В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Вьюгин: инсайд - нерешенная проблема российского рынка Назад
Олег Вьюгин: инсайд - нерешенная проблема российского рынка
В России нет законодательства, которое бы достаточно эффективно регулировало использование инсайдерской информации, считает экс-глава ФСФР, председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин. О проблемах и перспективах российского рынка акций он рассказал в интервью "Вестям".

- Чем отличается инсайд и коммерческая тайна. Дело в том, что очень часто путают эти определения?

- Инсайд - это информация о компании эмитенте, то есть компании, которая является публичной, акции которой торгуются на биржах. Которая, если ее знать, может достаточно сильно или существенно повлиять на котировки акций. Все не знают, а я знаю эту информацию. Я могу использовать эту информацию для того, чтобы совершить действия. Когда все узнают об этой информации, кроме меня, как говорится, поезд уже уйдет. Вот. То есть эта информация, могущая повлиять существенно на котировки акций данной компании. Коммерческая информация, которая относится к коммерческой тайне, это информация, к которой ограничен доступ, либо, там, самой компанией, либо, если эта информация государственной важности, то законодательством о коммерческой тайне.

- На западных рынках инсайд - довольно большая проблема. Но с этим, в принципе, довольно успешно борятся. А как в России обстоят дела?

- В России нет законодательства, которое бы достаточно эффективно регулировало использование инсайдерской информации при совершении сделок с акциями компании. Есть лишь только упоминание в законе о рынке ценных бумаг о том, что вообще говоря, использование инсайдерской информации запрещено. Вот. Но нет четкого определения кто такой инсайдер. Что такое инсайдерская информация и ее описание. Ну, и не говоря о том, что государственный регулятор не имеет право, точнее, ему не придано никаких прав проводить расследования, исследовать вопрос. То есть задавать вопрос участникам рынка, получать на них ответы и потом обращаться в суд. Вот это все пока отсутствует.

- Каким образом будет регулироваться требование прозрачности компаний и необходимости наличия закрытой информации?

- Ну, в принципе, здесь противоречия нет. Требования прозрачности - это требование законодательства и подзаконных актов, которые выпускает Федеральная служба по финансовом рынкам. О том, какую информацию публичные компании и в какие сроки должны раскрывать. Инсайдерская информация это тоже информация, которая в принципе должна раскрываться по определенным правилам. За редким исключением, которое в законодательстве развитых стран сделано, это, например, когда готовится сделка по слиянию или поглощению, информация, которая не раскрывается там до определенного времени, пока сделка не совершена. Потому что иначе это может повлиять на слелку, или вообще препятствовать совершению сделки. Это все в законах оговорено. Поэтому здесь противоречия нет и инсайдерская информация это тоже информация, которая должна публично раскрываться, но по определенным правилам, только и всего.

- Все экономисты говорят о том, что российскому фондовому рынку необходимы изменения. А что конкретно нужно изменить?

В принципе российское законодательство на рынке ценных бумаг и вообще законодательство, которое регулирует финансовые рынки, оно, в общем-то, достаточно продвинутое. Остается буквально несколько серьезнейших пробелов. Это, первое, это то, то, о чем мы сейчас только что говорили и это отсутствие эффективного контроля регулирования использования инсайдерской информации, и, кстати, манипулирование ценами на рынке ценных бумаг тоже. Вот этот блок. Нужно изменить или усовершенствовать инфраструктуру рынка ценных бумаг. То есть те институты, которые способствуют совершению сделок: биржи, депозитарии. Ввести в деятельность этих институтов некоторое регулирование, которое способствовало бы упрощению системы учета рынка, систему учета прав на ценные бумаги и создание центрального депозитария. Вот борьба с инсайдом и центральный депозитарий это две, как бы проблемы, которые в России не решены и, которые являются серьезнейшим препятствием для того, чтобы российский рынок был признан всеми в мире, как развитый рынок, после чего можно говорить о том, что там Москва может претендовать на то, чтобы быть финансовым центром для целого ряда стран, которые окружают, по крайней мере Россию.

- Если как раз говорить о зарубежном интересе к российскому рынку. К нам проявляют интерес компании, скажем так, бывших соцстран, либо это компании Западной Европы, Америки, а может быть даже и Азии?

Первые партнеры и, которые действительно сейчас, уже сейчас проявляют интерес, даже в тех условиях, которые существуют, это компании с русскими корнями. Что я имею в виду. Это либо компании, которые стали публичными за границей, как иностранные компании, но фактически они принадлежат российским собственникам и их основной бизнес в России. И есть компании, которые были созданы иностранными гражданами и они являются собственниками, или институтами, гражданами или организациями, которые тоже ведут исключительно фактически реальный бизнес в России. Вот они тоже интересуются публичным статусом в России. И этот интерес понятен, если компания российская по бизнесу, не по регистрации, там, где-то в Голландии или еще где-то, а по бизнесу, то конечно им интересно быть в России. Потому что их здесь знают, для них здесь хорошие аналитики, им нужны рубли, в конце концов, и им нужна рублевая торговля облигациями и акциями и поэтому они реально интерес проявляют и ждут, скажем, когда ФСФР найдет способы как допустить их к торгам на российских биржах.

Олег Вячеславович, сейчас международный рынок достаточно непредсказуемо себя ведет. Дайте маленький совет инвесторам - как себя сейчас вести?

Если инвестор является долгосрочным инвестором, то есть он покупал акции или их сейчас покупает не для получения мгновенной прибыли, там, через какой-то короткий срок времени, а хочет воспользоваться, как бы, доходом от того, что, в принципе, в долгосрочном плане курсовая стоимость российской акции будет расти, потому что экономика находится на подъеме, то, конечно, держать. Сейчас продавать невыгодно, потому что сейчас мы имеем локальное дно. Ну, оно было, сейчас опять подросли курсы, но как будет дальше, тоже нельзя однозначно говорить. Поэтому мой совет - держать. Если же речь идет о каких-то краткосрочных операциях, то здесь не важно на каком уровне находится рынок, важно угадать, куда он сейчас идет. Ну, как говорится, Бог в помощь.


Вести.RU
http://www.egovernment.ru/newstext.php?news_id=41278

Док. 484686
Перв. публик.: 14.02.08
Последн. ред.: 03.09.08
Число обращений: 148

  • Вьюгин Олег Вячеславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``