В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Министерство финансов РФ представило в правительство доклад о налоговой политике в 2007-2009 гг. Назад
Министерство финансов РФ представило в правительство доклад о налоговой политике в 2007-2009 гг.

Вопрос: Министерство финансов РФ представило в правительство доклад о налоговой политике в 2007-2009 гг. Каков статус этого документа в настоящий момент?

Ответ: Это пока не более, чем доклад, который был представлен Министерством финансов в правительство для обсуждения на заседании правительства. Разрабатывался он вместе с Минэкономразвития. Учитывались и предложения, которые выдвигались Минэкономразвития, но не все предложения этого ведомства сюда вошли и по некоторым позициям у нас остаются разногласия.

В основном это не слишком принципиальные разногласия, хотя часть их, например о том, с какого момента вводить понижающие коэффициенты для выработанных месторождений по НДПИ имеет расхождения в позициях. Так, Министерство финансов считает, что нужно вводить эти коэффициенты с 2008 г, а Минэкономразвития, как я предполагаю, будет настаивать на их введении с 2007 г.

По другим позициям у нас разногласий меньше. Мы пошли на предложение Минэкономразвития по сокращению сроков на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.

У нас были обсуждения по поводу того, стоит или не стоит в 2008-2009 гг индексировать диапазон применения максимальной ставки единого социального налога. Сейчас у нас максимальная ставка 26 проц, которая действует до 280 тыс руб /годового дохода/. Минэкономразвития предлагала индексировать эти диапазоны с учетом инфляции и роста заработной платы. Мы не согласились с этим предложением и пока считаем, что этого делать не нужно, хотя цена вопроса может быть порядка 50 млрд руб, но мы считаем, что сейчас эта мера не своевременна.

Есть некоторые другие расхождения, но, возможно, к заседанию правительства таких расхождений будет меньше. Мы предполагаем провести еще несколько обсуждений, в том числе и по налогу на добычу полезных ископаемых.

Вопрос: Какова идеология проведения дальнейшего этапа налоговой реформы, которая отражена в представленном правительству докладе?

Ответ: Налоговая реформа проводится уже в течение достаточно длительного времени, начиная с 2000 г. Мы каждый год вносим очень большое количество поправок. Практически полностью трансформировали налоговую систему, и эта работа близиться к завершению. Это мы подчеркнули в своем докладе. Общие контуры налоговой системы уже сформированы, основные правила по большинству налогов уже существуют. Конечно же, какое-то совершенствование в будущем еще есть. Остается ряд вопросов, по которым мы и предлагаем принять принципиальные решения.

Если посмотреть на уровень налоговой нагрузки на экономику, который мы приводим в своем докладе, видно, что с 2001 г номинальная налоговая нагрузка менялась таким образом, что в 2005 г она даже повысилась с 33,7 проц /в 2004 г/ до 36,8 проц ВВП /в 2005 г/. Это, конечно, связано с нефтяными ценами. Они изменились с 23 /долл за баррель нефти Urals в 2001 г/ до 50,6 /долл за баррель в 2005 г/. При очистке в сопоставимых условиях тенденция совсем другая - с 33,6 проц ВВП /в 2001 г/ налоговая нагрузка последовательно снижалась до 27,4 проц ВВП /в 2005 г/. Если будут приняты наши предложения, то налоговая нагрузка снизиться еще больше. Уже очищенная в сопоставимых условиях она будет составлять меньше 27 проц ВВП. Это очень конкурентные с точки зрения мировой практики условия.

Очень любопытно как налоговая нагрузка выглядит по отдельным отраслям. Так, добыча полезных ископаемых - это наиболее облагаемая деятельность. Здесь налоговая нагрузка 51,6 проц /к ВВП, производимому отраслью/. Если же посмотреть на другие отрасли, начиная с сельского хозяйства, где 45,3 проц по отношению к создаваемому ВВП или социальной сфере, где она 8,3 проц, на транспорте - 17 проц, в торговле 15 проц, в финансовой сфере 16 и т.д. Обрабатывающие производства 19 проц и прочие виды экономической деятельности 27,5 проц.

Снижение налоговой нагрузки в дальнейшем еще предполагается. Часть решений уже принята. Это было сделано в середине прошлого года, когда обсуждалась налоговая политика на 2006-2008 гг. Некоторые из них вступили в силу с 1 января 2006 г - это и амортизационная премия и возмещение НДС по капитальным вложениям и прочее. Часть решений уже принята и оформлена в виде закона и дожидается вступления в действие с 1 января 2007 г.

Это, прежде всего, касается налога на добавленную стоимость. Экспортеры получат ускоренный порядок возмещения НДС. Фактически это означает упрощенный порядок возмещения НДС. Это переход от разрешительного к заявительному порядку возмещения, то есть вместо двух налоговых деклараций, которые предъявляются налогоплательщиками сегодня /по внешним и внутренним операциям/ будет одна налоговая декларация. Вместо тотального контроля по всем возмещениям и зачетам, который существует сегодня, будет применяться общий механизм с последующим контролем со стороны налоговых органов. Это приведет к тому, что налогоплательщики получают значительно быстрее те суммы НДС, которые есть. Если сейчас возмещается порядка 500 млрд руб экспортерам в год /2005 г/, то по нашим оценкам это будет означать, что на 140 млрд это будет увеличиваться в 2008 г. По существу для бюджета это прямые потери. Это кассовые разрывы. Это не столько снижение налоговой нагрузки по существу, сколько неотвлечение тех средств, которые имеются у налогоплательщика. Сумма в 140 млрд руб рассчитана без учета дополнительных рисков, которые могут возникнуть из-за более широких возможностей для махинаций и злоупотреблений при ослаблении контроля.

Мы предполагаем улучшить администрирование НДС. В частности, нам удалось принципиально договорится с Центробанком, чего не удавалось раньше, о том, что мы будем внедрять, начиная с 2007 г информационную систему управления рисками по НДС. Для этого нам придется сделать не так много - изменить форму платежного банковского поручения, и сумму НДС из вспомогательного поля перевести в основное. Это позволит получать информацию, анализировать ее. Как ее анализировать, мы примерно представляем. Это позволит обнаруживать наиболее уязвимые и опасные с точки зрения воровства средств из бюджета компании. Мы предполагаем одновременно внести еще и некоторые уточнения в закон о государственной регистрации организаций, юридических лиц. Часто, налоговый контроль по подозрительным налогоплательщикам, прежде всего, если это касается фирм-однодневок, приведет к тому, что мы уже никого не застанем, когда придем. Тем не менее, у нас будет информация о том, что это за организации, кто ее учредитель, кто ее генеральные директора, и можно создавать препятствия для того, чтобы они создавали все новые и новые предприятия и организации, которые в дальнейшим использовались бы для уклонения.

Вопрос: Не секрет, что фирмы-однодневки регистрируются на подставные лица, по утерянным паспортам. Как вы предполагаете отслеживать такие ситуации для того, чтобы перекрыть этот канал?

Ответ: Это предполагает еще и создание хорошей базы и оперативного взаимодействия с Министерством внутренних дел. Число граждан в России конечно, поэтому в результате последовательных действий число этих возможностей будет быстро сокращаться. Очевидно, что все злоупотребления не прекратятся мгновенно. Чуда не произойдет. Но появится инструмент, которые в течение сравнительно короткого времени, может даже за год, перекроет эти возможности.

Вопрос: Какие изменения будут в режим применения налога на прибыль?

Ответ: Это уже принятые решения, которые дожидаются вступления в силу. Это снятие практически всех ограничений по переносу убытков на будущее. Мы сделали с 1 января этого года только первый шаг, увеличив норматив. Со следующего года мы отменяем его полностью. Очень важная с нашей точки зрения мера, особенно в плане поддержки инвестиционной активности. В сочетании с решениями по НДС в части капитального строительства это даст дополнительные результаты.

По налогу на прибыль сейчас мы будем уделять все большее внимание амортизационной политике. Это достаточно тонкий инструмент, с помощью которого можно достаточно серьезно влиять на налогообложение прибыли и на инвестиционную активность. В руках правительства есть и амортизационные группы, сроки полезного использования. У нас есть понимание по этому вопросу и с Минпромэнерго и с Минэкономразвития, что этот инструмент должен задействоваться более активно, в частности, в тех отраслях, где государство намерено осуществлять активную промышленную политику.

Что касается НИОКР, то в 2006 г мы с 3 до 3 лет сократили сроки, в течение которых принимаются эти расходы и отменили градацию - давшие - не давшие положительный результат. С 2007 г мы более спрессовываем срок. В течение года будет происходить возмещение. По результатам, особенно для тех компаний, которые активно занимаются этой деятельностью, это может быть принципиально. Контроль в отношении этих расходов будет обычный - по следам, по отчетности, по документам. Конечно, всякие специальные правила могут быть использованы для уклонения от налогообложения, но это уже зависит от качества налогового контроля, проверок. Совершенно очевидно, что это те же самые суммы, которые предлагаются и сегодня. Речь идет о сроках, в течение которых эти расходы будут приниматься.

Достаточно серьезные изменения мы предлагаем в области акцизов. По нефтепродуктам мы не стали показывать снижение налоговой нагрузки за счет того, что мы не индексируем акцизы. По другим товарам - алкоголь, другим видам подакцизных товаров индексация будет произведена на инфляцию.

По нефтепродуктам индексации акцизов не будет ни в 2007 г, ни в 2008 г.

Мы предлагаем отказаться от сложной схемы уплаты акцизов, когда плательщиками являются не только и не столько нефтеперерабатывающие заводы, сколько продавцы, перепродавцы и потребители нефтепродуктов. Эта система была создана несколько лет назад, чтобы решить бюджетные вопросы, когда отменялся налог на пользователей автомобильных дорог. Практика совмещения бюджетных и налоговых проблем не самая лучшая. Надо возвращаться к старым правилам уплате акцизов нефтеперерабатывающими заводами и это предлагается на 2007 г. Исключение мы делаем только для прямогонного бензина. Для него мы ввели такую схему с 1 января 2006 г. Если мы откажемся от этой схемы, то у нас просто рухнет нефтехимия, поэтому ее сохранили.

Принципиальные решения и по сигаретам. У нас несколько лет длились табачные войны - и между табачными компаниями, и внутри Государственной думы, и в правительстве не было единой точки зрения, Счетная палата выставляла нам много претензий. Сейчас мы пришли к понимаю того, что можно с 1 января 2007 г переходить на уплату акцизов, исходя из максимальных розничных цен, которые будут печататься на пачках.

Вопрос: То есть будет введен контроль цен?

Ответ: Это будет контроль цен. Производители будут на пачках печатать максимальную розничную цену и исходя из этой максимальной розничной цены уплачивать акциз. При этом мы сохраняем комбинированную ставку, когда есть и специфическая и адвалорная составляющая. Понятно, что адвалорная составляющая будет определяться, исходя из этих максимальных розничных цен. Для компаний это непростая задача - выбрать эти цены оптимально с тем, чтобы, с одной стороны, не задрать уплачиваемые акцизы, с другой стороны выбрать оптимальную стратегию. Табачники к этому готовы. Мы провели с ними консультации на эту тему. Это снимает все споры по поводу использования трансфертного ценообразования, переносу значительной части прибыли на торговую, в том числе аффилированную, сеть. Мы полагаем, что это позволяет еще снять часть жирка, который образуется сейчас в торговле, увеличив акцизы больше, чем мы это делали в прошлые годы - примерно на 30 проц без заметного роста цен на сигареты. По нашим оценкам, рост цен возможен в пределах всех ценовых категорий будет порядка 1 рубля за пачку. Мы считаем это вполне нормальным с учетом того, что у нас сигареты стоят чрезвычайно дешево по сравнению даже с нашими соседями в государствах СНГ, а тем более в Восточной Европе.

Вопрос: Означает ли это введение каких либо санкций за превышение верхних ценовых пределов на сигареты?

Ответ: Да. Это означает, что розница не может продавать сигареты по ценам, выше тех, которые обозначены на пачке.

Мы рассматривали два варианта. Либо стандартный - европейский, украинский, который означает, что за превышение цен следует административное наказание торговцев. Второй вариант - польский. Но мы склоняемся больше к первому варианту. Польша пошла по пути уплаты дополнительно очень высоких акцизов теми продавцами сигарет, которые продают их по ценам, выше указанных на пачке. Этот механизм предусматривает постановку на учет, подачу налоговых деклараций, а в случае уклонения продавец подпадает под целую серию наказаний, которое предусматривает налоговое законодательство.

Вопрос: Как будет определяться цена производства сигарет при данном механизме?

Ответ: Цена производства нас абсолютно не интересует с точки зрения уплаты акцизов.

Вопрос: Что произойдет, если мировая цена на табак одномоментно упадет. То есть у табачных производителей могут возникнуть убытки?

Ответ: Нет, убытков не будет. Мы это проработали с табачниками. Это в основном жирок торговой сети, которая сегодня берет 2/3 прибыли от производства сигарет. Эта маржа значительно снизится. Обычные фабрики в этом случае не слишком пострадают. Несколько увеличив цену, они выйдут на вполне приемлемые результаты. Все понимают, что стратегически мы будем и дальше увеличивать акцизы темпами, по крайней мере, вдвое опережающими инфляцию. Нам надо выходить на другую систему налогообложения данной продукции.

Вопрос: Означает ли это, что сигареты будут отпускаться только зарегистрированным розничным сетям и продавцам, исчезнут ли они на рынках?

Ответ: Рынки останутся. Просто цены будут не выше тех, которые напечатаны на пачках. Ниже этих цен продавать можно. Это не означает фиксированной цены. Если на пачке будет, например, написано 30 рублей, то продать ее за 20 или 25 рублей - пожалуйста. Будет ли делать это торговля? Наверное, где-то это будет происходить.

Вопрос: Должна ли табачная компания фиксировать розничную цену на тот или иной сорт сигарет в течение года?

Ответ: В течение года компания может принять решение в какой-то промежуток времени, что цена будет 35 рублей, а не 30 рублей. Тогда они будут платить акцизы именно с этой новой цены. Может случиться, что в торговле могут встретиться в одном киоске пачки с двумя разными ценами, например в 30 и 35 рублей. В этом ничего страшного нет. Это будет означать, что одна пачка должна быть продана по цене, не больше, чем за 30 рублей, а другая по цене, не больше, чем 35 рублей.

Максимальные розничные цены будут указываться табачными производителями в налоговой декларации, и, исходя из нее, уплачивать акцизы.

Вопрос: Не опасаетесь ли вы ухода реализации сигарет в теневой сектор?

Ответ: Здесь есть контроль и со стороны государства в лице Министерства внутренних дел, а с другой стороны - граждан, который вряд ли захочет покупать сигареты по цене, выше указанной на пачке, если в другой торговой точке он может купить эти же самые сигареты по цене, которая заявлена на пачке. В любом случае, мы не опасаемся, что это станет массовым явлением.

Вопрос: Каков украинский опыт в этом направлении?

Ответ: На Украине были другие методы - сигареты плюс коробок спичек, то есть набор. Мы такие варианты тоже предусматриваем и постараемся не допустить.

Вопрос: Возможен ли вариант, когда розница будет уплачивать повышенные ставки акцизов в случае реализации сигарет по цене, выше указанной на пачке?

Ответ: Мы имели два варианта. Один административный контроль с привлечением милиции, жестким наказанием, конфискацией товаров, штрафов за нарушение правил торговли. Другой - это экономические механизмы. Применительно к нашей стране склоняемся к первому.

Вопрос: Какие изменения произойдут в порядке применения налога на добычу полезных ископаемых?

Ответ: Это очень серьезный законопроект, по которому в течение очень долгого времени у нас идут дискуссии. Пока мы не сблизили наши позиции.

Мы фиксируем специфические ставки, привязанные к ценам на мировом рынке еще на 10 лет, то есть до 2017 г. По действующему законодательству уже с 2006 г должны были действовать адвалорные ставки.

Мы даем налоговые каникулы с 2007 г по новым месторождениям в Восточной Сибири и арктическому шельфу. Эти налоговые каникулы даются на 10 лет с момента получения лицензии на добычу. Если лицензия на разведку и добычу, то срок налоговых каникул может быть увеличен на то время, которое отводится на разведку.

Есть еще один не до конца согласованный показатель, который касается вопроса о досрочном прекращении каникул, если месторождение выйдет на какой-то определенный уровень эффективности. Минпромэнерго и МПР предлагают показатель в 20 проц от объема запасов. То есть при добыче 20 проц каникулы просто останавливаются, если этот показатель будет достигнут в течение, например, 7 лет, а не 10 лет. Затем будет выход в обычный режим.

Вопрос: Это касается защищенных запасов?

Ответ: Именно это нас очень сильно и смущает. Поэтому мы говорим, что такой относительный показатель является не вполне объективным и есть возможности для манипуляций и обмана. Мы хотели бы выйти на некоторые абсолютные показатели, но эта дискуссия у нас пока еще не полностью завершена. Самое позднее - к апрелю мы должны этот показатель поставить и с 2007 г это должно стартовать.

Вторая тема - эта понижающие коэффициенты выработанности месторождений. Мы уже договорились, что здесь речь идет о 85 проц выработанности. Примерно уже согласовали шкалу, по которой это будет происходить. Остался вопрос о сроках ведения в действие. В нашем проекте это 2008 г. Это связано с большим объемом потерь, которые мы немедленно обнаруживаем. По расчетам МЭРТ, при средней цене в 45 долл за баррель это получается за 50 млрд руб. По нашим оценкам при нынешних ценах потери составляют 70-80 млрд руб. Если цены будут на уровне 60 долл за баррель, то мы можем подойти к потерям в 90 млрд руб. Это большие риски с учетом набора других мер по снижению налогового бремени в 2007 г на 180 млрд руб.

По НДПИ мы планируем с 2008 г уточнить многие правила, касающиеся твердых полезных ископаемых. Я очень рассчитываю, что мы будем готовы перейти на специфические ставки по некоторым видам твердых полезных ископаемых. Это касается золота, железных и некоторых других видов руд.

По подоходному налогу. Это возможности дополнительных вычетов на социальные цели - образование, здравоохранение. Это касается и членов семьи налогоплательщика. Увеличение вычетов составит с 38 до 50 тыс рублей.

Человеку не обязательно заболеть и потратиться на лекарства и на медицинскую помощь для того, чтобы воспользоваться правом на вычет. Речь идет о добровольном медицинском страховании. Приобретение полиса будет приравнено к расходам непосредственно на лечение. Это дополнительные стимулы для развития добровольного медицинского страхования, а с другой стороны - возможность для граждан гарантированно получить помощь и лечение с учетом того, что 50 тыс руб страховых взносов могут покрыть значительно большие суммы на лечение.

Вопрос: То есть это является альтернативой предложениям вычитать уплаченные суммы из ЕСН?

Ответ: В какой-то степени да. Мы не предлагаем трогать ЕСН в ближайшие годы вообще.

Вопрос: Может ли эта схема распространиться в дальнейшем на добровольное пенсионное страхование.

Ответ: По добровольному пенсионному страхованию мы готовим целый ряд предложений, но они находятся в стадии проработки. Хотя проблемы в этой и не только сфере есть. Это касается и налогообложения дивидендов, уточнения правил по трансфертному ценообразованию.

Вопрос: Какова оценка Минфином потерь от снижения ставки НДС до 15 проц, которые предлагаются ведомством?

Ответ: По нашим оценкам на снижение НДС до 13 проц идти нельзя, потому что даже в течение одного 2007 г это означает прямые потери в 523 млрд руб. Кроме разгона инфляции, создание дополнительных конкурентных преимуществ для импорта, это практически ничего не даст. Если посмотреть на ставки НДС в Европе, то таких экзотических ставок не существует, так как налоги на потребление наоборот растут. Это основная стратегическая позиция.

Мы поставили на 2009 г единую ставку в 15 проц. Это не простое решение с учетом того, что на некоторые социально-значимые товары будет повышение ставки. Но даже в этой конструкции потери для бюджета составят 357,0 млрд руб в год.

По сбору за пользование водными биологическими ресурсами у нас накопился ряд проблем, которые мы предполагаем решить в этом году. Это комплексное решение, и это может стартовать с 2008 г. Но это не слишком большие потери. Это касается и пересмотра ставок, которые по некоторым видам биоресурсов несколько завышены.

Вопрос: Каково ваше отношение к вопросу о замене НДС на налог с продаж?

Ответ: Я пока смотрю на это предложение как на интересную академическую дискуссию. Она пока не созрела для того, чтобы выходить в практическую и тем более в политическую плоскость.

Здесь очень много рисков, которые в докладе не учтены. Если брать налог с продаж в той конструкции, которая была раньше, то он в 15 раз меньше по объемам НДС. Если заменить НДС налогом с продаж, нужно в 15 раз увеличить ставку, то есть до примерно 75 проц. Понятно, что это из серии иллюзий. Такую ставку никто предлагать не может.

Если расширять налоговую базу на все товары и услуги, то те из них, которые раньше освобождались от уплаты налога с продаж, включая государственные закупки, ориентируясь на конечное потребление. В налоговую базу попадут и закупки предприятий для производственных целей. Это означает, что целый ряд операций, которые сегодня освобождается от НДС, потому что это технология, должны будут попасть под такой налог с продаж. Это касается банковских услуг, страховых услуг и еще целый ряд услуг. В результате на рынке произойдут серьезные деформации. Эти расходы будут переложены на клиентов.

Риски больше. Так, налог на добавленную стоимость устроен так, что если какое-то звено выпадает, то предыдущая часть попадает в бюджет. Здесь, когда все это делает конечный потребитель, исчезает потребитель вместе со всеми налогами. С точки зрения налогового контроля это значительно более сложная позиция. От НДС сейчас освобождена вся мелкая торговля и весь малый бизнес. В конструкции налога с продаж они должны будут стать налогоплательщиками.

При налоге с продаж экспортеры оказываются в худшем экономическом положении, что тоже очевидно.

Минусов на самом деле очень и очень много.

Да, у НДС есть системные проблемы, связанные со злоупотреблением и воровством. Мы ориентируемся на то, чтобы эти проблемы решать. Мы рассматриваем возможность с 2008 г поменять подходы к тому кого признавать налогоплательщиками по НДС. Сегодня у нас необычный национальный подход, когда все объявляются налогоплательщиками, а потом для какой-то категории лиц делаются исключения. В Европе это специальная регистрации в качестве налогоплательщика НДС, так как это выгодно. Малым компаниям вообще не разрешается быть плательщиками НДС.

Если мы поменяем систему, то это позволит улучшить администрирование, управление рисками, не разбазаривая силы на поиск малозаметных налогоплательщиков.

То есть в такой конструкции критериями будут служить, прежде всего, обороты компаний.

Это пока еще только обсуждение, а не законопроект. Это постановка задачи. Обсуждение плюсов и минусов. Мы склонны к тому, чтобы это сделать, но нужна более глубокая проработка.






http://www.prime-tass.ru/


Док. 484966
Перв. публик.: 15.03.06
Последн. ред.: 03.09.08
Число обращений: 154

  • Шаталов Сергей Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``