В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новые сюрпризы ГИБДД Назад
Новые сюрпризы ГИБДД
Очередное нововведение поделит российских водителей на профессионалов и новичков: по словам начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ, сесть за руль в качестве наемного шофера с любительскими правами будет невозможно

Владимир Баршев: Водителя-новичка "пометят" в правах. Одного взгляда на документ будет достаточно, чтобы точно определить его профессиональную подготовку. Водителей поделят как минимум на две категории. И сесть за руль в качестве наемного шофера с любительскими правами станет невозможно. Такая замена прав повлечет серьезные новшества в системе обучения водителей, сдачи экзаменов, приеме на работу и в итоге позволит снизить аварийность на дорогах. Так считает начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Виктор Кирьянов.

Виктор Николаевич, зачем нам еще более "европейские", чем нынешние, права? Ничего, кроме раздражения, очередной обмен документов у людей не вызывает.

Виктор Кирьянов: Сразу уточню. Никакого массового единовременного обмена не будет. С нынешними можно ездить до окончания их срока действия. А введение новых продиктовано несколькими вескими причинами. Вступили в силу принятые ООН поправки к Конвенции о дорожном движении. По ним 60 стран, подписавших Конвенцию, должны в течение пяти лет перейти на водительские удостоверения нового образца. Сейчас этот образец разработан и находится на стадии утверждения.

В. Баршев: В чем разница между старым и новым документом?

В. Кирьянов: У нас сейчас в водительских удостоверениях предусмотрено 5 категорий: А - мотоциклы, В - легковые автомобили до 3,5 тонны, С - грузовые, D - автобусы, Е - седельные тягачи. В Европе в каждой категории есть подкатегории, например, А1, В1, С1... Именно они и появятся в правах.

Цифра 1 говорит, что в данной категории водитель - новичок.

Особняком стоит категория А. Она - для мотоциклистов. Двухколесная техника давно стала другой, более мощной, более сложной. А готов ли человек управлять этой техникой? Вот, допустим, купили 16-летнему ребенку мотоцикл. Он долго просил, учился хорошо и заслужил. Отучился на курсах, получил водительское удостоверение. Но у него не хватит ни умения, ни опыта управлять мощным мотоциклом. Значит, пусть освоится с более легкой техникой с двигателем объемом, например, 250 "кубиков". Три года поездил, набрался опыта, был дисциплинирован - может приобретать более мощный мотоцикл.

В. Баршев: То есть, получив права впервые, в том или ином классе можешь претендовать только на первую подкатегорию?

В. Кирьянов: Да. У нас ведь сейчас получил категорию D - и можешь возить пассажиров. Но ведь есть разница - управлять "газелью" или большим сочлененным автобусом. Сейчас - и для того и для другого, в правах одна категория. И зачастую междугородними автобусами управляют водители, только месяц назад сдавшие экзамен на категорию D.

В. Баршев: Значит, и программы обучения перепишут - для каждой группы водителей?

В. Кирьянов: Новая система предполагает, что кандидаты в водители будут обучаться по разным методикам. Тот, кому хочется самому ездить, семью возить, пройдет курс по одной программе, любительской. Тот, кто собирается потом работать за рулем - по другой программе. Соответственно и права они получат разные, и сроки обучения у них будут разные, и часы наката. А также требования на экзаменах другие.

В. Баршев: Так чему будут обучать водителя?

В. Кирьянов: Кто постарше, может, помнит классы в автошколах? Там раньше были плакаты и стенды - двигатели, мосты разрезанные. Всё это изучали. Сегодня мы работаем не над тем, чтобы водитель мог собрать и разобрать автомобиль, а над тем, чтобы он умел им управлять. Акценты надо сместить на умение быстро принять решение, быстро среагировать на дорожную обстановку.

Между тем сегодня кандидатов в водители не обучают умению ориентироваться в сложной дорожной обстановке, культуре и этике вождения, основам транспортной психологии, контраварийной подготовке - всем тем элементам водительского мастерства, которые в совокупности являются важнейшими для безопасного управления транспортом.

В. Баршев: Сейчас в автошколах нередко и положенное число "наката" не выдают...

В. Кирьянов: Многие учебные организации не имеют соответствующей базы. Они готовят водителей по укороченной, никем не утвержденной программе. Читают лекции по Правилам дорожного движения в объеме 16 часов вместо положенных 90. А практическое вождение дается только по желанию самого обучаемого.

Важный рычаг в повышении ответственности учебных организаций, осуществляющих подготовку водителей, - совершенствование процедуры их лицензирования и контроля за выполнением лицензионных требований и условий.

Нередко лицензии на право подготовки водителей транспортных средств выдаются учебным организациям без предоставления заключения Госавтоинспекции о наличии и соответствии их учебно-материальной базы установленным требованиям.

Есть регионы, где экзамены сдают экстерном до 60 процентов кандидатов в водители, а квалификационные экзамены превращаются в пустую формальность.

В. Баршев: Сейчас собираются запретить сдачу экзаменов в ГАИ экстерном. То есть, чтобы получить права, человеку придется записываться в автошколу, платить деньги, возможности самостоятельной подготовки просто не останется. Зачем это?

В. Кирьянов: Этот вопрос мы рассматривали на комиссии безопасности дорожного движения и пришли к выводу, что экстернат надо отменять. При сегодняшней ситуации на дорогах человек самостоятельно, наверное, сможет подготовиться к сдаче экзаменов. Но к участию в дорожном движении он не готов. Повторюсь, задача автошколы состоит не в том, чтобы человек сдал на права, а в том, чтобы он научился управлять транспортным средством, вовремя реагировать на ситуацию. А у нас автошколы заинтересованы не в качественной подготовке водителя, а в получении прибыли. Как только информация об отмене экстерната прошла, автошколы сразу стали задирать цены. А кандидаты в водители им зачастую потворствуют. Многие по-прежнему считают, что главное - получить права, а не научиться водить.

В. Баршев: Конечно, ведь хочется именно права получить. Это уже опытные водители понимают, что дорога и автомобиль - дорогое и опасное удовольствие...

В. Кирьянов: Поэтому мы собрали автошколы и попросили их не спекулировать на этой теме. Это, кстати, и в их интересах - показать, как вреден экстернат, что кандидат в водители должен получить нормальное образование в автошколе. Мы уже подготовили соответствующие изменения в постановление правительства.

В. Баршев: То есть экстернаты запретят законодательно?

В. Кирьянов: Конечно. Но самое главное, чтобы народ понимал необходимость этих решений. И, похоже, уже начинает понимать. Пришел ко мне на прием один человек и сообщил, что автошкола отправляет его на экзамен, хотя за рулем он сидел в два раза меньше положенного времени. В автошколе ему сказали, что помогут сдать экзамен. Но он хочет не просто получить права, а научиться водить. И это не единственный человек, который обратился ко мне с таким вопросом. Сейчас все больше народа спрашивает, где получить дополнительное образование по вождению, пройти курсы повышения водительского мастерства.

В. Баршев: Понятно, как ему собирались помочь. Десять лет смутного времени приучили нас к тому, что легче купить, чем заниматься и потом сдавать. Во многих странах весь процесс сдачи экзамена фиксируется на видеокамеру, там просто невозможно подтасовать результаты. Возможно ли такое в нашей стране?

В. Кирьянов: Мы собрали очень много информации по приему экзаменов за границей, проанализировали ее и разрабатываем свою систему. Сейчас в Челябинске подготовлен проект автодрома для принятия экзамена. На нем воссозданы различные уличные и дорожные ситуации, есть светофоры, знаки, пешеходные переходы. Приходит кандидат в водители, садится за руль и ездит по указанному маршруту. Компьютер следит за передвижениями, за выполнением заданий и в случае ошибок начисляет штрафные баллы. Инспектор, принимающий экзамен, сидит в специальном помещении и только наблюдает. Он может вмешаться в крайнем случае: при помощи специального устройства может остановить машину, но экзамен, по сути, принимает компьютер.

В. Баршев: Никто не сможет вмешаться в процесс экзамена? Повлиять на результат?

В. Кирьянов: Как? Там везде стоят датчики, которые фиксируют нарушения, везде камеры, все работает в автоматическом режиме. А с техникой не договоришься. Запись будет храниться в архиве, и в любой момент ее можно будет поднять, просмотреть.

В. Баршев: Такие автодромы будут при каждом экзаменационном подразделении?

В. Кирьянов: Над этим мы тоже долго спорили. Зачем ГИБДД автодром? Даже в Москве сейчас очередей на сдачу экзаменов практически нет. Автодром будет простаивать. Пусть объединятся несколько автошкол и построят такой автодром для себя. Будут на нем обучать кандидатов в водители, а инспектор будет приезжать туда только для приема экзаменов. Я думаю, что за два года мы подготовим соответствующую программу.

Кроме того, для усиления ответственности преподавателей за качество обучения в автошколах целесообразно ввести в практику проведение анализа аварийности и административных правонарушений среди водителей с небольшим стажем управления транспортными средствами с привязкой к конкретной автошколе и преподавателям, осуществлявшим их обучение. Это стало бы дополнительным контролем за автошколами и качеством обучения в них.



Российская газета, Владимир Баршев
http://www.upmonitor.ru/editorial/interview/2007-02-06/1142/

Док. 484865
Перв. публик.: 06.02.07
Последн. ред.: 03.09.08
Число обращений: 141

  • Кирьянов Виктор Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``