В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Непродвинутая Россия Назад
Непродвинутая Россия
Несмотря на то, что некоторые технологические новинки стали повседневностью в жизни многих россиян, директор департамента информационного общества Минсвязи уверен, что нашей стране еще далеко до звания информационно продвинутой державы

Наталия Бехтина: Об информации, информационных технологиях, о том, какое место занимает Россия в развитом информационном обществе, поговорим с Олегом Владимировичем Бяховым, директором департамента стратегии построения информационного общества Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации.

Информационные проблемы, еще недавно бывшие проблемами немногих продвинутых юзеров, постепенно становятся понятными все большему количеству людей; еще немного - и, возможно, все заговорят на птичьем языке программистов. В каком состоянии находится информационное общество России?

Олег Бяхов: Мобильные телефоны еще совсем недавно были привилегией весьма продвинутых людей. Сегодня мобильников в стране больше, чем народа. Если же говорить об обществе в целом, оно находится на стадии созревания. Можно выделить три важных фактора, которые должны дозреть, чтобы можно было говорить об информационном обществе как о чем-то состоявшемся.

Первый фактор - развитие инфраструктуры, то есть такого состояния, когда каждый человек может получить свободно и по приемлемой цене доступ к нужным информационным ресурсам. Второе - использование возможностей этой инфраструктуры во всех сферах общественной жизни, когда практически любое действие человека так или иначе связано с использованием информационных технологий. Можно привести совсем простой пример того, что в этом мы пока еще не совсем дозрели, и это главная проблема, которая фигурирует во всех международных рейтингах в отношении информационной готовности России.

Я говорю о проблеме постоянного профессионального образования. Сегодня, чтобы быть конкурентоспособным в своей профессии, нужно постоянно иметь доступ к новой информации и постоянно обучаться. По исследованию, проведенному Всемирным банком в прошлом году, в средних и малых компаниях Российской Федерации ежегодно проходят обучение 7,7% персонала. В Португалии или Ирландии это более семидесяти процентов. В десять раз больше! Естественно, это не из-за того, что люди постоянно куда-то едут на курсы; там в массовом порядке применяется форма дистанционного образования.

Когда я работал в международной компании, тоже этим занимался. На меня было выделено время, которое я мог записать как свое рабочее время, и я в интернете, то есть во внутреннем интранете компании проходил определенный тренинг. Читал нужные материалы, отвечал на вопросы, после чего в кадрах мне ставили "птичку", что я эти курсы прошел и этими знаниями обладаю. Вот с этим у нас пока проблема, и достаточно большая. Да и бизнес у нас не очень готов вплетать информационные технологии в свою ткань.

Наконец, третий фактор - безусловно, то, на чем сегодня сфокусирована и политика государства, и приоритеты, в частности, нашего министерства: чем дальше, тем больше будет перераспределяться в обществе через информационный сектор экономики. И чтобы быть конкурентоспособными как нация, нам нужно научиться эти технологии производить. У нас должно быть собственное производство. Иначе мы так и будем дальше производить что-нибудь такое тяжелое металлическое или сырьевое, а чем дальше, тем дороже будут стоить информационные ресурсы, и относительно дешевле - ресурсы природные. Это не означает обесценивания природных ресурсов, просто дальше будет возрастать добавленная стоимость информационных ресурсов.

Н. Бехтина: Считается, что такая страна как Индия очень сильна своими программистами. Возникает вопрос: сильны как исполнители или как интеллектуальный ресурс? И кем нам нужно быть: Биллами Гейтсами, чтобы придумывать продукт, или же можно ограничиться ролью подсобных рабочих?

О. Бяхов: Нам очень сложно выступать в роли подсобных рабочих, - слишком много у нас в стране умных людей. Ситуация выглядит достаточно просто даже в простых стоимостных параметрах. Стартовая зарплата программиста в Индии сейчас порядка пятисот - шестисот долларов. При этом нужно понимать, что из населения Индии численностью почти в миллиард триста миллионов человек порядка трехсот миллионов живут на нормальном среднеевропейском уровне, остальной миллиард - с ежедневным доходом не выше двух долларов. Соответственно, конкуренция за получение доступа именно э этому сектору экономики громадна. У нас стартовая зарплата и уровень жизни программиста таков, что мы просто будем неконкурентны на международном рынке с индусами: у нас программист приходит на стартовые позиции с зарплатой от тысячи долларов и выше, а в Москве - ближе к двум тысячам долларов, особенно если он обладает определенной квалификацией...


http://www.upmonitor.ru/editorial/interview/2007-02-06/1143/

Док. 484697
Перв. публик.: 06.02.07
Последн. ред.: 03.09.08
Число обращений: 236

  • Бяхов Олег Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``