В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью: Вячеслав Захаренков, начальник Департамента обеспечения правопорядка на транспорте МВД РФ. Назад
Интервью: Вячеслав Захаренков, начальник Департамента обеспечения правопорядка на транспорте МВД РФ.
Начальник Департамента обеспечения правопорядка на транспорте (ДОПТ) МВД России генерал-лейтенант милиции Вячеслав Захаренков рассказал корреспонденту "ИНТЕРФАКСА" о мерах, предпринимаемых транспортной милицией по обеспечению безопасности на объектах транспортного комплекса России.
Вячеслав Владимирович, для граждан главной оценкой деятельности правоохранительных органов на любом направлении является ощущение безопасности и защищенности. Можно ли сказать, что благодаря усилиям в том числе транспортной милиции, летать на самолетах и путешествовать на поездах стало более безопасно.
- Это стало возможным благодаря принятым законодательным актам в области безопасности, которые позволили повысить координацию действий всех силовых структур и органов исполнительной власти. Государство начало вкладывать серьезные средства в сферу безопасности, существенно улучшилась наша оснащенность средствами контроля и досмотра в аэропортах и на вокзалах, обеспеченность системами защиты транспортного комплекса.
В 2007 году органами внутренних дел на транспорте МВД России проделана огромная работа по обеспечению правопорядка и общественной безопасности, антитеррористической защищенности объектов транспорта, защите граждан от преступных посягательств, декриминализации сферы экономики транспорта, пресечению незаконного оборота наркотических средств и оружия.
Нам удалось сохранить контроль за оперативной обстановкой, добиться улучшения показателей по ряду направлений нашей деятельности.
В 2007 году количество совершенных убийств на объектах транспорта уменьшилось на 15%, по сравнению с 2006 годом, причинения тяжкого вреда здоровью - на 4,8%, разбойных нападений - на 16,2%, грабежей - на 7,7%. Для нас важно снижение подростковой преступности. Число тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними снизилось на 13,2%, удалось уменьшить на 15,7% число несовершеннолетних, совершивших преступления.
Несмотря на положительные тенденции, преступность на объектах транспорта остается. Какова статистика преступлений?
- В 2007 году на обслуживаемых нами объектах зарегистрировано 83,9 тысяч преступлений, что на 3,8% больше, чем в 2006 году. В структуре преступности на транспорте России основную долю составляют экономические преступления и связанные с незаконным оборотом наркотиков.
В прошлом году сотрудниками ОВД на транспорте досмотрено 662 тысячи авиарейсов, более 43 миллионов авиапассажиров.
Пресечено более 63 тысяч попыток незаконного провоза запрещенных предметов и веществ, выявлено 880 преступлений, более 68 тысяч административных правонарушений. При проведении предполетного и полетного досмотра изъято 166 единиц огнестрельного и 1268 единиц холодного оружия, 10 кг. взрывчатых веществ, более 16 тысяч боеприпасов, 3,3 кг. наркотических средств, более 56 кг. драгоценных металлов и камней, на 161 млн. рублей.
В прошлом году выявлено около 14 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. При этом количество наркопреступлений в крупном и особо крупном размере увеличилось на 9,4%. Сотрудниками транспортной милиции изъято из незаконного оборота 2, 4 тонны наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ.
Что делается ДОПТ для повышения антитеррористической защищенности объектов транспорта? Какие новейшие технические достижения в сфере обеспечения безопасности и общественного порядка используются на объектах транспорта?
- Важнейшим направлением оперативно-служебной деятельности транспортной милиции является борьба с проявлениями терроризма и экстремизма, обеспечение антитеррористической защищенности объектов транспортного комплекса России, а также защита авиапассажиров и работников отрасли от террористических актов.
Транспортной милицией, совместно с другими правоохранительными органами, осуществляется комплекс практических мероприятий, направленных на предотвращение терактов и диверсий. Для решения этих задач используются, помимо оперативных возможностей, технические средства при проведении досмотровых и поисковых мероприятий.
Мы серьезно работаем над техническим оснащением объектов воздушного и железнодорожного транспорта.
В поездах, залах ожидания и кассовых залах вокзалов действует порядка 400 линий экстренной связи "пассажир-милиция". В залах ожидания и кассовых залах установлено около 5 тыс. систем видеонаблюдения. Нами активно используется программно-технический комплекс по выявлению в пассажиропотоке лиц, находящихся в розыске и представляющих оперативный интерес.
Апробация новых технических средств является, безусловно, одним из направлений совершенствования системы безопасности на транспорте, направленных на обеспечение защиты пассажиров и подвижного состава от преступных посягательств. Так, на Ростовском участке Северо-Кавказской железной дороги внедрена комплексная система безопасности электропоездов "Видеолок". В поездах пригородного сообщения установлены системы видеонаблюдения, с выводом на монитор в кабину машиниста, которые позволяют оперативно реагировать на складывающуюся ситуацию криминального характера, а также своевременно принимать меры по пресечению нарушений общественного порядка. Эта система сегодня успешно используется в зонах обслуживания пяти УВДТ, ей оснащено 148 поездов пригородного сообщения (МУВД на железнодорожном транспорте, Северо-Кавказское, Приволжское, Западно-Сибирское и Юго-Восточное УВДТ).
Кроме того, при входе на вокзал на станции Ростов-Главный (Ростов-на-Дону) создан стационарный пост милиции, установлен компьютер и три мультимедийных монитора с выводом информации от 52-х видеокамер с цифровой записью изображения перрона и внутренних помещений вокзального комплекса, что позволяет систематически отслеживать обстановку и оперативно влиять на ее изменения. С использованием аппаратуры поста впервые на железнодорожном транспорте России проведен эксперимент по применению системы "фэйс-контроль", которая позволяет распознавать в пассажиропотоке разыскиваемых лиц и своевременно их задерживать, либо организовывать оперативное сопровождение.
Положительный опыт работы и технические возможности системы "Видеолок", стационарного поста милиции на станции Ростов-Главный, ПТК "Розыск-Магистраль" показывают эффективность их использования в сфере обеспечения общественного порядка и безопасности, а также в предупреждении и раскрытии актов терроризма на объектах транспорта.
Безусловно, наращивание транспортного потенциала государства невозможно без обеспечения безопасности транспортной системы, снижения террористических рисков. Поэтому степень защищенности людей, объектов транспорта является главным критерием оценки деятельности органов внутренних дел на транспорте.
Планируется ли создание в России спецподразделений по сопровождению авиарейсов?
- В борьбе с терроризмом на воздушном транспорте необходим комплексный подход. Использование только части мер и направлений в этой сфере существенной пользы не принесет. Нахождение на борту воздушного судна во время полета вооруженных сотрудников следует рассматривать как меру усиления механизмов осуществления авиационной безопасности.
Вряд-ли целесообразно сопровождать все самолеты. Сопровождение судов специализированными подразделениями возможно только при наличии оперативной информации о готовящемся теракте или на основе анализа по профилактике административных правонарушений, в частности возможного хулиганства во время полета.
При проведении досмотровых мероприятий перед посадкой на воздушное судно сотрудники сопровождения могут вооружаться травматическим оружием и электрошоковыми (паралитическими) устройствами.
Главным оружием в период сопровождения воздушных судов должны быть креативность и интеллект, знание практической прикладной психологии и этнопсихологии, взрывных устройств и диверсионных средств, современных оружейных систем и нетрадиционных методов авиационного несанкционированного вмешательства.
Для того, чтобы обеспечивать сопровождение воздушных судов вооруженными сотрудниками предстоит урегулировать ряд процедурных вопросов. У нас пока отсутствуют государственные программы подготовки специалистов подобного рода. Очевидно, что эта подготовка должна быть междисциплинарной.
Планируется ли ужесточить наказание за хулиганство на борту?
- В новой редакции УК России статья "хулиганство" рассматривается с применением оружия какого-либо вида или предметов в качестве оружия. Ответственность граждан за действия из хулиганских побуждений во время полета воздушного судна возможно увеличить административным законодательством, приравняв действия хулиганов к статье за нарушение безопасности полета воздушного судна с применением акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
Также остается непреклонной позиция МВД России об упорядочивании мер реализации алкогольной продукции во время полета.
Когда будет введен 100% досмотр граждан и работников при входе в аэровокзальный комплекс "Домодедово"?
- На сегодняшний день в аэропорту проводится реконструкция в связи с расширением инфраструктуры по обслуживанию пассажиров. На пяти входах установлена стационарная рентгено-телевизионная поисковая техника и рамочные металлоискатели. Каждый вход в терминал для пассажиров и служебные входы оснащены системами круглосуточного видеоконтроля. В повседневном режиме комплекс досмотровых мероприятий на входах в АВК выполняется сотрудниками транспортной милиции во взаимодействии с работниками САБ "Эйрпорт авиэйшен сикъюрити". Дополнительно, в период усиленного варианта несения службы к проведению комплекса досмотровых мероприятий привлекаются бойцы ОМОН на транспорте.
Что изменилось в инструкциях по обеспечению безопасности авиапассажиров после терактов?
- После терактов в августе 2004 года в состав досмотровых групп введены сотрудники транспортной милиции, специализированных подразделений по досмотру. Внесен ряд дополнений и изменений в нормативно-правовые акты МВД и Минтранса России по организации взаимодействия в период проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров, членов экипажей, ручной клади, багажа и т.д. Наш департамент принял непосредственное участие в подготовке приказа Минтранса России об утверждении правил проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров.
С 2003 года в странах Евросоюза принят новый регламент в области авиационной безопасности. Он затрагивает вопросы проверок пассажиров, экипажей багажа и т.д. В России в технологическом процессе предполетного досмотра проводится максимальная проверка с помощью различной поисковой техники и личного досмотра пассажиров, с обязательным досмотров верхней одежды и обуви, в том числе ужесточены требования по провозу в салонах воздушных судов спиртосодержащих веществ и жидкостей, гелей, алкоголя и т.д.
Не считаете ли необходимым изменить процедуру личного досмотра пассажиров в аэропортах и планируете ли вы проводить досмотр пассажиров на железнодорожном транспорте?
- В своей основе процедура проведения личного досмотра нормативно закреплена Федеральным законом России "О милиции". Также, личный досмотр является дополнительным и необходимым видом контроля досмотровых мероприятий, помимо применения поисковой техники (рентгено-телевизионной техники, газоанализаторов и т.д.).
Личный досмотр в пунктах досмотра аэропортов производится в соответствии с законодательством России лицами одного пола, при этом в технологическом процессе используются кабины и комнаты личного досмотра.
На сегодняшний день досмотр пассажиров железнодорожного транспорта проводится выборочно. Необходимые досмотровые мероприятия на железнодорожном транспорте на платформах осуществляются сотрудниками транспортной милиции в составе посадочных групп. В связи с развитием транспортной инфраструктуры по внедрению интермодальных перевозок с целью доставки пассажиров в аэропорты Московского авиаузла, функционирует сообщение с аэропортами Домодедово, Внуково. Заканчивается строительство железнодорожной платформы в аэропорту Шереметьево. Необходимый комплекс досмотровых мероприятий будет применен в пунктах отправления железнодорожных терминалов.
Как налажено взаимодействие ваших подразделений с коллегами из других правоохранительных структур - ФСБ, МЧС и другими правоохранительными структурами, коллегами из зарубежных государств?
- В среднем за год на объектах транспортного комплекса регистрируется 75 тыс преступлений и более 80% из этого количества приходится на железнодорожный транспорт. Большое значение, безусловно, приобретает межведомственное взаимодействие всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по обеспечению правопорядка и безопасности в транспортном комплексе России.
Нашим департаментом совместно с заинтересованными ведомствами осуществляется комплекс мер по обеспечению охраны общественного порядка, личной и имущественной безопасности пассажиров и работников железнодорожного транспорта, совершенствованию системы защиты транспортного комплекса от актов незаконного вмешательств. На регулярной основе осуществляется обмен оперативной информацией, на рабочих встречах, совещаниях разрабатывается алгоритм совместных действий в области борьбы с преступностью и терроризмом, как внутри страны, так и на международной арене.
Среди примеров нашего сотрудничества, можно упомянуть рабочую встречу глав МВД России и Азербайджана, которая состоялась в октябре 2007 года в Кисловодске. На встрече обсуждался вопрос взаимодействия правоохранительных органов двух стран в области борьбы с транснациональной оргпреступностью и международным терроризмом. Кроме того, в ходе встречи заслушивался доклад, в котором затрагивалась тема антитеррористической защищенности транспортной инфраструктуры и совершенствование взаимодействия органов внутренних дел по защите объектов транспорта.
Сотрудники департамента участвовали в межведомственном совещании МЧС России по выработке совместных решений по повышению безопасности полетов и организации взаимодействия при проведении аварийно-спасательных работ.
Подразделениями транспортной милиции осуществляется тесное взаимодействие с территориальными ОВД. С учётом местных условий и особенностей оперативной обстановки, совместно с МВД, ГУВД, УВД субъектов федерации проработан вопрос прикрытия силами территориальных ОВД станций и остановочных площадок, на которых отсутствуют подразделения транспортной милиции.
Сообща со службами авиационной безопасности (САБ), во всех аэровокзалах обеспечивается жесткий пропускной режим с проверкой документов и досмотром ручной клади. При этом используются ручные металлодетекторы и служебно-розыскные собаки. В прошлом году введено 151 специализированное подразделение по досмотру в аэропортах. Там организован тщательный предполетный и послеполетный досмотр пассажиров, багажа, в том числе, вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, авиационного персонала, бортовых запасов судна, грузов и почты. В 2007 году проверено более 504,7 миллионов лиц, выявлено свыше 11 тыс. человек, стоящих на контроле, задержано 7845 лиц, находящихся в федеральном и местном розыске.
Ваш департамент являлся соразработчиком законопроекта "О транспортной безопасности". Что послужило причиной его создания и как это повлияло на деятельность органов внутренних дел на транспорте?
- Последнее десятилетие заставило кардинально переосмыслить требования к системе безопасности транспортного комплекса России. Позитивным событием стало вступление в силу в 2007 году Федерального закона "О транспортной безопасности" в разработке которого наш департамент принимал активное участие. Необходимость принятия данного закона было обусловлено наличием террористической угрозы для объектов транспортного комплекса России, а также выполнением международных требований в области транспортной безопасности.
До принятия вышеназванного правового акта единая государственная система обеспечения транспортной безопасности в Российском законодательстве отсутствовала. Лишь некоторые отдельные требования по ее обеспечению содержались в Воздушном кодексе РФ, Кодексе торгового мореплавания РФ и Кодексе внутреннего водного транспорта РФ.
С вступлением в силу закона "О транспортной безопасности" стало возможным установить правовые основы деятельности в данной области как базу единого системного подхода к организации антитеррористической защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств с использованием наиболее современных технических разработок и процедур. Новым законом предусмотрена система мер, направленных на обеспечение устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса страны.
Кроме того, формируется Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности и прорабатывается вопрос подключения ее к имеющимся оперативным базам органов внутренних дел Российской Федерации, для использования информации в оперативно-служебной деятельности.



Интерфакс " Advis.ru
http://www.advis.ru/cgi-bin/new.pl?7B177ED1-AF16-9640-BC6E-DCD99F188C06

Док. 484802
Перв. публик.: 07.02.08
Последн. ред.: 03.09.08
Число обращений: 114

  • Захаренков Вячеслав Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``