В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Особое мнение` Олега Бяхова Назад
`Особое мнение` Олега Бяхова
Госдума РФ приняла в первом чтении поправки в Налоговый кодекс, призванные стимулировать развитие отечественных IT-технологий. Так депутаты принялись исполнять поручение президента, призвавшего обеспечить преференции для высокотехнологичных национальных отраслей. Введение налоговых льгот для IT-компаний активно поддерживает Министерство информационных технологий и связи. В студии - руководитель департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи Олег Владимирович Бяхов.

- Когда объявляют о введении налоговых льгот для кого бы то ни было, сразу возникает вопрос, кому это выгодно? В данном случае, кому?

Бяхов: Это выгодно в прямом смысле компаниям, которые являются производителями информационных технологий в России. Это выгодно тем, кто умеет лучше всего в мире (известно, что рынок информационных технологий, наверное, самый глобальный рынок) производить программное обеспечение, оказывать услуги, связанные с этим, разрабатывать что-то по заказу любых международных клиентов. В России таких компаний достаточно немного на текущий момент, но если взять все статьи российского экспорта, отбросить нетехнологичный, то есть сырьевой, и негражданский экспорт, связанный с военными технологиями и оружием, то окажется, что это самая большая статья российского технологического экспорта по объему. В прошлом году IT-компании экспортировали программного обеспечения и услуг, связанного с разработкой программного обеспечения, приблизительно на 1 миллиард долларов. Это больше, чем автоэкспорт, чем любой машиностроительный экспорт. Сегодня это также будет выгодно тем, кто растет быстрее всего. А этот экспорт в России растет более чем на 50 процентов в год. А также тем, кто зарабатывает нормальные деньги, но для кого объективно просто невозможно работать сегодня на территории РФ из-за существующего налогового режима.

Главная проблема, которая решается при помощи данного законопроекта, заключается в том, что существующий уровень социальной налоговой нагрузки в виде платежей в Пенсионный фонд, в Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования существенно увеличивает налоговую нагрузку на компании, работающие в России, по сравнению с зарубежными компаниями, с которыми конкурируют российские IT-компании.

- Эта налоговая нагрузка делает отечественные IT-компании неконкурентоспособными?

Бяхов: Совершенно верно. Компании, которые действуют в таких быстроразвивающихся странах, как Китай, Индия, Филиппины и ряде других, практически не платят никаких налогов. Плюс в Китае и Индии отсутствует система социального обеспечения, там нет обязательного социального налогообложения, положенного по закону, как в России. Получается, что при одной и той же выручке за похожую работу, не касаясь здесь вопросов качества и т.п., у российской компании налоги составляют приблизительно одну треть. Если, допустим, российская компания заработала 1000 долларов, то по закону она должна отдать 330 долларов в виде налогов государству. Для китайских и индийских компаний в первые десять лет их существования корпоративное налогообложение практически равняется нулю.

Пример, российская предлагает работу за 1000 долларов, а китайская или индийская компании совершенно спокойно могут ту же самую работу продать за 700 долларов. И они получат ту же самую прибыль, учитывая еще то, что труд программистов в этих странах стоит дешевле. Складывается ситуация, что российские компании в борьбе за заказы международных клиентов существенно проигрывают даже по цене. А дальше возникает вопрос, до каких пор мы можем позволять себе готовить лучших программистов в мире, а объективно это так, но одновременно с этим не давать им возможности реализоваться на территории России. Самая главная выгода от существования компании на территории той или иной страны получается, когда эта компания на данной территории может получить доступ к капиталу. Это обеспечит ей возможности для быстрого роста, в неё поверят инвесторы, она сможет очень быстро создавать новые высокооплачиваемые рабочие места и получать доступ к клиентам нового уровня и т.п.

На сегодня цель налоговых льгот состоит в том, чтобы российские компании, когда они начинают бороться за международные заказы, были в равных конкурентных условиях со своими зарубежными соперниками.

- За внесение этих изменений в Налоговый кодекс проголосовали 406 депутатов. Достаточно беспрецедентное событие, ибо голосовали "за" даже те, кто традиционно отвергает мнение большинства по любым вопросам. Какие конкретно льготы предусматриваются для программистов?

Бяхов: В январе 2005 года президентом России в Новосибирске в ходе совещания было дано поручение разработать меры таможенного и налогового стимулирования в сфере информационных технологий. И когда мы начали обсуждать новый налоговый режим, то довольно долго шла дискуссия с Минэкономразвития, которое убеждало, что за пределы существующих налоговых режимов, существующих в НК, выходить нельзя, так как изменять налоговый климат необходимо для всех. Для нас эта "принципиальная" точка зрения МЭРТа является несколько странной, хотя бы потому, что при одинаковых принципах налогообложения на компаниях сырьевого сектора, 90 процентов затрат которых составляет закупка оборудования, и они легко их могут объяснить, нет социальной налоговой нагрузки. А у программистских компаний - 70-80 процентов затрат уходит на выплату заработной платы, на доход работающих в этой компании людей. Соответственно, доля социальных налогов в выручке программистских компаний получается гораздо выше. В данном случае принцип равного для всех налогового климата дает очень странный эффект.

Получается, что реально доля налоговых выплат в выручке компаний высокотехнологичного сектора гораздо больше, чем у компаний сырьевого сектора. В то же время в стране поставлена задача диверсификации национальной экономики, чтобы можно было слезть с "нефтяного" иглы. Для этого просто необходимо поощрять рост именно технологического сектора, который должен расти ускоренными темпами.

- Но есть же особые экономические зоны. Почему эти компании там не работают и не пользуются всеми преимуществами и выгодами работы там?

Бяхов: Что такое особая экономическая зона? По закону о них технико-внедренческая зона, в которой могут работать эти компании, имеет площадь 200 га. Таких площадей в РФ на сегодняшний момент существует четыре. То есть, на 800 га необходимо собрать всех программистов, ибо льготы в законе прописаны таким образом, что применяются по отношению только к тем работникам, которые наняты на территории особой экономической зоны. Ни одна нормальная программистская компания на сегодняшний день так не работает. Технологии позволяют сегодня осуществлять работу программистских компаний через удаленную занятость.

- То есть, человек сидит дома и работает.

Бяхов: Есть такая программистская компания, которая называется "SWsoft", которая в своем небольшом секторе (несколько сот миллионов долларов в год) - секторе управляющего программного обеспечения для хостинга - является мировым лидером. 450 человек-разработчиков компании сидят частично в Долгопрудном, частично (большая часть) - в Новосибирске, куда заведены бесплатные американские линии поддержки, потому что у компании много клиентов в США, европейские линии, то есть, весь бизнес компании осуществляется из Новосибирска. Но при этом её штаб-квартира находится в США в силу того, что если бы она находились в России, то компании было бы, во-первых, практически невозможно получить доступ к капиталу для развития (в России финансовый сектор не понимает, как поддерживать IT-компании), а во-вторых, режим налогообложения в США гораздо более благоприятный.

И представить себе, что так построенная компания должна ради того, чтобы получить льготы, прийти куда-то в особую экономическую зону, свезти туда всех нанятых ею программистов, решить, каким образом общаться со своими клиентами физически доказуемо, построить дома для жилья, создать необходимую инфраструктуру для жизни и работы, просто невозможно. Тем более что у компании доступа к такому капиталу нет. Да, она может поддерживать свой собственный бизнес и его развитие, но инвестиции в окружающую среду на территории ОЭЗ совершенно для неё ненужная вещь, ибо несопоставима с тем уровнем льгот, которые она в этой зоне получит...


http://www.radiorus.ru/news.html?id=163764

Док. 484703
Перв. публик.: 19.05.06
Последн. ред.: 03.09.08
Число обращений: 261

  • Бяхов Олег Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``