В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Реализм и последовательность. Президент Кыргызской Республики К. Бакиев встретился с корреспондентами зарубежных информационных агентств и ответил на их вопросы Назад
Реализм и последовательность. Президент Кыргызской Республики К. Бакиев встретился с корреспондентами зарубежных информационных агентств и ответил на их вопросы
15 декабря Президент Кыргызской Республики К. Бакиев встретился с корреспондентами зарубежных информационных агентств и ответил на их вопросы. Публикуем краткий отчет о состоявшемся диалоге.

- Господин Президент! Почему общественное телевидение было создано не на базе НТРК, как планировалось, а на базе "Ош-3000"? Также принято решение о разгосударствлении СМИ. Каково будет участие государства в связанных с этим вопросах?

- Решение о создании общественного телевидения на базе "Ош-3000" принималось рабочей группой, в которую вошли журналисты, юристы, общественные деятели. С учетом того что и НТРК, и "Ош- 3000" осуществляют вещание на всю республику, она предложила создать общественный канал в южной столице - г. Оше. Это предложение мне показалось правильным: на Ош - ТВ - неплохая база, есть специалисты, т.е. есть все необходимое для дальнейшего развития.

О необходимости разгосударствления газет я говорил еще в своей предвыборной программе. Считаю, что достаточно одной государственной газеты на двух языках - кыргызском и русском, которая будет публиковать указы, постановления правительства, законы и т.д. Остальные издания пусть идут в свободное плавание,и пусть решают сами акционеры, как и что им освещать, как строить свою работу.

- Как продвигаются переговоры по авиабазе им. Ганси? Американская сторона говорит, что финансовые ожидания Кыргызстана несколько завышены...

- Мы с американской стороной не торгуемся. Переговоры - не базар, и торг тут не уместен. Цель одна - коль мы живем в условиях рыночной экономики, то и к данному вопросу должны подходить с учетом рыночных законов. То есть если предоставляются какая-то земля, производственные или жилые площади, то за это необходимо платить. До сих пор Кыргызстан получал символическую плату от американской стороны, и она сама признает это.

Мы поддерживаем борьбу против международного терроризма, и поэтому, учитывая экономические возможности и жизненный уровень Кыргызстана, было бы справедливо, чтобы все это было оплачено по тем ценам, которые существуют сегодня на международном уровне.

- Какая арендная плата будет в следующем году?

- До сегодняшнего дня мнения разнятся. По оценкам наших специалистов, существует одна цифра, по оценкам американских специалистов - другая. Но мы и не ждем каких-то крупных вливаний. Речь идет о том, что плата по сравнению с сегодняшней будет в несколько десятков раз выше.

- Удовлетворены ли вы лично ходом постреволюционных реформ и состоянием экономики республики?

- Сказать одним словом, что удовлетворен, я не могу, хотя сделано немало. Мы могли бы сделать больше, наверное. Но, когда я говорю, что сделано немало, имею в виду следующее. В этом году нам удалось на 50% поднять зарплату работникам милиции, на 30% - работникам культуры, на 15% - учителям, врачам; увеличились пенсии. За счет чего это удалось сделать? За счет того, что начата серьезная борьба с коррупцией, что дало результаты, когда резко увеличились доходы по линии налоговой службы. Существенно увеличились поступления в таможенной службе. За 10 месяцев на 33% по сравнению с 2004 годом увеличился и приток прямых иностранных инвестиций. И все это при том, что оставалась нестабильной политическая ситуация. Будь она более стабильной, удалось бы сделать больше.

- Вы неоднократно говорили, что Кыргызстан в следующем году ожидает строительный бум. На чем основаны ваши ожидания?

- Я не люблю говорить то, в чем не уверен. Я человек очень реалистичный и в облаках не витаю. Поэтому говорю вполне определенно: в следующем году у нас начнется мощное строительство. В этом году мы уже начали строить три дома под ипотеку. Одну девятиэтажку уже подняли, другие дома наполовину подняты. Мы эту линию будем доводить до конца. Эти дома предназначены в первую очередь для бюджетников - врачей, учителей и тех, кто не может купить сегодня квартиру за полную цену, но имеет возможность уплатить какую-то сумму.

Что касается индустриального строительства, то я имел в виду прежде всего прокладку железной дороги Балыкчы - Кочкор - Каракече, чтобы доставлять уголь в Бишкек по рельсам, а не автотранспортом, как сейчас. В планах будущего года также строительство Камбараты-1 и Камбараты-2, алюминиевого завода, а также цементного завода в районе г.Кызылкии.

Так что, объем строительства резко увеличится, и когда я ставил задание правительству обеспечить в следующем году рост ВВП не на пять, а на восемь процентов, то имел в виду именно это.

- Курманбек Салиевич, мировая общественность с большим интересом следит за событиями в Кыргызстане, потому что это политическая точка и всех очень волнует, чтобы здесь была стабильность. Насколько новая власть в состоянии управлять социально-политическими процессами, работают ли рычаги государственного управления?

- Я могу сказать мировой общественности, что за Кыргызстан она может быть абсолютно спокойной. После того что мы пережили 24 марта, все остальное - лишь отголоски отбушевавшей бури, связанные с тем, что волнующие народ проблемы копились годами. Но люди работают, а у кого пока нет работы, живут в надежде и ждут, что все-таки им ее предоставят.

Что касается сегодняшней политической активности,то она связана с обсуждением внесений изменений и дополнений в Конституцию. Но я должен заметить: слишком полная свобода, демократия не означают полную свободу действий и высказываний. Демократия - это прежде всего дисциплина и ответственность в рамках закона.

- Какой вы видите Конституцию после принятия поправок и какова роль Президента и парламента в ней?

- Чем больше мы ее обсуждаем, тем больше прихожу к выводу, что очень трудно сегодня остановиться на каком-то одном варианте. Как Президент, который пользуется конституционным правом, могу сказать, что эта Конституция мне, например, по душе. Но я же должен учитывать мнение и других политиков. Тем более что на сегодняшний день существуют два варианта Конституции и ее новая редакция, в которой предусматривается президентская система правления. Один вариант - президентско-парламентская, другой - парламентская система правления, которую поддерживают К. Байболов и его группа. Вариант Чолпон Турсуновны Баековой предусматривает президентско-парламентскую систему правления, Матубраимова - президентскую, когда глава государства возглавляет правительство, исполнительную власть. Словом, каждый говорит, что его форма наиболее правильная. Мы же хотим еще, чтобы народ обсуждал варианты, а ему это надо? Ему нужно знать, будет у него работа сегодня или нет. Будут ли у него в следующем году новая сельхозтехника, тракторы, комбайны и т.п. или не будут, что станет с ценами на ГСМ, будут ли ремонтировать дороги и школы в селах, городах, что дети будут есть, куда пойдут учиться после школы?! Вот что людей интересует. Поэтому вот эти все дебаты должны проводиться в стенах парламента, а не на улице, в правовом поле и цивилизованно.

Мы уже имеем достаточный опыт, когда в Конституцию вносили бесконечные дополнения и изменения. Поэтому сегодня сразу принимать какой-то вариант было бы ошибочно. Опять через некоторое время вернемся и скажем, что надо по-другому. Это очень сложный большой вопрос, и мы, прежде чем выбирать форму правления, должны опираться на степень экономического развития, уровень развития политических партий, гражданского общества, отношения и уважения к закону. Сегодня работаем по президентско-парламентской системе, по такой системе, по которой работает большинство стран СНГ: Россия, Казахстан, Армения и другие государства. У нас на пространстве СНГ единственная страна с парламентской формой правления - это Молдавия.

Поэтому надо здесь подходить обдуманно, взвешенно. Надо продлить время обсуждения Конституции. Считаю, надо обсудить каждую строчку новой Конституции, каждую точку, запятую через парламент.

- Значит, в ближайшие месяцы не стоит ожидать принятия ее нового варианта?

- Думаю, мы еще не готовы. Не хочу, не могу позволить себе экспериментировать над нашим народом. И так много экспериментировали. Поехал однажды министр сельского хозяйства в Америку, посмотрел, как там у них, вернулся и говорит, что нам тоже нужно так сделать. И что мы сделали с сельским хозяйством? Развалили его: какое было сокращение поголовья крупного рогатого скота, овец, свиней, птиц, птицефабрик, переработку всю развалили! То есть мы, конечно, общепринятые принципы должны использовать в своем государственном развитии, но всегда должны учитывать менталитет, свои традиции, обычаи и ресурсы - природные, человеческие - прежде всего. А так мы много дров наломаем. Например, сегодня 65 партий. Что там будет в парламенте? Если получится так, что мощная какая-то партия придет и будет защищать только интересы этой группы и проводить их в жизнь, а остальные будут оставаться за бортом. Поэтому мы говорим, что, наверное, в парламент должны приходить и по партийному списку, и по одномандатным округам. И округа сделать большие, чтобы депутат, избранный оттуда, представлял интересы населения.

- Вы уже затрагивали тему инвестиций. После революции у нас остались казахские и российские инвесторы, вроде бы на межправительственном уровне хорошие документы подписаны. На ваш взгляд, что сегодня нужно делать, чтобы инвестору было здесь комфортно?

- Чтобы инвесторам комфортно жилось, надо, чтобы обе стороны - и инвестор, и правительство Кыргызстана - выполняли свои обязательства, которые записаны в соглашении. Ведь любой инвестор - это прежде всего соглашение между частным инвестором и государством в лице правительства Кыргызстана. Но когда какая-то сторона не выполняет свои обязательства и это соглашение не работает несколько лет, что можно говорить? И таких примеров немало в Кыргызстане. Если инвестор не выполняет свои обязательства, надо договор расторгать, находить другого и возобновлять работу. Вот, например, как произошло с паспортами. До конца года начали производство паспортов у себя в Кыргызстане. Вчера доложили, что производство налажено, хотя к этому шли очень непростым путем. А до этого работали с южнокорейской фирмой - заключили договоры и больше месяца не могли начать работу. Теперь паспортами занимается молдавское предприятие "Регистру", у которого есть оборудование, люди обучены. С ним обсудили стоимость новых национальных паспортов: 57 или 58 сомов - это же нормальная цена. Я говорил, что наш паспорт будет стоить не выше 60 сомов. Это было мое предвыборное обещание, так оно и получилось. 370 сомов стоит загранпаспорт - тоже приемлемая цена.

- Как вы оцениваете итоги прошедших выборов в Казахстане и кыргызско-казахское сотрудничество в целом?

- Что касается выборов, считаю, что их итоги - это закономерный процесс. По-другому там и быть не могло. Потому что экономика Казахстана растет с каждым годом и хорошими темпами. Жизненный уровень населения тоже. Поэтому народ Казахстана поддержал своего президента - Нурсултана Назарбаева. Я могу сказать, что к Нурсултану Абишевичу с давних пор относился с большим уважением и симпатией. Ценил его как человека, государственного деятеля, главу государства, потому что он вел правильную экономическую политику, в результате чего казахский народ имеет то, что он сегодня имеет.

А наши отношения с Казахстаном оценил бы как очень хорошие, руководство Казахстана поддержало нас буквально с первых дней. И то, что произошло с нашими мигрантами, - это была временная мера, в преддверии выборов казахская сторона приняла необходимые меры для того, чтобы в государстве был порядок. Все в рамках закона. На другой день, когда я разговаривал с президентом Н.Назарбаевым, поздравил его, он сразу сказал: "Курманбек Салиевич, мы открываем наши границы, никаких вопросов, все как было, так и остается, и поэтому наши отношения должны развиваться дальше". Он, кстати, очень много усилий прилагает для создания союза центральноазиатских государств, и я считаю, что это очень хорошая инициатива, если Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан действительно достигнут того, что предлагается сегодня казахской стороной.

21.12.2005
http://www.president.kg/ru/press/interview/634/

Док. 484894
Перв. публик.: 21.12.05
Последн. ред.: 03.09.08
Число обращений: 163

  • Бакиев Курманбек Салиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``