В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Банк России сохраняет прогноз по инфляции на 2006 г Назад
Банк России сохраняет прогноз по инфляции на 2006 г

Банк России сохраняет прогноз по инфляции на 2006 г на уровне 8,5 проц, ожидает в марте инфляцию на уровне 0,7-0,8 проц

Вопрос: Алексей Валентинович, как Вы оцениваете сложившуюся ситуацию по инфляции в 2006 году. Какие факторы оказали особенное влияние на нее?

Ответ: Ситуация в начале года сложилась очень непростая. Если январь текущего года получился чуть лучше, чем в 2005 г /2,4 проц в январе 2006 г против 2,6 проц в январе 2005 г - ПРАЙМ-ТАСС/, то в феврале ситуация сложилась чуть хуже, и в целом за два месяца инфляция составила 4,1 процента. Тем не менее, мы пока не собираемся пересматривать прогноз по инфляции на текущий год, мы считаем, что есть шанс удержаться в рамках заявленных 8,5 процентов. Задача сложная, неординарная, но выполнимая.

Резкий скачок инфляции можно считать следствием локальных факторов, а именно высоких мировых цен на сахар, ажиотажного спроса на соль и в результате - роста цен на нее, а также удорожания плодоовощной продукции и зерновых в связи с необычными холодами зимой и соответствующими ожиданиями на урожай этого года.

Но это не все факторы, повлиявшие на инфляцию. В феврале 2006 г был более высокий уровень базовой инфляции по сравнению с прошлым годом, - а это уже серьезное обстоятельство /1,2 проц в феврале 2006 г против 0,7 проц годом ранее - ПРАЙМ-ТАСС/. Подобное повышение базовой инфляции, как нам кажется, связано с тем, что сейчас пришло время, когда на инфляцию повлиял высокий уровень денежного предложения, произошедший в середине прошлого года, а точнее в третьем квартале. Рост денежной массы в свою очередь был связан с некоторым смягчением бюджетной дисциплины, с ростом расходов бюджета.

Вопрос: И каким образом необходимо решать сложившуюся ситуацию?

Ответ: В данном случае, мы считаем, что весь инструментарий должен быть задействован сейчас - и тот, который есть у правительства в части таможенно-тарифной политики, связанный с тарифами на плодоовощную продукцию, на сахар, мясо и т.д. Наш инструментарий мы уже достаточно активно используем. Во-первых, в части курсовой политики - это укрепление номинального эффективного курса рубля. И, во-вторых, - это повышение процентных ставок по некоторым нашим инструментам. Мы уже это сделали по таким инструментам, как однодневные и недельные депозиты /до 1 проц и 1,5 проц соответственно/, а также рассматриваем вопросы по дальнейшему повышению ставок. Некоторые результаты предпринимаемых нами действий уже есть. Так, динамика денежного предложения в начале этого года существенно ниже, чем в течение 2005 г.

Вопрос: Какие прогнозы Банка России по дальнейшему росту инфляции?

Ответ: Я считаю, что в марте текущего года мы должны выйти на тот нормальный уровень инфляции, на который мы выходили в конце прошлого года, то есть на уровень в 0,7 - 0,8 проц роста в месяц, и за I квартал уложиться в 5%. В дальнейшем все будет зависеть от политики, которую мы будем проводить.

Вопрос: Какого ориентира придерживается Банк России в отношении укрепления реального эффективного курса рубля? Не изменились ли основные прогнозы ЦБР по золотовалютным резервам, росту денежной массы?

Ответ: Нет, никаких из этих прогнозов мы не меняли. По-прежнему наше мнение таково, что для российской экономики не вызовет проблем увеличение реального эффективного курса рубля на 9 проц /за январь-февраль, по оценке ЦБР, он укрепился на 4,5 проц/. При этом мы безусловно считаем, что приоритетом для ЦБР является соблюдение ориентира по инфляции. Прогнозы по росту золотовалютных резервов и денежной массы также соответствуют ориентирам, прописанным в "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 г", то есть прирост валютных резервов составит от 21 млрд до 104,4 млрд долл в зависимости от цены на нефть, а темпы прироста денежной базы в узком определении, соответствующие целевому ориентиру по инфляции на 2006 г, в зависимости от варианта оцениваются на уровне 17-23 проц.

Вопрос: Алексей Валентинович, 2005 год был первым годом в российской истории, когда был зафиксирован чистый приток капитала. В чем было принципиальное отличие текущего года от остальных?

Ответ: Итоговый результат притока-оттока капитала - это очень многофакторный процесс. В прошлом году совпало несколько обстоятельств: снижение странового риска, повышение рейтингов России, прекращение опасений инвесторов по поводу гарантий прав собственности, укрепление номинального эффективного курса рубля. Все это привело к тому, что итоговым показателем был чистый приток частного капитала.

Сейчас чистый приток связан с большим привлечением капитала банковским и, особенно в большей степени, нефинансовым сектором. Это нормально и говорит о нашем активном вступлении в международные финансовые рынки. В дальнейшей трехлетней перспективе, на которую у нас рассчитывается финансовый план, мы считаем, что будет увеличение чистого притока частного капитала- примерно на уровне 10-15 млрд долл в год.

Вопрос: А в 2006 года возможно повторение результата прошедшего года?

Ответ: Мы в своих прогнозах не ожидаем чистого притока, поскольку во многом положительный результат в 2005 году был связан с активными заимствованиями государственных компаний. Весьма вероятно, что такого объема заимствований в текущем году не будет. Поэтому мы ожидаем цифру либо близкую к нулю, либо немного отрицательную величину, то есть небольшой чистый отток. Но, поскольку этот фактор зависит от разных переменных, колебания в ту или иную сторону не страшны - главное чтобы была общая позитивная тенденция.

Вопрос: Обременения по движению капитала существуют еще до конца 2006 года, возможна ли отмена некоторых из них в ближайшее время? Насколько готова экономика России к полной отмене обременений?

Ответ: Во-первых, я считаю, что экономика в целом готова к отмене ограничений по движению капитала. В течение всего времени мы использовали обременения в рамках дозволенного законодательством далеко не на полную мощность. В среднем остатки на спецсчетах, где резервируются эти средства, составляли 6-8 млрд руб. Существующие обременения немного снижают мотивацию к осуществлению операций, но, естественно, не являются запретительными. В существующей ситуации, когда и объемы выхода на IPO очень большие, и заимствования большие, и прямые иностранные инвестиции большие, - небольшие ограничения по данным операциям не мешают.

Хотим ли мы отказаться от некоторых обременений раньше 2007 года? Да, вероятно, хотим. Мы обсуждаем возможность того, чтобы сократить и отменить требования по формированию резервов по операциям уже до истечения этого года, возможно даже это произойдет в течение этого полугодия. Пока мы обсуждаем только этот вопрос, не затрагивая специальные счета.

Вопрос: Кроме этого, ожидается, что с 1 января 2007 г российский рубль станет полностью конвертируемой валютой, и в дальнейшем ЦБР планирует через 3 года отказаться от интервенций на валютном рынке. Через какой период можно будет перейти к "плавающему курсу" таким образом, чтобы не опасаться спекулятивных операций на рынке?

Ответ: Банк России не называл срок в три года, мы говорим, скорее, о периоде 3-5 годах. Такая перспектива определяется несколькими факторами. С одной стороны - состояние валютного рынка. Мы исходим из того, что изменение конъюнктурных цен с одной стороны, и стимулирование импорта через укрепление реального эффективного курса рубля - с другой, будет приводить к постепенному снижению экстремально высокого сальдо текущих операций. Даже на фоне того, что будет несколько увеличиваться сальдо счета капитальных операций. В любом случае, в целом, превышение предложения валюты на внутреннем валютном рынке над спросом на нее - будет уменьшаться. В этой связи необходимость нашего присутствия на рынке будет существенно снижаться.

С другой стороны, в силу того, что в банковской системе уровень ликвидности нормализуется, возникнет спрос на наши рублевые инструменты. В данной ситуации у нас появляется возможность воздействовать на рынок не менее эффективно через определение цены денег, через объем рефинансирования, - я имею в виду трансмиссионный механизм. То есть через процентную политику мы сможем делать то, что делаем сейчас через курсовую политику. Сочетание этих двух факторов, как мы считаем, позволит нам в трех-пятилетний период перейти к "плавающему курсу" рубля.

Вопрос: Как Банк России оценивает текущее состояние ликвидности банковского сектора? Не существует ли возможности ее снижения?

Ответ: Да, считаю, что ликвидность банковского сектора может снижаться. В последние годы она избыточная, пусть с некоторыми колебаниями, но в целом - она избыточная. Ликвидность может и, вероятнее всего, должна снижаться - деньги должны быть дефицитным товаром, за который нужно бороться. Тогда ликвидность будет эффективно использоваться, как и любой другой товар. Мы считаем, что уже, скорее всего, в 2008 г потребуется достаточно значительная подпитка ликвидности банковского сектора через операции рефинансирования Банка России. Не локальное рефинансирование, как сейчас, а уже системное.

Вопрос: Какой объем рефинансирования сейчас Банк России может предоставлять без угрозы для экономики?

Ответ: Дело в том что, мы в своей политике сочетаем инструменты и рефинансирования, и стерилизации. В целом мы исходим из того, что несколько сот миллиардов рублей - 200-300 млрд руб, мы можем рефинансировать достаточно свободно, возможно, даже несколько большую величину.

Вопрос: Какими бумагами Банк России планирует расширять ломбардный список, и есть ли сложности с дальнейшим расширением списка?

Ответ: Мы собираемся включить в ломбардный список валютономинированные корпоративные еврооблигации, фактически это решение мы уже приняли. Но включение корпоративных еврооблигаций будет работать пока для одного вида операций - для операций РЕПО. Для ломбардных кредитов оно пока работать не будет. Это связано с ограничениями, которые создают нормативные акты - а именно требование, согласно которому залог по ломбардным кредитам реализуется через систему публичных торгов. Для евробумаг пока невозможно обращение на организованном рынке России. Поэтому мы в ломбардный список их включим и установим дисконты только для операций РЕПО, а по ломбардным кредитам пока нет. В дальнейшем мы планируем совместно с Федеральной службой по финансовым рынкам инициировать соответствующие поправки в законодательство.

Вопрос: Какие планы ЦБР в отношении коэффициента усреднения Фонда обязательного резервирования? Намерен ли банк приближаться к 100-процентному европейскому показателю?

Ответ: Мы будем двигаться в направлении увеличения коэффициента усреднения ФОРа - сейчас это 20 проц /коэффициент 0,2/, и мы предполагаем увеличение коэффициента до 0,3 /30 проц усреднения/, а в некоторой перспективе и до 0,5.

Возможно, увеличение коэффициента произойдет в течение 2006 года. На данный момент мы пока обсуждаем первую стадию - до 0,3, но возможно в текущем году произойдет увеличение коэффициента усреднения и до 0,5. О дальнейшей перспективе мы пока не рассуждаем, но возможно, в среднесрочной перспективе - 5 лет, мы попробуем дойти до европейского уровня. Но повторю, в первую очередь мы обсуждаем пока эти первые два шага.

Вопрос: Ставка рефинансирования Банка России считается только номинально основной, фактически наиболее действующей является ставка РЕПО. Устраивает ли ЦБР такое положение? Не планирует ли в ближайшее время очередное изменение ставки?

Ответ: Я считаю не принципиальным, как называется ставка. У нас ставка рефинансирования действительно немного не совмещает в себе форму и содержание, и в действительности есть ставки, которые определяют цену денег - это ставки по краткосрочным депозитам и операциям РЕПО. Фактически к ставке рефинансирования привязан очень маленький набор инструментов. Она также воспринимается как штрафная ставка. Кроме того, ставка рефинансирования используется в налоговой системе.

Для поправления ситуации необходима довольно длительная и последовательная процедура, и мы не видим пока в ней необходимости. Хотя, наверное, на каком-то этапе мы должны будем привести форму в соответствии с содержанием. В среднесрочной перспективе мы постепенно должны будем прийти к системе трех ставок - базовой ставки депозитной, базовой ставки кредитной и ставке рефинансирования.

Что касается изменений, то мы не планируем в ближайшее время пересматривать размер ставки рефинансирования. Как я уже отмечал, изменение ставки рефинансирования зависит от результативности антиинфляционной политики.

Вопрос: Алексей Валентинович, поясните, как будет происходить взаимодействие Банка России и Центробанка Белоруссии, в случае подписания всех соглашений и введении единой валюты в двух государствах? Каким образом это скажется на денежном рынке России?

Ответ: Единственным эмиссионным центром останется Банк России. В Совет директоров ЦБР, в случае подписания соглашений, будут включены представители Банка Белоруссии, которые смогут участвовать в обсуждении и принятии соответствующих решений. В этой ситуации ЦБР предоставит кредит, и будет пополнять корсчет Банка Белоруссии в ЦБР. Мы считаем, что подобные договоренности скажутся позитивно на белорусской экономики, а для экономики России это пройдет практически незаметно, потому что слишком большая разница в масштабах экономик двух стран.

Вопрос: Не планирует ли Банк России в ближайшее время изменить соотношение долей валют в бивалютной корзине?

Ответ: Сейчас сложилось вполне рабочее для рынка соотношение валют - 0,6 долл на 0,4 евро и пока такой вариант нас вполне устраивает. Тем более учитывая фактические веса данных валют /евро "весит" больше, чем доллар/, соотношение долей в корзине близко к паритету - 0,55 долл к 0,45 евро.

Вопрос: А что Вы можете сказать по поводу мировых тенденций на валютном рынке FOREX, о динамике доллара и евро?

Ответ: В данный момент на рынке установился некий неустойчивый баланс - соотношение доллара к евро базируется на уровне 1,19 долл/евро - 1,20 долл/евро. Это, кстати, примерно то же соотношение, которое сложилось в то время, когда вводили наличный евро.

На ситуацию на рынке влияют множество факторов. С одной стороны - они связаны со способностью американской экономики решать свои фундаментальные проблемы с дефицитом торгового и платежного балансов, возможностью обеспечить долгосрочную увязку интересов, тех, кто держит свои активы в американских бумагах.

С другой стороны, ситуация связана с тем, насколько европейское сообщество создаст эффективную систему принятия решений - начиная с принятия конституции ЕС, выполнение маастрихтских требований всеми странами, способность проводить назревшие реформы - в общем, насколько Евросоюз продемонстрирует всему миру свою работоспособность и эффективность.

Инвесторы будут сравнивать два этих глобальных обстоятельства. Сейчас идет временное равновесие, которое может продлиться до конца года, а может и не продлится - в зависимости от оценки инвесторами этих факторов.






http://www.prime-tass.ru/


Док. 484965
Перв. публик.: 16.03.06
Последн. ред.: 03.09.08
Число обращений: 193

  • Улюкаев Алексей Валентинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``