В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью замглавы Минэкономразвития РФ Андрея Шаронова агентству ПРАЙМ-ТАСС Назад
Интервью замглавы Минэкономразвития РФ Андрея Шаронова агентству ПРАЙМ-ТАСС


Вопрос: Андрей Владимирович, премьер-министр Михаил Фрадков на последнем заседании правительства достаточно жестко высказался по поводу растущей инфляции. Чем вызвано это заявление?

Ответ: Видимо это является дополнительным подтверждением приоритетности проблемы инфляции для правительства и того, что президент дает довольно жесткие установки по борьбе с инфляцией. Список ведомств, которые прозвучали в высказываниях премьера - Минфин, Минэкономразвития, ЦБ и ФАС - подтверждает причины инфляции: это монетарные факторы, за которые отвечает ЦБ, и немонетарные, которые связаны, прежде всего, с издержками естественных монополий и тарифной политикой.

Болезнь, которую мы, к сожалению, еще не научились лечить - это злоупотребление доминирующим монопольным положением на рынках. Если говорить о росте цен на бензин и на некоторые продовольственные товары, особенно на плодоовощную продукцию, то в обоих случаях этот фактор играет значительную роль.

Достаточно взглянуть на ситуацию на рынках, в том числе и на московских. Даже в разгар сезона цены на плодоовощную продукцию чрезвычайно высоки. Многие производители просто физически не могут попасть на рынки крупных городов, потому что они вытесняются местной рыночной мафией. Здесь, конечно, необходимы антимонопольные меры, работа муниципалитетов и правоохранительных органов.

Вопрос: Как Вы считаете, принятие нового закона о конкуренции как-то улучшит ситуацию?

Ответ: На мой взгляд, улучшит, потому что появятся новые инструменты выявления сговоров и усилятся позиции государства при разбирательстве подобных дел.

Вопрос: Почему тогда принятие этого закона продвигается так тяжело?

Ответ: Поэтому так и тяжело. Потому что для многих компаний он представляет реальную угрозу с точки зрения контроля над ценообразованием, условий конкуренции и так далее.

Вопрос: Как продолжаются консультации с нефтяными компаниями, в связи с ростом цен на рынке нефтепродуктов?

Ответ: Могу сказать, что министр Герман Греф общался с руководителями крупнейших нефтяных компаний на предмет изучения причин быстрого роста цен на бензин, как оптовых, так и розничных, за первые два месяца текущего года. Эти консультации пока будут продолжаться.

Здесь можно решать вопрос с двух сторон - с одной стороны рассматривать возможность снижения экспортных пошлин и налоговой составляющей как компонента, входящего в издержки нефтяных компаний, а с другой стороны - проводить антимонопольное разбирательство роста цен.

Вопрос: В свете сложившейся ситуации, не будет ли Минэкономразвития менять прогноз по инфляции на этот год?

Ответ: Нет, мы не меняем свой прогноз. Фактор, связанный с ростом цен на услуги, прежде всего ЖКХ, уже сработал в январе и больше его не будет. Дальше главным возмутителем спокойствия остаются рост цен на бензин и на продукты питания. Рост цен на непродовольственные товары, как показывает практика, из-за высокой конкуренции будет небольшим, скорее всего ниже уровня инфляции. А вот рост цен на продукты питания, на мой взгляд, вызван в основном злоупотреблениями на розничном рынке.

Вопрос: Будет ли правительство разрабатывать какие-то новые механизмы по сдерживанию инфляции, или реализации пакета антиинфляционных мер достаточно для достижения запланированных целей?

Ответ: У нас единственный план антиинфляционных мер, но он достаточно разнообразный, и включает меры, направленные на стимулирование предложения товаров, и инструменты для изъятия лишней ликвидности с рынка. Также там есть механизмы антимонопольного регулирования, то есть снижения неоправданно завышенных цен, меры по контролю над ценообразованием естественных монополий и таможенно-тарифному регулированию.

Антиинфляционный пакет включает в себя как краткосрочные, так и средне- и долгосрочные меры. Инфляция - это болезнь заразная и долгоиграющая. Но успешная реализация этих мер позволит снижать уровень инфляции в среднем на один процентный пункт ежегодно.

Вопрос: По оценке Минэкономразвития, будет ли продолжаться спад промпроизводства в этом году, или все же удастся преодолеть негативную тенденцию?

Ответ: К сожалению, пока нет особых предпосылок к росту в этой сфере. Потому что к 2005 году выдохлись основные лидеры роста - нефтедобыча и металлургия, которая завязана на конъюнктуру спроса, который пошел на спад вместе с мировыми ценами.

Что касается нефтяной промышленности - мы вышли на некую планку, которая обусловлена имеющимися добывающими и транспортными мощностями, и для того, чтобы двигаться дальше, нужны серьезные инвестиции. Но даже при их наличии этот рост не сможет возобновиться ни в этом, ни в следующем году, из-за довольно длительного инвестиционного цикла в этой сфере.

Вопрос: А насколько меры по стимулированию нефтедобычи, которые сейчас разрабатываются, помогут улучшить эту ситуацию?

Ответ: Меры по стимулированию нефтедобычи являются консенсусом с нефтяными компаниями, которые обосновали необходимость совершенно других налоговых условий для освоения месторождений Восточной Сибири, чем по месторождениям Западной Сибири.

Мы встречались с нефтяными компаниями и анализировали разные примеры. В частности, "Сургутнефтегаз" представлял экономическое обоснование разработки Чаяндинского нефтяного месторождения в Якутии. В нем говорилось, что компания не выходит на положительный cash-flow в течение всего инвестиционного цикла. Это связано с высокими первоначальными затратами, большими транспортными издержками и неразвитостью инфраструктуры. Именно для таких проектов и возможно введение налоговых каникул.

Вопрос: Ожидает ли Минэкономразвития сохранения текущей благоприятной ситуации с ценами на нефть после 2009 года?

Ответ: Такие вещи очень трудно предсказывать. Не было ни одного человека, который бы три года назад сказал, что цены на нефть в этом году поднимутся до 60 долл/баррель, как и в 1995 году никто не мог подумать, что цена на нефть упадут до 9-12 долл/баррель. Можно говорить о факторах, которые на это влияют. Если ситуация на Ближнем Востоке будет стабилизироваться, то цена на нефть будет уменьшаться, если неопределенность будет сохраняться, то скорее всего, фундаментальная цена по-прежнему останется высокой.

Есть и другие прогнозы: достаточно какого-нибудь одного катаклизма, и цена может и дальше скакнуть. А это грозит спадом мировой экономики, потому что страны, в которых не добывается нефть, будут не в состоянии поддерживать темпы роста при таких огромных издержках на топливо.

Вопрос: А как это скажется на российской экономике?

Ответ: Тоже плохо. Мы, слава Богу, производим не одну нефть. Уже не раз и правительство, и президент заявляли, что мы заинтересованы не в такой высокой цене на нефть, а в справедливой стабильной цене.

Вопрос: А пока сохраняется высокая цена на нефть, Минэкономразвития не предлагает повысить уровень цены отсечения в Стабфонд?

Ответ: Пока нет.

Вопрос: Ожидается ли в этом году сохранение тенденции превышения притока капитала в Россию над оттоком?

Ответ: В прошлом году наблюдался рекордный рост как активов российских компаний за рубежом, так и частных иностранных инвестиций в экономику России. Причинами столь значительного роста стали низкие процентные ставки на мировом финансовом рынке, а также два крупных иностранных займа "Газпрома".

Однако в этом году существует большая вероятность, что приток сменится небольшим чистым оттоком капитала. Это обусловлено тем, что в этом году ожидается снижение иностранных заимствований госкомпаний на фоне довольно высокого оттока. Также увеличатся выплаты по обслуживанию накопленного внешнего частного долга.

Но уже с 2007 года возможно установление стабильного чистого притока иностранного капитала в российскую экономику. Это связано с ростом иностранных инвестиций в нашу страну, а также привлечением капитала за счет размещения акций российских компаний за рубежом.

Вопрос: А не вызовут ли у иностранных компаний опасения вкладывать средства в нашу экономику высказывания по поводу возможного пузыря на фондовом рынке?

Ответ: Я бы здесь согласился с мнением аналитиков фондового рынка, которые рекомендуют больше обращать внимание не на краткосрочную динамику тех или иных акций. Она может объясняться спекуляциями, неполной информированностью и базироваться на переоценке или недооценке того или иного актива.

Аналитики все-таки предлагают ориентироваться на капитальные показатели стоимости актива, на реальные запасы, которыми обладает компания по сравнению с текущей стоимостью, и, исходя из этого, принимать инвестиционное решение.

Это означает, что в котировальных листах российских бирж есть и мыльные пузыри - компании, которые переоценены, и есть компании, которые системно недооценены. Последние, возможно, и будут теми, кто обеспечит в дальнейшем рост фондового индекса.

Поэтому проблема мыльного пузыря, наверно, существует, но, на мой взгляд, в нашей сильно недооцененной экономике это не проблема всего рынка, а проблема отдельных компаний.

Вопрос: Означает ли это, что в ближайшее время можно ожидать спад на нашем фондовом рынке?

Ответ: Не спад, а корректировку рынка и отход на стабильные позиции. Но я бы не исключал и дальнейший рост исходя из того, что есть недооцененные компании, о которых пока многое неизвестно. И выход этих компаний даст пищу для роста фондового индекса в среднесрочной перспективе. Это компании не первого эшелона.

Вопрос: Не изменилась ли позиция Минэкономразвития по вопросу о возможности снижения ставки НДС?

Ответ: Это давняя дискуссия. Многие забыли, что Советский Союз потерпел первый экономический нокдаун, когда под доходы от нефти набрал кучу обязательств, а потом, когда цена на нефть резко упала, не смог найти новые источники, которые позволили бы исполнить обязательства, которые были взяты. Этот серьезный урок. Мы не должны его ни в коем случае ни забыть, ни тем более повторить.

Нельзя строить долгосрочную стратегию на нефтяных деньгах. Поэтому мы должны базироваться на доходах, не связанных с ценой на нефть. НДС не сильно зависит от нефтяной конъюнктуры, поэтому если мы его серьезно уменьшаем, то значительно увеличивается доля в расходной части бюджета, связанная с нефтедолларами.

Позиция, связанная с нежеланием резко уменьшать НДС, на мой взгляд, консервативно-разумная. Хотя снижать НДС нужно.

Вопрос: Одним из предложений Минфина является снижение НДС с 2009 года с одновременной унификацией ставки. Поддерживаете ли вы эту позицию?

Ответ: Это вариант, который суммарно уменьшает налоговую нагрузку на экономику, но имеет некоторые негативные факторы. Во-первых, такое решение, скорее всего, приведет к некоторому росту инфляции. Сейчас по льготной ставке в 10 проц облагаются товары первой необходимости, которые входят в потребительскую корзину, по которой и считается инфляция. И поэтому получится, что товары в потребительской корзине вместо ставки в 10 проц будут облагаться налогом в 15 проц. А ставка НДС понизится на товары не первой необходимости, которые покупают более богатые люди.

И второе - эта мера будет более болезненна для людей с низким уровнем дохода.

Поэтому в целом может это и правильный шаг с точки зрения снижения налоговой нагрузки и облегчения администрирования, ведь одну ставку легче администрировать, чем две. Но вот такие негативные последствия заставляют задуматься о том, стоит ли идти на этот шаг. Этот вопрос еще будет обсуждаться.

Вопрос: Известно ли Вам, каковы могут быть критерии контроля над крупными расходами граждан в рамках проведения кампании по упрощенному декларированию доходов?

Ответ: Я знаю, что сейчас Минфин подготовил последнюю версию закона об упрощенном декларировании доходов. Мы согласовали этот законопроект, он не предполагает одновременного введения контроля над крупными расходами граждан.

Вопрос: Какие основные приоритеты законотворческой деятельности Минэкономразвития на этот год?

Ответ: Мы разрабатываем законы практически по каждому направлению. В области социальной сферы это закон об автономных учреждениях - закон, который довольно давно обсуждается и лежит в основе реформирования социальной сферы, в первую очередь системы здравоохранения и образования. Он предполагает усиление ответственности и самостоятельности учреждений образования и здравоохранения.

Продолжается работа по принятию законов в рамках реформирования пенсионной системы, которые связаны с возможностью инвестирования пенсионных накоплений.

В области развития рынка недвижимости планируется принятие поправок в закон об ипотеке и о регистрации прав на недвижимость. По-прежнему идет работа над совершенствованием корпоративного законодательства, разрабатываем закон о биржевой торговле.

Также в рамках реализации судебной реформы планируется внесение поправок в законы о статусе судей и об органах судейского сообщества. Сильная независимая судебная система - это инструмент повышения инвестиционной привлекательности и защиты прав собственности, поэтому вопрос судебной реформы для нас по-прежнему важен.

Вообще в этом году мы планируем разработать и внести в правительство пятьдесят законопроектов, из них семнадцать - по реализации среднесрочной программы, шесть - по плану законопроектной деятельности и двадцать семь - по отдельным поручениям правительства. Так что, если учесть, что в году 54 недели, работа предстоит довольно напряженная.

Вопрос: Вы в Минэкономразвития отвечаете за реализацию ФЦП "Электронная Россия". В прошлом году неоднократно заявлялось о пересмотре концепции этой программы. Будут ли внесены изменения?

Ответ: 7 марта Мининформсвязи разослало на согласование всем ведомствам-заказчикам новую концепцию ФЦП "Электронная Россия" на 2006-2010 годы. Мы только начинаем изучать документ. Это как раз попытка обновить программу, начиная с 2007 года.

Вопрос: Будет ли она больше взаимосвязана с концепцией развития электронного государства?

Ответ: Да. Мы, как один из госзаказчиков этой программы, считаем, что эта программа должна больше замыкаться на повышение эффективности госуправления и электронного государства. Нас интересуют аспекты, связанные с технологией госуправления, контролем повышением прозрачности и ответственности административных процессов.

Вопрос: Будут ли в связи с этим пересматриваться объемы финансирования "Электронной России"?

Ответ: Я еще не видел тот объем финансирования, который предлагает Мининформсвязи. Но могу сказать, что объемы финансирования этой программы, начиная с ее реализации в 2002 году, никогда не превышали 20 процентов от запланированного.

Вопрос: Почему?

Ответ: Видимо в правительстве не считают эту программу приоритетной, она недофинансирована.





http://www.prime-tass.ru/


Док. 484969
Перв. публик.: 13.03.06
Последн. ред.: 03.09.08
Число обращений: 143

  • Шаронов Андрей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``