В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Бяхов, Мининформсвязи: `Для того, чтобы умные люди в России стали богатыми, нужно создать соответствующие условия для ведения бизнеса` Назад
Олег Бяхов, Мининформсвязи: `Для того, чтобы умные люди в России стали богатыми, нужно создать соответствующие условия для ведения бизнеса`
Интервью директора департамента стратегии построения информационного общества Миниформсвязи РФ Олега Бяхова корреспонденту ПРАЙМ-ТАСС.

Корр.: Олег Владимирович, почему такая тема, как создание IT-парков, так активно обсуждается именно сейчас? Ведь на сегодняшний день в России существует более 40 IT-парков.

Олег Бяхов: Дело в том, что инициатива создания тех технопарков, которые существовали до последнего времени, принадлежала не государству. Парки создавались самостоятельно на уровне регионов или даже отдельных предприятий, не было системного подхода, поддержки государства. Поэтому такие парки очень отличаются друг от друга по размерам и обладают разными возможностями. Сейчас мы чувствуем серьезный интерес со стороны международных IT-компаний к развитию своей исследовательской активности в России. Эти компании привыкли к определенному качеству работы, и у них есть вполне определенные ожидания, связанные с тем, что IT-отрасль сегодня в России пока не очень развита, в том числе по уровню заработной платы. Для того, чтобы технопарки развивались более успешно, с привлечением инвестиций из-за рубежа, необходима федеральная поддержка. Именно в этих целях Мининфорсвязи вместе с Министерством экономического развития и торговли, Министерством образования и науки и Министерством финансов подготовило и внесло в правительство государственную программу по созданию пяти пилотных технопарков в четырех регионах России. Эти парки с самого начала будут спроектированы в соответствии с международными стандартами. Создаваемые в рамках этой программы технопарки с самого начала будут развиваться как комплексные проекты. Мы планируем, что в каждом из технопарков будет как минимум 10-20 тысяч рабочих мест. Когда я говорю "комплексный проект", я имею в виду не только комплексную застройку, но еще и то, что технопарки буду располагаться в непосредственной близости от центров подготовки кадров, там, где концентрируется человеческий капитал. В таких парках будет легко начать свой собственный бизнес в сфере информационных технологий и быстро получить отдачу от идеи с хорошим коммерческим потенциалом.

Корр.: В каком объеме будет финансироваться эта программа?

О.Б.: Программа будет финансироваться из федерального и регионального бюджетов с привлечением частных инвестиций. Предполагается, что объем финансирования государственной программы по созданию в России 5 технопарков составит 123 млрд руб, при этом 20 млрд руб будет выделено из федерального бюджета, 15 млрд руб - из региональных бюджетов, и 88 млрд руб - это частные инвестиции.

Корр.: Проявляют ли иностранные компании интерес к инвестированию в создание российских технопарков?

О.Б.: Сегодня иностранные компании уже присутствуют в России и инвестируют средства в IT-проекты. Например, компания Intel, которая создала в России более тысячи рабочих мест. В Санкт-Петербурге несколько сот человек работают в исследовательских подразделениях нескольких международных компаний, например, Siemens, Motorola. Буквально на следующей неделе Alcatel открывает центр разработок в Санкт-Петербурге. Интерес к инвестированию в российскую IT-отрасль проявляют и такие компании, как Hewlett-Packard и Google. Все эти компании готовы и дальше развивать свою активность, но, давайте говорить честно, они при этом ожидают определенных шагов со стороны государства. Государство должно продемонстрировать серьезность своих намерений, и программа создания IT-парков - это и есть такая демонстрация. Когда госпрограмма будет утверждена, частные компании начнут инвестировать в России более существенные средства. А до тех пор, пока инвесторы не придут к окончательному решению, они будут думать, вкладывать ли свои деньги в Россию или в другие страны - в СНГ, Центральную или Восточную Европу, или усилить свою активность в Индии или Китае, на Филиппинах или в Индонезии. Мир большой. Да, мы располагаем определенными преимуществами в сфере человеческого капитала, у нас в России много умных людей. И для того, чтобы все эти умные люди стали богатыми, нужно создать соответствующие условия для ведения бизнеса.

Корр.: Президент России в начале 2005 г дал ряд поручений, касающихся, в частности, изменений в таможенном и налоговом законодательстве, создании особых экономических зон. На какой стадии находится проработка этих поручений, и что уже сделано на сегодняшний день?

О.Б.: Первое из распоряжений президента РФ на данный момент выполнено - это принятие закона об особых экономических зонах. Закон подписан президентом, уже вступил в силу, и Минэкономразвития РФ объявило первые конкурсные процедуры по выбору регионов, в которых будут создаваться особые экономические зоны. Создано федеральное агентство по особым экономическим зонам. Представители Мининформсвязи РФ войдут в конкурсную комиссию по отбору регионов для создания промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон. Второе распоряжение касалось изменений в налоговом и таможенном законодательстве, способствующих развитию отрасли информационных технологий. Первый небольшой шаг в этом направлении нам удалось сделать - в июле был принят пакет изменений в Налоговом кодексе РФ, который вступит в силу с 1 января 2006 г. В частности, в Налоговом кодексе появилась четкая формулировка, описывающая экспорт программного обеспечения и услуг в качестве отдельной статьи. Данное изменение в значительной мере снимает проблемы, связанные с невыгодностью декларирования программного обеспечения как продукта, произведенного на территории РФ. Раньше экспортеры фактически не могли предъявить к возврату налог на добавленную стоимость, потому что при любой налоговой проверке они не могли пояснить, что же они экспортировали - это не было прописано в Налоговом кодексе. Сейчас формулировка, описывающая экспорт ПО, появилась, и на сегодняшний день можно ссылаться на положение Налогового кодекса и получать возмещение налога на добавленную стоимость. Еще мы смогли преодолеть затруднения, связанные с практикой администрирования сделок при продажах программного обеспечения через Интернет. Раньше при таких сделках было практически невозможно получить валютную выручку на расчетный счет в российском банке, так как к ним применялись те же требования экспортного контроля, как, условно говоря, к экспорту нефти и газа. Стоимость администрирования паспорта сделки была несоизмерима с прибылью от каждой продажи. И, в результате, торговля этими продуктами интеллектуальной собственности происходила за пределами России. Мы обратились в департамент валютного контроля Центрального Банка РФ и получили разъяснение, что для всех сделок объемом менее 5 тыс долл регистрация отдельного паспорта сделки не является обязательной, и что есть возможность в рамках договорных отношений между экспортером и уполномоченным банком урегулировать это таким образом, что экспортный реестр может вестись банком по соглашению с экспортером. Таким образом, появилась возможность обойтись без оформления отдельного паспорта сделки под каждую такую продажу. Самый главный вопрос, который мы сегодня пытаемся решить - это изменение налогообложения для IT-компаний. Сейчас Мининформсвязи РФ совместно с Минэкономразвития РФ и Министерством финансов РФ готовит предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс РФ. Мы готовим отдельную главу Налогового кодекса, которая будет описывать специальный режим налогообложения для компаний, работающих в отрасли информационных технологий. Согласно нашим предложениям, налогообложение IT-компаний будет близко по характеру и статусу к налогообложению сельхозпроизводителей, а по схеме - к упрощенному режиму налогообложения, что снимет очень большое количество налоговых проблем, которые на сегодня существуют. Прежде всего, это проблема единого социального налога. Компании, в зависимости от рода деятельности, будут иметь возможность платить этот налог по сниженной ставке. Применение этого режима налогообложения, по всей видимости, будет связано с механизмом аккредитации компаний. Право на получение налоговых льгот, скорее всего, будут иметь аккредитованные компании, а вот кем они будут аккредитованы - это вопрос к законодателям. Например, они могут проходить аккредитацию в автономной некоммерческой организации, которая могла бы быть создана участниками отрасли информационных технологий. Вопрос заключается только в том, готова ли такая организация нести ответственность за то, что этот льготный режим не будет применен в целях создания различных схем ухода от налогов.

Корр.: Дает ли что-нибудь российской IT-отрасли недавно принятый закон о развитии особых экономических зон?

О.Б.: Для каких-то локально расположенных компаний в сфере информационных технологий этот закон может дать некоторые преимущества. Согласно закону об особых экономических зонах, компания, которая будет работать в зоне, должна быть зарегистрирована в одном муниципальном образовании. У такой компании не должно быть филиалов в других регионах, руководство может нанимать сотрудников только в рамках этой особой экономической зоны. Это серьезное ограничение, которое накладывается на развитие бизнеса IT-компании. Теоретически такие компании есть, но будут ли они успешно развиваться? Наша задача, в первую очередь - помочь созданию крупных успешных компаний в IT-отрасли. Вот, например, в Индии правительство поставило 20 лет назад задачу - развить отрасль информационных технологий. И Индия начала настойчиво выращивать лидеров отрасли, которые сегодня разместили свои акции на американском фондовом рынке и которые могут без особых проблем привлекать один-два раза в год до одного миллиарда долларов по очень низким рыночным ставкам. А покажите мне российскую компанию в области информационных технологий, которая сегодня может привлечь хотя бы одну десятую от названной мной суммы! Если мы не дадим IT-компаниям возможность развиваться быстро, эффективно и без территориальных ограничений, у них будут большие проблемы с конкуренцией на международной арене. Именно поэтому особые экономические зоны - не самый удобный инструмент для отрасли информационных технологий.

Корр. В каких регионах будут создаваться первые IT-парки?

О.Б.: Мининформсвязи РФ должно было до конца августа представить в правительство, помимо государственной программы по развитию технопарков, совместные предложения с регионами по строительству IT-парков. В июне мы направили в регионы формат, в котором эти предложения должны были быть сформулированы. Но, несмотря на единый формат, степень проработки проектов была разной. Наверно, это связано с тем, что регионы сильно отличаются друг от друга. Я не могу сейчас сказать вам, что, например, проект Черноголовки лучше, чем проект парка в Санкт-Петербурге или Сарове. Мы попросили у правительства еще некоторое время для того, чтобы провести окончательный анализ предложений. Через некоторое время министерство планирует принять решение о том, в каких регионах будут размещаться технопарки.

Корр.: Когда в России начнут работать первые технопарки?

О.Б.: Мы рассчитываем на то, что в тех местах, где уже более или менее развита инфраструктура и есть незаконченные строительные объекты, /например, в Новосибирске/, к концу 2006 г можно будет запустить первые очереди технопарков. Конечно, это будут парки не на 10 и не на 20 тысяч рабочих мест. Мы стремимся использовать для максимально быстрого запуска IT-парков уже существующую инфраструктуру, при этом условия у тех предприятий, которые претендуют на звание IT-парка - разные. Например, в Дубне доступной инфраструктуры практически нет. Город небольшой, и чтобы создать технопарк на 10 тысяч рабочих мест, нужно как минимум вдвое увеличить его население. Это означает, что там критическим требованием является строительство жилья, помимо строительства офисных помещений. В то же время, если говорить о технопарке на базе государственного университета телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича в Санкт-Петербурге, то там уже есть необходимая для развития парка инфраструктура, которую надо лишь немного достроить. Этот проект может быть запущен в эксплуатацию гораздо быстрее.


Екатерина Невская
bit.prime-tass.ru
http://www.broadcasting.ru/newstext.php?news_id=11230

Док. 484700
Перв. публик.: 15.11.05
Последн. ред.: 03.09.08
Число обращений: 296

  • Бяхов Олег Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``