается, вырастет до 33,8 млн. Число сотовых абонентов компаний "Связьинвеста" растет более быстрыми темпами - с 4,74 млн в 2004 г до 7,7 млн в 2005 г. К концу 2006 г оно может составить 9,2 млн человек.

Уровень цифровизации сети к концу 2006 г может составить 59 проц, сейчас он равняется 55,6 проц.

Конечно, данные по 2005 г будут откорректированы после утверждения годовых отчетов компаний, входящих в холдинг, а прогнозные показатели по 2006 г - после утверждения всех планов развития.

Вопрос: Как вырастут в среднем тарифы на местную связь в течение года по МРК?

Ответ: "Связьинвест" планирует в 2006 г увеличение тарифов на услуги местной телефонной связи в среднем по компаниям, входящим в холдинг, на 13-15 проц. При этом ожидается дальнейшее снижение тарифов междугородной телефонной связи.

Вопрос: Есть ли у "Связьинвеста" конкретные планы по консолидации сотовых активов?

Ответ: В течение 2005 г политика холдинга "Связьинвест" в отношении сотового бизнеса заключалась в расширении присутствия МРК на рынках сотовой связи, а также в отказе /путем продажи/ от тех компаний, на деятельность которых холдинг не может оказывать существенного влияния. В 2005 г была завершена работа по консолидации активов дочерних GSM-операторов ОАО "Уралсвязьинформ" (URSI). В 2006 году руководство ОАО "ВолгаТелеком" (NNSI) и ОАО "Сибирьтелеком" (ENCO) планирует проработать вопрос по консолидации активов дочерних GSM-операторов и по возможности приобретения компаний, оказывающих услуги сотовой связи в тех зонах покрытия Поволжского и Сибирского регионов, в которых ОАО "ВолгаТелеком" и ОАО "Сибирьтелеком" не представлены.

Вопрос: В 2004-2005 г две "дочки" "Связьинвеста" получили налоговые претензии на достаточно большие суммы и обе оспаривают их в суде. С чем связана такая "атака" налоговиков на МРК? Можно ли ожидать повторения этих историй с другими МРК?

Ответ: В настоящее время мы работаем в правовом поле, которое, к сожалению, очень часто меняется. Зачастую бывает непонятно, с какого момента, к примеру, начинают действовать разъяснения к тем или иным законодательным актам. Налоговая инспекция по своему интерпретировала деятельность ОАО "Дальсвязь" (ESPK), в основном это касалось вопросов взаиморасчетов с другими операторами. В принципе, "Дальсвязь" выполняла все так, как это было предписано Мининформсвязи, как и другие предприятия связи.

Что касается возможности повторения ситуации, то в основном все МРК прошли этап проверок и рассчитались по налогам за прошедшие периоды. Так что по предыдущим периодам аналогичной ситуации мы не ожидаем. Те законодательные акты, которые выходят сейчас, делают законодательную базу более ровной.

Вопрос: Сейчас госдолг перед "Связьинвестом" оценивается в 8,8 млрд руб, судами определено к возврату 2,5 млрд руб. Изменится ли эта ситуация в 2006 г, вернет ли государство деньги?

Ответ: Ситуация, связанная государственным догом перед "Связьинвестом" - сложная и неоднозначная. Операторы связи неоднократно обращались в различные федеральные органы исполнительной власти, а также к депутатам Государственной думы РФ с просьбой о содействии. Однако проблема государственного долга продолжает оставаться открытой. Операторы связи лишь получают из Министерства финансов РФ ответы формального характера, констатирующие тот факт, что средств на исполнение судебных решений в пользу операторов связи в бюджете не предусмотрено.

По нашим сведениям, на возврат государственного долга за услуги связи в бюджет 2006 г заложено только 500 млн руб.

Такое отношение федеральных органов исполнительной власти к возвращению операторам связи суммы задолженности федерального бюджета осложняет реализацию многих социальных программ по развитию и телефонизации населенных пунктов России. Кроме того, в условиях бурно растущего спроса на услуги связи возврат операторам федерального долга мог бы принести высокий дополнительный доход государству как акционеру ОАО "Связьинвест".

Вопрос: В октябре 2005 г правительство РФ выпустило постановление о госрегулировании тарифов. Вы довольны тем, как теперь будут регулироваться тарифы? Это постановление пойдет на пользу бизнесу МРК?

Постановление N627, которое регламентирует правила регулирования цен на операторские услуги, предусматривает, что цены для существенных операторов устанавливает Россвязьнадзор. В документе прописан и принцип образования цены - исходя из экономически обоснованных затрат. Методику расчета таких затрат Мининформсвязи обязано разработать в двухмесячный срок, то есть к январю она должна была быть.

Сейчас вследствие несбалансированности устанавливаемых цен наблюдаются большие перекосы трафика и перекосы в доходности услуг, оказываемых присоединенным операторам. Там, где достаточно высокий полюс цены, трафик уходит и перетекает туда, где его можно "слить" подешевле. Такая ситуация повсеместна, что сказывается на конкурентной среде операторов. Будем стараться устанавливать сбалансированные цены и пресекать экономическими методами возможность повторения фактов увода трафика.

Вопрос: Как развивается проект по организации через Россию транзита трафика из Юго-Восточной Азии в Европу?

Ответ: Трансконтинентальный проект ТЕА, предлагаемый компанией "Ростелеком", является кратчайшим и наиболее надежным наземным маршрутом для пропуска больших объемов трафика между Востоком и Западом; обеспечивает передачу различного рода информации. Учитывая выгодное географическое положение России, техническую оснащенность и большую пропускную способность собственной сети компании, "Ростелеком" имеет все шансы стать ведущим игроком на рынке евроазиатского транзита.

На сегодняшний день продано уже 7 каналов Европа-Азия общей емкостью свыше 700 Мбит/с. Сейчас идет строительство новых волоконно-оптических линий связи /ВОЛС/ в направлении Европы /установка оборудования DWDM на ВОЛС Кингисепп-Котка с продлением на Хельсинки/ и Азии /ВОЛС Благовещенск-Хейхе/. Прорабатываются варианты выходов на Японию и другие перспективные с точки зрения транзита страны.

Вопрос: Спрогнозируйте, как могут измениться доходы "Ростелекома" из-за того, что с 1 января 2006 г на рынок дальней связи могут выйти новые операторы?

Ответ: По нашим предварительным оценкам, рынок дальней связи в 2006 г в натуральном выражении - по объему трафика - вырастет на 10-15 проц, в денежном выражении - примерно на 5 проц. Различие в оценках связано с тем, что в 2006 году будет наблюдаться снижение тарифов на дальнюю связь по причине конкурентной борьбы операторов.

Снижение доходов "Ростелекома", по нашим оценкам, составит порядка 15-20 проц. В этих условия "Ростелеком" будет выходить на новые рынки и развивать новые услуги. Конкретная программа действий находится на стадии обсуждения. Но уже сейчас ясно, что не останутся без внимания "Ростелекома" рынок передачи данных, WiFi-технологии и прочие высокотехнологичные услуги. Вместе с тем, в компании будет проводиться работа по снижению затрат.

Вопрос: Сейчас все МРК реализуют программу ADR 1 уровня на обыкновенные акции. В конце прошлого года "Уралсвязьинформ" начал реализацию программы ADR на привилегированные акции. Будут ли в 2006 г другие МРК проходить листинг на привилегированные акции или повышать уровень ADR?

Ответ: В 2003 году ADR на привилегированные акции уже были выпущены компанией ОАО "Уралсвязьинформ", в результате чего их ликвидность существенно возросла. Целесообразность выпуска ADR на привилегированные акции другими компаниями группы зависит от степени ликвидности их на российском фондовом рынке. Возможность реализации дополнительных программ ADR по привилегированным акциям в 2006 году могут рассмотреть ОАО "Ростелеком", ОАО "Сибирьтелеком" и ОАО "Волгателеком".

Повышение уровня ADR МРК в 2006 году не планируется, так как в настоящее время межрегиональные компании связи не соответствуют всем стандартам листинга основных мировых фондовых бирж, прежде всего в области международных стандартов бухгалтерского учета. Подготовка МРК к листингу потребует концентрации существенных материальных и человеческих ресурсов и может занять не менее 2 лет. При этом вопрос прохождения листинга на международных фондовых биржах целесообразно рассматривать после положительного решения правительства России в отношении стратегии развития и приватизации ОАО "Связьинвест", предполагающего размещение акций МРК на международных фондовых рынках.

Вопрос: Нет ли в планах МРК выпуска еврооблигаций?

Ответ: Выбирая инструменты заимствования, мы взвешиваем все плюсы и минусы. На сегодняшний день анализ стоимости рыночных видов заимствования, проведенный специалистами нашей компании, показывает, что экономически целесообразнее привлекать ресурсы посредством выпуска рублевых инструментов. Как только выпуск еврооблигаций станет для наших компаний привлекательнее других рыночных инструментов, ничто не мешает нам приступить к организации их выпуска. Возросшая инвестиционная привлекательность МРК, наличие финансовой отчетности по МСФО, подтвержденной западным аудитором, кредитные рейтинги международных агентств открыли перед нами двери для выхода на международные рынки капитала.





http://www.prime-tass.ru/


Док. 484975
Перв. публик.: 01.02.06
Последн. ред.: 03.09.08
Число обращений: 152

  • Яшин Валерий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``