В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Крутов и Валерия Новодворская о диссидентах Назад
Александр Крутов и Валерия Новодворская о диссидентах
Марианна МАКСИМОВСКАЯ (ВЕДУЩАЯ): Вы смотрите программу "Неделя". В понедельник исполнилось 40 лет диссидентскому движению в России. Тогда в 65-м дети хрущёвской оттепели вышли на Пушкинскую площадь с требованием соблюдать советскую конституцию. Дальше были вражеские голоса, самиздат, хельсинская группа и лагеря, много лагерей. Людей, не согласных быть несвободными стали называть диссидентами и правозащитниками. Они были разными. И в 90-е, когда они вышли из подполья, многие из них стали противниками уже не власти, а друг друга. Но все диссиденты без исключения, за свои убеждения платили большую цену. Нужны ли диссиденты сейчас. Что за оппозиция у нынешней власти. И что будет с этой оппозицией дальше. Об этом в нашей студии спорят Валерия Новодворская, профессиональный диссидент, и депутат Госдумы от фракции "Родина" Александр Крутов. Вопрос к вам обоим. Есть ли сейчас в России диссиденты, и нужны ли стране люди, выступающие, скажем так, против существующих порядков.



НОВОДВОРСКАЯ: Диссиденты - это всегда знак беды. В нормальной стране демократически развивающейся, в цивилизованной стране есть оппозиция, находящая себе место в парламенте в СМИ.

ВЕДУЩАЯ: В России сейчас диссиденство или оппозиция?



НОВОДВОРСКАЯ: В России сейчас, увы, диссиденты. И тем политикам, которые рассчитывали конструктивно поработать, типа "Яблоко" и СПС одна дорога к нам, становиться диссидентами. Потому что страна опять в большой беде, она идёт назад к прежним порядкам.

КРУТОВ: Большинство сегодня людей причисляет себя к оппозиции и считает, что диссидентство в том понимании, в котором мы его видели и знаем вот в течение 40 лет, оно уже себя изжило и сегодня есть условия, есть возможности для оппозиционной деятельности.

ВЕДУЩАЯ: Александр Николаевич, вы против тех устоев, которые сейчас существуют в обществе. Вас можно все-таки назвать диссидентом?

КРУТОВ: Вы знаете, меня лучше назвать православным человеком. Мы, православные, считаем, что такое взгляд, либеральный взгляд, т. е. свобода от греха, нас не устраивает. В этом смысле мы, православные, инакомыслящие.



НОВОДВОРСКАЯ: Я господина Крутова хочу успокоить, он напрасно так печалится. У нас сейчас идеология самодержавия, путинское разумеется, православие и народность в самом худшем смысле этого слова, вот за эти либеральные подходы в экономике Михаил Ходорковский на урановых рудниках фактически сидит, а Лебедев в Заполярье. Ученые сидят в лагерях за то, что они якобы шпионы, уже и до ракетчиков дошло, так что никакого либерализма нынешняя власть не приемлет.

ВЕДУЩАЯ: Александр Николаевич, а вы готовы чем-то пожертвовать? Ведь вот Валерия Ильинична за свои убеждения сидела когда-то в тюрьме, а вы сейчас вполне успешный депутат Государственной думы.

КРУТОВ: Я готов пожертвовать собою ради того, чтобы я мог исповедовать свою веру, православную веру.



НОВОДВОРСКАЯ: - .... тоже христианка, широкого профиля. Крещена в православии, но мне в одинаковой степени близки и каталицизмы и ....

ВЕДУЩАЯ: Власть отложила рассмотрение законопроекта о некоммерческих организациях. Многие говорили, что если этот закон будет принят, фактически оппозиции придется уйти в подполье.


НОВОДВОРСКАЯ: Ну, да. Слава богу, многие западные демократии, которые очень не хотят, чтобы Россия превратилась обратно в Советский Союз с таким-то количеством ядерного оружия. Если эти гранты нельзя будет получить, мы получим правозащитников, которые, лишенные возможности как то заниматься реальными делами по локальной помощи гражданам, станут такими же, как мы диссидентами, которые будут сосредотачиваться на политическом противостоянии путинскому режиму. Потому что просто никаких других сфер приложения сил у них не останется. Т.е. власть просто хочет, чтобы у нас произошла "оранжевая революция". Она все для этого делает.


КРУТОВ: Абсолютно никакой угрозы "оранжевой революции" нет. Никакого оппозиционного подполья либералов не будет. Либералы никогда не уйдут в оппозицию или в подпольную оппозицию. Потому что они духовно бедны. Они не смогут это сделать.

ВЕДУЩАЯ: А кто духовно богат?


КРУТОВ: Духовно богаты мы. Когда говорят о том, что мы, вся наша либеральная оппозиция существует на западные деньги, у меня возникает вопрос, какому барину вы служите?


НОВОДВОРСКАЯ: Считайте, что барин та самая статуя свободы, которая стоит с книгой в руках и с факелом. Вот это портрет этого барина.


КРУТОВ: И у нее завязаны глаза.


НОВОДВОРСКАЯ: Глаза у нее как раз открыты. Это у Фемиды завязаны глаза. У нашей Фемиды зато ухо очень длинное, чтобы прислушаться к правительственным телефонам.

ВЕДУЩАЯ: А кто Родину спонсирует, кстати?



КРУТОВ: Мы зарабатываем сами.

ВЕДУЩАЯ: Т.е. где-то есть швейная фабрика, директор швейной фабрики вам сочувствует, сопереживает, дает деньги в соответствии с законом. А если запугают, к примеру, этого директора вот этой швейной фабрики? Он же здесь живет, в стране.



КРУТОВ: Будем жить так, как живет Валерия Ильинична.

ВЕДУЩАЯ: Бедно.



КРУТОВ: Бедно.

ВЕДУЩАЯ: А вы готовы?



КРУТОВ: Но с высоко поднятой головой.

ВЕДУЩАЯ: Будут жить бедно? Как вы думаете?



НОВОДВОРСКАЯ: Ну, я смотрела на Дмитрия Олеговича Рогозина, у меня не создалось ощущения, что он хочет жить бедно.

ВЕДУЩАЯ: Валерия Ильинична уже выходит на улицы, обращается к людям напрямую. Вы готовы выйти на улицу и доказать, что вы настоящая оппозиция?



КРУТОВ: Мы уже доказали, что мы настоящая оппозиция уже даже тем, что нас испугалась московская власть и сняла нас с выборов.



НОВОДВОРСКАЯ: Вас сняли с выборов не потому, что вы оппозиционней нас. А потому, что-то направление пронацистское, ксенофобское. Вас сняли потому, что вы зашли за край. Только поэтому. А так власть вас вполне поддерживает.



КРУТОВ: Снимать парламентскую партию с выборов это извините меня из рук вон выходящее дело. Вот скажите, вот сегодня вы объединяетесь вокруг Касьянова и вы что, вы хотите.... объединяются либералы, демократы. И вы что хотите сказать, что это и будет та реальная оппозиция, которая приведет Россию к счастью и благоденствию? Да вы что.



НОВОДВОРСКАЯ: Мы пока еще не идем к алтарю с господином Касьяновым.



КРУТОВ: В этом объединении вокруг Касьянова и показана вся сущность либерал-демократов.



НОВОДВОРСКАЯ: Пока он явочным порядком заявил, что он будет от нас кандидатом в президенты без нашего согласия. Это очень плохое начало.

ВЕДУЩАЯ: Касьянова называют жертвой режима. Вы считаете его оппозиционером?



НОВОДВОРСКАЯ: Не очень он похож на жертву.

ВЕДУЩАЯ: А на оппозиционера?



НОВОДВОРСКАЯ: И на оппозиционера пока тоже не тянет. Надо сжечь все мосты с властью.



КРУТОВ: Вот судя по сегодняшнему разговору, у либеральной, демократической оппозиции нет будущего. Они стоят на совершенно противоположных позициях тех, которые нужны сегодня России и народу, который живет в этой стране.

ВЕДУЩАЯ: Ну, делаем все-таки вывод о том, что не договорились сегодня, ни есть ли диссиденты в стране, ни, собственно, о том, кто же себя сейчас с полным основанием может называть настоящей оппозицией. Мнения как были полярные, так такими и остались.



Источник: "Неделя" (канал REN-TV) / 11.12.2005
http://www.kro.su/interview/show/?id=413

Док. 484762
Перв. публик.: 11.12.05
Последн. ред.: 03.09.08
Число обращений: 170

  • Крутов Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``