В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Крутов: `Хвост не должен крутить головой` Назад
Александр Крутов: `Хвост не должен крутить головой`
- Александр Николаевич, как Вы оцениваете выборный процесс на Украине?

- В каждой стране выборы проходят по-своему, наособицу (есть такое русское слово). Играют роль ситуация, действие властей, оппозиция, настроение народа, экономическое и политическое положение людей. Вместе с Украиной мы "выросли из одной купели", поэтому нас волнует все, что происходит у братского народа, какой он выберет путь, с кем и за кого.

Так как мы были международными наблюдателями, то старались объективно смотреть на то, как проходит выборный процесс. В первом туре мы побывали во многих областях Украины, а во втором - в Киеве и Киевской области.

Первое, что бросилось в глаза - это два разных стиля проведения выборной кампании. Если кампания г-на Ющенко отличалась агрессивностью, наступательностью, призывом к выходу и выплескивалась на улицы, то кампания Януковича была выдержана в спокойном оборонительном стиле. То есть столкнулись две концепции - агрессивная и достойно-уважительная.

- А может быть, кампании Януковича не хватало наступательности?

- Давайте посмотрим, какая тактика оправдалась, то есть, кто победил. Как заявила ЦИК, подведя итоги, победил Янукович. Значит, его кампания была правильной и принесла победу. Конечно, на мой взгляд, если бы в кампании Януковича больше присутствовал эмоциональный компонент, обращение не только к разуму, но и к чувствам людей, то он бы выиграл от этого больше. Потому что, сделав упор только на разумные доводы, политтехнологи Януковича не учли, что украинский народ настолько политизирован, что он воспринимает больше сердцем, чем разумом. И это показали выборы.

Кроме того, выборы показали четкое разделение Украины. Я говорю, что Украина одна, но у нее есть две стороны. Одна выбирает путь на Запад, куда ее все время увлекают иностранные проповедники, вторая - на Восток, путь своих предков, отцов, свою веру, тысячелетнюю историю. И этот раздел четко сказался на выборах.

- Много ли было нарушений?

- Были проблемы со списками, с избирательными комиссиями - с кворумом, с организацией участков, с открепительными талонами, с организацией участков в той же России. Таких нарушений было достаточно много по итогам первого тура выборов. Ко второму туру часть из них была снята. Но в принципе, эти нарушения ни в коей мере не дают основания ставить под сомнение легитимность выборов. Выборы легитимны. Они показали, что приблизительно равное количество людей разделяют взгляды обоих претендентов. Подобное положение характерно для многих демократических государств. В США мы видим тот же самый расклад, общество разделилось между двумя кандидатами в президенты. И это вполне нормально.

- А то, что сейчас происходит на улицах Киева?

- Это уже ненормально и идет вразрез с демократическими нормами и стандартами. Оппозиция, которая проиграла, стремится во что бы то ни стало обострить обстановку, не признать выборы, оказать психологическое давление на ЦИК, общественность, Верховный Совет, правительство.

- В этом непризнании у нашей оппозиции есть мощный ориентир и поддержка. В противовес положительному заключению международных наблюдателей от России и ПАСЕ, наблюдатели от ОБСЕ заявили о массовых нарушениях в ходе выборов, а Госдепартамент США пригрозил Украине "отлучением от цивилизации".

- Нарушения начались еще задолго до первого тура. Они начались тогда, когда оппозиция стала говорить о том, что видит только одного победителя - Ющенко. Перед вторым туром они уже заявили в открытую: мы победители и другого не признаем. Они предопределили исход выборов. И, на мой взгляд, одним из самых главных нарушений было то, что на Западе и в Соединенных Штатах Америки такая позиция получила поддержку. За последние дни я только убедился, что вся эта кампания, которая сегодня выплеснулась на улицы Киева и других городов Украины, очень умело и хорошо срежиссирована западными товарищами, вернее, господами. Сегодня мы видим тот сценарий, который разыгрывался уже на Балканах и в Грузии. Мы видим, что процесс управляется с Запада. Когда нам показывают по телевидению палатки, то видно, что эти палатки уже давно заготовлены. Оранжевого цвета, все одинаковые. Все заранее продумано: заготовленные заранее автобусы везут в Киев людей из регионов. Это говорит о том, что работу проводит мощный штаб, у которого есть большие деньги, который все регулирует, контролирует и направляет. А призывы господ Тимошенко и им подобным говорит о том, что они сознательно идут на обострение ситуации. Им не нужна спокойная стабильная обстановка на Украине. Им нужно ее расшатать, потому что только в таком случае они могут чего-то добиться.

Г-н Кучма, как действующий президент, проявляет пассивно-выжидательную позицию. С другой стороны, я ехал на Украину вместе с корреспондентом Ассошеэйтед Пресс. Говорю ему: в США закончились выборы, теперь вы за Украину взялись? Да, отвечает, теперь сотни и тысячи людей приедут, чтобы работать на украинских выборах. То есть, здесь все умело режиссируется: куда идти, что делать, что кричать, когда остановиться. Сегодня я шел по улицам Киева и в большом количестве встречал мальчиков и девочек, которые спрашивали, как пройти к Верховному Совету, ЦИКу. Явно, что их привезли из регионов и они должны действовать по указке режиссеров.

- Александр Николаевич, как мы знаем, этот спектакль удался и на Балканах, и в Грузии. Какая судьба, с Вашей точки зрения, ожидает Украину?

- Как международный наблюдатель, я могу сказать, что сегодня происходит серьезное психологическое давление на парламент и ЦИК Украины по изменению итогов выборов. Это прямое нарушение законов Украины о выборе президента и о центральной избирательное комиссии Украины. Второе - то, что сегодня проигравшие политики бросают на улицы молодежь - чревато опасностью и есть возможность, что любая опасность со стороны этих оппозиционеров может привести к кровопролитию.

- Что должна делать власть?

- От власти требуется спокойствие, выдержка, умение держать ситуацию под контролем и, главное, умение показать, что власть на Украине существует, что ее нельзя революционными антидемократическими методами свергнуть или изменить. Понимаете? Если власть не скажет, что на Украине есть власть, то говорить тогда не о чем.

- Сколько наблюдателей от РФ работало на Украине?

- Всего было около 4 тысяч наблюдателей. От России только в нашей группе работало около 100 человек. Наша организация и другие - из Штатов, Израиля - неоднократно повторяли, что нарушения были, но они не дают сомнения в легитимности выборов. И то, что сегодня США заявляют о якобы массовых нарушениях, которые происходили на Восточной Украине, то это опять же игра в одни ворота по тому сценарию, который они разыгрывают вместе с оппозицией. Они не говорят об огромном количестве нарушений на Западной Украине - об этом сплошное молчание. Мы же считаем, что массовых нарушений, о которых сегодня твердят представители США и ОБСЕ, на Востоке Украины не было.

- Ну что ж, теперь нам остается только ждать?

- Нет, надо сделать все, чтобы Украина не "раскачалась", как мы (Россия - Л.Г.) в 1993 году.

- Но как это объяснить мальчикам и девочкам, которых вывели на улицы?

- Никак. Уже срабатывает психология толпы. Люди не слышат доводы. У нас такое "раскачивание" привело к большой крови.

- Мне эта ситуация напоминает "Тараса Бульбу". Сегодня Украина как два брата - Остап и Андрей. А власть должна олицетворять образ Тараса Бульбы...

- ...который сказал "Я тебя породил, я тебя и убью".

Власть должна четко определить, что для Украины сегодня важно, какой "сын" выражает истинные интересы украинского государства, а какой западного.

- Александр Николаевич, а какова роль России в этот острый момент?

- Россия очень заинтересована в том, чтобы на Украине все проходило спокойно, без нарушения демократических норм и стандартов. Мы заинтересованы в том, чтобы Украина была с Россией. Два приезда нашего президента накануне выборов, и его звонок с поздравлением Виктора Януковича говорят о том, на чьей стороне Россия.

- А как Вы рассматриваете вариант раскола Украины, о котором говорят разные люди по разные стороны этой границы противостояния? Об отделении мне даже говорили продавцы в магазине, говорят, мы без них проживем. Более того, исторически мы это уже проходили: была УНР, была Донбасско-Криворожская Республика, да и ряд территорий, вошедших в состав Украины при Советской власти, это исконно русские территории. Как свидетельствуют события последних дней, эти части так и не "притерлись" друг к другу.

- Я согласен. Сегодняшняя ситуация высветила не только географический, территориальный, но и мировоззренческий раскол. Поэтому, если "галицийский хвост" хочет вертеть всей Украиной, то я уверен, что вся Украина этого не захочет - не хвост вертит собакой. И если западенцы не хотят жить в едином государстве, то у жителей Востока есть полное право выразить свое мнение и по отношению к этому.

- А не считаете Вы, что такой раздел выгоден и нашим западным "друзьям", которые толкают народ Украины на противостояние? Ведь до сих пор никто не отменял формулу "разделяй и властвуй".

- Сомневаюсь, потому что Западная Украина без промышленного Востока - ничто. Это просто "хвост", а "собака" вся здесь. Они только почему-то не хотят понять, что основа Украины - это ее Восток.


Всеукраинский еженедельник "Донецкий кряж"
Людмила Гордеева
"Русская община"

Док. 484773
Перв. публик.: 25.11.04
Последн. ред.: 03.09.08
Число обращений: 198

  • Крутов Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``