В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Курманбек Бакиев: Мы приступили к разработке новой стратегии развития страны. Эксклюзивное интервью агенству `Интерфакс` Назад
Курманбек Бакиев: Мы приступили к разработке новой стратегии развития страны. Эксклюзивное интервью агенству `Интерфакс`
Президент Киргизии Курманбек Бакиев рассказывает о ситуации в республике, ее внешнеполитических приоритетах и вопросах региональной безопасности.

Курманбек Салиевич, прошел почти год со дня Вашего избрания президентом Кыргызской Республики. Что удалось сделать из того, что Вы задумали, что - нет?

- За этот год приложено много усилий, чтобы справиться с теми проблемами, которые накапливались многими годами. Обстановка в стране была чрезмерно политизированной. Люди хотели, причем немедленно, восстановления справедливости, и потому было много протестов и выступлений.

В конечном итоге, все это повлияло на экономическую ситуацию в республике. Но и при этом мы не допустили ее спада в прошлом году, а этот год начали с хорошим ростом.

По итогам первого квартала текущего года нам удалось сохранить макроэкономическую стабильность и заложить основу для обеспечения экономического роста. В первом квартале текущего года валовой внутренний продукт составил 18,6 млрд. сомов. Его реальный рост, по сравнению с первым кварталом предыдущего года, составил 2,4%. Для сравнения - в первом квартале 2005 г.- 0,4%.

Инфляция в I квартале составила 3%. По сравнению с отдельными странами СНГ этот показатель минимальный.

Улучшились основные социальные показатели. Так, реальный рост среднемесячной заработной платы в марте т.г. составил 9,3%.

С 1 апреля т.г. на 50% повышена зарплата работникам центров по социальным выплатам и социальным работникам на дому, а также сотрудникам учреждений науки и вузов. Зарплата сотрудников государственных учреждений культуры повышена на 35 процентов, Национальной академии наук - на 15 процентов. Все это стало возможным благодаря наведению порядка, повороту коррупционных потоков в государственную казну.

Несмотря на трудности, нам удалось реанимировать ряд ранее простаивавших предприятий и запустить новые. Сегодня Кыргызстан - это уже другая страна, в которой никогда не будет возврата к авторитаризму, к государственной коррупции, к несправедливости. Опираясь на свободу и демократию, Кыргызстан становится страной, способной к эффективному общественному диалогу, динамичному развитию.

Новое руководство Кыргызской Республики намерено приложить максимальные усилия для достижения экономического прорыва и придания уверенности народу в завтрашнем дне. Основной вывод, который я сделал для себя, заключается в том, что реформы должны проводиться для всего народа, а не для особой группы людей. Простые граждане должны ощущать плоды экономического роста не только в виде увеличения социального обеспечения, насыщения потребительского рынка товарами и услугами, но, прежде всего в расширении возможностей для применения своей социальной энергии. А для этого нужны экономическая свобода, эффективные правила для экономической активности граждан, разумная государственная политика. Для этого у нас есть все базовые условия. Мы должны активно мобилизовать все имеющиеся у нас ресурсы, усилить партнерство с гражданским обществом, частным сектором, а также с донорским сообществом. В настоящее время мы приступили к разработке новой стратегии развития страны. Основными приоритетами данной стратегии являются: повышение производственного потенциала, борьба с коррупцией и ориентированное социальное развитие.

Как складывались за этот период отношения с Россией? Какие направления двустороннего сотрудничества представляются Вам наиболее перспективными?

- На мой взгляд, сегодня сложился очень высокий уровень отношений между Кыргызстаном и Россией. Свидетельством этому является мой первый официальный визит в Россию в апреле 2006 года.

Расширение и укрепление взаимовыгодного двустороннего сотрудничества в экономической сфере лежит в основе нашей политики с Российской Федерацией. За год работы мы смогли перевести отношения в плоскость реализации конкретных взаимовыгодных проектов. Причем торгово-экономические отношения с Кыргызской Республикой в 2005 году поддерживали 68 регионов Российской Федерации.

Россия занимает первое место по объему товарооборота Кыргызстана с зарубежными странами, и за 2005 год этот показатель превысил 500 млн. долларов США и увеличился на 19%. Это приблизительно третья часть от всего товарооборота Республики с зарубежными странами.

В январе-марте 2006 года сохранилась положительная тенденция роста объема товарооборота, который увеличился на 64% по сравнению с показателем, достигнутым за аналогичный период 2005 года. К слову, в соответствии с двусторонними договоренностями в марте этого года в Бишкеке состоялось официальное открытие Торгового представительства Российской Федерации в Кыргызской Республике.

В последние годы инвестиционное сотрудничество между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой активизировалось.

Одним из основных направлений сотрудничества Кыргызской Республики с Российской Федерацией является электроэнергетика.

Так, достигнута договоренность ОАО РАО "ЕЭС России" (ЗАО "ИНТЕР РАО ЕЭС") совместно с уполномоченными органами Кыргызской Республики определить и конкретизировать дальнейшие совместные действия по проекту строительства Камбаратинских ГЭС-1 и ГЭС-2 с учетом перспектив реализации электроэнергии на внешних рынках.

На наш взгляд перспективным является также сотрудничество с Российской стороной в развитии магистральных электрических сетей 500-220 кВ, расположенных на территории республики, с целью повышения пропускной способности сети и обеспечения стабильного экспорта электроэнергии из энергосистем Кыргызстана в сопредельные страны.

Необходимо отметить восстановление позитивной динамики в развитии двустороннего сотрудничества между ОАО "Газпром" и Правительством Кыргызской Республики в нефтегазовой отрасли. В январе текущего года в столице нашей республики - г. Бишкеке - было открыто представительство ЗАО "Зарубежнефтегаз"; в это же время между ОАО "Газпром" и Правительством Кыргызстана подписан Меморандум о намерениях по созданию совместного российско-киргизского предприятия в нефтегазовой отрасли.

Мы весьма заинтересованы в том, чтобы ОАО "Газпром" (ЗАО "Зарубежнефтегаз") приняли активное участие в нефтегазодобыче и проведении геологоразведочных работ на территории Кыргызской Республики, реабилитации существующих газопроводов, газораспределительных станций, а также в осуществлении поставок в Кыргызскую Республику природного и сжиженного газа.

К слову, вопрос сотрудничества в области электроэнергетики и газовой отрасли вносится в повестку дня предстоящего заседания Межправительственной Кыргызско-Российской комиссии, которую планируется провести в конце июня 2006. г. в г. Омске (РФ).

Перспективы в сотрудничестве с зарубежными инвесторами мы видим также в развитии и совместном освоении туристического потенциала республики, освоении месторождений полезных ископаемых, создании совместных предприятий в области пищепереработки и легкой промышленности.

Весьма конструктивная работа ведется и в области трудовой миграции. Налажено тесное сотрудничество с Пензенской областью России. В ближайшие годы около 2-х тысяч мигрантов из Кыргызстана покроют дефицит квалифицированных кадров в сельском хозяйстве и здравоохранении в Пензенской области.

Кроме того, нами прилагаются все усилия и уже наметились тенденции в укреплении и развитии отношений на межрегиональных уровнях. В частности, подписано Соглашение по установлению породненных связей между городом Видное Ленинского района Московской области (Российская Федерация) и городом Кант Чуйской области (Кыргызская Республика) в торгово-экономической и гуманитарно-культурной сферах. Готовятся к подписанию и другие нормативно-правовые документы, направленные на развитие двусторонних отношений.

Представители российского бизнеса не раз отмечали, что на уровне первых лиц есть заинтересованность в реализации взаимовыгодных проектов. Однако на уровне ведомств они зачастую тормозятся. В чем Вам видится причина этого, что может послужить импульсом для реализации таких проектов?

- Действительно многие проекты тормозятся из-за узковедомственного видения некоторых глав министерств. Я не исключаю тот факт, что есть такие руководители, которые привыкли мыслить только в рамках одного министерства и им зачастую не хватает масштабного долгосрочного видения. Нехватка квалифицированных исполнителей тоже приводит к низкому качеству работы, а, следовательно, провалу проекта на начальных этапах.

Импульсом для успешной реализации таких проектов может послужить повышение ответственности исполнителей на уровне министерств и ведомств, безусловное выполнение подписанных соглашений всеми исполнителями, т.е. как со стороны Кыргызской Республики, так и Российской Федерации.

Как Вы расцениваете стремление некоторых политических сил в Грузии и на Украине покинуть СНГ? На Ваш взгляд, Кыргызстан выигрывает или теряет от пребывания в интеграционных структурах на постсоветском пространстве?

- По первому вопросу хотел бы отметить, что принятие любого политического или иного решения должно являться суверенным правом и внутренним делом каждого государства. Вместе с тем, Кыргызстан поддерживает интеграционные процессы в рамках СНГ и дальнейшее участие Грузии и Украины в Содружестве будет положительно воспринято нашей республикой, так как интеграционные процессы способствуют расширению всестороннего сотрудничества между странами постсоветского пространства.

Что касается второго вопроса, то Кыргызстан заинтересован в участии в интеграционных процессах, в частности, в рамках СНГ и ЕврАзЭС. Кыргызстан продолжает оставаться последовательным сторонником углубления интеграционных процессов, являясь активным участником этих региональных объединений. Мы будем и в дальнейшем приветствовать инициативы, направленные на углубление интеграции и прилагать необходимые усилия для его укрепления.

Ситуация, сложившаяся в настоящее время в Содружестве, требует кардинальных мер по реформированию, совершенствованию структуры СНГ, созданию действенного механизма реализации принятых договоренностей. Необходимо отметить, что в настоящее время активная работа по решению данных задач проводится регулярно. Кроме этого, актуальными являются вопросы взаимодействия в отдельных сферах деятельности, в частности, в гуманитарной области. В этой связи подписано Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств-участников СНГ, утвержден План основных мероприятий, посвященных Году Содружества.

Другое объединение - Евразийское экономическое сообщество успешно решает поставленные задачи. Принятое решение об интеграции Организации "Центрально-Азиатское Сотрудничество" в ЕврАзЭС является ключевым моментом интеграции в регионе и позволит сконцентрировать наши совместные усилия на достижение более эффективных результатов в экономической интеграции.

Успешное продвижение к поставленным целям невозможно без расширения сотрудничества и привлечения партнеров для полноценного участия в деятельности Сообщества. В этом плане хотел бы отметить, что Кыргызская Республика с удовлетворением восприняла решение Республики Узбекистан вступить в ЕврАзЭС.

Каковы Ваши ожидания от летнего Саммита ШОС? Готов ли Бишкек наращивать взаимодействие в этом формате? Возможно ли, по Вашему мнению, использование многонациональных сил ШОС для борьбы с международным терроризмом в регионе?

- Во взаимоотношениях с партнерами по Шанхайской организации сотрудничества кыргызская сторона исходит из того, что ШОС является важным и действенным инструментом укрепления взаимного доверия, дружбы и добрососедства, упрочения разностороннего взаимодействия государств региона в политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах.

Дальнейшая активизация внешнеполитической деятельности по линии ШОС полностью отвечает национальным интересам Кыргызстана и относится к числу приоритетных направлений внешней политики Кыргызстана.

Проведение очередного заседания Совета Глав государств-членов ШОС 15 июня 2006 года в Шанхае имеет исключительно важное для нас значение в силу целого ряда причин.

Во-первых, одной из целей проведения Саммита является празднование первой юбилейной даты - 5 лет со дня образования Организации. Кроме того, в этом году также исполняется 10 лет с момента подписания пятистороннего Соглашения об укреплении доверия в области границы, что положило начало созданию прообраза ШОС - механизма "Шанхайской пятерки".

Во-вторых, на сегодняшний день можно с уверенностью констатировать, что в рамках ШОС практически завершена стадия организационного становления. Наработана солидная нормативно-правовая база, запущены и успешно функционируют рабочие органы ШОС. В этой связи, главами государств будут подведены итоги первой стадии развития Организации, дана оценка ее деятельности, намечены приоритетные направления нашей совместной работы в формате ШОС. В-третьих, и это имеет для Кыргызстана особое значение, на Саммите в Шанхае будут решаться вопросы назначения с января 2007 года новых руководителей постоянно действующих органов ШОС - Секретариата и Исполнительного комитета РАТС ШОС. Как Вам известно, в марте с.г. на Совете РАТС ШОС стороны приняли решение, что руководство исполнительного комитета РАТС ШОС перейдет к Кыргызстану.

Кроме того, предполагается, что председательство сроком на 1 год после юбилейного Саммита ШОС, проведение которого запланировано на 15 июня 2006 года в Шанхае, перейдет кыргызской стороне.

Надеюсь, что в ходе Саммита в Шанхае эти предварительные договоренности получат свое юридическое оформление.

Что касается вопроса о возможности использования многонациональных сил ШОС для борьбы с международным терроризмом в регионе, особо подчеркну, что на повестке дня Организации такой вопрос не стоит. Хартией ШОС не предусмотрено создание каких-либо объединенных воинских формирований или наднациональных командных структур. Равным образом Региональная антитеррористическая структура с месторасположением в Ташкенте не располагает собственными силовыми контингентами, а представляет собой механизм координации и информационно-аналитического обеспечения компетентных ведомств государств-членов ШОС по вопросам противодействия международному терроризму, незаконному обороту оружия и наркотиков. Как Вы охарактеризовали бы сегодняшнюю ситуацию в Центральной Азии с точки зрения безопасности? Какова роль ШОС и ОДКБ в укреплении региональной стабильности? Насколько оправдано дислоцирование в республике авиабаз в Канте и аэропорту "Манас" в плане противодействия существующим угрозам?

Кыргызстан принимает самое активное участие в деятельности этих двух авторитетных международных региональных организаций. Более того, мы являемся соучредителями ОДКБ и ШОС.

- Регион Центральной Азии, в силу своего особого геополитического положения, имеет одно из ключевых значений в плане активного противодействия международному терроризму, незаконному обороту оружия и наркотиков. В связи с тем, что безопасность неделима, вполне логично, что созданием единого пространства безопасности в Центрально-азиатском регионе одновременно занимаются две близкие по подходам к борьбе с терроризмом международные организации - ОДКБ и ШОС. Таким образом, мне представляется, что эти две организации не дублируют, а органически дополняют друг друга.

В современном мире на первый план вышли проблемы совместной борьбы с терроризмом. На основе договоренностей и согласованных с нашими партнерами шагов, мы разрешили дислоцировать на территории Кыргызстана в близком соседстве вооруженные контингенты России и США.

Таким образом, в вопросах безопасности Кыргызстан руководствуется не только собственными интересами, но и интересами всего международного сообщества. Наша территория призвана стать, и на деле стала местом сотрудничества, сближения великих держав, расширения их взаимопонимания, а не их соперничества и разъединения интересов.

Подчеркну, что опора на собственные Вооруженные Силы страны вкупе с активным участием Кыргызстана в коллективных усилиях, направленных на борьбу с глобальными вызовами и угрозами в рамках ШОС, ОДКБ и Антитеррористической коалиции, создают по внешнему периметру республики многоуровневую систему безопасности.

Как показали последние события, произошедшие на юге Кыргызстана, в регионе наблюдается активизация незаконных вооруженных формирований и экстремистских группировок, что вызывает обеспокоенность, как государств региона, так и всего мирового сообщества. Также дестабилизирующим фактором является территориальная близость с Афганистаном.

В контексте проблем безопасности КР не только осознает необходимость кооперации противодействия транснациональным угрозам безопасности, но и предпринимает конкретные шаги в этом направлении.

На обеспечение коллективной безопасности в регионе направлена деятельность ОДКБ, которая в практическом плане занимается вопросами противодействия современным вызовам и угрозам. В этом контексте положительной оценки заслуживают предпринимаемые в рамках Организации шаги по усилению практического взаимодействия правоохранительных органов и спецслужб в сфере борьбы с терроризмом, наркоугрозой и нелегальной миграцией, подтверждением чему служат ежегодно проводимые в государствах-членах ОДКБ операции "Канал" и совместных командно-штабных учений "Рубеж".

Необходимо отметить, что авиационная база в Канте созданная в соответствии с договоренностями государств-членов ОДКБ, способствует выполнению как национальных, так и коллективных задач, стоящих перед ОДКБ. Являясь военно-авиационным компонентом Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-азиатского региона (КСБР ЦАР), эта база создает дополнительные возможности для адекватного и оперативного реагирования на возможные угрозы, и способствует повышению эффективности деятельности КСБР ОДКБ.

Как вы оцениваете текущую политическую ситуацию в республике? В Киргизии, после полугодового перерыва, вновь проходят митинги, выдвигаются требования к тандему Бакиев-Кулов.

- Все мы хорошо понимаем, насколько велики ожидания у граждан республики от проводимых преобразований, курс на которые задала мартовская народная революция прошлого года.

Но, наверное, каждый также понимает, что для реализации этих ожиданий требуется время. Невозможно в одночасье решить проблемы, которые накапливались годами.

Главные задачи, которые нам нужно решить сегодня - обеспечить необратимость демократических преобразований, устойчивый экономический рост и достичь ощутимого повышения благосостояния народа Кыргызстана.

Необходимо обеспечить людей работой, создать условия для развития производства. Поэтому сразу же после мартовской революции я поставил перед министерствами и ведомствами, другими органами государственной власти и органами местного самоуправления в качестве важнейшей задачу создания новых рабочих мест.

На достижение этой цели и была направлена работа правительства, сформированного осенью прошлого года.

По прошествии сравнительно небольшого времени можно отметить, что новое правительство сумело вникнуть в нынешнюю экономическую ситуацию, увидеть узкие места и препятствия для экономического роста. Большинство руководителей госорганов скрупулезно изучали положение дел в стране, занялись конкретной работой, направленной на социально-экономическое развитие нашей республики.

Близится к завершению разработка программы конкретных действий, которая позволит достичь большей системности в достижении поставленных целей и задач. В скором времени мы сможем предъявить обществу конкретный план мероприятий по этой программе и организовать его выполнение.

Нам удалось обеспечить согласованное функционирование различных ветвей власти. В нормальном режиме работают законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. Несмотря на призывы отдельных политиков, я всегда высказывался за то, чтобы нынешний состав Жогорку Кенеша (парламента) продолжал работать и сохранил свои полномочия до конца установленного срока.

С учетом пожеланий общественности активно продвигается работа по подготовке проекта новой Конституции Кыргызской Республики. В отличие от прежних подходов, когда на всенародный референдум выносился один-единственный вариант Конституции и люди не имели возможности выбора, на этот раз дальнейшую судьбу государства будем определять всенародно и поэтапно. Сначала проведем референдум, в ходе которого граждане Кыргызстана смогут сделать свой выбор по форме правления. И уже потом, на основе принятого народом Кыргызстана решения, будет приниматься Конституция.

Определенные положительные сдвиги есть и в деле борьбы с коррупцией, для чего мы образовали Национальное агентство КР по предупреждению коррупции. Благодаря активной работе различных государственных органов и поддержке наши граждан, мы смогли перекрыть основные коррупционные финансовые потоки и тщательно спланированные при прежнем режиме схемы увода бюджетных средств в частные руки. Сейчас идет процедура согласования утверждения подготовленных министерствами программ по восстановлению крупных хозяйствующих субъектов, привлечению доноров к модернизации имеющихся производственных мощностей и созданию новых производственных комплексов.

Именно за счет первых результатов борьбы с коррупционными проявлениями мы реализовали многие обещания перед народом, в том числе, осуществили поэтапное повышение заработной платы отдельным работникам бюджетных организаций, организовали бесплатное питание школьников начальных классов, реализуем другие социальные программы.

Что же касается проходящих в стране разнообразных митингов, то необходимо отметить следующее. Каждый гражданин нашей страны имеет конституционное право на выражение своей точки зрения. В этом заключается особенность и преимущество демократии. Причем сегодня, с учетом пережитого опыта, мы сумели приблизиться к цивилизованным формам демократии. Нынешние митинги и курултаи проходят мирно, в нормальной атмосфере, позволяющей каждому желающему высказать свое мнение по тому или иному жизненно важному вопросу.

Если же говорить о нашем тандеме с премьер-министром республики Феликсом Шаршенбаевичем Куловым, то я считаю, что у нас нет с ним принципиальных разногласий по основным вопросам государственной политики.

Конечно, есть отдельные политические силы, немногочисленные, замечу, которые еще питают надежды расшатать ситуацию и реализовать свои политические замыслы по восстановлению прежнего режима, который давал им возможность осуществлять коррупционные схемы и наживаться за счет народной казны. Но такие попытки тщетны: наш тандем в результате такой борьбы только укрепился. Мы едины с премьер-министром в наших целях, а они состоят в служении народу и в том, чтобы достичь процветания для Кыргызстана, добиться повышения жизненного уровня населения. Других целей у нас нет, и не может быть. Для этого нас выдвинул народ Кыргызстана и доверил нам власть.

13.06.2006
http://www.president.kg/ru/press/interview/732/

Док. 484891
Перв. публик.: 13.06.06
Последн. ред.: 03.09.08
Число обращений: 136

  • Бакиев Курманбек Салиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``