В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Стенограмма пресс-конференции в ОБСЕ с участием Исполняющего обязанности Президента Кыргызской Республики, Премьер-министра Кыргызской Республики К.Бакиева Назад
Стенограмма пресс-конференции в ОБСЕ с участием Исполняющего обязанности Президента Кыргызской Республики, Премьер-министра Кыргызской Республики К.Бакиева
Уважаемый господин Председатель!
Уважаемые дамы и господа!

Только что состоялось специальное заседание Постоянного Совета ОБСЕ, где мне представилась возможность выступить, поэтому я не хочу повторяться. Там я сделал довольно подробный доклад, просто хочу акцентировать ваше внимание на одном главном моменте. Что же произошло в Кыргызстане 24 марта и почему это произошло? 24 марта вокруг событий в нашей республике было много различных толкований и видеорепортажей.
События 24 марта, а именно - народная революция, произошедшая в нашей республике, произошла в силу следующих причин. Прежде всего - это откат от демократических принципов управления государством, высокий уровень коррупции и низкий уровень жизни людей. Уровень коррупции глубоко проник во все сферы деятельности. До сих пор и, наверное, еще определенное время мы будем бороться с этим злом.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения людей, стали парламентские выборы 24 февраля и 13 марта. Народ Кыргызстана еще раз доказал, что власть в Кыргызстане принадлежит народу, народ Кыргызстана сумел это доказать на деле при поддержке всех оппозиционных партий, движений, которые были созданы к этому моменту. На сегодняшний день Правительство КР считает приоритетным направлением своей деятельности борьбу с коррупцией, дальнейшее расширение принципов демократического развития Кыргызской Республики. И, конечно, очень важный фактор для нас - борьба с бедностью, повышение жизненного уровня населения.

94 процента территории Кыргызстана занимают горы. На сегодняшний день самый низкий уровень жизни наблюдается в сельской местности и в горных регионах. И, следовательно, Правительство должно в своей деятельности, прежде всего, все усилия направлять на экономическое развитие вот этих регионов.

Вопрос: Как Вы оцениваете события, которые произошли в Андижане? Какова позиция Кыргызской Республики по данному вопросу?

Ответ: - С первых дней трагедии, которая произошла в Андижане, Правительство КР совместно с Правительством Узбекистана находилось в постоянном контакте по решению этого сложного и трудного вопроса.

Я должен отметить, что, как только граждане Узбекистана оказались на нашей территории, с первых дней им была оказана медицинская помощь, а также помощь продуктами питания. И в первые же дни Правительство КР, ОБСЕ, Международное общество Красного Креста и другие организации оказывали всяческую помощь этим гражданам соседней республики.

Относительно того, какое количество граждан Узбекистана будет возвращено обратно или не будет, сейчас говорить преждевременно. На сегодняшний день по договоренности с Премьер-министром Узбекистана Правительством Кыргызской Республики принято решение о том, что каждая республика создает свою комиссию, которая совместно, а также при поддержке ООН, будет работать над решением данного вопроса.

Кыргызстан является членом очень многих международных организаций и он обязан выполнять все взятые на себя обязательства в рамках этих организаций. Поэтому мы твердо придерживаемся своих обязанностей и будем выполнять их в полной мере.

Что же касается отдельных лиц, граждан Узбекистана, которые могут быть подозреваемы в совершении каких-либо тяжких преступлений и находятся сейчас на нашей территории, я думаю, эти вопросы будут окончательно решены после того как дадут свои заключения те комиссии, о которых я говорил выше. Комиссии, которые создаются в Кыргызстане и в Узбекистане совместно с ООН.

Вопрос: То, что произошло 24 марта в Кыргызстане, это - переворот или революция?

Ответ: Ничего общего в том, что произошло и в том, о чем вы говорите, нету.

Если бы это было результатом действий какой-то кучки политических деятелей, то, наверное, глава государства не бежал бы из страны, бросив собственный народ в такое тяжелое время. Ведь практически глава государства бежал, имея под рукой определенные силы и средства для защиты, прежде всего, своих граждан, для защиты себя.
Значит, речь идет о другом, именно о недовольстве народа, подавляющего большинства народа Кыргызстана теми условиями, о которых я уже говорил. Поэтому это называется народной революцией. Ни Россия, ни США, я должен об этом официально заявить, никоим образом не замешаны в событиях, произошедших в Кыргызстане. Еще раз хочу сказать, что это - народная революция, совершенная народом при поддержке всех тех политических партий и движений, которые были сформированы больше года назад с целью распространения и развития демократии, обеспечения проведения прозрачных выборов в парламент и т.д. Ничего общего с тем, о чем вы говорите, здесь нет.

Вопрос: Будут ли социальные волнения и беспорядки в связи с предстоящими президентскими выборами?

Ответ: Я абсолютно уверен, что никаких волнений и беспорядков в связи с предстоящими президентскими выборами 10 июля не намечается. Прежде всего, потому, что мы намерены провести их в строгом соответствии с Кодексом о выборах в КР, а также в соответствии со стандартами ОБСЕ. Это - первое.
Второе. На сегодняшний день практически отсутствует административный ресурс, который ранее был использован прежней властью. При всем желании его нету, будете искать - не найдете. Ни на уровне районов, ни на уровне областей, ни на республиканском уровне. Поэтому нет и не может быть давления на избирателей, которые будут свободны в своем выборе из тех кандидатов, которые есть. У избирателей есть уникальная возможность впервые не только в Кыргызстане, но и, пожалуй, в Центральноазиатском регионе, провести выборы без применения административного ресурса, при активной поддержке избирателей.
Политическая активность граждан Кыргызстана очень высока и я думаю, что это большое, ответственное политическое мероприятие будет проведено в полном соответствии с Кодексом о выборах в КР и стандартами ОБСЕ.

Вопрос: Когда начался процесс авторитарного правления Аскара Акаева?

Ответ: 7-8 лет назад начались эти действия. В начале своей деятельности господин Акаев и все, кто с ним работал, очень активно поддерживали все демократические преобразования, которые происходили. И ввод рыночной экономики был очень хорошо поддержан, я имею в виду ввод национальной валюты, введение частной собственности на землю, развитие демократии в целом. А по Конституции права и полномочия главы государства, Президента были очень большие. Если даже сравнить его полномочия с полномочиями Премьер-министра, то Премьер-министр - это была чисто номинальная фигура, которая выполняла обязанности главы правительства.

Я сам проработал Премьер-министром один год и пять месяцев. И не имел никого активного права в формировании членов правительства, не мог порекомендовать ни одного министра, не имел права освободить от должности ни одного министра, не имел никакого отношения к вопросу о назначении губернаторов областей, руководителей районов и не имел права их освобождать от занимаемой должности. Даже тем правом, которая была у Премьер-министра, правом назначать и освобождать заместителей министров и заместителей руководителей регионов, не мог воспользоваться, так как, согласно тем действующим правовым документам, Премьер-министр подписывал распоряжение о назначении или освобождении только после того, как ставил свою визу руководитель администрации Президента.

В то время Премьер-министр практически мог назначать или освобождать лишь заведующих отделов правительства аппарата правительства. Вот такие у него были усеченные полномочия, поэтому он был чисто номинальным должностным лицом, и поэтому за 14 лет правления Акаева поменялось 10 премьер-министров. Я уж не говорю, за скольких министров и заместителей, допустивших те или иные упущения, сделали ответственным правительство.

Вопрос: Как Вы относитесь к перспективе развития СМИ в Кыргызской Республике?

Ответ: Я вам скажу, что с первых дней свершения революции, если кто-то из вас наблюдал, что творилось на КТР, могли заметить, что кого только там не было, кроме Бакиева, чего только там не говорили, можно было просто зайти с улицы и вещать на канале, сколько душе угодно.

Слава Богу, мы сейчас эту тенденцию немного приостановили, немного систематизировали ее.
Я могу сказать одно, не только я, но и мои коллеги, которые сейчас работают в Правительстве, руководители областей, мы на себе испытали , что значит, когда пресса, телевидение полностью подконтрольно государству или Правительству, насколько это вредно, насколько это вредит обществу, насколько это тормозит развитие и какое это раздражение вызывает у простых граждан.

Мы с первых дней сказали, что даем полную свободу газетам. Я даже сказал так - видимо, у нас даже правительственных газет не будет, у нас, возможно, будет одна правительственная газета, которая будет публиковать официальные нормативные акты, чтобы до населения доходила соответствующая информация. Других правительственных газет не будет.

На сегодняшний день у нас функционирует один государственный канал. Город Ош является второй столицей республики. Мы хотим создать общественное телевидение на базе этого телевидения, то есть мы будем делать все для того чтобы к телевидению имели доступ все другие политические партии, движения и т.д. В этом отношении новое правительство будет строго придерживаться своих обязательств, мы даем полную свободу всем средствам массовой информации.

Вопрос: Какова в настоящее время ситуация в Узбекистане? Какие отношения Кыргызской Республики и Узбекистана после мартовских событий в Вашей стране?

Ответ: После того, что там произошло, ситуация сложилась непростая. Ведь все-таки имеются жертвы. И я могу сравнить это с тем, что произошло у нас . Можно понять людей, люди обеспокоены, встревожены, это естественно, это и нас беспокоит и я надеюсь, что руководство Узбекистана, правительство принимают все меры для того, чтобы стабилизировать обстановку в своей республике.

Вот последнее решение руководства Узбекистана - они даже открыли таможенный пост, который многие годы был закрыт. Это - пост Ханабад, где есть направление проезда из города Оша в Джалал-Абад. Раньше мы ездили в объезд, а сейчас они открыли эту дорогу. Это говорит о том, что несмотря на тяжелую ситуацию, Узбекистан пошел нам навстречу, открывая границу.

Я надеюсь, что обстановка стабилизируется и мы будем как и раньше нормально сотрудничать, торговать и проезжать через территорию друг-друга.

30.05.2005
http://www.president.kg/ru/press/interview/376/

Док. 484905
Перв. публик.: 30.05.05
Последн. ред.: 03.09.08
Число обращений: 153

  • Бакиев Курманбек Салиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``