В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Аничин: `За год заметно увеличилось число особо опасных преступлений в сфере экономики` Назад
Алексей Аничин: `За год заметно увеличилось число особо опасных преступлений в сфере экономики`
Впервые криминал попытался захватить жизненно важную отрасль целого региона. Если бы это покушение удалось, то организованная преступная группа могла бы диктовать свои условия экономике Урала. В ее руках оказались бы контрольные пакеты крупных предприятий энергетики. Вот так трансформировалась за последнее время экономическая преступность, аппетиты которой растут вместе с подъемом страны. Только за год заметно увеличилось число особо опасных преступлений в сфере экономики. Как рассказал руководитель Следственного комитета при МВД генерал-майор юстиции Алексей Аничин, их выявлено уже 300 тысяч.



- Алексей Васильевич, как организованная преступность покушается на ведущие в регионах предприятия?



- Примером может служить уральское дело. В Екатеринбурге расследовано серьезное преступление. Его организаторы некие Губин и Подкорытов смогли мошеннически завладеть акциями ЗАО "Корпорация "Уралинвестэнерго". Это уголовное дело имеет крайне важное значение для Уральского региона, так как раскрыто и расследовано преступление о рейдерском захвате компании, имеющей в собственности контрольные пакеты акций крупнейших уральских предприятий - ОАО "Уралхимпром", ОАО "Южноуральский арматурно-изоляторный завод", ОАО "Уралэлектросетьстрой" и других. Суд приговорил рейдеров к пяти и пяти с половиной годам заключения.



- Считалось, что рейдеров наказать почти невозможно. Что-то изменилось?



- Мы накопили уже достаточный опыт по выявлению виновных в незаконных захватах собственности. Если в 2005 году из 346 уголовных дел, находившихся у нас в производстве, до суда дошло всего 51 уголовное дело и вынесено 17 обвинительных приговоров, то в 2007 году из 512 уголовных дел в суд направлено 230, вынесено 44 обвинительных приговора.



- Какие дела по рейдерам вы бы отнесли к знаковым?



- Вот интересное дело. Симоновским районным судом Москвы осуждены на срок от 6 до 8,5 лет Хазанов, Вертоградов и другие. Они, используя поддельные документы, в том числе определение и исполнительный лист мирового судьи из Калуги, отстранили законных собственников трех организаций - ОАО "МГОЗ", ОАО "Тулабумпром" и ОАО "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат" от управления предприятиями, продали их объекты недвижимости и другие активы.



Направлено в суд уголовное дело по обвинению Карпача, Богомолова, Макарова и других в силовом захвате коммерческих организаций и последующей неоднократной перепродаже стоящих на балансе объектов недвижимости. Все это получилось, когда подделали правоустанавливающие документы в отношении акционеров ОАО "Мосвторцветмет", ОАО "Покровское", ОАО "Импульс Юнайтед Дистрибьюшн" и ряда других организаций Московского региона. Так что бороться с мошенниками мы научились.



- Алексей Васильевич, последнее время ничего не слышно о расследовании некоторых громких уголовных дел. Злые языки говорят, что все сошло на нет. Например, год назад вы рассказывали на страницах "РГ" о ситуации с Пенсионным фондом. Сейчас это уголовное дело завершено?



- Да, мы расследуем уголовное дело о присвоении и растрате бюджетных средств сотрудниками Пенсионного фонда. Речь идет о конкурсе по закупке компьютерного оборудования. Общая сумма ущерба - около 200 миллионов рублей. Сейчас идут сложные экспертизы, по завершении которых будет дана правовая оценка действиям сотрудников фонда.



- А подозреваемые есть?



- Подозреваемые имеются. Но более подробно я об этом пока говорить не буду.



- Это ведь не единственное дело в отношении сотрудников Пенсионного фонда?



- Есть еще одно - о присвоении и растрате бюджетных средств при раздаче в собственность руководителей Пенсионного фонда дорогого жилья. Здесь ущерб - около 60 миллионов рублей.



- А как ситуация суголовным делом в отношении руководителей Россельхознадзора, вымогавших и получивших взятку. Оно скоро будет направлено в суд?



- Мы намерены довести его до суда, пока же оно в стадии расследования. В отношении руководителя управления Россельхознадзора по Москве и области Алексея Волкова и нескольких его подчиненных избрана мера пресечения - заключение под стражу.



- Но Волков уже был фигурантом уголовного дела, и даже был под арестом. Однако ему удалось выйти сухим из воды. Поговаривали, что у него есть очень влиятельные покровители...



- Это мне неизвестно. Могу говорить только о тех фактах, которые есть у нас в деле. И мы подозреваем, что подобным образом, а именно - под предлогом возобновления лицензии вынудили председателя Заболотского охотхозяйства военно-охотничьего общества Генштаба бесплатно передать некой фирме имущество этой общественной организации. Таким образом, за возобновление действия лицензии наши фигуранты получили взятку по договору купли-продажи имущества стоимостью более 16 миллионов рублей.



- А нельзя ли рассказать о так называемом крабовом деле?



- Это уголовное дело возбуждено летом прошлого года. Гражданин США Гонтмахер вместе с президентом ЗАО "Восточные рыбные ресурсы" Эмбареком, главным бухгалтером Сусловым и другими создали преступное сообщество и организовали незаконную разработку морских богатств нашей экономической зоны. За 2006 год и первую половину 2007 года преступной организацией было выловлено более 23 тысяч тонн краба. И это при том, что их квоты составляли лишь 703 тонны.

Сейчас членам преступной группы предъявлено обвинение. Они под стражей.



- От экономического криминала страдает большое число людей - вкладчиков, дольщиков, акционеров. Есть ли у них надежда, что мошенников поймают?



- Вот такой пример - как ответ. В ходе следствия по уголовному делу, возбужденному в Набережных Челнах в отношении директора ООО "Жавдат" Гильмановой, установлено, что она похитила у 120 участников долевого строительства дома больше 40 миллионов рублей. Гильмановой предъявлено обвинение по 114 эпизодам мошенничества, незаконной предпринимательской деятельности, уклонению от уплаты налогов и легализации. Она осуждена к 5,6 года лишения свободы.



- Большие изменения произошли в работе следователей - внесены изменения в УПК. Как вам работается в новых условиях?



- Теперь все процессуальные вопросы, связанные с организацией расследования, решаются прежде всего следователем и его руководителем. Следователь самостоятельно возбуждает уголовное дело. Согласия прокурора не требуется. Как и при возбуждении перед судом ходатайств об избрании меры пресечения в виде ареста, о разрешении производства осмотра жилища и многое другое. В новых условиях мы проработали уже более четырех месяцев. И не утратили своих позиций. Мы больше завершили уголовных дел, больше направили в суд - порядка 500 тысяч. Наши следователи свыше 93 процентов возбужденных уголовных дел направляют в суд. Это серьезная цифра. С начала года у нас в производстве было больше 2 миллионов 640тысяч дел.


http://www.advisers.ru/interview/article2146.html

Док. 484783
Перв. публик.: 30.01.08
Последн. ред.: 03.09.08
Число обращений: 149

  • Аничин Алексей Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``