В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Эксклюзивное интервью К.Бакиева радио `Маяк` Назад
Эксклюзивное интервью К.Бакиева радио `Маяк`
Владимир Аверин (ведущий программы)

Гости президента России - участники торжеств, посвящённых 60-летию Победы, - в эфире "Маяка". О cитуации в Киргизии и в регионе, о перспективах отношений с Россией - исполняющий обязанности президента, премьер-министр Киргизии Курманбек Бакиев.

- Здравствуйте, Курманбек Салиевич, спасибо, что нашли время встретиться с нами.

БАКИЕВ: Здравствуйте. С праздником.

- И вас тоже с праздником. Позвольте в вашем лице поздравить и весь народ Киргизии с 60-летием Победы. Мы в России знаем по книгам, по фильмам о том вкладе, который внесла Киргизия в победу в Великой Отечественной войне. И вопрос вот какой. У нас так или иначе ведутся в обществе дискуссии по поводу оценки роли, места Победы, иногда он инспирируются из-за рубежа. В Киргизии существуют попытки переоценки Победы, переписывания истории?

БАКИЕВ: Ни в коем случае, даже попыток нет таких. В нашей республике 9 Мая - это один из величайших праздников, один из больших праздников, которые всенародно отмечаются. С тех пор как все государства стали суверенными, независимыми, в каждом государстве согласно своей конституции свои какие-то праздники, и у нас немало. Но 9 Мая - это особенный праздник. Особенность его прежде всего в том, что на пространстве СНГ это объединяющий праздник. И я не слышал ни в прессе, ни среди людей, чтобы кто-то делал попытку придать этой дате какую-то другую окраску.

- Я знаю, что и ваша семья тоже опалена огнем войны. Если можно, об этом несколько слов.

БАКИЕВ: У нас так сложилось, что отец у меня в годы Великой Отечественной войны служил в органах, чекистом был. Поэтому его на фронт не взяли. А родной брат его, мой дядя - он и сейчас жив-здоров, слава богу, ему 82 года, - участник Великой Отечественной войны, участник битвы на Курской дуге, ранен. Каждый год 9 Мая мы все у него собираемся. Он нам как отец сейчас. В этот раз не получилось в связи с тем, что поездка в Москву, тем более такой юбилей. Мы с трепетом к этому празднику относимся. И песни, которые звучат накануне этого праздника, в этот день, фильмы, которые смотрим, они вообще равнодушным, по-моему, никого не оставляют. А то, что на Красной площади видели, это же вообще! Когда ветеранов повезли на грузовиках через площадь... Рядом со мной оказался ветеран Великой Отечественной войны, в форме морской, - как он вставал с места, согнувшись стоял, когда шли моряки! По-моему, те, кто пытается этому празднику придать другую окраску, переиначить его как-то, я считаю, они совершают чудовищную несправедливость.

- Обратимся к саммиту СНГ. Один из вопросов, который поднимался, - забота государств о положении ветеранов. В Киргизии что делается для их поддержки?

БАКИЕВ: В этом году как никогда у нас было уделено внимание. Я хотел бы особо сказать в материальном отношении. Морально мы каждый год уделяем достаточно внимания, во всех селах, городах, по всей республике проходят эти мероприятия на очень высоком уровне. А в этом году мы не только морально, мы смогли и материально хорошо поддержать. Мы выделили каждому участнику Великой Отечественной войны от 2 до 10 тысяч сомов (10 тысяч сомов - это чуть больше 200 долларов), для нашей республики это довольно-таки хорошие деньги. Обычно ветеранов войны поздравляли, а вот к ветеранам труда, тем, кто в тылу работал, недостаточно, как говорится, было внимания. В этом году и их мы сумели поощрить. Их у нас оказалось 16 тысяч. Дополнительно изыскали 16 миллионов сомов, каждому по тысяче сомов тоже вручили. Я буквально вчера разговаривал с республикой, с представителями нашими, кто имеет отношение к празднику, спрашивал, кто как готовит его, как проводит. Очень хорошо, на высоком уровне проходит.

- И ваша оценка саммита СНГ? В "Гардиан" появилась статья по поводу того, что саммит не оправдал тех ожиданий, которые были на него возложены. Вот вы ехали с теми или иными ожиданиями. Ваши ожидания саммит оправдал?

БАКИЕВ: Вы знаете, я не присоединяюсь к тем, кто считает, что саммит себя не оправдал. Каждый саммит глав государств или глав правительств, всегда остается какой-то след после него, всегда есть хоть маленький, но какой-то шаг вперед, понимаете? Даже самое обсуждение каких-то острых вопросов - это уже шаг вперед. Может быть, даже не решение вопроса, пусть эта проблема не решена, но она вынесена, она обсуждена - с этим сознанием уже все главы государств поехали. Я в 2001 году работал премьер-министром, я помню, и тогда сколько мы старались, главы правительств, и главы государств стараются делать такие шаги, чтобы все-таки интеграция была более эффективная, более результативная. Но не получается так, как хотелось бы. Это надо признать. Но тут мешает, я считаю, прежде всего нормативно-правовая база разная, законодательная база разная. Конечно, Европа тоже не сразу создавалась, Европейский союз, сколько лет им понадобилось.

- Вы практически ответили на вопрос: видите ли вы необходимость в существовании СНГ?

БАКИЕВ: Конечно. А другие хотят, чтобы мы прямо за 14 лет достигли уровня Европейского союза. Так не бывает. 14 лет, 15 лет независимости для государства - это равносильно тому, что вновь рожденный ребенок делает первые шаги самостоятельно. Я так считаю. И упрекать здесь глав государств или еще какие-то органы, которые сегодня существуют в рамках СНГ, что они неэффективно работают, не хотят, - нет. Неэффективно, может быть, да, но то, что они хотят работать, то, что они ищут пути, стремятся, это большое дело.

- А почему на этом саммите такое большое внимание уделено именно проблемам гуманитарного сотрудничества? Потому, что это действительно становится фактором развития каждой страны, или потому, что в экономике не получается, в политике - не очень, так давайте вот здесь создадим красивую картинку такую?

БАКИЕВ: Нет. Мне кажется, не только поэтому. Я думаю, что в экономике получится и кое-что уже получается. Вот в экономике, например, совместные фирмы Кыргызстан - Россия, Кыргызстан - Казахстан, Кыргызстан и европейские государства, американские, турецкие фирмы у нас на территории Кыргызстана работают. То есть на уровне хозяйствующих субъектов немало совместных предприятий, которые созданы, которые работают. Но нам всем хочется большего - больших объемов, большей интеграции, большей эффективности. Вот это вызывает неудовлетворенность, что ли, тем, что сегодня есть.

А почему акцент на гуманитарном направлении? Ведь культуру взаимоотношений, знаете, нельзя недооценивать. Гуманитарная сфера, она очень разнообразна, она широкая. Почему мы должны ее отбрасывать? Вот в этом году, осенью, будут Дни Кыргызстана в Москве. Я считаю, это тоже большое значение имеет. То есть надо нам сотрудничество свое развивать во всех областях: и в экономике, и в политике, и в гуманитарной, и в культурной отраслях - во всех, где только возможно, потому что все равно, в какой бы мы отрасли ни взаимодействовали, все равно, если это хорошие взаимоотношения, они результат свой дадут. Они могут отразиться и на экономических связях, и на политических связях.

- Давайте тогда перейдем к экономике. Вы сказали, что существует немало совместных фирм российско-киргизских. Я думаю, что многие из тех, кто в них работают, после событий революционных в Киргизии, в преддверии выборов, которые тоже так или иначе отразятся на политической жизни страны, замерли в ожидании: а не изменится ли отношение к этим предприятиям, не изменится ли отношение к экономическому сотрудничеству двух стран? Что вы можете сказать этим людям?

БАКИЕВ: Я абсолютно уверен в том, что президентские выборы в Кыргызстане никак отрицательно не скажутся на наших взаимоотношениях с Россией, никоим образом. Наоборот. Я могу вам сказать, что после народной революции интерес у инвесторов еще больше возрос к нам. Почему? Потому что мы решительно боремся с коррупцией. Мы не на словах боремся с коррупцией, а на деле. По итогам апреля месяца дополнительно в республиканский бюджет, кроме того, что планировалось, 160 миллионов сомов поступило. Это первый результат борьбы с коррупцией. Мы намерены эту борьбу вести и дальше, потому что уровень коррупции, к сожалению, в нашей республике очень высок. Из 111 государств мы находимся на 102-м или на 103-м месте по уровню коррупции. То есть самый высокий уровень коррупции и самый низкий уровень жизни населения. Вот это одна из причин того, что случилось у нас.

- Эта тема, к сожалению, близка и российским слушателям. Так что здесь нового, увы, не сказано. Вот как бороться - это проблема.

БАКИЕВ: Поэтому я думаю, что и большая часть инвестиций, которые привлекались в республику, была использована не совсем эффективно. Они растаскивались, рассасывались, эффекта не давали нужного, которого следовало бы ожидать. Я вот недавно провел встречи в трех областях на севере и в двух областях на юге. И встречи проводил не в закрытых помещениях, а на площадях, где принимало участие от двух-трех тысяч до 10-15 тысяч человек. Вот с такой аудиторией проводил встречи. Ставил микрофоны среди людей, чтобы могли мне люди задать вопрос. В ходе этих встреч я везде встретил единодушную поддержку, когда вопрос касался борьбы с коррупцией, везде. Но в то же время я и к народу обратился. Я говорю: вы имейте в виду, что и вы должны бороться, потому что вы даете, вы приучаете этих чиновников брать. Если бы вы не давали, пусть он у вас даже требует, но не давайте, не приучайте, говорю, давайте вместе будем бороться. Да, вроде согласны. Но это борьба не одного года. У коррупции корни очень глубокие, разносторонние корни. Эта коррупция и на улице, и в учебных заведениях, и в больницах, и в госучреждениях - где только ее нет. Поэтому предстоит такая кропотливая, повседневная, постоянная борьба.

- Борьба всего общества. Договор власти и общества и доверие.

БАКИЕВ: Доверие. И надо с ней решительно бороться. Просто надо изживать ее. Если мы сумеем снизить уровень коррупции ощутимо, мы сразу почувствуем, как экономика у нас оживится, как она начнет дышать, как она начнет работать.

- Я знаю, что здесь, в Москве, состоялись ваши встречи с представителями российского бизнеса. Что они показали? Готовы ли российские бизнесмены придти с инвестициями в Киргизию? Здесь вы озвучили свое предложение по поводу погашения долга Киргизской республики России, причем по "армянскому варианту": путем передачи предприятий в российскую собственность. Готова ли Россия принять долг в такой форме, и какие предприятия готова отдать Киргизия, куда вы ждете российские инвестиции?

БАКИЕВ: У меня была встреча с Олегом Владимировичем Дерипаской, который проявляет интерес к строительству алюминиевого завода у нас. И в то же время он проявляет интерес к энергетике, к строительству Камбар-Атинской ГЭС - Камбар-Ата-2, Камбар-Ата-1, очень большие предусматриваются объемы инвестиций, более 2 миллиардов долларов. Это первое. Второе. Только что перед вами у меня была встреча с представителями бизнеса, Авеном Петром Олеговичем, у них тоже очень многогранная деятельность - и "Альфа-банк" и другие, кто их не знает? Это очень серьезные компании, солидные компании, они известны всему миру. И когда такие люди проявляют интерес, это подтверждение тому, что в Кыргызстане, бог даст, будет хорошее вливание в экономику.

А что касается наших долгов, да, мы хотим ряд объектов передать, у которых госдоля сегодня имеется. Это Кадамжайский сурьмяный комбинат, ртутный комбинат, есть ряд предприятий бывшего военно-промышленного комплекса (ВПК), они, в общем-то, лежат на боку, еле-еле, как говорится, дышат. Но есть мощности, сохранились, есть еще специалисты, которые работают на этих предприятиях. Мы готовы. Кстати говоря, этот вопрос уже, можно сказать, с бородой. Этот вопрос уже обсуждался и ранее, три-четыре года назад, когда я был премьер-министром, в 2001 году. Но политическая воля руководства была другая. Мы договаривались, но, к сожалению, реализации не получилось.

- А сейчас есть ответ российской стороны на ваше предложение?

БАКИЕВ: Я ответа не получил. Но мы получали ответ еще три-четыре года назад, они говорили: да, давайте, мы готовы рассмотреть. И по ряду причин (виновата была наша сторона, не российская) мы не сделали тех шагов, которые должны были сделать, и в результате все осталось на месте. А сейчас я намерен за это дело взяться и доведу его, бог даст, до конца. Потому что я вижу интерес и руководства России, прежде всего президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, вижу его желание помочь нам, правительства российского. Они готовы. А я считаю, эта помощь нам - взаимная, значит, помощь и россиянам.

- Одна из главных проблем, которая сейчас стоит в Киргизии, - занятость населения. Не секрет, что довольно много граждан Киргизии выезжают на работу в соседние страны: в Казахстан, в Россию. Проблема социальной и правовой защиты трудовых мигрантов - это проблема не сегодняшняя и даже не вчерашняя. И я знаю, что этот вопрос так или иначе поднимается постоянно. Ваше предложение о двойном гражданстве - это шаг в том же направлении, для того, чтобы защитить людей? Как вы это видите, и какова реакция российской стороны на это предложение?

БАКИЕВ: Я это предложение делал еще несколько месяцев назад, когда депутатом был. И сейчас чувствую, что предложение было правильное. Это время показывает. Сегодня я встречался с гражданами Кыргызстана, которые приехали из двенадцати городов Российской Федерации для встречи со мной в Москву. Когда я озвучивал вопрос о двойном гражданстве, это было воспринято с огромной радостью, с таким воодушевлением. Мы готовы, и все те шаги, которые мы должны сделать ради этого, мы их сделаем. И российская сторона очень такой живой, я бы сказал, реальный интерес проявила к этому вопросу. Ну, обычно сразу чувствуется, когда какой-то вопрос возникает, даже по реакции уже можно примерно говорить, будет успех или нет. Здесь я чувствую, что все должно получиться.

- В ваших словах чувствуется уверенность. Уверенность в том, что работы еще непочатый край и ее можно делать. Тем не менее 10 июля выборы президента. И я думаю, что не только в Киргизии, в каждой из стран СНГ, постсоветских стран есть вот это ощущение, что придет новый человек, займет место, и курс может быть развернут на 90, на 180 градусов. Есть это опасение. Можно ли утверждать, что вне зависимости от того, что случится, вот этот порыв, который проявился очень отчетливо во время революционных событий, сохранится? Что тот курс, о котором вы сейчас говорите, так или иначе будет осуществляться? Можно ли не бояться опять какого-нибудь резкого переворота, того, что все с ног на голову встанет? Потому что, как вы понимаете, Россия заинтересована в стабильности прежде всего.

БАКИЕВ: Да, я думаю, что все встало на ноги, больше на голову становиться не будем. Народ этого просто не допустит. В конституции записано у нас, что вся власть принадлежит народу. Народ продемонстрировал, что власть действительно ему принадлежит. Когда власть была сама по себе, власть игнорировала народ, она его не слушала, не прислушивалась, когда она стреляла в свой народ - это три года назад было, когда эта трагедия случилась, - вот тот период я считаю началом недовольства людей своим руководством. Вот оно через три года вылилось. Ну, много других проблем, экономические, социальные проблемы. И последние, конечно, вот эти парламентские выборы, которые переполнили эту чашу, и в одночасье народ смел руководство.

Конечно, можно организовать какие-то митинги, выступления локального характера. Но чтобы они носили массовый характер в масштабе республики - этого не будет, во-первых. Во-вторых, я думаю, что те кандидаты, которые пойдут в президенты, мы, наверное, найдем в себе достаточно мужества и сил, чтобы сесть, договориться, сразу определиться и сказать, сколько там человек нас будет кандидатов. Сейчас пока трудно сказать, но можно договориться. По результатам выборов, независимо от того, проиграл или выиграл, никто людей на улицу не выводит. Выборы пройдут - все, подчиняемся тому, кто будет победителем.

- Одна из задач, которая перед вами сейчас стоит, - обеспечить нормальные выборы. Честные, прозрачные выборы. Если иметь в виду те претензии, которые были к прежнему Центризбиркому, насколько эта задача трудоемкая, насколько вам приходится сегодня перестраивать всю эту систему для того, чтобы выборы действительно таковыми оказались?

БАКИЕВ: Раньше парламентские выборы были несправедливыми, нечестными, противозаконными почему? Потому что власть действовала, власть вмешивалась грубо, беспардонно, попирая все права, нарушая кодекс о выборах и так далее, и так далее. А сегодня, после 24 марта такой системы нет. Сегодня административного ресурса нет. Сейчас административный ресурс мы восстанавливаем для того, чтобы все госучреждения, госструктуры вот в этом плане работали. Вот поэтому впервые за последние годы есть такая уникальная возможность в Кыргызстане действительно провести выборы. То есть народ сможет выбрать сам. Я думаю, что так оно и будет. И выборы действительно будут прозрачными и справедливыми. В этом я не сомневаюсь.

- И нельзя не спросить о судьбе бывшего президента Акаева и его семьи. Появилось сообщение Генпрокуратуры Киргизии о том, что собственность, неправедно нажитая высшими чиновниками государства, должна быть возвращена народу. Каким образом это предполагается делать, и насколько Киргизия готова или не готова принять семью Акаева снова?

БАКИЕВ: Ну, Бермет Акаева однажды приехала, что вызвало, в общем-то, серьезное недовольство среди населения. На другой день вокруг парламента собралось громадное количество людей, которые готовы были разнести этот парламент, выражая свое недовольство ее появлением. Поэтому мне кажется, что сейчас нецелесообразно кому-либо из Акаевых появляться в Кыргызстане. Видимо, понадобится какой-то промежуток времени, чтобы люди успокоились, народ, как говорится, мог все взвесить.

Что касается имущества - да, прокуратура и государственная комиссия сейчас этими вопросами занимаются. Мы не ставим целью то, что принадлежит им, взять и передать государству. Нет. Речь идет об уточнении, потому что среди народа много слухов. Когда какой-то вопрос неясен, он обрастает слухами. То есть говорят: вот такие-то объекты принадлежат им, такие-то. Надо все точки поставить над "i", выяснить просто, принадлежат или не принадлежат членам семьи президента? Если принадлежат, пусть посмотрят, как они их приобрели, эти объекты. Да, если согласно закону, ради бога, никто не собирается их отнимать. Но если не принадлежат, то надо сказать, что не принадлежат, чтобы народ знал, что это слухи. А если это приобретено было в собственность с нарушениями закона, то, естественно, надо, чтобы закон, как говорится, был исполнен.

- И последний вопрос. Уже здесь, в Москве, на пресс-конференции вы сказали, что через 10-15 лет страны СНГ будет не узнать, потому что будет столько демократии, что можно будет брать пример со стран СНГ. С вашей точки зрения, те процессы, которые идут, в частности, в Киргизии сейчас, - это непременный и закономерный этап, через который должны пройти молодые страны, это процесс роста? Или это все-таки искусственно привнесенные вещи, которые здесь так или иначе прививаются, но, может быть, с трудом, болезненно?

БАКИЕВ: Нет.

11.05.2005
http://www.president.kg/ru/press/interview/357/

Док. 484907
Перв. публик.: 11.05.05
Последн. ред.: 03.09.08
Число обращений: 175

  • Бакиев Курманбек Салиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``